Анализ произведений. Характеристика героев. Материалы для сочинений




Образ Русской земли в "Слове о полку Игореве": образ Руси (сочинение)

rus-russkaja-zemlja-slovo-o-polku-igoreve
"Слово о полку Игореве".
Художник Н. Гончарова
В этой статье представлены материалы для сочинения на тему "Образ Русской земли в «Слове о полку Игореве»" (образ Руси).

В статье используются цитаты из текста "Слова о полку Игореве" в переводе Н. А. Заболоцкого.







Образ Русской земли в "Слове о полку Игореве" (образ Руси)


Русская земля в "Слове о полку Игореве" - это не просто фон, на котором разворачиваются события. В "Слове о полку Игореве" Русская земля, по сути, является самым главным героем:
"...Кто же главный герой этой поэмы? Хотя Слово и насыщено обильно именами князей, от прадедов и дедов до современных "Слову" их внуков <...> но не им во славу создана эта поэма, никто из них не заслужил быть истинным героем Слова. Героем Слова является «Русская земля», добытая и устроенная трудом великим всего русского народа..." (Орлов А. С., Шамбинаго С. К. Слово о полку Игореве // "История русской литературы" в 10 томах, 1941—1954 гг., Т. I)
Понятие "Русская земля", "Русские земли" и "Русь" часто встречаются в тексте. Эти термины означают не только территорию Руси, и сам народ Руси. Говоря о Руси или Русской земле, автор имеет в виду и земли, и народ:
"...Русским землям ты принес веселье..."
"...О Русская земля!Ты уже за холмом..."
"...Игорь-князь явился на Руси..."
"...А враги на Русь несутся тучей..."
В тексте "Слова" автор нередко называет русский народ русичами. Русичи - это поэтическое название жителей Руси. Действительно, слово "русичи" звучит красиво, тожественно и воинственно. В "Слове о полку Игореве" русичи - это русский народ и, в частности, русские воины: 
"...Недостало русичам вина..."
"...Поглотила русичей чужбина..."
"...Ведь под самым Римовым кричат
Русичи под саблей половецкой!.."





Какие территории включала в себя Русь во времена "Слова о полку Игореве"? По мнению Д, С, Лихачева, в то время Русью называли княжества в центре и на юге сегодняшней России:
"...самое важное из политических понятий XII в. — понятие Русской Земли не ограничивается для автора „Слова“ пределами Киевского княжества... Он включает сюда Владимиро-Суздальское княжество и Владимиро-Волынское, Новгород Великий и Тьмутаракань..." (Д. С. Лихачев "Исторический и политический кругозор автора «Слово о полку Игореве»")
"Слово о полку Игореве" было написано во времена, когда на Руси остро стояло две проблемы - междоусобицы между князьями Руси и набеги кочевников:
"...Если мы пересмотрим условия жизни Руси <...> от начала XI до конца XII столетия, <...> то убедимся в наличии двух основных несчастий Руси — это междукняжеская распря и опустошительные набеги воинственных кочевников, соседей южной Руси. Уже с половины XI в. такими кочевыми соседями были половцы, тюркский народ, который занял приморские степи от Волги и Дона до Днепра и Дуная и владел ими безраздельно до татарского нашествия..."
"...Трагичнее всего было то, что, борясь между собою за право на владение лучшей областью, русские князья сами приводили себе в помощь половецкие отряды на территорию Руси и в возмещение этой помощи отдавали половцам на разграбление область своих родичей, с которыми боролись..." (Орлов А. С., Шамбинаго С. К. "Слово о полку Игореве" // История русской литературы: В 10 томах, Т 1)
Действительно, самая большая трагедия того времени - это междоусобные войны на Руси. Об этой беде говорит один из персонажей "Слова" - князь Святослав Киевский:
"...Ярослав и правнуки Всеслава! <...>Это вы раздорами и смутойК нам на Русь поганых завели,И с тех пор житья нам нет от лютойПоловецкой проклятой земли!.." 

Автор "Слова" осуждает князей за то, что они разобщают единую Русь. Князья "куют крамолу брат на брата", то есть наводят смуту и поднимают мятежи внутри Русской земли:
"...А князья дружин не собирают,
Не идут войной на супостата,
Малое великим называют
И куют крамолу* брат на брата..." 
(*крамола - смута, мятеж)
Образ Руси в "Слове о полку Игореве" - это образ сильной и могущественной страны, которая стала уязвимой из-за неразумной политики некоторых князей:
"...Кто же стяги древние хранит?
Эти — Рюрик носит, те — Давид,
Но не вместе их знамена плещут,
Врозь поют их копия и блещут..."
Автор "Слова" верит, что Русская земля вновь станет непобедимой. Для этого князьям Руси нужно объединиться и стать единым государством: 
"...Тяжелое поражение, которым закончился поход, послужило автору поводом для горьких раздумий о судьбах Русской земли и для страстного призыва к князьям прекратить раздоры и объединиться для отпора кочевникам..." (Лихачев Д. С. "Слово о полку Игореве", "Краткая литературная энциклопедия" под ред. А. А. Суркова, 1971, Т. 6)

Любовь к родине пронизывает весь текст "Слова о полку Игореве". Нет сомнений в том, что автор искренне любит свою родину и переживает за ее судьбу:
"...Сам автор Слова не придерживался местных, узко-областных интересов, он был настоящим сыном всей Русской земли, представителем Русского народа..." (Орлов А. С., Шамбинаго С. К. Слово о полку Игореве // "История русской литературы" в 10 томах, 1941—1954 гг., Т. I)

Это были материалы для сочинения на тему "Образ Русской земли в «Слове о полку Игореве»" (образ Руси).

Комментариев нет: