Анализ произведений. Характеристика героев. Материалы для сочинений




Учитель в повести "Черная курица, или Подземные жители": образ, характеристика, описание

uchitel-chernaja-kurica-obraz-harakteristika-opisanie
Алеша и учитель.
Иллюстрация
Э. Е. Беньяминсона
Учитель является одним из ярких второстепенных персонажей повести "Черная курица, или Подземные жители" Антония Погорельского

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика учителя в повести "Черная курица, или Подземные жители": описание героя в цитатах из произведения.

Смотрите: 
- Краткое содержание повести
Все материалы по повести "Черная курица"






Учитель в повести "Черная курица, или Подземные жители": образ, характеристика, описание


Учитель и его жена являются хозяевами пансиона для мальчиков в Петербурге. В этом пансионе учится главный герой произведения - мальчик Алеша:
"...к пансиону, который лет сорок тому назад находился на Васильевском острове, в Первой линии."
Всего в пансионе обучается 30-40 мальчиков. Также здесь живут две старушки-голландки, которым более ста лет:
"В числе тридцати или сорока детей, обучавшихся в том пансионе, находился один мальчик, по имени Алеша, которому тогда было не более девяти или десяти лет."
"...а по левую жили две старушки, голландки, из которой каждой было более ста лет и которые собственными глазами видали Петра Великого и даже с ним говаривали…"
По своему происхождению учитель является обрусевшим немцем:
"Учитель был родом немец..."
О внешности учителя известно следующее:
"В назначенный день рано поутру явился парикмахер и показал свое искусство над буклями*, тупеем** и длинной косой учителя." 
(*букли - локоны, **тупей - начес из волос на лбу)
Дом, в котором находит пансион, выглядит следующим образом:
"Дом, которого теперь – как уже я вам сказывал – вы не найдете, был о двух этажах, крытый голландскими черепицами. Крыльцо, по которому в него входили, было деревянное и выдавалось на улицу… Из сеней довольно крутая лестница вела в верхнее жилье, состоявшее из восьми или девяти комнат, в которых с одной стороны жил содержатель пансиона, а с другой были классы. Дортуары, или спальные комнаты детей, находились в нижнем этаже, по правую сторону сеней..."
У учителя в пансионе есть небольшая библиотека, в которой ученики берут книги:
"...книг, которые учитель позволял ему брать из небольшой своей библиотеки."
"...а в то время в немецкой литературе господствовала мода на рыцарские романы и волшебные повести, – и библиотека, которою пользовался наш Алеша, большею частью состояла из книг сего рода."
Судя по всему, учитель хорошо выполняет свою работу. За это родители его учеников подарили ему два бриллиантовых перстня:
"...два бриллиантовые перстня, когда‑то подаренные ее мужу родителями учеников."
По вечерам учитель обходит комнаты своих учеников, чтобы убедиться, все ли в порядке:
"Немного погодя учитель, провожавший директора со свечою, вошел к нему в комнату, посмотрел, все ли в порядке, и вышел вон, замкнув дверь ключом."






Когда дети хорошо занимаются, учитель хвалит их:
"Учитель очень его хвалил; однако Алеша не принимал его хвалу с тем удовольствием, которое прежде чувствовал он в подобных случаях."
Когда Алеша становится лучшим учеником Петербурга (с помощью волшебного зернышка), учитель "носит его на руках":
"Учитель носил его на руках, ибо чрез него пансион вошел в славу. Со всех концов города съезжались родители и приставали к нему, чтоб он детей их принял к себе..."
В целом учитель ведет себя строго и требовательно со своими учениками, но при этом он вежлив, спокоен и доброжелателен. Он следит за тем, чтобы ребята вели себя скромно и не баловались. Когда Алеша ведет себя плохо, учитель пытается исправить его поведение. Например, он дает мальчику все больше домашних заданий:
"Наконец он так надоел всем дурным своим нравом, что учитель серьезно начал думать о средствах к исправлению такого дурного мальчика и для того задавал ему уроки вдвое и втрое большие, нежели другим; но и это нисколько не помогало." 
"Однажды учитель, не зная, что с ним делать, задал ему выучить наизусть страниц двадцать к другому утру и надеялся, что он, по крайней мере, в этот день будет смирнее."
Господин учитель не любит, когда ученики обманывают его или не говорят всю правду:
"– Вы знаете урок свой, – сказал он ему, – это правда, но зачем вы вчера не хотели его сказать?" 
"...сегодня вы еще увеличили вину вашу тем, что солгали." (учитель - Алеше)
Учитель является мудрым человеком. Он считает, что чем способнее ребенок, тем скромнее он должен себя вести:
"Чем более вы от природы имеете способностей и дарований, – сказал он Алеше, – тем скромнее и послушнее вы должны быть. Не для того дан вам ум, чтоб вы во зло его употребляли."
Обычно учитель никогда не наказывает ребят розгами. Однако в случае с Алешей он впервые прибегает к физическому наказанию. Это случается, когда мальчик не может объяснить, почему так быстро выучил домашнее задание:
"Между тем учитель, полагая, что он накануне не хотел отвечать урока из упрямства, счел за нужное строго наказать его." 
"И бедного Алешу высекли."
Учитель является воспитанным и тактичным человеком. Он не напоминает Алеше о печальных событиях, которые тот стыдится обсуждать:
"Ни учитель, ни товарищи не напоминали ему ни слова ни о черной курице, ни о наказании, которому он подвергся. Алеша же сам стыдился об этом говорить..."

Таков цитатный образ и характеристика учителя в повести "Черная курица, или Подземные жители" А. Погорельского: описание персонажа в цитатах из произведения.

Смотрите: 
- Краткое содержание повести
Все материалы по повести "Черная курица"
Нашли ошибку?




Комментариев нет: