https://www.literaturus.ru/2015/07/agafja-pshenicyna-harakteristika-oblomov.html
Агафья Пшеницына и
Илья Обломов.
Художник
П. Н. Пинкесевич
Агафья Матвеевна Пшеницына является одним из наиболее светлых и трогательных персонажей знаменитого романа "Обломов" Гончарова.

Ниже представлена цитатная характеристика Агафьи Пшеницыной в романе "Обломов": описание внешности и характера героини, ее дома, хозяйства и т.д.





Характеристика Агафьи Пшеницыной в романе "Обломов"


Агафья Пшеницына является хозяйкой дома, в котором главный герой романа Илья Обломов снимает жилье. 

Полное имя героини – Агафья Матвеевна Пшеницына. Ее девичья фамилия – Мухоярова (такую фамилию носит ее родной брат):
"Славная баба Агафья Матвевна!.." (Обломов о ней, часть 4 глава VI)
Возраст Агафьи – около 30 лет:
"Ей было лет тридцать..." (часть 3 глава II)
Агафья Пшеницына является вдовой с двумя детьми. У нее есть 8-летний сын Ваня и 6-летняя дочь Маша:
"...вдова, с двумя детьми..." (Тарантьев о ней, часть 1 глава IV)
"...ее покойный муж, коллежский секретарь Пшеницын..." (часть 4 глава I)
"...двое детей со мной, от покойного мужа: мальчик по восьмому году да девочка по шестому..." (Агафья о себе, часть 3 глава II)
"Иногда придет к нему Маша, хозяйская девочка... <...> или зазовет он к себе Ваню, ее сына..." (часть 3 глава IV)

          Смотрите: Биография Агафьи Пшеницыной 

Агафья, ее двое детей и брат господин Мухояров живут в своем доме на Выборгской стороне в Петербурге:

"...в переулок, на Выборгскую сторону..." (часть 2 глава V)
"...будочник указал на старый домик на дворе..." (часть 3 глава II)

 Смотрите: Дом Агафьи Пшеницыной
Госпожа Пшеницына является бедной женщиной. Чтобы прокормить семью, она сдает часть дома жильцам (в частности Обломову), а также разводит кур на продажу и продает яйца:
"Она бедная вдова, живет только тем, что с дома получит; да разве на цыплятах и яйцах выручит кое-что на одежонку ребятишкам." (Мухояров о сестре, часть 3 глава III) 
"Да, у нас много кур; мы продаем яйца и цыплят. Здесь, по этой улице, с дач и из графского дома всё у нас берут, – отвечала она..." (часть 3 глава II)

Судя по всему, Агафья является дворянкой, "барыней". Вероятно, дворянский титул достался ей от покойного мужа, а сама она по происхождению дворянкой не была. Так, господин Тарантьев называет свою куму Агафью "благородной женщиной", что обычно означало принадлежность к дворянству (благородному сословию). Также Обломов называет Агафью "барыней", что опять же указывает на ее статус дворянки:

"...ты будешь жить у кумы моей, благородной женщины..." (Тарантьев о ней, часть 1 глава IV) 
"Сама барыня на рынок ходит!.." (Обломов об Агафье, часть 3 глава IV)

Агафья называет себя и своих детей "замарашками", судя по всему, имея в виду свое недворянское происхождение: 

"Те что? Такие же замарашки, как я сама, – небрежно говорила она, – они родились в черном теле..." (часть 4 глава X)





Агафья Пшеницына является свежей, здоровой женщиной:
"Какая еще свежая, здоровая женщина и какая хозяйка! Право бы, замуж ей..." (часть 3 глава IV)
У нее приятное лицо:
"У ней простое, но приятное лицо..." (часть 3 глава II) 
"Она была очень бела и полна в лице, так что румянец, кажется, не мог пробиться сквозь щеки. Бровей у нее почти совсем не было, а были на их местах две немного будто припухлые, лоснящиеся полосы, с редкими светлыми волосами..." (часть 3 глава II)
"...соколиными очами, без бровей..." (часть 3 глава IV)
"...круглых, белых, некраснеющих и небледнеющих щек..." (часть 4 глава V)
У Агафьи серые глаза:
"Глаза серовато-простодушные, как и все выражение лица..." (часть 3 глава II)
У нее полное белое тело:
"...женщину, с голой шеей и локтями, без чепца, белую, довольно полную..." (часть 3 глава II) 
"Платье сидело на ней в обтяжку: видно, что она не прибегала ни к какому искусству, даже к лишней юбке, чтоб увеличить объем бедр и уменьшить талию. От этого даже и закрытый бюст ее, когда она была без платка, мог бы послужить живописцу или скульптору моделью крепкой, здоровой груди, не нарушая ее скромности..." (часть 3 глава II)
"...спросил Обломов, глядя, чрез распахнувшийся платок, на высокую, крепкую, как подушка дивана, никогда не волнующуюся грудь." (часть 3 глава II)
У нее белые, красивые, но жесткие руки, судя по всему, от постоянной работы по дому:
"...руки белые, но жесткие, с выступившими наружу крупными узлами синих жил..." (часть 3 глава II)
"...чистыми, белыми руками и с голыми локтями..." (часть 4 глава I) 
"Как у вас хороши руки, – вдруг сказал Обломов, – можно хоть сейчас нарисовать..." (часть 3 глава IV)
У Агафьи всегда открыты локти, об этом неоднократно говорится в тексте. Сама она поясняет, что с открытыми руками ей удобнее работать по дому. Открытые локти героини являются своеобразным символом ее трудолюбия:
"Неловко с рукавами, – оправдывалась она, – нынче ведь вон какие пошли платья, рукава все выпачкаешь..." (часть 3 глава IV) 
"Обломову видна была только спина хозяйки, затылок и часть белой шеи да голые локти..." (часть 3 глава III)
"...Обломов любовался ее полными, круглыми локтями..." (часть 3 глава IV)
Будучи небогатой женщиной, Агафья носит простую, недорогую одежду:
"Обломов пожелал ее видеть, она на домашнее будничное платье накинула воскресную свою шаль, а голову прикрыла чепцом." (часть 3 глава II)
"Платье ее, в отношении к нарядной шали и парадному чепцу, казалось старо и поношенно..." (ее домашнее платье, часть 3 глава II) 
"...продала шаль, послала продать парадное платье и осталась в ситцевом ежедневном наряде: с голыми локтями, и по воскресеньям прикрывала шею старой затасканной косынкой..." (часть 4 глава V) 
"У хозяйки завелся большой шкаф с рядом шелковых платьев, мантилий и салопов; чепцы заказывались на той стороне, чуть ли не на Литейной, башмаки не с Апраксина, а из Гостиного двора, а шляпка – представьте, из Морской!.." (цитата о том, как у Агафьи появляются более дорогие платья, когда у Обломова вновь появляются деньги после аферы Мухоярова и Тарантьевачасть 4 глава IX)
У нее плавные, ровные движения и голос:
"...ходит плавно, говорит ни тихо, ни громко... потом она встанет, не суетясь..." (часть 4 глава I)
"Она по-прежнему не ходит, а будто плавает, от шкафа к кухне, от кухни к кладовой, и мерно, неторопливо отдает приказания с полным сознанием того, что делает..." (часть 4 глава IX)
Агафья Пшеницына – добрая женщина:
"...должно быть, добрая женщина!.." (мысли Обломова, часть 3 глава II) 
"Какие же вы добрые! – говорил Обломов, подходя к ней..." (часть 3 глава VI)
Она является славной женщиной, по словам Обломова:
"Славная баба Агафья Матвевна!.." (Обломов о ней, часть 4 глава VI)

Агафья Пшеницына – женщина-клад, по словам ее кума Тарантьева:

"Я пристроил тебя здесь, нашел женщину-клад..." (Тарантьев об Агафье, часть 4 глава VII)
Она является спокойной женщиной. Ей несвойственно беспокойство:
"Главное, спокойствие-то какое тебе будет: все равно как у родной сестры..." (Тарантьев о ней, часть 1 глава IV)
"...с несвойственным ей беспокойством говорила хозяйка..." (часть 3 глава II) 
"...она строго, но с спокойствием и достоинством сделает замечание Акулине и забудет..." (часть 4 глава I)
"...он знал, что лишь только он проснется, чай ему готов, и даже в ту самую минуту, как проснется. И главное, все это делалось покойно..." (часть 4 глава I)
Ее манера разговора отличается монотонностью:
"Нету братца-то, – монотонно говорила она, – нейдут они что-то..." (Агафья о брате, часть 3 глава II) 
"...не видать, – сказала она монотонно, глядя на забор..." (часть 3 глава II)
Она является кроткой женщиной:
"...она, такая добрая и кроткая..." (автор о ней, часть 4 глава I)
"Мой, – коротко отвечала она..." (часть 3 глава II)
Агафья – робкая, застенчивая женщина:
"Она вошла робко и остановилась, глядя застенчиво на Обломова..." (часть 3 глава II)
"Сама Агафья Матвеевна не в силах была не только пококетничать с Обломовым, показать ему каким-нибудь признаком, что в ней происходит..." (часть 4 глава I)
Агафья Пшеницына – трудолюбивая, живая, бодрая, энергичная женщина. Она с утра до вечера занята домашними делами:
"А бывало, так у ней все и кипит в руках! С утра до вечера так и летает..." (Обломов о ней, часть 4 глава VI)
"Она все за работой, все что-нибудь гладит, толчет, трет и уже не церемонится, не накидывает шаль, когда заметит, что он видит ее сквозь полуотворенную дверь, только усмехнется и опять заботливо толчет, гладит и трет на большом столе." (часть 3 глава IV) 
"...опять хозяйство ее пошло живо, бодро, весело, с маленьким оригинальным оттенком..." (часть 4 глава I) 
"...в Агафье Матвеевне, в ее вечно движущихся локтях, в заботливо останавливающихся на всем глазах..." (часть 4 глава I)  
"Вечно заняты! – сказал он, входя к хозяйке..." (часть 4 глава I)

Она всегда находит себе работу по дому, она не привыкла ничего не делать: 

"– А когда нет работы, что ж вы делаете? 
– Как нет работы? Работа всегда есть, – сказала она, – утром обед готовить, после обеда шить, а к вечеру ужин." (часть 3 глава IV) 
"...она не села; это было не в ее привычках: она вечно на ногах, вечно в заботе и в движении..." (часть 3 глава VI)

Энергичная Агафья никогда не отдыхает, по ее собственным словам:

"– Ужели же вы никогда не отдыхаете? 
– Ей-богу, правда!" (часть 3 глава IV)

Госпожа Пшеницына – простая женщина, по мнению Обломова:

"Какая она… простая, – подумал Обломов..." (часть 3 глава III) 
"Она простодушно усмехнулась..." (часть 3 глава II)
Агафья является малообразованной женщиной. Она с трудом пишет по-русски, то есть пишет криво и косо. По ее собственным словам, она совсем отвыкла писать:
"Она только затруднилась тем, что много понадобилось написать... она подписала криво, косо и крупно..." (часть 4 глава V) 
"– Писать-то я отвыкла совсем." (часть 4 глава VI)
Судя по всему, малограмотная Агафья не читает книг:
"...– А читаете что-нибудь? 
Она поглядела на него тупо и молчала..." (часть 3 глава IV)
Агафья Пшеницына является ограниченной, "тупой" женщиной. Ее собственный брат Мухояров сравнивает ее с коровой, которая не реагирует ни на положительные, ни на отрицательные события. Однако эта тупость пропадает, когда Агафья говорит о знакомом ей предмете. В остальных случаях она отвечает на вопросы усмешкой и молчанием:
"Она тупо выслушала и тупо задумалась..." (часть 3 глава II)
"...даже тупость пропадала, когда она заговаривала о знакомом ей предмете. На всякий же вопрос, не касавшийся какой-нибудь положительной известной ей цели, она отвечала усмешкой и молчанием.(часть 3 глава II)
"Она тупо слушала, ровно мигая глазами..." (часть 3 глава II)
"– Разве умеет свои выгоды соблюсти? Корова, сущая корова: ее хоть ударь, хоть обними – все ухмыляется, как лошадь на овес. Другая бы… ой-ой!.." (Мухояров о своей сестре, часть 3 глава X)
Ее брат Мухояров прямо называет Агафью "дурой" за ее ограниченный ум. Андрей Штольц при первой встрече видит в ней "дуру или плутовку":
"– Сестра – дура: что с ней будешь делать?" (Мухояров о своей сестре Агафье, часть 4 глава I) 
"«Что она, дура или плутовка?» – подумал Штольц." (часть 4 глава VI)
Глуповатая Агафья является доверчивой женщиной. Так например, она слепо доверяет своему брату-аферисту и по его просьбе подписывает бумаги, которые в итоге вредят и ей, и Обломову:
"...Агафья Матвеевна подписала такое же письмо на имя братца, не подозревая, что такое и зачем она подписывает..." (часть 4 глава V)
Агафья – бескорыстная женщина. Она не умеет преследовать свои интересы, "соблюсти свою выгоды", по словам ее брата:
"Разве умеет свои выгоды соблюсти?.." (часть 3 глава X) 
Простая и ограниченная Агафья никогда не копается в себе и не пытается разобраться в своих чувствах. Так например, она не сразу понимает, что влюблена в Обломова:
"Но она не знала, что с ней делается, никогда не спрашивала себя..." (часть 4 глава I) 
"И чувство Пшеницыной, такое нормальное, естественное, бескорыстное, оставалось тайною для Обломова, для окружающих ее и для нее самой." (о чувствах к Обломову, часть 4 глава I)
Ей не свойственно задумываться над чем-либо. Никто никогда не видел ее задумчивой:
"...ее никто не видал задумчивой, да это и не к лицу ей..." (часть 4 глава I)
У нее узкий кругозор, ее интересует только хозяйство:
"А здесь с кем болтать? С хозяйкой только и разговору, что о хозяйстве..." (часть 3 глава IV)
Она редко бывает в гостях, в театре и т.д. В основном она все время проводит дома. Для нее приготовить ужин оказывается важнее, чем побывать в театре:
"Мы мало где бываем. Братец с Михеем Андреичем на тоню ходят, уху там варят, а мы всё дома... Ей-богу, правда..." (Агафья о себе, часть 3 глава II)
"...– И в театре не бываете?     
– [...] Когда мне? А ужин как? – спросила она..." (часть 3 глава IV)

Агафья Пшеницына является чудесной хозяйкой, "царицей" на своей кухне:

"...как Агафья Матвеевна царствует в кухне..." (часть 3 глава IV) 
"Этот практический урок в другое время пролетел бы над гениальной хозяйкой, не коснувшись ее головы..." (автор об Агафье, часть 4 глава V) 
"Вы чудо, а не хозяйка! – говорил он..." (мнение Обломова, часть 3 глава VI) 
"– Вам бы замуж надо выйти, – сказал Обломов, – вы славная хозяйка." (часть 3 глава IV)

         Смотрите: Описание дома и хозяйства Агафьи Пшеницыной 

Агафья – проворная, энергичная хозяйка. Она проворно мелет кофе, проворно шьет:

"....заботливо принялась вертеть ручку кофейной мельницы, и локоть ее так проворно описывал круги, что у Обломова рябило в глазах..." (часть 3 глава IV)  
"Что это как у вас проворно ходит игла мимо носа, Агафья Матвеевна!.." (часть 4 глава I)

Уставая каждый день от домашних дел, Агафья крепко спит до 6 утра, так что ее трудно разбудить:

"...она ложится – и уже никакая пушка не разбудит ее до шести часов..." (часть 4 глава I)
Хозяйственная Агафья вкусно готовит. По мнению Захара, слуги Обломова, ее пироги не хуже обломовских:
"Пирог не хуже наших обломовских, – заметил Захар, – с цыплятами и с свежими грибами..." (часть 3 глава III)
"Кофе все такой же славный, сливки густые, булки сдобные, рассыпчатые..." (часть 3 глава IV)
"Обед являлся вкусный и чисто поданный..." (часть 4 глава V)
Она готовит сама, даже когда у нее есть возможность поручить это прислуге:
"Хозяйка сама все на кухне. Пирог-то они с Анисьей вдвоем испекли..." (Захар об Агафье, часть 3 глава III)
"Я еще в будничном платье, все на кухне была. Сейчас оденусь..." (Агафья о себе, часть 3 глава III)

Агафья любит чистоту и порядок в доме. Она тоже чистоплотна в своей одежде. Так, она носит чистую нижнюю юбку и чистые чулки, даже если их почти не видно под платьем:

"...никто тебя не тронет; ни шуму, ни гаму, чисто, опрятно..." (часть 1 глава IV) 
"В прочих комнатах везде было светло, чисто и свежо..." (часть 4 глава IX) 
"...когда она нагибалась, видны были чистая юбка, чистые чулки..." (часть 3 глава III)

Когда Обломов начинает снимать у Агафьи жилье, она окружает его такой заботой, какую дает не каждая жена. Она создает своему жильцу такой уют и комфорт, каким его окружали его родители в Обломовке. Агафья ухаживает за Обломовым и лелеет его, как драгоценное растение:

"За другим жена так не смотрит – ей богу!.." (Обломов об Агафье, часть 4 глава VI) 
"Его как будто невидимая рука посадила, как драгоценное растение, в тень от жара, под кров от дождя, и ухаживает за ним, лелеет." (об Агафье и Обломове, часть 4 глава I)
Со временем Агафья влюбляется в своего жильца Обломова. До встречи с ним она никогда не была влюблена, она не любила своего покойного мужа Пшеницына. Илья Обломов становится первой и единственной любовью в жизни Агафьи:
"...не любя, дожила до тридцати лет, а тут вдруг как будто на нее нашло..." (часть 4 глава I)

        Смотрите: История отношений Обломова и Агафьи 

Простая Агафья любит Обломова таким, какой он есть, и не пытается изменить его в отличие от Ольги Ильинской, которая пыталась переделать Обломова:
"...полюбила Обломова просто, как будто простудилась и схватила неизлечимую лихорадку..." (часть 4 глава I) 
"За что или отчего полюбила она его именно, отчего, не любя, вышла замуж, не любя, дожила до тридцати лет, а тут вдруг как будто на нее нашло?" (часть 4 глава I) 
"Она так полно и много любила: любила Обломова – как любовника, как мужа и как барина; только рассказать никогда она этого, как прежде, не могла никому." (часть 4 глава X)  
Со временем Илья Обломов женится на Агафье. У супругов рождается сын Андрюша:
"Жена! – покойно произнес Обломов..." (часть 4 глава IX)
"А этот ребенок – мой сын! Его зовут Андреем, в память о тебе!..." (часть 4 глава IX)
Спустя несколько лет Обломов умирает от очередного инсульта, вызванного малоподвижным образом жизни. Несчастная Агафья долго не может прийти в себя. Она чувствует, что ее жизнь в каком-то смысле закончилась со смертью Обломова:
"С полгода по смерти Обломова жила она с Анисьей и Захаром в дому, убиваясь горем. Она проторила тропинку к могиле мужа и выплакала все глаза, почти ничего не ела, не пила, питалась только чаем и часто по ночам не смыкала глаз и истомилась совсем."  (часть 4 глава X)
"– А ваша хозяйка все плачет по муже, – говорил кухарке лавочник на рынке, у которого брали в дом провизию. 
– Все грустит по муже, – говорил староста, указывая на нее просвирне в кладбищенской церкви, куда каждую неделю приходила молиться и плакать безутешная вдова. 
Все еще убивается! – говорили в доме братца." (часть 4 глава X)
После смерти Обломов Агафья отдает их общего сына Андрюшу на воспитание Андрею Штольцу. Женщина считает, что в семье у Ольги и Штольца мальчик будет жить в более достойных условиях и получит лучшее воспитание. Агафья могла бы жить у Штольцев в деревне вместе с Андрюшей, но женщина решает остаться в своем доме на Выборгской стороне, где она привыкла жить. Таким образом, она видит сына только зимой, когда Штольцы приезжают на зимовку в Петербург:
"Поэтому она беспрекословно, даже с некоторою радостью, согласилась на предложение Штольца взять его на воспитание, полагая, что там его настоящее место, а не тут, «в черноте», с грязными ее племянниками, детками братца." (часть 4 глава X)
   
Это была характеристика Агафьи Пшеницыной в романе "Обломов" Гончарова: описание внешности и характера, ее дома и хозяйства в цитатах.

Смотрите: Все материалы о романе "Обломов"