Илья Обломов и Агафья Пшеницына. Художник П. Н. Пинкисевич
Илья Обломов и
Агафья Пшеницына.
Художник П. Н. Пинкисевич
Локти Агафьи Пшеницыной являются важной деталью в образе этой замечательной героини романа "Обломов" Гончарова.

В этой статье представлены цитаты с описанием локтей Агафьи Пшеницыной в романе "Обломов", роль и значение этой детали в произведении.
 
Смотрите: Все материалы по роману "Обломов"






Локти Агафьи Пшеницыной в романе "Обломов" Гончарова


Прежде чем говорить о локтях Агафьи Пшеницыной, стоит отметить, что женские локти первые упоминаются в романе не в отношении этой героини. 

Впервые голые женские локти появляются в эпизоде, в котором Обломов мечтает о прекрасном будущем в своей деревне. В его мечтах ему подает завтрак служанка именно с голыми полными локтями:
"Лежать бы теперь на траве, под деревом, да глядеть сквозь ветки на солнышко и считать, сколько птичек перебывает на ветках. А тут тебе на траву то обед, то завтрак принесет какая-нибудь краснощекая прислужница с голыми, круглыми и мягкими локтями и с загорелой шеей; потупляет, плутовка, взгляд и улыбается... Когда же настанет эта пора?..»" (часть 1 глава VIII)
Во второй раз женские локти опять упоминаются не в отношении Агафьи, а в мечтах Обломова о будущем. На этот раз он видит себя в деревне, лежащим на ковре на траве, а в это время мимо идут крестьянки, одна из которых – с голыми локтями. Он флиртует с ней в тайне от своей жены (которой у него еще нет):
"Вдруг завидели господ, притихли, низко кланяются. Одна из них, с загорелой шеей, с голыми локтями, с робко опущенными, но лукавыми глазами, чуть-чуть, для виду только, обороняется от барской ласки, а сама счастлива... тс!., жена чтоб не увидела, Боже сохрани!" (часть 2 глава IV)

Таким образом, из этих двух эпизодов можно сделать вывод, что женские локти являются слабостью Обломова еще до знакомства с Агафьей. Очевидно, голые женские локти являются для героя символом покоя и безмятежности, к которым он так стремится.    

Впервые голые локти самой Агафьи Пшеницыной упоминаются в части 3 главе I, когда Обломов приезжает с познакомиться с этой героиней и отказаться от аренды жилья в ее доме. В эту первую встречу автор подчеркивает, что Агафья ходит дома с голыми локтями и шеей, хотя среди дворянок не принято носить столь открытые платья:
"Он успел увидеть какую-то женщину, с голой шеей и локтями, без чепца, белую, довольно полную... (...) 
Вдруг сзади его скрипнула дверь, и в комнату вошла та самая женщина, которую он видел с голой шеей и локтями." (часть 3 глава I)




Поселившись у Агафьи, Обломов обращает внимание на живые, вечно движущиеся локти хозяйки. Он отмечает, что у нее локти как у графини, да еще и с ямочками:
"Обломову видна была только спина хозяйки, затылок и часть белой шеи да голые локти. 
— Что это она там локтями-то так живо ворочает? — спросил Обломов. 
— Кто ее знает! Кружева, что ли, гладит. (...) 
«Чиновница, а локти хоть бы графине какой-нибудь; еще с ямочками!» — подумал Обломов." (часть 3 глава III)
Со временем Агафья перестает смущаться своего жильца Обломова и больше не накидывает на плечи шаль, чтобы скрыть голые локти и шею. Другими словами, отношения между хозяйкой и жильцом становятся более непринужденными, простыми:
"Если дети не затворят дверь за собой, он видит голую шею и мелькающие, вечно движущиеся локти и спину хозяйки. 
Она всё за работой, всё что-нибудь гладит, толчет, трет и уже не церемонится, не накидывает шаль, когда заметит, что он видит ее сквозь полуотворенную дверь, только усмехнется и опять заботливо толчет, гладит и трет на большом столе." (часть 3 глава IV)
Иногда Обломов наблюдает за тем, как Агафья своими локтями ловко мелет кофе, и у него от этого рябит в глазах:
"Она усмехнулась и опять заботливо принялась вертеть ручку кофейной мельницы, и локоть ее так проворно описывал круги, что у Обломова рябило в глазах. 
— Ведь вы устанете, — продолжал он. 
— Нет, я привыкла, — отвечала она, треща мельницей." (часть 3 глава IV)
Обломов откровенно любуется полными, круглыми локтями Агафьи. Однажды он прямо говорит ей о том, как красивы ее руки и что их стоило бы нарисовать на картине. Агафья стыдится и говорит, что с длинными рукавами ей просто неудобно работать по хозяйству:
"Молчание. Обломов любовался ее полными, круглыми локтями. 
— Как у вас хороши руки, — вдруг сказал Обломов, — можно хоть сейчас нарисовать! 
Она усмехнулась и немного застыдилась. 
— Неловко с рукавами, — оправдывалась она, — нынче ведь вон какие пошли платья, рукава все выпачкаешь." (часть 3 глава IV)
Интересно, что, даже будучи влюбленным в Ольгу Ильинскую, Обломов все же поглядывает на голые локти Агафьи. Здесь очевидна бессознательная потребность Обломова увидеть полные локти Агафьи, которые олицетворяют для него покой, благополучие, беззаботную жизнь в Обломовке. Подсознание Обломова уже на этом этапе делает свой выбор в пользу Агафьи, с которой не нужно совершать подвигов, как с Ольгой, а можно просто лежать на диване:
"...мечтать о ней, играть мысленно в счастье и волноваться, заглядывая в будущую перспективу своей до машней, мирной жизни, где будет сиять Ольга, — и всё засияет около нее. Заглядывая в будущее, он иногда невольно, иногда умышленно заглядывал, в полуотворенную дверь, и на мелькавшие локти хозяйки." (часть 3 глава IV)
Обломов под звуки канареек любит посматривать на вечно работающие локти Агафьи. Как будто ее локти обладают каким-то успокаивающим действием:
"Приходили хозяйские дети к нему: он поверил сложение и вычитание у Вани и нашел две ошибки. Маше налиневал тетрадь и написал большие азы, потом слушал, как трещат канарейки, и смотрел в полуотворенную дверь, как мелькали и двигались локти хозяйки." (часть 3 глава VI)
Со временем герои все больше сближаются. В части 3 главе VI Обломов впервые прикасается к Агафье шутливо, по-дружески, и прикасается он именно к ее локтям. Это происходит в эпизоде, в котором героиня чинит чулки:
"— Вот я разобрала сегодня ваши чулки, — сказала она, — пятьдесят пять пар, да почти всё худые... 
— Какие же вы добрые! — говорил Обломов, подходя к ней и взяв ее шутливо слегка за локти. 
Она усмехнулась." (часть 3 глава VI)
Со временем Обломова уже получается распознавать, чем именно занимается Агафья в зависимости от того, как двигаются ее локти:
"С хозяйкой он беседовал беспрестанно, лишь только завидит ее локти в полуотворенную дверь. Он уже, по движению локтей, привык распознавать, что делает хозяйка, сеет, мелет или гладит." (часть 3 глава VII)
Обломов не упускает случая посмотреть на локти Агафьи, когда это возможно:
"— ...А теперь стирка: я пойду посмотрю, что Акулина, начала ли?.. 
— Ну Бог с вами, не смею задерживать, — сказал Обломов, глядя ей вслед в спину и на локти." (часть 3 глава VI) 
"Он охотно останавливал глаза на ее полной шее и округлых локтях, когда отворялась дверь к ней в комнату, и даже, когда она долго не отворялась, он потихоньку ногой отворял ее сам и шутил с ней, играл с детьми. (...) 
Он ходил по своей комнате и, оборачиваясь к хозяйской двери, видел, что локти действуют с необыкновенным проворством." (часть 4 глава I)
Лишь иногда случаются исключения, когда Обломов может не посмотреть на локти Агафьи. Это происходит, например, когда Ольга однажды сама приезжает на Выборгскую сторону к Обломову. В этот день герой приходит в такое волнение, что даже забывает посмотреть на локти Агафьи. тем самым автор дает понять, что Обломов может забыть о локтях хозяйки только в какой-то экстраординарной ситуации, какие случаются редко:
"Хозяйка выглянула из двери с предложением по смотреть полотно: принесли продавать, так не понадобится ли? 
Но он сухо поблагодарил ее, не подумал взглянуть на локти и извинился, что очень занят." (часть 3 глава VII)
В конце концов Агафья и ее вечно движущиеся локти становятся символом покоя жизни Обломова, к которому он привык в своей родной Обломовке:
"Его отношения к ней были гораздо проще: для него в Агафье Матвеевне, в ее вечно движущихся локтях, в заботливо останавливающихся на всем глазах, в вечном хождении из шкапа в кухню, из кухни в кладовую, оттуда в погреб, во всезнании всех домашних и хозяйственных удобств воплощался идеал того необозримого как океан, и ненарушимого покоя жизни, картина которого неизгладимо легла на его душу в детстве под отеческой кровлей." (часть 4 глава I)
Со временем герои становятся все ближе и ближе как родственники или соседи. Однажды Обломов решает сблизиться с Агафьей как мужчина с женщиной. Он берет ее опять же за локти и не дает ей толочь корицу. Он говорит о любви, а потом целует ее в шею. После этого сближения Обломов не испытывает бурных эмоций. Он лишь хочет сесть на диван и наблюдать за локтями Агафьи:
"— Вечно заняты! — сказал он, входя к хозяйке. — Что это такое? 
— Корицу толку, — отвечала она, глядя в ступку, как в пропасть, и немилосердно стуча пестиком. 
— А если я вам помешаю? — спросил он, взяв ее за локти и не давая толочь. 
— Пустите! Еще надо сахару натолочь да вина отпустить на пудинг.

Он всё держал ее за локти, и лицо его было у ее затылка.

— Скажите, что если б я вас... полюбил?
 
Она усмехнулась. (...) 
Он слегка поцеловал ее в шею. (...)

Он глядел на нее с легким волнением, но глаза не блистали у него, не наполнялись слезами, не рвался дух на высоту, на подвиги. Ему только хотелось сесть на диван и не спускать глаз с ее локтей." (часть 4 глава I)

После того как Обломов женится на Агафье, он все так же продолжает любоваться ее вечно двигающимися локтями:

"Он целые дни, лежа у себя на диване, любовался, как обнаженные локти ее двигались взад и вперед вслед за иглой и ниткой. Он не раз дремал под шипенье продеваемой и треск откушенной нитки, как бывало в Обломовке. 
— Полноте работать, устанете! — унимал он ее. 
— Бог труды любит! — отвечала она, не отводя глаз и рук от работы. 
Кофе подавался ему так же тщательно, чисто..." (часть 4 глава IX)
Став женой Обломова, Агафья продолжает энергически двигать локтями, измельчая ваниль, корицу и пр. Она все так же старательно готовит самые лучшие блюда и напитки для своего любимого мужа. Это последняя цитата в романе, в которой упоминаются голые локти Агафьи Пшеницыной:
"Канарейки весело трещали; ерань и порой приносимые детьми из графского сада гиацинты изливали в маленькой комнатке сильный запах, приятно мешавшийся с дымом чистой гаванской сигары да корицы или ванили, которую толкла, энергически двигая локтями, хозяйка." (часть 4 глава IX)
После смерти Обломова убитая горем Агафья живет с семьей брата и занимается их хозяйством, но делает она это без энергии, тихо. Со смертью Обломова этот вечный двигатель, вечно движущиеся локти Агафьи, останавливаются навсегда:
"Вон она, в темном платье, в черном шерстяном платке на шее, ходит из комнаты в кухню, как тень, по-прежнему отворяет и затворяет шкапы, шьет, гладит кружева, но тихо, без энергии, говорит будто нехотя, тихим голосом... (...) 
Она двигалась по дому, делала руками всё, что было нужно, но мысль ее не участвовала тут." (часть 4 глава X)



Это были цитаты с описанием локтей Агафьи Пшеницыной в романе "Обломов" Гончарова, роли и значении этой яркой, необычной детали в произведении.