Илья Обломов. Художник В. М. Меншиков
Илья Обломов.
Художник В. М. Меншиков
Спокойствие и покой в жизни Ильи Обломова являются одной из самых важных тем в романе "Обломов" Гончарова.

В этой статье вы найдете цитаты о том, что значит спокойствие и покой в жизни ленивого барина Ильи Ильича Обломова.

Читайте также:






Покой в жизни Ильи Обломова в романе Гончарова "Обломов"

Ленивый барин Илья Ильич Обломов превыше всего в жизни ценит покой. По мнению Ольги Ильинской, счастье Обломова заключается именно в покое:
"— Нам больше не о чем говорить, — заключила она, вставая. — Прощайте, Илья Ильич, и будьте... покойны; ведь ваше счастье в этом." (часть 2 глава X)
По мнению самого Обломова, ему к лицу скучный и сонный покой, а не волнения. И не важно, приятные этот или неприятные волнения:
"Всё это к лицу молодости, которая легко переносит и приятные, и неприятные волнения; а мне к лицу покой, хотя скучный, сонный, но он знаком мне; а с бурями я не управлюсь." (часть 2 глава X) 

Что касается лица Обломова, оно отличается "покойными чертами", то есть вполне отражает внутренний мир героя: 

"Как шел домашний костюм Обломова к покойным чертам лица его и к изнеженному телу! (часть 1 глава I)  
"В первые годы пребывания в Петербурге, в его ранние, молодые годы, покойные черты лица его оживлялись чаще..." (часть 1 глава V)  

Илья Обломов вырос в глухой деревне Обломовка, где царили тишина и невозмутимое спокойствие. И это, конечно, отразилось на его личности:

"Тишина и невозмутимое спокойствие царствуют в нравах людей в том краю. Ни грабежей, ни убийств, никаких страшных случайностей не бывало там..." (часть 1 глава IX)

Нормальным состоянием Ильи Ильича является состояние спокойствия и апатии: 

"За этим послышался примирительный вздох. Он переходил от волнения к нормальному своему состоянию, спокойствию и апатии." (часть 1 глава VIII)






 

В доме у ленивого Обломова царит сон и покой. Приходя к нему в гости, его приятели Тарантьев и Алексеев находят здесь "покойный приют" и "равнодушный прием", то есть апатичный хозяин не выражает восторгов от их визитов, но и не выступает против них:
"Зачем эти два русские пролетария ходили к нему? (...) Они находили теплый, покойный приют и всегда одинаково если не радушный, то равнодушный прием. (...) 
В комнату, где царствовал сон и покой, Тарантьев приносил жизнь, движение, а иногда и вести извне." (часть 1 глава III)     

Обломову не нравится бурная светская жизнь, которую ведут его знакомые. Ильи Ильич предпочитает лежать дома на диване, "сохраняя свой покой": 

"...да в десять мест в один день — несчастный!» — заключил он, перевертываясь на спину и радуясь, что нет у него таких пустых желаний и мыслей, что он не мыкается, а лежит вот тут, сохраняя свое человеческое достоинство и свой покой." (часть 1 глава II)

И хотя Обломов не выходит из дома и все время лежит на диване, он все равно жалуется своему другу Штольцу, что жизнь "трогает" его и что ему нет покоя, так что он бы хотел лечь и заснуть навсегда:

"Обломов вздохнул. 
— Ах, жизнь! — сказал он. 
— Что жизнь? 
— Трогает, нет покоя! Лег бы и заснул... навсегда..." (часть 4 глава II)
Например, нерадостные письма старосты из Обломовки уже несколько лет время от времени нарушают покой Обломова:
"...а неприятные письма старосты ежегодно повторялись, побуждали его к деятельности и, следовательно, нарушали покой." (часть 1 глава I)

Ленивый Обломов предпочитает откладывать неприятные дела, чтобы выиграть несколько дней спокойствия. Например, он выигрывает "целую неделю спокойствия", когда откладывает переезд:

"Хотя он смутно и предвидел неизбежность переезда, тем более что тут вмешался Тарантьев, но он мысленно отдалял это тревожное событие своей жизни хоть на неделю, и вот уже выиграна целая неделя спокойствия!" (часть 1 глава VIII)

Обломову хотелось бы покоя во всем, в том числе и в любви. В любви ему не хочется движения и каких-то событий. Когда в обществе начинают ходить слухи о его отношениях с Ольгой и их свадьбе, Обломов теряет спокойствие, плохо спит, мало ест и т.д. Он очень тяжело переносит отсутствие покоя в любовных отношениях:
"— Что ж это такое? — вслух сказал он в забывчивости. — И — любовь тоже... любовь? А я думал, что она, как знойный полдень, повиснет над любящимися и ничто не двигнется и не дохнет в ее атмосфере: и в любви нет покоя, и она движется всё куда-то вперед, вперед... «как вся жизнь», — говорит Штольц." (часть 2 глава 10)
"— Счастье, счастье! — едко проговорил он потом. — Как ты хрупко, как ненадежно! Покрывало, венок, любовь, любовь! А деньги где? а жить чем? И тебя надо купить, любовь, чистое, законное благо. 
С этой минуты мечты и спокойствие покинули Обломова. Он плохо спал, мало ел, рассеянно и угрюмо глядел на всё." (часть 3 глава IV)

Непростые отношения с Ольгой не дают Обломову мирного счастья и покоя, он страдает от тревог и волнений. В какой-то момент он даже жалеет, что встретил Ольгу, и мечтает о тихом существовании:

"— Господи! Зачем она любит меня? Зачем я люблю ее? Зачем мы встретились? Это всё Андрей: он привил любовь, как оспу, нам обоим. И что это за жизнь, всё волнения да тревоги! Когда же будет мирное счастье, покой? 
Он с громкими вздохами ложился, вставал, даже выходил на улицу и всё доискивался нормы жизни, такого существования, которое было бы и исполнено содержания, и текло бы тихо, день за днем, капля по капле, в немом созерцании природы и тихих, едва ползущих явлениях семейной, мирно-хлопотливой жизни. Ему не хотелось воображать ее широкой, шумно несущейся рекой, с кипучими волнами, как воображал ее Штольц." (часть 3 глава V)
В итоге после разрыва с Ольгой простая и хозяйственная Агафья Пшеницына становится для Обломова воплощением идеала покоя жизни, который он носил в себе с детства (см. статью Идеал жизни Обломова). Он вырос в Обломовке в атмосфере "ленивого покоя" и обрел его снова в лице Агафьи:
"Его отношения к ней были гораздо проще: для него в Агафье Матвеевне, в ее вечно движущихся локтях (...) воплощался идеал того необозримого, как океан, и ненарушимого покоя жизни, картина которого неизгладимо легла на его душу в детстве под отеческой кровлей. 
Как там отец его, дед, дети, внучата и гости сидели или лежали в ленивом покое, зная, что есть в доме вечно ходящее около них и промышляющее око и непокладные руки, которые обошьют их, накормят, напоят, оденут и обуют и спать положат, а при смерти закроют им глаза, так и тут Обломов, сидя и не трогаясь с дивана, видел, что движется что-то живое и проворное в его пользу..." (часть 4 глава I)
Любопытно, что еще до знакомства Обломова с Агафьей Тарантьев описывает ему все прелести жизни у этой дамы и подчеркивает, что там "будет спокойствие". В этом Тарантьев оказывается прав, Обломов получает в ее доме полное спокойствие:
"Да что квартира? Главное, спокойствие-то какое тебе будет: всё равно как у родной сестры."  (часть 1 глава IV) 
В отношениях Обломова с Агафьей царит покой, в них нет места волнениям, тоске и слезам. Илья Ильич просто смотрит на Агафью, и ему от этого спокойно и "ничего не надо":
"И главное, всё это делалось покойно: не было у него ни опухоли у сердца, ни разу он не волновался тревогой о том, увидит ли он хозяйку или нет, что она подумает, что сказать ей, как отвечать на ее вопрос, как она взглянет, — ничего, ничего. 
Тоски, бессонных ночей, сладких и горьких слез — ничего не испытал он. Сидит и курит и глядит, как она шьет, иногда скажет что-нибудь или ничего не скажет, а между тем покойно ему, ничего не надо, никуда не хочется, как будто всё тут есть, что ему надо." (часть 4 глава I)
Обломову нравится жить у Агафьи на Выборгской стороне, потому что здесь покойно, тихо и "никто не мешает заниматься"  правда непонятно, чем:
"— ...Ну, ты что? Зачем ты забился в эту глушь? 
— Покойно здесь, тихо, Андрей, никто не мешает... 
— В чем? 
— Заниматься... 
— Помилуй, здесь та же Обломовка, только гаже, — говорил Штольц, оглядываясь." (часть 4 глава II)
Живя с Агафьей Пшеницыной и став ее супругом, Обломов гарантированно получает невозмутимый покой, который он так любит. Он способен чувствовать душевный покой только там, где нет движения, борьбы и жизни, и таким местом оказывается дом Агафьи:
"Сам Обломов был полным и естественным отражением и выражением того покоя, довольства и безмятежной тишины. (...) И здесь, как в Обломовке, ему удавалось дешево отделываться от жизни, выторговать у ней и застраховать себе невозмутимый покой. (...) 
Он, не испытав наслаждений, добываемых в борьбе, мысленно отказался от них и чувствовал покой в душе только в забытом уголке, чуждом движения, борьбы и жизни. (...) 
Потом он взглянет на окружающее его, вкусит временных благ и успокоится, задумчиво глядя, как тихо и покойно утопает в пожаре зари вечернее солнце, наконец, решит, что жизнь его не только сложилась, но и создана, даже предназначена была так просто, немудрено, чтоб выразить возможность идеально покойной стороны человеческого бытия." (часть 4 глава IX)
Когда автор описывает смерть Ильи Обломова, он как будто подчеркивает, что герой наконец обретает вечный покой. Автор использует такие выражения, как "покоится на одре смерти", "покоится на кладбище", которые происходят от слова "покой":
"Что же стало с Обломовым? Где он? Где? — На ближайшем кладбище под скромной урной покоится тело его, между кустов, в затишье. Ветви сирени, посаженные дружеской рукой, дремлют над могилой, да безмятежно пахнет полынь. Кажется, сам ангел тишины охраняет сон его. 
Как зорко ни сторожило каждое мгновение его жизни любящее око жены, но вечный покой, вечная тишина и ленивое переползанье изо дня в день тихо остановили машину жизни. Илья Ильич скончался, повидимому, без боли, без мучений (...)  
Однажды утром Агафья Матвеевна принесла было ему, по обыкновению, кофе и — застала его так же кротко покоящимся на одре смерти, как на ложе сна..." (часть 4 глава X)


Это были цитаты о том, что какое какое место занимают спокойствие и покой в жизни Ильи Обломова в романе Гончарова "Обломов".

Читайте также: