analiz-slovo-o-polku-igoreve
Князь Игорь.
Художник И. Глазунов
"Слово о полку Игореве" является выдающимся произведением русской литературы.

В этой статье представлен анализ "Слова о полку Игореве": краткий анализ сюжета и идеи произведения, его художественных особенностей и т.д.

Источником материала является публикация А. И. Незеленова о "Слове о полку Игореве".

Смотрите: 
Все материалы по "Слову о полку Игореве"





Анализ "Слова о полку Игореве"


"Слово о полку Игореве" – это высокопоэтическое произведение XII столетия, памятник поэзии дружинного эпоса.

Содержание "Слова" – это рассказ о походе новогород-северского князя Игоря Святославича на половцев. В походе принимают участие еще 3 князя: брат Игоря – Всеволод, князь Курский Трубчевский; сын Игоря – Владимир Путивльский, и племянник – Святослав Рыльский.

Русские войны встречают в степи половцев и побеждают их; но при второй встрече они сами терпят поражение в кровавой битве на реке Каяле; князья попадают в плен, а войско погибает.

В это время в Киеве великому князю Святославу снится вещий сон; бояре объясняют его сон как знамение беды, приключившейся с князьями. Святослав хотел бы помочь князьям, но его беспокоит мысль, что другие князья не поддержат его.

За этим следует лирическое обращение автора "Слова" к различным князьям с энергичным призывом подняться на половцев, чтобы отомстить за раны Игоря и соединиться на защиту русской земли.

Далее автор изображает супругу Игоря – Ярославну, плачущую в Путивле на городской стене. Княгиня обращается к солнцу, к ветру, к Днепру, прося их не вредить ее милому князю и помочь ему вернуться домой (см. эпизод "Плач Ярославны").

"Слово" заканчивается повествованием о бегстве Игоря из плена; русские города веселятся и радуются возвращению князя.

Автор "Слова о полку Игореве" нам неизвестен; но можно догадываться, что он был певцом в дружине князя Святослава и поход на половцев описал по слухам и рассказам избежавших плена.





В самом начале произведения автор "Слова" говорит о певце Бояне, которого он называет "вещим" и "соловьем старого времени". Автор противополагает себя Бояну; он говорит, что Боян, воспевая князей, "растекался мыслью по древу...".

Автор "Слова" хочет петь не по "замышлению Бояна", а иначе – "по былинам сего времени". Боян, значит, был поэтом иного характера, иного направления, – он давал волю своей фантазии; певец "Слова" хочет быть верен действительности, изображать жизнь такой, какой она была.

Боян – лицо, действительно существовавшее. Кроме Бояна, по всей вероятности, на Руси были и другие поэты-певцы княжеского эпоса.

Автор не ограничивается современными ему былинами. Он также рассказывает и о том, что было прежде. Действительно, "Слово о полку Игореве" изображает три эпохи. О древнейшей из эпох говорится в начале произведения. К ней относятся: старый Ярослав, сын Владимира Святого, храбрый Мстислав и Роман Святославич.

Ко второй эпохе "Слова" относятся времена разгоревшихся княжеских междоусобиц, когда князья друг на друга "крамолы ковали". К этому времени принадлежат: Олег Святославич (названный в "Слове" Гориславичем), который "мечем крамолы ковал и стрелы в земле сеял"; Всеслав Полоцкий, чародей и оборотень, и юноша-князь Ростислав, утонувший в Стугне-реке.

Наконец, изображение третьей эпохи составляет главное содержание "Слова": это подробный рассказ о походе Игоря на половцев. В этой части повествования автор совершенно верен действительности: он поет, как и обещал, "по былинам сего времени".

Рассказанный в "Слове" поход князей записан в летописи: в Ипатьевской под 1185 годом, в Лаврентьевском списке под 1186 годом.

"Слово о полку Игореве" сходно с летописью по своей внешней стороне. Однако оно совершенно самобытно и оригинально с внутренней стороны. Внутренний смысл произведения и его идея – в лирическом выражении скорби о русской земле.

В "Слове" встречаются всевозможные синонимы для выражения чувства печали: тоска, уныние, "туга", скорбь, горе, "труд". Сам рассказ о походе Игоря назван "трудной повестью". Главная причина печали поэта есть вместе и причина бед русской земли – это княжеская междоусобица.

Художественные образы, которые автор часто берет из крестьянской жизни, рабочей или семейной, из деревенской природы, носят на себе тот же отпечаток горя. Самое яркое и поэтическое выражение скорби в "Слове" – плач Ярославны: княгиня хотела бы полететь кукушкой к Каяле-реке и утереть князь его кровавые раны.

Но скорбь, постоянно выражающаяся в "Слове", не соединена с отчаянием: автор находит выход из нее в горячей любви к родине, в вере в ее внутреннюю силу и в мысли о единстве русской земли. 

Это чувство, вера и мысль выражаются с замечательной поэтической силой в лирическом воззвании поэта к русским князьям, которое следует за рассказом о вещем сне Святослава. Певец призывает князей соединиться, чтобы защищать русскую землю.

Поэзия "Слова о полку Игореве", кроме лирического чувства и скорби, заключается также в описаниях природы. Живыми красками поэт рисует картины южной степи: по равнинам летают орлы, стаи воронов, по воде плавают лебеди и т.д.

Природа в "Слове" изображена живой и одушевленной, она сочувственно относится к русским. Это сочувствие сказывается, например, в предзнаменованиях, сопровождавших выступление князей в поход.

Когда Игорь собрал войска и поехал по чистому полю, солнце стало ему заступать путь тьмой (случилось солнечное затмение, считавшееся плохим знаком). Когда Игорь освобождается из плена, природа сочувствуя ему, помогает в бегстве.

Есть некоторое сходство между "Словом о полку Игореве" и народными песнями: в "Слове" мы встречаем сравнения и эпитеты, обычные в устном народном творчестве. Так, князья называются соколами, княгиня Ярославна сравнивается с горемычной кукушкой и т.д.

"Слово о полку Игореве" написано в христианскую эпоху, но в нем заметны еще некоторые следы языческих верований, не исчезнувших из жизни.

В "Слове" называются имена всем известных языческих богов: Даждь-бога, Хорса, Велеса и Стри-Бога. В "Слове" идет речь также и об оборотнях: чародей-князь Всеслав Полоцкий оборачивается волком и рыщет по ночам.

В конце "Слова" князь Игорь возвращается на родину и приносит благодарственную молитву за свое спасение. Произведение завершается славой доблестным русским войнам.

(по материалам статьи "Слово о полку Игореве" А. И. Незеленова в книге "История русской словесности" в двух частях, часть I)

Это был анализ "Слова о полку Игореве": краткий анализ сюжета и идеи произведения, его художественных особенностей и т.д.