Алеша и Черная курица. Художник Э. Е. Беньяминсон
Алеша и Черная курица.
Художник
Э. Е. Беньяминсон
 "Чёрная курица, или Подземные жители" – это сказочная повесть, написанная А. Погорельским в 1829 году.

В этой статье представлена критика о повести «Чёрная курица, или Подземные жители» А. Погорельского.   
 
Смотрите: Все материалы по повести "Черная курица"




Критика о повести «Чёрная курица, или Подземные жители» А. Погорельского


Л. Н. Толстой:

"Посылаю начатый и неоконченный список для вашего соображения, но не для печатания, так как он еще далеко не полон.
Сочинения, произведшие впечатление...
Детство до 14-ти лет или около того...
...«Черная курица» — Погорельского ... очень большое [впечатление]."

(письмо Л. Н. Толстого — M. M. Ледерле от 25 октября 1891 г.)


Б. Федоров:

"...тут есть забавное и трогательное, милое и страшное... Прочитав ее (сказку) легко догадаться, что Алеша простудился, бегая на дворе, и что все чудесные приключения представляются ему в бреду болезни..." 

(Б. Федоров, статья "Детская Ботаника" в журнале "Новая Библиотека" 1831 г.)


Отзыв в журналах "Северная Пчела", "Бабочка", "Московский Вестник":

"...малолетние найдут в ней забаву и наставление, как хорошо делать добро и как дурно тщеславиться незаслуженными похвалами."

(журнал "Северная Пчела", март 1829 г.)


"...прекрасная повесть была прочитана детям разного возраста, собранным вместе, и все они слушали сказку с необычайным вниманием..."

(журнал "Бабочка", 1829 г. №10)
 

"Как курица оборотилась человеком? (...) Какие это люди под землей?"

(журнал "Московский Вестник", 1829 г. ч. 6)

(источник цитата из журналов: А. П. Бабушкина "История русской детской литературы", Москва, изд-во Учпедгиз, 1948 г.)



Н. В. Чехов:

"...интересный и оригинальный писатель Погорельский (Перовский)..."

"Из произведений других детских писателей 30-х годов можно признать действительно художественными произведения Погорельского и Одоевского, сочинения которых, если утратили теперь свое значение, то скорее по содержанию, чем по языку и художественности изображения."

(Н. В. Чехов "Очерки истории русской детской литературы" из книги "Материалы по истории русской детской литературы (1750 — 1855)" под ред. А. К. Покровской и Н. В. Чехова, Москва, 1927 г.)



А. И. Кирпичников:

"В начале... 1829 года Антоний Погорельский выпустил в свете небольшую книжку под названием "Черная курица, или подземные жители, волшебная повесть для детей", которую он, по преданию, написал для своего племянника и воспитанника, будущего поэта графа Алексея Толстого; сюжет и некоторые подробности отчасти заимствованы из Ламот Фуке, отчасти из Гофмана и из народных немецких сказаний о гномах – подземных жителях, но все это очень недурно приспособлено к русской жизни. Содержание в двух словах следующее: воспитанник немецкого пансиона на Васильевском острове, очень добрый мальчик Алеша спасает от поварского ножа черную курочку, принадлежащую директору пансиона; курица оказывается министром короля подземного царства и в благодарность показывает Алеше чудеса этого царства, и потом, по настойчивой просьбе мальчика, дарит ему зернышко, обладание которым дает Алеше возможность знать все уроки, не уча; но владетель никому не может говорить об этом; если он нарушит это условие, зернышко потеряет свою силу, а жители подземного царства подвергнутся великому бедствию. Алеша пользуется чудесным даром очень неумеренно: он совсем не учит уроков, а между тем, слава о его необыкновенных способностях разносится по всему Петербургу; он гордится этими незаслуженными похвалами и шалит выше всякой меры; развязку угадать не трудно: в конце концов Алеша принужден рассказать тайну курицы, чем, конечно, не спасает себя от заслуженного наказания. Но автор сумел закончить нравоучительную повесть примирительным аккордом; наказание и сознание своей вины перед курицей-министром исправили Алешу от его недостатков."

(А. И. Кирпичников "Очерки по истории новой русской литературы", издательство Л. Ф. Пантелеева, 1896 г.)


В. П. Авенариус:

"«Черная курица», хотя и названа автором ее «волшебною сказкою для детей», но из нее нельзя было не устранить, кроме некоторых длиннот, неуместные насмешки над воспитателями десятилетнего героя и сцену телесного его наказания..."

(В. П. Авенариус, предисловие к книге "Образцовые сказки русских писателей" , 1882 г.)



А. П. Бабушкина:


"Антоний Погорельский написал для детей всего одного произведение – волшебную повесть "Черная курица". Но произведение это заняло заметное место в русской детской литературе. (…)

Рассказывая о прошлом, Погорельский оказывается хорошим живописцем... (…) Картинность, наивная простота описания прямо рассчитана на восприятие ребенка. И Погорельский, стараясь быть понятным ребенку, выступает в этих описаниях подлинным реалистом. К каждому его описанию, как бы оно коротко ни было, можно рисовать картинку. Сознавая силу своих реалистических красок, Погорельский не боится, что будет непонятен ребенку, и разбрасывает в повести мудрые мысли... (…)

Как рассказчик-реалист Погорельский нашел специфический метод детского рассказа в картинности, выпуклости, в подробностях, всегда так интересующих детей, в описаниях того, что перед глазами. Он мастерски применяет и другие специфические художественные средства детской литературы. 

Иногда Погорельский, рассказывая о реальных вещах, "по-детски" преувеличивает. (…) Иногда, описывая обычные вещи, он "по-детски" фантазирует. (…) Часто автор по-детски нагромождает вещи, очаровывая воображение ребенка обилием и множеством интересных происшествий. (…)

Но приноравливаясь к детскому восприятию, Погорельский никогда не отступает от принципа правдивости, наоборот, он выступает во всеоружии своего поэтического таланта, он блестяще воспроизводит в своей волшебной повести нравы и быт XVIII столетия. (…) Погорельский мастерски рисует и характер социальных отношений (директор и учитель), и светский этикет, и жизнь в пансионе (...) и систему воспитания того времени. (...) Маленький читатель выносил из повести Погорельского подробное, точное представление о жизни XVIII столетия. 

Образ героя. Реальные и фантастические представления мальчика

Герой повести – маленький воспитанник пансиона Алеша. Образ Алеши разработан с большой теплотой и знанием психологии дитяти. Детские интересы и забавы Алеши, его любовь ко всякой домашней живности, его простодушие, добрые порывы, душевная неустойчивость, его детские грезы описаны с таким наивным простодушие, до которого может подняться только действительно большой художник, только художник, способный свободно перенестись воображением в переживания детства. 

Алеша – живой, шаловливый ребенок, активная детская натура, с увлечением принимающая всю окружающую жизнь, готовая применить свои силы к любому домашнему делу. Он живет и своей отдельной от взрослых жизнью, он создал свой детский мир, мир детских грез. (...)

...Движения детской души подмечены Погорельским с точностью подлинного психолога. (...)

Греза и действительность в сказке

Повесть Погорельского – реалистическая повесть и по изображению жизни, и по изображению психологии дитяти. И все-таки это волшебная повесть романтика. Погорельский с "наивной" простотой, которая так отличает детей, слил грезу с действительностью. Волшебная линия повести ведется с таким мастерством, что читателю не только предоставляется свобода выбора верить или не верить чудесам, относить или не относить их за счет сна и воображения Алеши, – писатель дает прямое доказательство, что волшебство имело место: чудесный талисман, кoнoпляное зернышко, все-таки существует. 
 
В этой волшебной романтической линии повести – ее главное очарование, именно как детской повести. Достигнув слияния грезы и действительности, Погорельский решил специфическую художественную проблему детского произведения, произведения, рассчитанного на читателя, в возрасте которого главное очарование и составляет способность безудержно, свободно фантазировать. 

Повесть Погорельского обрамлена своеобразной эмоционально-педагогической рамкой. Произведения для детей рождается на стыке, на пересечении литературы как образного мышления и педагогики, как направляющей воспитательной идеи. 

Писатель Погорельский нигде не мешает педагогу Погорельскому, и, наоборот, педагог не перебивает писателя, но тот и другой проявляются в произведении с одинаковой силой. 


Педагогическое направление повести

Художественно раскрывая психологический облик Алеши, Погорельский-педагог дает почувствовать маленькому читателю, что дурно и что хорошо. (...) Тактично, и тем убедительней, Погорельский показывает детям, как дурно быть ленивым, заносчивым, плохим товарищем, как хорошо послушный, трудолюбивый, вежливый ребенок. Повесть глубоко воспитательна. Но писал ее вдумчивый педагог, бережливо, отечески относившийся к своему читателю, писал ее настоящий художник, непосредственно воздействовавший на воображение своего первого слушателя, поэтому повесть не нравоучительна. И в этом огромная заслуга Погорельского. Он был одним из тех писателей, которые разъясняют ребенку, по выражению Н. И. Новикова, "его пользу", но "приятным для него способом". Погорельский расширил понятие о "приятном" до художественной правды. Он был одним из первых, кто, решительно отмежевавшись от нравоучительной литературы, утвердил в детской литературе воспитательную линию, органически слив идею с художественным образом. 

Язык повести. Его национальные особенности

Повесть Погорельского – начало формирования национально-русского литературного языка детской литературы. Надо помнить, что "Черная курица" появилась в 1829 г., когда Пушкин в педагогике и семье еще был неавторитетен, когда Жуковский еще не писал для детей, когда не было в детской литературе еще ни Одоевского, ни Гоголя, Белинский не написал еще ни одной статьи о детской литературе. Погорельский был первый, кто написал для детей повесть простым русским языком, тем языком, которым говорили в быту. У него нет ни обветшалых украшений, ни словесных туманностей. Стремясь быть понятным ребенку, он ищет точного слова для выражения своей мысли, для картинного изображения предмета. (...) Блестящий рассказчик, он с легкостью находит нужное и верное слово и передает не только представление, но и ощущение предмета. (...)

Погорельский не рассказывает, он ведет читателя по местам, о которых рассказывает. 

Кажется, что предметы, которые он описывает, можно потрогать руками. 

В стилистике Погорельского явственно чувствуются те черты, которые потом были сильнейшей стороной Гоголя. Для него характерна интимность тона непосредственного рассказчика, которая так отличала Гоголя. 

В описании быта, нравов, людей у него вдруг мелькнем ласковая усмешка (портрет Алеши) или сатирическая тирада (портреты директора, учителя, супруги), или вдруг вырвется вздох от внезапно нахлынувшего лирического раздумья. Так же как и Гоголь, он любит на минуту отвлечься в сторону, а потом вдруг прервать себя... (...)

Эти стилистические переходы наполняют повесть таким разнообразием интонаций, таким богатством чувств, мыслей, оттенков в характеристиках, которые уже сами по себе развивают у детей тонкость художественного вкуса. 

Работая над художественным словом, Погорельский разрабатывал и "детскую" интонацию языка. В отдельных местах повести прямо чувствуется имитация детского рассказа... (...)

Повесть Погорельского – органически цельное детское художественное произведение и по педагогической идее, и по своему художественному содержанию. Это было образцом слияния двух искусств – литературы и педагогики. Критика горячо встретила повесть. Ее хвалили даже литературные противники Погорельского, даже Булгарин поместил о ней похвальный отзыв (в "Северной пчеле" за март 1829 г.). Одно из крупнейших художественных произведений русской детской литературы повесть Погорельского с интересом читается и советскими детьми." 

(очерк "«Черная курица» Антония Погорельского", книга А. П. Бабушкиной "История русской детской литературы", Москва, изд-во Учпедгиз, 1948 г.)




Это была критика о повести «Чёрная курица, или Подземные жители» А. Погорельского.