https://www.literaturus.ru/2021/08/kratkoe-soderzhanie-po-glavam-chto-delat-chernyshevskij-kratkij-pereskaz.html
Вера Павловна и
Дмитрий Лопухов.
Телеспектакль
1971 г.
Роман "Что делать?" Чернышевского — это одно из самых известных произведений русской литературы середины XIX века. 

В этой статье представлено краткое содержание романа "Что делать?" по главам, краткий пересказ произведения. 

Смотрите: 








Краткое содержание романа "Что делать?" по главам


(Вступление из трех глав)

I. Дурак

Вечером 10 июля 1856 г. неизвестный господин заселяется в одну из гостиниц Петербурга, оставляет предсмертную записку и исчезает.

В ту же ночь, с 10 на 11 июля, на Литейном мосту раздается выстрел. Полиция приходит к выводу, что это было самоубийство. Тело погибшего не находят, но находят его простреленную фуражку. Местные жители обсуждают между собой, был ли самоубийца дураком или нет.


II. Первое следствие дурацкого дела

В то же утро главная героиня романа, молодая дама Вера Павловна получает следующее письмо:
«Я смущал ваше спокойствие. Я схожу со сцены. Не жалейте; я так люблю вас обоих, что очень счастлив своею решимостью. Прощайте».

Вера понимает, что "он" покончил собой. Кто такой "он", автор не поясняет. Вера Павловна винит себя в этой трагедии. В этот момент с ней находится ее возлюбленный, чье имя также не называется. Вера объявляет ему, что теперь, после случившегося, они должны расстаться.

Позже, в главе третьей подглаве XXVIII, автор дает понять, кто же стрелял в себя на мосту, а кто был с Верой, когда та получила письмо.


III. Предисловие

Автор признается, что он вставил эти эффектные, загадочные сцены из середины романа специально, чтобы завлечь читателя. По его словам, такие трюки работают. Автор признает, что у него нет художественного таланта, но все же он считает свой роман не хуже других произведений известных авторов.



Глава первая

Жизнь Веры Павловны в родительском семействе


I

Главная героиня романа, молодая дворянка Вера Павловна Розальская живет со своими родителями и 9-летним братом Федором в Петербурге на Гороховой улице. Вере тяжело живется в родной семье. Мать Марья Алексеевна, грубая и злая женщина, обзывает и бьет Веру. 

Когда дочь взрослеет, мать решает выдать ее замуж за богатого человека. В это время на красавицу Веру обращает внимание хозяин их дома, господин Сторешников

Однажды мать вывозит Веру в оперу, туда же приезжает и сам Сторешников. В театре Сторешников врет своим приятелям, что Вера его любовница. Девушка слышит их разговор на французском языке. Мать Веры не владеет французским и ни о чем не догадывается. Она просто рада, что богатый Сторешников ухаживает за ее дочерью.







II

Позже в тот же вечер Сторешников ужинает в ресторане со своими знакомыми Жаном, Сержем и француженкой Жюли, содержанкой Сержа. 

Они обсуждают Веру. Оказывается, Сторешников бросил свою любовницу Адель ради нового увлечения, то есть ради Веры. Врун Сторешников настаивает на том, Вера его любовница. Жан требует от него доказательств: он просит его привезти Веру завтра в ресторан и обещает оплатить ужин, если та явится. В противном случае Жан разорвет дружбу со Сторешниковым.

Этот циничный разговор возмущает Жюли. Она заявляет, что, даже работая "уличной женщиной" в Париже, она никогда не видела столь низких и подлых людей, как Жан и Сторешников. Она решает поехать к Вере и предупредить ее о пари Сторешникова с Жаном.


III

В тот же вечер Сторешников придумывает план: он решает завтра вывезти Веру с матерью на прогулку, а затем пригласить их в ресторан, подсыпать матери снотворное, после чего та потеряет сознание. Вера же растеряется, и Сторешников приведет ее ненадолго в комнату ресторана, где будет Жан с приятелями. Таким образом пари будет выиграно. Такое появление Веры в ресторане разрушит ее репутацию, но Сторешникова это мало волнует.

На следующий день он, как и задумал, приглашает Веру с матерью на прогулку. Вера беседует со Сторешниковым на французском, чтобы ее мать ничего не поняла. Вера говорит ему, что вчера он поступил подло, выставив ее своей любовницей. Она просит его уйти и больше не приходить. Не ожидав такого отпора, молодой человек уходит.

Мать требует от Веры объяснений, почему вдруг сбежал жених. Вера просит оставить ее в покое. В этот момент к Розальским приезжают Жюли с Сержем.


IV

Жюли и Серж говорят Марье Алексеевне, что они якобы приехали нанять Веру в качестве учительницы по фортепиано. Жюли говорит с Верой по-французски и предупреждает ее о подлых планах Сторешникова.

Жюли признается Вере, что она не жена Сержа, а его содержанка и что в высшем обществе Петербурга ее считают дурной женщиной. На самом деле Жюли — умная, добрая и прямая женщина. Она и Вера решают завтра тайно встретиться в Гостином дворе, чтобы продолжить разговор. Вера благодарна Жюли за заботу. Обе плачут от счастья, что познакомились. С этого дня они становятся подругами.

Серж и Жюли рассказывают матери Веры правду о Сторешникове. Та приходит в бешенство. 

В тот же вечер Жюли срочно приглашает к себе Сторешникова.


V

Сторешников приходит к Жюли в надежде, что та поможет ему выпутаться из его положения. Жюли предлагает ему план: она попросит Жана отложить ужин и будет тянуть время, пока Жан окончательно не забудет об обещанном ужине и Вере. Взамен Жюли просит Сторешникова оставить Веру в покое и не упоминать ее имя в обществе.

В то же время Жюли советует Сторешникову подумать о женитьбе на Вере, ведь добрая, красивая, пусть и небогатая Вера может стать ему отличной женой.


VI

На следующий день Вера и Жюли встречаются в Гостином дворе. Жюли покупает для Веры вуаль, чтобы прикрыть ее лицо, а затем везет ее к себе. Знакомые не должны видеть Веру в компании такой "дурной женщины", как Жюли, иначе это может разрушить репутацию незамужней девушки.

Жюли советует Вере принять предложение Сторешникова, если тот посватается. Но Вера отказывается выходить замуж не по любви, а ради денег и положения в свете. Она хочет честных отношений, в которых не нужно манипулировать, хитрить и т.д.


VII

Спустя несколько дней Сторешников делает Вере предложение через ее мать. Вера отвечает матери отказом. Разъяренная мать готова побить дочь за отказ, но та грозится уйти из дома, если та тронет ее пальцем. Мать смиряется и выжидает, что будет дальше.


VIII

Тем временем мать Сторешникова узнаёт о его сватовстве к Вере и приходит в бешенство. Сторешников боится матери, но в то же время он чувствует за собой власть, так как по документам это он, а не мать, является хозяином их большого дома.

Разругавшись с сыном, госпожа Сторешникова вызывает к себе отца Веры. Тот на ходу врет ей, что они, Розальские, и не собирались принять предложение Сторешникова, так как Верочка не пара такому богатому жениху. Этот ответ успокаивает женщину. В порыве щедрости она разрешает семье Розальских переехать в более комфортную квартиру в этом же доме, а также повышает зарплату отцу Веры (он служит управляющим этим домом). Кроме того, она дарит Розальским свое пальто и часы.

Она сообщает сыну, что Вера не собиралась за него замуж. Тот в недоумении мчится к Вере, чтобы выяснить правду. 


IX

Тем временем отец Веры рассказывает жене о своей беседе с хозяйкой. Марья Алексеевна злится на мужа, дает ему пощечину и таскает за волосы. В разгар их потасовки в квартиру вбегает Сторешников. Он умоляет Веру дать ему шанс загладить вину. Вера соглашается отложить решение, но уверяет, что она все равно откажет ему. Сторешников рад, что ему дали шанс. 

Через несколько недель мать Сторешникова смиряется с будущим браком сына и Веры и даже ведет себя приветливо с будущей невесткой.

Три-четыре месяца Сторешников ухаживает за Верой и ведет себя как "шелковый". Мать Веры надеется, что брак состоится.







Глава вторая

Первая любовь и законный брак


I

Тем временем родители нанимают для Феди, брата Веры, домашнего учителя — студента-медика Дмитрия Лопухова. За уроками Федя рассказывает учителю о Вере и ее ухажере Сторешникове.


II

В этой главе автор кратко излагает биографию Дмитрия Лопухова, рассказывает о его происхождении, образовании, личных качествах. Также упоминает о его лучшем друге Александре Кирсанове.


III

Однажды у Розальских за столом оказываются Лопухов и Сторешников. Нищий студент Лопухов ведет себя свободно и непринужденно, нисколько не смущаясь в обществе богатого офицера Сторешникова. Напротив, смущается сам Сторешников.

Лопухову кажется, что Вера Павловна — интересная девушка.


IV

На следующий день Вера празднует свой день рождения. Среди приглашенных находится и Лопухов.

В ходе праздника Лопухов танцует с Верой, герои беседуют. Дмитрий говорит Вере о том, что у него есть невеста, что он обручен. Вера, в свою очередь, признаётся, что не хочет замуж за Сторешникова, хотя и верит, что тот ее любит. Лопухов объясняет ей, что Михаил испытывает к ней не любовь, а страсть.

Вера и Лопухов говорят и на другие темы и чувствуют, что хорошо понимают друг друга. 


V

Верочка удивлена, что за 30 минут разговора она стала так близка с Лопуховым. Она удивлена, что у нее с ним так совпадают мысли. Вера засыпает.

Автор говорит, что Лопухов уже любит Веру и что она кажется ему удивительной девушкой. Однако, по мнению автора, в героине нет ничего удивительного, она вполне обыкновенная девушка.


VI

Через два дня Лопухов приходит на урок к Феде. Марья Алексеевна приглашает гостя выпить чай.

Марья Алексеевна пытается узнать побольше о невесте Лопухова. На самом деле у него нет невесты, но он вынужден и дальше врать, раз уж начал это вчера. Он говорит, что помолвлен, что его невеста должна получить наследство и что она будет богата. Марья Алексеевна делает вывод, что Лопухов не опасен для Верочки, так как не будет приставать к ней, ведь у него есть богатая невеста.

Вера понимает, что Лопухов врет ее матери.


VII

Марья Алексеевна довольна тем, что Лопухов равнодушно смотрит на Веру. Это усыпляет бдительность матери. В итоге она позволяет дочери проводить больше времени с учителем.

И все же однажды Марья Алексеевна решает устроить Лопухову испытание.


VIII 

Гамлетовское испытание

Однажды Марья Алексеевна притворяется, что у нее болит голова. Вера уходит с Лопуховым к себе в комнату. Мать подглядывает за ними. Она видит, что ничего дурного не происходит: Вера спокойно вяжет, Лопухов сидит на расстоянии и беседует с ней. Вера и Лопухов говорят об эгоизме. Лопухов считает, что человек все делает ради своей выгоды и пользы. Вера не сразу, но соглашается с этой теорией.

Подслушав эту беседу, Марья Алексеевна окончательно убеждается, что Лопухов не опасен для Веры и даже полезен. Матери кажется, что под влиянием Лопухова Вера быстрее выйдет замуж за Сторешникова.


IX

Однако Марья Алексеевна оказывается не так умна, как Лопухов. Она не в силах раскусить Лопухова, который гораздо умнее и хитрее ее. Автор размышляет о материалистах, таких как Лопухов.


X

Вера и Лопухов знают, что мать девушки следит за ними. Иногда им удается поговорить о важном, например, о будущем Веры. Она признается, что хотела бы устроиться гувернанткой в приличную семью и жить там, а не дома. Лопухов ищет ей работу гувернантки. Для этого он дает объявление в газету и посещает людей, которые отзываются на объявление. 

Поиски длятся 2 недели. 


XI

Вера надеется, что Лопухов найдет ей работу, потому что жизнь с родителями становится для нее все более невыносимой. Кроме того, мать в любой момент может заставить ее выйти замуж за Сторешникова. 

Наконец Лопухов вроде бы находит семью, которая готова нанять Веру. Завтра Дмитрий сообщит о результате. Тем временем Марья Алексеевна и не подозревает, чем заняты Лопухов и Вера.


XII

Первый сон Верочки

Верочка видит себя во сне запертой в подвале, она парализована, "разбита параличом". Затем какой-то голос говорит ей, что сейчас коснется ее и она будет здорова. Вера выздоравливает, выбегает в поле, где резвится и наслаждается свободой.

Вдруг Вера видит, как по полю идет девушка, у которой множество разных лиц: то она кажется француженкой, то русской, то англичанкой, то она грустная, то веселая. Незнакомка говорит Вере, что она "невеста ее жениха", что у нее много имен, но ее настоящее имя – "любовь к людям". (Далее эта героиня появится в других снах Веры под именем "невеста своих женихов, сестра своих сестер".)

Затем Верочка идет по городу и приходит к подвалу, в котором заперты девушки. Верочка притрагивается к замку, и девушки тут же освобождаются из подвала. Вера входит в комнату, где лежат парализованные девушки. Увидев ее, они встают и идут. Все вместе они выбегают на поле и веселятся. Вере весело с ними – гораздо веселее, чем одной.


XIII

Лопухов отправляется к госпоже Б., которая изъявила желание нанять Веру гувернанткой. Лопухов объясняет, что Вера ищет работу, чтобы сбежать от своей семьи и от жениха, которого ей навязывают. Госпоже Б. не нравится это: она боится, что мать Веры может подать в суд и т.д. Женщина отказывается нанимать Веру без согласия ее матери. 


XIV

В тот же день Верочка и Лопухов встречаются тайно на бульваре. Лопухов сообщает, что дело не удалось. Он просит Веру быть твердой, но та приходит в отчаянии. Она рассказывает Лопухову про свой сон, в котором она освободилась из подвала, а с ней освободились и другие девушки. Ей жаль, что сон не сбылся. 

Лопухов говорит, что у него есть еще одна идея, но он расскажет о ней послезавтра. Вера не хочет ждать так долго и зовет его прямо сейчас к себе домой. 


XV

Вера и Лопухов вдвоем приходят домой, что мать Веры находит странным. Женщина видит, что Лопухов очень грустен. Тот объясняет, что у него проблемы с родными и он хочет заглушить свои переживания. Он просит Марью Алексеевну оставить его на обед. Он дает служанке Матрене деньги и отправляет ее в магазин за вином и пирогом. Эта щедрость впечатляет Марью Алексеевну.  


XVI

Тем временем Вера в своей комнате волнуется из-за того, что она, вероятно, зря привела Лопухова и что мать может что-то заподозрить.


XVII

Вера наконец выходит из комнаты, чтобы обедать. Она замечает, что Лопухов очень весел. Он предлагает всем выпить за его скорую свадьбу и свадьбу Верочки. Он просит Веру сказать "да" своему жениху, подразумевая не Сторешникова, а самого себя. 

Опьяневшая мать Веры плачет от радости, предвкушая счастливую развязку и брак Веры с богатым Сторешниковым. После обеда мать и отец Веры уходят спать, Вера идет в свою комнату. 


XVIII

Лопухов приходит в комнату к Вере. Девушка понимает, что Лопухов хочет жениться на ней. 

Вера и Дмитрий признаются, что полюбили друг друга еще тогда на дне рождения Веры, когда танцевали. Тогда же Лопухов и решил жениться на ней. Вера рада, что благодаря ему она выйдет из "подвала" на волю, то есть покинет родной дом.   

Влюбленные обсуждают свою будущую семейную жизнь. Вера не хочет жить за счет мужа, она хочет работать и быть независимой. Вера хочет, чтобы они с мужем жили в разных комнатах и не надоедали друг другу. Только так, по ее мнению, можно сохранить любовь в браке.  

Лопухов просит Веру потерпеть три месяца, то есть 90 дней, до их свадьбы. 


XIX

Дмитрий возвращается к себе домой и думает о Вере. Если бы она устроилась к кому-то гувернанткой, они бы не спешили жениться еще пару лет. А теперь Дмитрий должен срочно жениться, чтобы спасти Веру из лап матери. Если он женится сейчас, он не сможет закончить учебу и сделать карьеру профессора, о которой он мечтал. 

Но Лопухов не считает это жертвой со своей стороны. Он объясняет себе, что делает все это ради себя – потому что любит Веру и хочет быть с ней. 


XX

28 апреля 1852 г. 

Вера считает дни до свадьбы и жалуется Лопухову, что ей тяжело жить дома, в этом "подвале". Дмитрий решает срочно повенчаться и не мучать Веру. Он договаривается со знакомым священником Мерцаловым, и тот тайно венчает влюбленных. Это происходит в среду (в мае 1852 г.). 

Спустя два дня, в пятницу, Вера и ее мать идут по делам в Гостиный двор. Вдруг Вера прощается с матерью и объявляет ей, что позавчера повенчалась с Лопуховым. Девушка берет извозчика и едет на Васильевский остров на 5-ую линию, где теперь она будет жить с Лопуховым. Эта новость шокирует мать Веры.  


XXI

(предыстория побега Веры из дома)

Решив срочно обвенчаться, Лопухов идет к молодому священнику Мерцалову. Тот женат, его супруга 17-летняя Наташа является ровесницей Веры. Узнав о ситуации Веры, Наташа убеждает мужа повенчать влюбленных.

В ту самую среду (см. главу XX) Лопухов встречается с Верой на бульваре и предлагает ей в тот же день повенчаться. Они едут в церковь к Мерцалову, где все приготовлено, и венчаются. Затем Вера возвращается домой, где никто ни о чем не догадывается. 

Тем временем Лопухов нанимает квартиру на Васильевском острове. В четверг, накануне побега Веры, он приходит на урок к Феде и тайком дает Вере записку с адресом их квартиры. Туда Вера завтра должна поехать на извозчике (см. главу XX). 

В пятницу Вера прощается с матерью в Гостином дворе, берет извозчика и уезжает к мужу на квартиру на Васильевский остров. 


XXII

Марья Алексеевна приходит в ужас от поступка Веры. Вернувшись домой злая, она бьет сына и ругается. Она отправляет мужа доложить госпоже Сторешниковой о случившемся "несчастье", о том, что Вера повенчалась с Лопуховым и теперь не сможет стать женой Сторешникова. 

Госпожа Сторешникова рада этой новости. Теперь ей не нужно любезничать с Розальскими. Она велит отцу Веры переселяться из их хорошей квартиры назад в менее комфортную (см. предыдущий переезд в главе первой - подглаве VIII). Также она повышает отцу Веры зарплату не на 20 рублей, как обещала, а всего на 5 рублей. 


XXIII

Марья Алексеевна чувствует, что Вера как будто обокрала ее, выйдя замуж за нищего студента, ведь женщина мечтала о богатом зяте.  

Лопухов приходит поговорить к Марье Алексеевне. Он спокойно объясняет ей, что Вера вышла за него без приданого и мать должна радоваться этому. Женщина может обратиться в суд, но Лопухов не советует ей тратить деньги и время. Она понимает, что с этим "разбойником" ничего нельзя сделать, никак нельзя отомстить ему. Она смиряется. Герои расстаются мирно.

Ночью Марье Алексеевне снится сон, в котором Вера и ее муж становятся очень богатыми людьми, потому что Лопухов начинает заниматься откупами (бизнес по сбору налогов с населения). Проснувшись, мать Веры думает, что умный Лопухов действительно имел бы успех как откупщик. 


XXIV

Похвальное слово Марье Алексевне

Автор обращается к Марье Алексеевне. Он говорит, что она имеет свои достоинства, но ее нельзя назвать доброй женщиной. В то же время она делает зло только тогда, когда это необходимо. В этом она лучше многих других людей, которые творят зло ради зла. 



Глава третья

Замужество и вторая любовь


I

(вероятно, август 1852 г.)

Проходит 3 месяца с переезда Веры к Лопухову. Молодожены живут скромно, но счастливо. Вера дает уроки игры на фортепиано. Лопухов тоже дает частные уроки, а также занимается переводом учебника географии. 

Как Вера и хотела, супруги живут в разных комнатах и видятся, только когда оба пожелают, не надоедая друг друга. Хозяевам квартиры это кажется странным.


II

(октябрь-ноябрь 1852 г.)

Спустя 5 месяцев после свадьбы Вера объявляет мужу, что хочет открыть свою швейную мастерскую. Лопухов хвалит ее идею. Вера просит свою подругу Жюли давать ей заказы на шитье одежды, а также порекомендовать ее своим знакомым.   

Вскоре Жюли и Серж приезжают в гости к Вере и Лопухову на их квартиру. Жюли делает Вере заказы по шитью, а также вручает адреса знакомых, которым нужна швея. 

После этого все соседи обсуждают богатых "генерала и генеральшу" (Сержа и Жюли), с которым дружат Лопуховы. Узнав, что Вера дружит с важными людьми, мать решает срочно помириться с ней. Она посылает мужа сообщить Вере, что она простила ее. В тот же день Вера с мужем приезжают к Розальским, вечер проходит натянуто. Вера счастлива, что больше не живет с родителями в этом "подвале".  

Вечером у Лопуховых, как обычно, собираются гости: священник Мерцалов с женой Наташей, а также друг Лопухова Александр Кирсанов. Они весело проводят время. 


III

Второй сон Веры Павловны

Вера видит сон. По полю ходят ее муж Лопухов и друг семьи Алексей Петрович Мерцалов и обсуждают почву и виды грязи. По их мнению, отсутствие труда – это гнилая почва, на которой не вырастет ничего хорошего.
 
Мерцалов предлагает всем исповедаться друг перед другом. Сначала он рассказывает свою историю. Затем появляется Серж и рассказывает о своих богатых родителях. Мерцалов говорит ему, что тот ни к чему не пригоден, потому что вырос в роскоши и безделье, а это и есть гнилая почва.  

Вдруг появляется мать Веры. Она объясняет дочери, что при доброй и честной матери жизнь Веры была бы куда тяжелее. Марья Алексеевна тут же чудесным образом превращается в добрую и ласковую мать. В свои 45 лет добрая мать уже является больной и дряхлой женщиной, которая скоро умрет от болезни. Семья живет очень бедно. После смерти доброй матери Вера, судя по всему, связывается с каким-то офицером (она сидит у него на коленях). Затем Вера ищет работу хотя бы служанки, но и этого не может получить. 

Затем перед Верой снова является ее "обычная" злая мать. Она объясняет дочери, что все эти горести произошли бы с Верой на самом деле, если бы не ее злая и расчетливая мать. Мать не просит Веру любить ее, но просит быть ей благодарной. 

Затем перед Верой появляется "невеста своих женихов, сестра своих сестер" (см. Первый сон Верочки, глава вторая - подглава XII). Дама просит Марью Алексеевну уйти, а затем говорит Вере, что та не обязана любить свою злую мать, но должна быть благодарна ей за то, что та сделала для нее. 

Дама говорит, что в будущем на земле не будет злых людей, а будут только добрые. Вера рада этому. Они с дамой вместе поют песню.

В это время Вера просыпается. Муж зовет ее пить чай.


IV

Вера открывает свою швейную мастерскую. Работа идет успешно, клиенты довольны. При этом Вера занимается мастерской не ради денег, а ради удовольствия.  

Через полтора года почти все девушки уже живут на одной квартире, вместе питаются, закупают оптом продукты на весь коллектив, имеют банк взаимопомощи и т.д.. 

Также мастерская шьет готовые вещи для продажи и продает их в лавке в Гостином дворе, а также в лавочке на Толкучем рынке. 

Вера занимается образование девушек. Она сама читает им книги, пока те работают. Вера просит Мерцалова давать им уроки по российской истории. Также для коллектива Вера устраивает выезды на природу, в театр и т.д. 


V

(1855 г.)

Проходит три года с момента свадьбы Лопуховых. Дмитрий много работает: он работает в конторе у одного фабриканта. Вера занята в своей мастерской, а также дает уроки. Со временем Вера позволяет себе больше отдыхать. Она любит поспать днем, понежиться в кровати.  

По вечерам у Лопуховых часто бывают гости. Они весело проводят время, поют, играют на рояле и т.д. 


VI

Однажды Вера и вся ее мастерская едут за город на прогулку. К этому времени в мастерской работает 26 девушек. С ними едут родные, женихи, приятели. Всего собирается группа около 50 человек. Они весело проводят время. В этот раз даже занятой Лопухов едет вместе с Верой, что не всегда бывает.


VII

После этой прогулки у Лопухова случается воспаление легких. Он и Кирсанов видят, что ситуация не тяжелая, но Вера не спит три ночи и дежурит у больного. Однажды Кирсанов остается, чтобы дежурить у кровати друга, чтобы Вера поспала. Кирсанов дежурит у кровати Лопухова и при этом прекрасно спит, так как не видит ничего страшного в болезни друга. Вера это понимает, но все же ей так спокойнее, ведь Кирсанов – врач.

Наконец Лопухов поправляется. Вера просит Кирсанова бывать чаще у них, так как последние два года он почти не посещает их. 


VIII

Кирсанов меньше бывает у Лопуховых, потому что влюблен в Веру. Автор описывает происхождение и биографию Лопухова и Кирсанова. Оба героя добились всего своим трудом, оба отважные, честные, славные люди. По словам автора, этот тип людей родился недавно, но есть надежда, что скоро он станет обычным явлением, а не редкостью. 


IX

Автор говорит, что со стороны люди вроде Лопухова или Кирсанова кажутся одинаковыми, но между ними есть свои отличия. Вера раньше знала только одного такого редкого человека –Лопухова, а теперь знает еще одного – Кирсанова. 


X

Автор описывает внешность Кирсанова и Лопухова. У обоих правильные, красивые черты лица, оба довольно высокие и стройные. Кирсанов несколько выше ростом.

У Кирсанова, в отличие от Лопухова, отлично складывается карьера в медицине. Он является профессором (у него есть кафедра в медицинской академии), он читает лекции студентам. Кирсанов не занимается практикой как частный врач на дому, но проводит много времени в госпитале. Его студенты восхищаются им.


XI

В первые полгода после свадьбы Веры и Лопухова их друг Кирсанов постоянно бывает у них. Потом он резко меняет свое отношение к ним и ведет себя странно: то он говорит какие-то глупости Лопухову, то потом извиняется, то снова несет чепуху. Наконец он вроде бы снова ведет себя нормально, но теперь редко ездит к Лопуховым.


XII

Кирсанов влюблен в Веру, но всеми силами подавляет это чувство в себе. Когда у Лопухова случается воспаление легких, Александр вынужден часто бывать дома у друга и видеть Веру. Тем не менее, Кирсанов верит в свою силу воли и считает, что его чувства к Вере под контролем. 

Когда Дмитрий поправляется, Кирсанов снова сводит общение с Лопуховыми к минимуму. 


XIII

В период болезни Лопухова Кирсанов обнаруживает, что его любовь и привязанность к Вере не прошли, но все же ему кажется, что усилием воли он справится с этими чувствами . 

Когда Лопухов полностью выздоравливает, Вера зовет его и Кирсанова в мастерскую, чтобы показать им своих работниц и т.д. В мастерской к Кирсанову подходит швея Настенька Крюкова, его бывшая возлюбленная. Кирсанов и Настенька рады встрече. Александр знает, что у девушки чахотка в последней стадии и она скоро умрет. 


XIV

Рассказ Крюковой

На следующее утро Настя Крюкова сообщает Вере, что она переезжает к Кирсанову и бросает работу в мастерской. По словам Насти, Кирсанов — очень добрый человек. 

Крюкова рассказывает Вере свою историю. 

По словам Крюковой, раньше она работала "уличной женщиной". В тот период она познакомилась с Кирсановым. Он как врач посоветловал ей бросить пить. Он даже дал ей 17 рублей, чтобы та выплатила долг хозяйке публичного дома и начала жить отдельно. 

Крюкова стала жить отдельно и перестала пить, хотя и продолжала зарабатывать тем же ремеслом. Увидев, как Крюкова изменилась, Кирсанов сказал ей, что теперь считает ее честной девушкой. Между ними начались любовные отношения, они жили вместе какое-то время. 


XV

(продолжение истории Крюковой)

Крюкова и Кирсанов прожили около двух лет и с трудом расстались, чтобы спасти здоровье девушки. По мнению Кирсанова, без сожительства с ним ее болезнь могла бы затихнуть и она могла бы прожить дольше. Расставшись с Кирсановым, Крюкова работала гувернанткой, потом швеей, а затем поступила в мастерскую к Вере. Так она снова встретила Кирсанова (см. выше подглава XIII)

Как сказано выше, Кирсанов приглашает Крюкову жить к нему, потому что видит, что ей осталось совсем мало времени. Он делает это из жалости. Он проводит с ней месяц, уделяет ей все свое время, возит на прогулки и т.д.


XVI

Судя по всему, спустя 4 месяца Крюкова умирает. Вера развлекает Кирсанова, чтобы тот не тосковал по умершей подруге. Теперь Кирсанов почти каждый вечер бывает у Лопуховых, а также помогает Вере в ее мастерской. В итоге Кирсанов проводит очень много времени с Верой. Так проходит около 3 месяцев. 


XVII

Кирсанов пытается решить, что ему делать: прекратить бывать у Лопуховых или, наоборот, дальше посещать их. Он решает прекратить общение, чтобы больше уважать себя как волевого человека.


XVIII

Кирсановы решает исчезнуть из жизни Веры медленно, без резких движений, чтобы не привлекать внимания. Ему это удается. Он находит разные предлоги, чтобы меньше бывать у Лопуховых и гордится своей силой воли и ловкостью. Так проходит около месяца. 

В итоге Кирсанов бывает у Лопуховых в 4 раза реже, чем раньше. Те ничего не подозревают. Вдруг Вере Павловне снится сон.



XIX

Третий cон Веры Павловны

Вере Павловне снится, что она после чая отдыхает в своей комнате. Вера думает о том, что последнее время ей стало иногда скучно.  

Вдруг во сне к ней является ее любимая оперная певица Бозио. Гостья просит Веру почитать с ней ее дневник. И хотя Вера никогда не вела дневник, но перед ней является тетрадь. В дневнике она читает о том, что  "миленький", то есть ее муж Лопухов, уделяет ей мало времени. По требованию гостьи Вера читает несколько других записей, связанных с Лопуховым. 

Затем Вера читает о том, что она любит Лопухова не такой любовью, как ей бы хотелось, что она любит не самого Лопухова, а любит его за то, что он вывел ее из "подвала", то есть помог сбежать от матери. 

Вера отказывается читать дальше. Тогда настойчивая гостья сама читает ее дневник. Она объявляет Вере, что в ее дневнике прямо написано, что она не любит мужа. Услышав это, Вера прогоняет гостью и проклинает ее. 

Проснувшись, Вера бежит к мужу и просит приласкать ее. Она говорит, что ей приснилось, будто она не любит его. Лопухов успокаивает ее. 


XX

Утром Вера просыпается у мужа в комнате. Она говорит ему, что хочет любить его, как еще не любила. Она поселяется в комнате супруга, чтобы как можно больше наслаждаться его лаской и нежностью. Так проходит месяц. 

Вера приходит к выводу, что Лопухову скучно уделять ей много времени, тогда как Кирсанову, напротив, это не в тягость. Вера гонит от себя неприятные мысли и пытается убедить себя, что у нее прекрасный муж. 

Тем временем Лопухов просит Веру рассказать подробнее о том сне (см. выше подглава XIX "Третий cон Веры Павловны"), который так расстроил ее. Вера пересказывает ему сон. В этот вечер муж очень нежен с Верой. Так Вера проводит один из самых радостных вечеров в своей жизни.

Тем временем Кирсанову кажется, что он поборол свои чувства к Вере. Он уже 3 недели не был у Лопуховых, и его как будто и не тянет к ним.


XXI

Кода Вера в этот вечер засыпает, Лопухов размышляет о ее сне. Он уже несколько дней видит, что не сможет удержать за собой ее любовь. Он понимает, что Вере не хватает общения с ним, что последние месяцы ее развлекал не он, а Кирсанов. Лопухов приходит к выводу, что Кирсанов влюблен в Веру. В эту ночь Дмитрий не может заснуть.


XXII

Теоретический разговор

Лопухов приходит к Кирсанову поговорить. Кирсанов понимает, что друг знает о его любви к Вере. Лопухов объясняет Александру, что наконец понял, почему тот вел себя странно в прошлом (см. глава третья - подглава XI). Кирсанов не хочет говорить об этом. Друзья не говорят прямо о своих чувствах и Вере. Они заводят сложный теоретический разговор.

Лопухов просит Кирсанова бывать у них в гостях и вести себя естественно. Кирсанов не понимает, зачем другу нужна эта провокация, но соглашается бывать у них.  


XXIII

Кирсанов снова бывает в гостях у Лопуховых. Все трое вместе ходят в гости к Мерцаловым, ездят в оперу и т.д. Кирсанов ведет себя безупречно. Но теперь Лопухов пристально следит за каждым движением друга и ищет в его поступках и словах тайный смысл, связанный с Верой. Лопухов не понимает, зачем Кирсанов пропадал больше чем на 2 года из их жизни. Вера Павловна тоже начинает задумываться над этим.


XXIV

Теперь и Вера Павловна начинает видеть особый смысл в поступках и словах Кирсанова. Она не понимает, зачем тот пропадал почти на 3 года. 

Однажды Вера шьет в своей комнате. Вдруг ее осеняет какая-то мысль, она бежит к Лопухову и говорит ему, что любит Кирсанова. Лопухов сдержанно принимает эту новость, так как он был готов к этому. 

Вера в слезах говорит, что хочет любить только его, своего мужа. Она хочет, чтобы Кирсанов перестал бывать у них. Она надеется, что это просто страсть, которая пройдет со временем.


XXV

Вера решает уйти с головой в работу, чтобы не думать о любви к Кирсанову, но у нее ничего не получается. Верочка страдает и выглядит бледной. Лопухов понимает, что с ней происходит что-то. 

Лопухов предлагает Вере съехаться им втроем с Кирсановым в одну квартиру. (Важно понимать, что в обществе в это время к такому сожительству втроем относятся лучше, чем просто к разводу.) Кроме того, Лопухов считает, что втроем вести хозяйство дешевле. Вера против этого. Супруги ссорятся. Это их первая и последняя ссора. 

Затем супруги мирятся и говорят по душам. Лопухов просит Веру думать о себе. Он хочет, чтобы она была счастлива, даже если с другим мужчиной.


XXVI

Супруги Лопуховы продолжают жить вместе. Спустя две недели Вера признается мужу, что не может жить без Кирсанова и просит прощения за это. И хотя Лопухов ожидал этого, ему все же больно. 

Лопухов рассказывает Вере, что его повысили на работе и что теперь он будет получать 3500 в год – на 1000 больше, чем раньше. Он может больше не подрабатывать уроками. 

Перед вступлением в новую должность Лопухов собирается поехать в Рязань, к родителям, которых не видел 5 лет.


XXVII

Верочка хочет ехать с мужем в Рязань, но тот останавливает ее. Он объясняет, что уезжает из Петербурге, чтобы дать ей свободу. Он приедет тогда, когда она сама попросит его об этом в письме. 


XXVIII

В конце апреля 1856 г. Лопухов уезжает в Рязань. Что в это время происходит с Верой, автор описывает в главе четвертой - подглаве V

В середине июня Лопухов возвращается в Петербург и проводит здесь 3 недели. 

9 июля он отправляется якобы в командировку в Москву. В ночь с 10 на 11 июля он кончает жизнь caмoубийcтвoм на мосту в Петербурге.


XXIX

Особенный человек

Автор возвращается к началу романа, где неизвестный господин кончает жизнь сaмoубийcтвoм (см. главы "Дурак" и "Первое следствие дурацкого дела" во Вступлении).

Узнав о гибели мужа, то есть Лопухова, Вера решает разорвать отношения с Кирсановым и уехать из Петербурга. В этот же день она собирает вещи для отъезда. К ней приходит Рахметов, друг Лопухова. 

Далее автор подробно описывает яркую биографию Рахметова, с которым лично был знаком. Рахметов –  это молодой человек 22 лет (на 1856 г.), очень редкий экземпляр, особенный человек. Он отличается невероятной физической и моральной силой, он прям и груб, но в глубине души он добрый и милый человек. Через 2 года после "гибели" Лопухова Рахметов исчезает из Петербурга и, вероятно, отправляется в Европу, а потом – в США.  


XXX

В тот же день к убитой горем Вере Павловне приезжает ее подруга Наталья Мерцалова. Подруга обещает Вере, что займется ее швейной мастерской, когда та уедет. Мерцалова уезжает.

Рахметов, который все это время сидел у Веры, заводит с ней разговор. По просьбе Лопухова он показывает Вере записку, которую та читает 20 раз. После этого он сжигает документ. Вера успокаивается, потому что теперь она знает, что Лопухов инсценировал свою гибель и что он жив и здоров. 

Дальше Рахметов показывает Вере еще одну записку, в которой Лопухов просит Веру выслушать все, что будет говорить ей Рахметов. Вера выслушивает Рахметова, который говорит ей об ее браке с Лопуховым и его невероятной развязке. Рахметов считает, что Дмитрий устроил "совершенно ненужную мелодраму" и что все можно было сделать гораздо проще. 

Завтра утром Вера должна сесть в поезд и уехать из Петербурга, чтобы переждать какое-то время.   


XXXI

"Беседа с проницательным читателем и изгнание его"

Автор размышляет о том, зачем ему в романе фигура Рахметова. Он говорит о трех своих главных персонажах – Вере Павловне, Лопухове и Кирсанове – и призывает читателей развиваться, чтобы стать такими же развитыми людьми.



Глава четвертая

Второе замужество


I

(июль – август 1856 г.)

Вера получает письмо из Берлина от незнакомого студента, который был знаком с ее "покойным" мужем Лопуховым. На самом деле это письмо пишет сам Лопухов, Вера это понимает. 

В письме Лопухов объясняет Вере, что в силу своего характера не мог дать ей то, чего она ждала. Вера – общительный человек, а он – нет. Он может отдыхать только наедине с собой, а Вера не такая. Из-за этого их брак распался. 

Лопухов признается, что тот месяц, когда он уделял Вере больше внимания, был самым тяжелым для него (см. глава третья - подглава XX). Ему было скучно проводить с ней столько времени. Он бы предпочел проводить его со студентами. Поэтому он даже обрадовался, когда увидел, что между Верой и Кирсановым есть чувства. 

Тот же "незнакомец" из Берлина (то есть Лопухов) посылает письмо Кирсанову. В письме Лопухов объясняет, что не держит на друга зла и очень рад, что его место займет именно он.


II

Вера пишет ответное письмо "студенту" в Берлин, то есть Лопухову. Вера признается, что она, как эгоистка, не чувствует себя виноватой перед Лопуховым за свою любовь к Кирсанову.

В письме Вера описывает, что происходило после "гибели" Лопухова 11 июля 1856 г. Через неделю после "гибели" мужа Вера получила свидетельство о его смерти и повенчалась с Кирсановым. Венчание, вероятно, произошло в Новгороде. Потом супруги жили в Чудове, откуда Кирсанов ездил на работу в Петербурге. 25 августа 1856 г. Кирсановы вернулись в Петербург, где теперь и проживают. 

Дальше автор приводит ответное письмо Кирсанова к "студенту" в Берлин, то есть Лопухову. Кирсанов пишет немного, так как стесняется. Он надеется в будущем написать больше новостей.


III

Переписка супругов Кирсановых и "студента" из Берлина (Лопухова) продолжается 3-4 месяца. Затем Лопухов перестает отвечать. Кирсановы понимают, что друг не хочет продолжать переписку.


IV

(начало 1857 г.)

Проходит больше полугода со дня свадьбы. Супруги Кирсановы снимают квартиру на Сергиевской улице (раньше Лопуховы жили на Васильевском острове). Кирсанов по-прежнему работает в госпитале. 

Вера оставляет швейную мастерскую в руках своей подруги Мерцаловой и открывает новую мастерскую рядом с новым домом. Дела в новой мастерской тоже идут хорошо. 

Вера сильно устает последние 2 месяца. Однажды она отдыхает и вспоминает один эпизод.


V

(воспоминания Веры)

Отдыхая, Вера вспоминает тот эпизод, когда Лопухов ездил в Рязань к родителям (см. глава третья - подглава XXVIII). После отъезда Лопухова в Рязань Вера пошла к Кирсанову, они целовались и говорили о любви. Вера приняла решение не ехать за супругом в Рязань, а остаться в Петербурге с Кирсановым. 

Вера вспоминает то первое свидание, когда Вера пришла к Кирсанову и хотела накормить его как следует. То свидание было совсем не похоже на романтическое. 

Через полторы недели Вера и Кирсанов наняли дачу на Каменном острове и поселились там.

(конец воспоминаний)


VI

Вера счастлива в браке с Кирсановым, она проводит много времени с мужем. И все же последнее время она недовольна собой. Она сравнивает себя с супругом и ощущает какую-то обидную разницу.


VII

Однажды Вера и Кирсанов отдыхают. Вера говорит мужу, что тогда, мучаясь от любви к нему, она похудела и стала бледна (см. глава 3 - подглава XXV); Кирсанов же, страдая от любви к Вере, не выглядел таким измученным. Это возмущает Веру. 

Кирсанов объясняет жене, что он не похудел тогда от тоски, потому что был занят важным делом – медициной. Вера признается, что мастерская не спасет ее от грустных мыслей. Она хочет иметь более важное дело в жизни.

Вера говорит Кирсанову, что теперь ей кажется, что она и Лопухов не испытывали настоящей любви друг к другу и что их чувство не было любовью.     


VIII

Спустя два часа супруги Кирсановы сидят за чаем. Они говорят о том, что женщине не стоит стесняться проявлять инициативу в любовных отношениях. По  словам Кирсанова, если женщины борются за равенство с мужчинами, то в любовных отношениях оба должны проявлять инициативу. Вера согласна с мужем.   


IX

Вера и Кирсанов продолжают вчерашний разговор. Вера говорит, что не хочет, чтобы чувства полностью правили ее жизнью. Она хочет иметь дело, которое бы всегда отвлекало ее от неприятных эмоций и т.д.

В браке с Лопуховым каждый из супругов жил своей жизнью. В браке с Кирсановым Вера чувствует гораздо больше поддержки, поэтому у нее есть силы сделать что-то еще в этой жизни.


X

Вера Павловна хочет стать медиком, как и ее муж. Однако она понимает, что путь в медицину для женщин почти закрыт и это будет непростая задача.


XI

Автор говорит, что в России в середине XIX века люди считают, что женщина-медик – это какое-то бесчувственное, грубое существо, чуть ли не мясник. Поэтому на врача учатся только мужчины. 

Вера едет с Кирсановым в его госпиталь, чтобы испытать нервы – выяснить, способна ли она переносить вид крови и т.д. Видимо, испытание проходит успешно. После этого Вера начинает заниматься медициной. Она готовится к экзаменам, которые заменят ей аттестат о среднем образовании, а затем будет поступать в медицинскую академию. Вера счастлива, она чувствует себя другим человеком. 

Тем временем, в 1859 г., спустя около 3 лет после свадьбы, у Кирсановых рождается сын Митя, названный в честь Дмитрия Лопухова.



XIII

Отступление о синих чулках

Автор считает, что люди, которые не имеют важного дела в жизни, являются синими чулками.
По мнению автора, не важно, женщина или мужчина занимается каким-то делом; прежде всего это человек, который занимается своим делом, и больше ничего.


XIV

Вера и Кирсанов вращаются в кругу таких же счастливых молодых пар. По словам автора, такие пары счастливы много лет вместе, потому что строят отношения по новой модели. Для этого супругам нужно быть честными, уважать свободу друг друга и понимать, что твой партнер в любой момент может бросить тебя или ты – его.

Автор сожалеет, что таких пар пока мало.


XV

Иногда Вера и Кирсанов говорят о любви. Вера говорит, что благодарна мужу за его поддержку. А тот отвечает, что ее любовь придает ему сил, так что он сейчас успевает делать куда больше, чем раньше.


XVI

Четвертый сон Веры Павловны

Вера видит прекрасные поля с цветами, солнце на голубом небе. Птицы поют. Появляется девушка, которую Вера знает из прошлых снов. (Далее автор называет эту девушку "светлой красавицей".)
 
Девушка ведет Веру во дворец на роскошный пир. Какой-то поэт встает и произносит песню. Это песня рассказывает об истории человечества. Песня состоит из нескольких картин. 

"Светлая красавица" и Вера вместе наблюдают за этими картинами.  
 

1

Звучат слова поэта, и возникает первая картина. 

Вера видит шатры кочевников, вокруг на фоне прекрасной природы пасутся животные. Пастухи и их жены беззаботно проводят дни в любовных ласках и нежности. 

Светлая красавица говорит, что тогда ее не было и что эта история не о ней, а о царице Астарте. По словам светлой красавицы, Астарта была рабыней, которая повиновалась своему господину и угождала ему, потому что тот купил ее. 

Светлая красавица говорит: "Где нет равенства, там нет меня".  


2

Снова звучат слова поэта, и возникает вторая картина.

Вера видит дивный город, в котором множество чудных храмов с тысячами прекрасных статуй. Здесь живет очень красивый и веселый народ, который умеет ценить красоту. Жители города настолько поклоняются женской красоте, что готовы простить даже страшную преступницу, если та красавица. 

Светлая красавица говорит Вере, что тогда ее не было и что эта история не о ней, а о царице Афродите, что люди тогда поклонялись женщине, но не признавали ее равной себе, не признавали в ней человеческого достоинства. 

Светлая красавица говорит: "Где нет уважения к женщине, как к человеку, там нет меня." Также она говорит: "Где нет свободы, там нет счастия, там нет меня."
 

3

Звучат слова поэта и возникает третья картина.

Вера видит амфитеатр. На арене амфитеатра находятся рыцари, на балконе сидит девушка. Рыцари бьются насмерть. Кто победит, тому достанется шарф и поцелуй руки девушки. Побеждает рыцарь Тоггенбург.

Светлая красавица говорит, что ее тогда не было и эта история не о ней, а о царице "Непорочность". Это скромная, кроткая царица прекраснее Астарты и Афродиты, но задумчивая и грустная.  


4

Светлая красавица говорит, что все эти царицы были непохожи на нее. Со временем эти царства исчезнут, она заменит всех и будет царствовать над всем миром. 

Светлая красавица объясняет, что в царстве Астарты мужчина стал ценить красоту женщины, но в итоге женщина стала его собственностью, вещью. В царстве Афродиты мужчина стал преклоняться перед красотой женщины, но не считал ее человеком; там женщина сама себя не считала человеком. Наконец, в царстве "Непорочности", в "скорбном царстве девы" женщина была недоступна и мужчина забывал, что не считает ее человеком. Но когда она оказывалась в его руках, он делал ее своей рабыней и презирал ее.
 
Но шли века. Сестра светлой красавицы – та, которая ранее являлась Вере во снах, существовала на свете раньше всех их и всегда неутомимо работала над тем, чтобы мужчина становился разумнее, а женщина больше осознавала себя равной ему. 

И наконец родилась она, светлая красавица. Это произошло очень недавно. С тех пор царство светлой красавицы быстро растет, и скоро она будет царствовать на всей земле.

Вера просит ее сказать, кто же она такая. 


5

Вера понимает, что эта "светлая красавица", эта царица – это она сама, только в обличье богини. 

Красавица говорит, что Вера является ей самой, богиней и царицей, такой, какой ее видит любящий ее мужчина. Для него нет никого прекраснее Веры, для него все идеалы меркнут перед ней. Вера согласна с красавицей.


6

Царица говорит, что в ней сливаются те качества, которые были у Астарты, Афродиты и "Непорочности". Но в ней есть то, чего не было в прежних царицах – это равноправность (равноправие) мужчины и женщины и свобода. 

Царица говорит, что одним словом ее можно назвать "равноправностью". Он собирается одной лишь Вере рассказать тайны своего будущего и просит ее поклясться молчать. 


7


(нет текста)
… … … … … … … … … … … …
… … … … … … … … … … … …


8

Красавица призывает на помощь старшую сестру – ту, которая раньше являлась Вере во снах. Старшую сестру зовут "сестра своих сестер, невеста своих женихов". Старшая сестра показывает Вере, как люди будут жить, когда младшая сестра наконец будет властвовать над всеми.

Вера видит поля с прекрасным зерном, цветы, фрукты. Видит какое-то здание. Внутри него мебель, легкая по весу, сделанная из новейшего материала – алюминия (его производство возникло в середине XIX в.). Повсюду в доме южные деревья и цветы.

Часть людей, живущих в этом здании, идут работать в поле. Работа идет весело и легко, потому что за них почти все делают машины, а люди управляют процессом. Когда работа окончена, все идут на обед. Те, кто не работал в поле, готовили этот обед. В огромном зале собирается обедать больше тысячи человек. 

Вера спрашивает, неужели все так будут жить в будущем. Сестры отвечают, что да, для всех будет вечная весна и лето и вечная радость. Но это они показали Вере только конец дня, а начало дня покажут позже, через два месяца.


9

Вера видит, что наступает осень, листья падают с деревьев. Сестры объясняют Вере, что почти все работники уехали на зиму и осень на юг. Дело в том, что работники и хозяева приезжают сюда на лето выполнять работы, а потом 7-8 месяцев проводят на юге страны. 

Сестры показывают местность и называют ее "Новой Россией". Здесь раньше были голые скалы, а теперь здесь рощи деревьев, плантации кофе, виноградники, сахарный тростник, рис и т.д. На месте бывшей бесплодной пустыни появилась плодородная земля. Для этого люди возили глину, проводили каналы, орошали землю, так что в итоге выросла зелень.

Вера спрашивает, остались ли на земле города? Сестры отвечают, что городов стало меньше, так как люди туда приезжают больше по делам. 99% людей предпочитают жить в таких больших зданиях со своей территорией, где созданы все удобства для людей. 

Сестры говорят Вере, что она ведь и сама устроила свою мастерскую по этой модели, так что ее работницы живут в отличных условиях и т.д.  


10

Сестры продолжают показывать Вере будущее. 

Они входят в какой-то дом, в котором огромный великолепный зал. В зале около тысячи человек, но могло быть и три тысячи. Это обычный будничный вечер, но Вере кажется, что это какой-то бал. Здесь есть оркестр и хор. 

Сестры объясняют Вере, что эти люди хорошо отдыхают и веселятся, потому что утром хорошо поработали. У них нет проблем и горя, потому что их жизнь устроена и комфортна. Они счастливые люди. Половина людей находятся в этом зале, вторая половина – в театре, в музеях, в библиотеке.  


11

Сестры-царицы говорят, что все это еще не скоро осуществится в реальности. Для этого должно смениться много поколений. Вера не успеет застать то счастливое время, но она хотя бы видела сейчас во сне, каким будет будущее.  

(конец сна)


XVII

Через год новая мастерская Веры уже работает отлаженно. Две мастерские помогают друг другу выполнять заказы. Также Вера открывает магазин готовой одежды на Невском проспекте. Дела идут неплохо, но бизнес не развивается так быстро, как Вера ожидала. 

Проходит около 2 лет.


XVIII

Письмо Катерины Васильевны Полозовой

(Петербург, 17 августа 1860 г.)

В этой главе автор приводит нам письмо некой Катерины Полозовой к ее подруге Полине. Катерина сообщает подруге, что недавно познакомилась с Верой Павловной Кирсановой, у которой есть две швейные мастерские. Катерина в восторге от того, как чудесно в них все устроено. Она собирается открыть свою мастерскую с помощью Веры Павловны, с которой очень подружилась.


Глава пятая

Новые лица и развязка


I

(1860 г.)

Автор рассказывает об отце Катерины Полозовой. Старик Полозов своим трудом заработал миллионное состояние. До недавнего времени он был миллионером, но год или полтора назад он обанкротился, хотя при этом все-таки остался не бедным человеком. 

Полозов давно является вдовцом. У него есть единственная дочь Катерина. Девушке 22 года (в 1860 г., на момент знакомства с Верой Павловной).


II

Автор рассказывает о событиях, произошедших 5 лет назад, в 1855 г. 

В 1855 г., вокруг 17-летней Кати, дочери миллионера, кружит много ухажеров, жаждущих ее богатства. Внезапно девушка начинает чахнуть и слабеть от непонятной болезни. 


III

Старик Полозов не может понять, что происходит с дочкой. Врач, один из лучших в Петербурге, тоже не находит никакой болезни. Наконец лучшие врачи города собираются на консилиум по поводу Катерины, среди них – молодой доктор Кирсанов. 

Кирсанов беседует с Катериной и выясняет, что причина ее болезни в несчастной любви. Она любит мужчину, которого не одобряет ее отец. Доктор Кирсанов завоевывает доверие Катерины своей честностью и прямотой. При этом он видит, что нужно действовать решительно, так как у девушки может открыться чахотка (туберкулез) и она может умереть. 


IV

(за полгода до консилиума)  

За полгода до консилиума за Катериной начинает ухаживать господин Соловцов, светский человек с изящными манерами. Отец замечает это и предупреждает Катю, что не позволит дурному, бездушному Соловцову жениться на ней.  

По совету отца Катерина отдаляется от Соловцова, но тот не готов так легко отказаться от ее миллионов. Он намеренно перестает ездить в гости к Полозовым и начинает слать Катерине тайные любовные письма. Его план срабатывает: спустя 2 месяца девушка влюбляется в него. Она буквально заболевает из-за своей несчастной любви, ведь отец будет против этого брака. 


V

Спустя полгода здоровье Катерины ухудшается настолько, что ей грозит смерть. Врачи не знают, что делать, и собирают тот самый консилиум (см. выше подглаву III), на котором оказывается и доктор Кирсанов. 

Разобравшись в ситуации, Кирсанов советует отцу уступить и позволить дочери самой разглядеть, что ее жених негодяй. Но старик упрямится. 

Оказывается, Соловцов – это тот самый Жан, который заключал пари со Сторешниковым на счет Веры Павловны (см. глава первая - подглава II). Это гадкий развратник, брак с которым хуже смерти, по мнению Полозова.


VI

В итоге умный Кирсанов находит способ повлиять на упрямого Полозова. Кирсанов снова собирает консилиум и заявляет, что выхода нет и что Катерине остается принять морфий, чтобы не мучаться и умереть мгновенно. Весь консилиум, как ни странно, поддерживает идею Кирсанова. 

Услышав эту ужасную новость, старик Полозов наконец уступает и дает согласие на брак. Он вызывает Соловцова к себе и назначает свадьбу через 3 месяца.


VII

Вскоре после объявления о свадьбе Катерина выздоравливает. Она сама начинает присматриваться к жениху и замечать его недостатки. Ее начинают мучать сомнения. 

В итоге девушка решает отложить свадьбу и сообщает об этом решении Жану. Тот теряет терпение и показывает свое истинное лицо: он говорит невесте обидные вещи про то, что та слишком зависит от отца и т.д. Слова Жана оскорбляют Катерину, и она тут же разрывает отношения с ним. 


VIII

После случая с Соловцовым Катерина боится, что мужчины хотят лишь ее денег, ведь она дочь миллионера. Она понимает, что ее окружают в основном лжецы и лицемеры.

Позже, когда через несколько лет отец разоряется, Катерина в каком-то смысле радуется этому. Теперь она знает, что мужчина, который полюбит ее, полюбит ее не за деньги.


IX

В августе 1860 г. Катерине уже 22 года. 

Старик Полозов, уже далеко не миллионер, пытается продать завод, в котором владеет долей и которым управляет. Полозов знакомится с американцем Чарльзом Бьюмонтом, агентом лондонской фирмы. Фирма собирается выкупить завод у Полозова. 

Однажды Полозов приглашает Чарльза Бьюмонта к себе на обед.


X

Автор рассказывает биографию Бьюмонта, которую, конечно, придумал Дмитрий Лопухов. Чарльз Бьюмонт якобы родился и вырос в России, так как его отец много лет жил здесь. Чарльз свободно говорит по-русски, по-английски он говорит не так хорошо.


XI

Во время обеда Бьюмонт беседует с Катериной и ее отцом. Катерина признается, что ей бы хотелось иметь свое дело в жизни, но она не знает, как это сделать. Тогда Бьюмонт советует ей познакомиться с Верой Павловной Кирсановой, о которой он сам слышал и которая успешно занимается швейными мастерскими. 


XII

Вскоре Катерина едет к Вере Павловне познакомиться. Вера с удовольствием показывает гостье одну из двух своих мастерских. Катерина приходит в восторг от увиденного. Вечером Бьюмонт просит Катерину рассказать о Вере Павловне. Он объясняет, что сам он пока не решается знакомиться с супругами Кирсановыми, так как боится, что те не будут рады знакомству. 

Бьюмонт просит Катерину когда-нибудь больше рассказать ему о Кирсановых, но только когда та сама будет готова. Катерине кажется странным, что Бьюмонт так интересуется Кирсановыми. 


XIII

Тем временем Бьюмонт продолжает часто бывать у Полозовых. Отец Катерины считает его хорошим кандидатом в мужья. 

Сделка по покупке завода вот-вот должна быть завершена. 


XIV

Постепенно Катерина проникается доверием к Бьюмонту. Наконец она сама рассказывает ему о Кирсановых. Бюмонт признается ей, что уже не особо хочет знать о Кирсановых. Другими словами, в жизни Бьюмонта появились более важный человек – сама Катерина.


XV

Ранее Катерина подозревала, что Бьюмонт влюблен в Веру Павловну. Теперь же эти подозрения исчезли. Катерина чувствует, что Бьюмонт, если уж кого и любит сейчас, то это ее.


XVI

Обычно Бьюмонт ездит к Полозовым каждый день, но однажды он пропадает на несколько дней. Взволнованная Катерина приезжает к нему домой узнать, все ли в порядке. Бьюмонт объясняет ей, что он получил травму на заводе. Герои мило беседуют и ведут себя спокойно, как обычно.


XVII

В XIX веке в России считается, что незамужней женщине неприлично ездить одной в гости к мужчине, так как от этого может пострадать ее репутация. Однако Катерину это не волнует, потому что отец воспитал ее в свободе. Ей не кажется постыдным навестить своего друга Бьюмонта. 

Автор говорит, что у Катерины и Бьюмонта очень своеобразные отношения. Они совсем не похожи на влюбленных людей. Со стороны кажется, что они холодно общаются друг с другом. 


XVIII

Отец Катерины видит, что дело идет к свадьбе. 

Сделка Полозова с английской фирмой завершается успешно, Полозов продает этой фирме свою долю в заводе. Фирма тут же назначает Бьюмонта управляющим этого самого завода.

В очередной беседе Бьюмонт и Катерина обсуждают, что, вступая в брак, женщины совсем не имеют опыта и могут выбрать совсем не того мужчину. Мужчины же перед браком обычно имеют какой-то опыт отношений, поэтому они могут выбирать жену, исходя из этого опыта. Катя и Бьюмонт несколько дней обсуждают эту тему.

Бьюмонт советует Катерине подумать, прежде чем принять его предложение руки и сердца. Он говорит, что знает женщину, которая была несчастлива в браке. Лопухов описывает свой брак с Верой. Из его рассказа Катерина понимает, что Бьюмонт и есть Дмитрий Лопухов. Это ее не смущает. Она отвечает Бьюмонту, что согласна быть его женой. 


XIX

На следующий день Катерина едет к Вере Павловне и объявляет ей, что она и Бьюмонт венчаются послезавтра. Катерина говорит, что ее любимый Бюьмонт хорошо знает Веру и Кирсанова. .


XX

Вечером Катерина привозит Бьюмонта к Кирсановым, чтобы познакомить их. Кирсановы понимают, что перед ними не какой-то Бьюмонт, а их любимый друг Дмитрий Лопухов. 

Бьюмонт рассказывает Кирсановым, как он приехал в США и сделался гражданином той страны. 


XXI

В тот же вечер оба семейства решают снимать соседние квартиры, чтобы жить рядом. Через полтора месяца они находят две квартиры и заселяются туда. К тому времени Бьюмонты успевают пожениться.


XXII

Бьюмонты и Кирсановы живут дружно, весело проводят время с их общими гостями.
Со временем Катерина открывает свою швейную мастерскую. Катя также много заменяет Веру в ее двух мастерских. Вера Павловна занята тем, что готовится "держать экзамен на доктора". 

Спустя какое-то время у Катерины и Чарльза Бьюмонтов рождается сын.


XXIII

Проходит несколько лет. Вероятно, речь идет о 1863 г. 

У Кирсановых и Бьюмонтов все хорошо, они живут дружно. Однажды в конце зимы они едут на пикник большой компанией. Среди собравшихся есть некая дама в трауре, довольно экстравагантная женщина. Судя по всему, это та вдова, с которой Рахметов несколько лет назад познакомился и полюбил (см. глава 3 подглава XXIX).

В целом собравшиеся весело проводят время, играют на рояле, поют и т.д.


Глава шестая

Перемена декораций


1865 г.
Та самая "дама в трауре" уже не носит траур, теперь на ней надето ярко-розовое платье. Судя по всему, она только что вышла замуж и едет по городу в коляске со своим мужем и их приятелями. 


Конец романа.


Это было краткое содержание по главам романа "Что делать?" Н. Г. Чернышевского, краткий пересказ произведения. 

Смотрите: