![]() |
Иван Карамазов. Фильм "Братья Карамазовы" 1968 г. |
В этой статье читайте цитатную характеристику Ивана Карамазова в романе "Братья Карамазовы", образ, описание характера, личности, внешности героя в цитатах.
Читайте также:
Все материалы по роману "Братья Карамазовы"
Иван Карамазов в романе "Братья Карамазовы": характеристика в цитатах
Возраст Ивана Карамазова в начале романа – 23 года:
"Веришь ли, что я (…) думал, об этой двадцатитрехлетней моей желторотости…" (часть 2 книга 5 глава III)
Внешность Ивана Карамазова
О внешности Ивана в романе почти ничего говорится. Известно, что это человек сильного телосложения, но он не так силен, как его брат Митя, отличающийся богатырской силой:"– Брат сложения сильного. И я тоже очень надеюсь, что он выздоровеет, – тревожно заметил Алеша." (эпилог глава II)
"Иван Федорович, хоть и не столь сильный, как брат Дмитрий, обхватил того руками и изо всей силы оторвал от старика." (часть 1 книга 3 глава IX)Автор упоминает, что Иван ходит раскачиваясь и у него правое плечо ниже левого:
"Почему‑то заприметил вдруг, что брат Иван идет как‑то раскачиваясь и что у него правое плечо, если сзади глядеть, кажется ниже левого." (часть 2 книга 5 глава IV)
Это все, что известно о внешности героя.
Характер и личность Ивана Карамазова
Иван Карамазов рос угрюмым и закрытым мальчиком, хотя и не робким. Он с детства понял, что живет в чужой семье за чужой счет и что его отец является не очень достойным человеком:"Впрочем, о старшем, Иване, сообщу лишь то, что он рос каким‑то угрюмым и закрывшимся сам в себе отроком, далеко не робким, но как бы еще с десяти лет проникнувшим в то, что растут они все‑таки в чужой семье и на чужих милостях и что отец у них какой‑то такой, о котором даже и говорить стыдно..." (часть 1 книга 1 глава III)
"Этот мальчик очень скоро, чуть не в младенчестве (как передавали по крайней мере), стал обнаруживать какие‑то необыкновенные и блестящие способности к учению." (часть 1 книга 1 глава III)
В начале романа 23-летний Иван приезжает в родной город уже после окончания университета (естественного отделения). Он зарабатывает себе на жизнь тем, что пишет статьи в газетах.
Иван Карамазов – это образованный, гордый и осторожный на вид человек, по словам автора:"...молодой человек, столь ученый, столь гордый и осторожный на вид…" (часть 1 книга 1 глава III)
"Он горд, – говорил он нам тогда про него, – всегда добудет себе копейку, у него и теперь есть деньги на заграницу…" (Миусов о нем, часть 1 книга 1 глава III)
"– Не может того быть. Умны вы очень‑с. Деньги любите, это я знаю‑с, почет тоже любите, потому что очень горды, прелесть женскую чрезмерно любите, а пуще всего в покойном довольстве жить и чтобы никому не кланяться – это пуще всего‑с." (часть 4 книга 11 глава VIII)По мнению Смердякова, по характеру Иван Карамазов больше других братьев похож на своего отца:
"Вы как Федор Павлович, наиболее‑с, изо всех детей наиболее на него похожи вышли, с одною с ними душой‑с." (часть 4 книга 11 глава VIII)
"Если есть, – сказал он мне, – который из сыновей более похожий на Федора Павловича по характеру, так это он, Иван Федорович!" (слова Смердякова прокурору, часть 4 книга 12 глава VI)
"…за Ивана Федоровича, образованного и превосходного молодого человека..." (часть 2 книга 4 глава V)
"…ей почему‑то вдруг захотелось, чтобы Катерина Ивановна его бросила и вышла замуж за «милого, рыцарски образованного Ивана Федоровича, у которого такие прекрасные манеры»." (часть 3 книга 8 глава III)
"…хотя и продолжаю считать его за самого рыцарского молодого человека." (Хохлакова о нем, часть 4 книга 11 глава II)
"…с какой же стати буду я отказывать такому достойному молодому человеку и притом с такими познаниями…" (Хохлакова о нем, часть 4 книга 11 глава II)
"Из этих других, старший – есть один из современных молодых людей с блестящим образованием, с умом довольно сильным, уже ни во что, однако, не верующим, многое, слишком уже многое в жизни отвергшим и похерившим, точь‑в‑точь как и родитель его. Мы все его слышали, он в нашем обществе был принят дружелюбно. Мнений своих он не скрывал, даже напротив, совсем напротив…" (часть 4 книга 12 глава VI)
"...непосредственная сила правды еще живет в его молодом сердце, что еще чувства семейной привязанности не заглушены в нем безверием и нравственным цинизмом, приобретенным больше по наследству, чем истинным страданием мысли." (часть 4 книга 12 глава VI)
"Пить вино и развратничать он не любит…" (часть 1 книга 1 глава III)
"Алеша знал, что Иван в этот трактир почти никогда не ходил и до трактиров вообще не охотник…" (часть 2 книга 5 глава III)
"Что? холодный? Хочешь, велю поставить? C’est а ne pas mettre un chien dehors*…" (часть 4 книга 11 глава X)
(*Известно ли мсье, какая стоит погода? В такую погоду и собаку на двор не выгоняют… (фр.))
"Den Dank, Dame, begehr ich nicht,* – прибавил он с искривленною улыбкой, доказав, впрочем, совершенно неожиданно, что и он может читать Шиллера до заучивания наизусть…" (часть 2 книга 4 глава V)
(*Награда не нужна мне, госпожа (нем.))
"А сама Катерина Ивановна уж, конечно, такого обворожителя, как Иван Федорович, под конец не отвергнет…" (часть 1 книга 2 глава VII)
По мнению Миусова, у Ивана «медный лоб» и «карамазовская совесть». Миусов называет Ивана эксцентриком и парадоксалистом за его взгляды и поведение:
"Миусов с ненавистью посмотрел на Ивана Федоровича.
«А ведь идет на обед как ни в чем не бывало! – подумал он. – Медный лоб и карамазовская совесть»." (часть 1 книга 2 глава VI)
"…что намерен еще, может быть, провозгласить наш милый эксцентрик и парадоксалист Иван Федорович." (часть 1 книга 2 глава VI)
"Маленькому‑то человечку и голышу, как он, это и весьма прельстительно для начала." (часть 1 книга 2 глава VII)Иван является «молодым мыслителем и большим любителем литературы и изящных вещей», по словам «черта», то есть воображаемого существа, которое является к нему во время болезни (это существо и есть сам Иван):
"– Друг мой, я знаю одного прелестнейшего и милейшего русского барчонка: молодого мыслителя и большого любителя литературы и изящных вещей, автора поэмы, которая обещает, под названием: «Великий инквизитор»… Я его только и имел в виду!" (часть 4 книга 11 глава IX)Иван является загадочным человеком, по мнению рассказчика:
"…мне Иван Федорович все казался загадочным…" (часть 1 книга 1 глава III)По мнению его брата Алеши, Иван Карамазов – «загадка». В то же время Алеша понимает, что его брат – обычный «желторотый», молодой человек, как и все молодые люди в 23 года. Иван согласен с Алешей в том, что он обычный «маленький мальчик»:
"– ...Я говорю про тебя: Иван – загадка. Ты и теперь для меня загадка, но нечто я уже осмыслил в тебе, и всего только с сегодняшнего утра! (…)
– А то, что ты такой же точно молодой человек, как и все остальные двадцатитрехлетние молодые люди, такой же молодой, молоденький, свежий и славный мальчик, ну желторотый, наконец, мальчик! Что, не очень тебя обидел?
– Напротив, поразил совпадением! – весело и с жаром вскричал Иван. – Веришь ли, что я, после давешнего нашего свидания у ней, только об этом про себя и думал, об этой двадцатитрехлетней моей желторотости, а ты вдруг теперь точно угадал и с этого самого начинаешь." (часть 2 книга 5 глава III)
"Алеша, взгляни прямо: я ведь и сам точь‑в‑точь такой же маленький мальчик, как и ты, разве только вот не послушник." (часть 2 книга 5 глава III)Влюбленная в него Катерина Ивановна считает Ивана своим «милым, добрым, всегдашним и великодушным советником», «глубоким сердцеведом» и «единственным другом»:
"Мой милый, мой добрый, мой всегдашний и великодушный советник и глубокий сердцеведец и единственный друг мой, какого я только имею в мире, Иван Федорович..." (часть 2 книга 4 глава V)По мнению его отца, Иван является умным человеком. В то же время в другом эпизоде отец говорит, что Иван – хвастун без учености и особенного образования, который «выезжает» на том, что молчит и молча усмехается над собеседником и тем самым выглядит умным. Отцу не нравится, что «подлец» Иван не говорит с ним прямо, а «ломается»:
"Я ведь единственно потому, что ты умный человек, разве я не вижу." (часть 2 книга 5 глава VII)
"Вот моя философия. Вчера Иван здесь хорошо говорил, хоть и были мы все пьяны. Иван хвастун, да и никакой у него такой учености нет… да и особенного образования тоже нет никакого, молчит да усмехается на тебя молча, – вот на чем только и выезжает. (…)
– Зачем он не говорит со мной? А и говорит, так ломается; подлец твой Иван!" (часть 2 книга 4 глава II)Старик Карамазов говорит, что Иван как будто не его сын, «не наша душа», «не наш человек», «пыль поднявшаяся» и что Иван никого не любит. Если бы Иван любил Митю, это бы очень пугало отца:
"Да я Ивана не признаю совсем. Откуда такой появился? Не наша совсем душа. И точно я ему что оставлю? Да я и завещания‑то не оставлю, было бы это вам известно. (…) Твой Митька, потому что ты его любишь. Вот ты его любишь, а я не боюсь, что ты его любишь. А кабы Иван его любил, я бы за себя боялся того, что он его любит. Но Иван никого не любит, Иван не наш человек, эти люди, как Иван, это, брат, не наши люди, это пыль поднявшаяся… Подует ветер, и пыль пройдет…" (часть 2 книга 4 глава II)По мнению Мити Карамазова, его брат Иван – могила, то есть он умеет хранить тайны:
"…тебе первому сейчас расскажу, конечно Ивана исключая, Иван все знает. Раньше тебя давно знает. Но Иван – могила.
– Иван – могила?
– Да. (часть 1 книга 3 глава IV)По словам Мити, Иван – человек с идеей, но без Бога. Митя называет его «сфинксом», который все время молчит. Мите даже кажется, что Иван является масоном, то есть член масонской ложи, тайного общества:
"Брат Иван не Ракитин, он таит идею. Брат Иван сфинкс и молчит, все молчит. (…)
Суета! У Ивана Бога нет. У него идея. Не в моих размерах. Но он молчит. Я думаю, он масон. Я его спрашивал – молчит. В роднике у него хотел водицы испить – молчит." (часть 4 книга 11 глава IV)
"– (…) Иван не польстится на деньги.
– Быдто? А красота Катерины Ивановны? Не одни же тут деньги, хотя и шестьдесят тысяч вещь прельстительная.
– Иван выше смотрит. Иван и на тысячи не польстится. Иван не денег, не спокойствия ищет. Он мучения, может быть, ищет.
– Это еще что за сон? Ах вы… дворяне!
– Эх, Миша, душа его бурная. Ум его в плену. В нем мысль великая и неразрешенная. Он из тех, которым не надобно миллионов, а надобно мысль разрешить. (часть 1 книга 2 глава VII)
Старец Зосима считает, что Иван очень несчастен, потому что его мучает вопрос о Боге, поэтому он и пишет свои неоднозначные статьи о церкви. Зосима хочет сказать, что Иван не настолько атеист, насколько хочет казаться. По мнению Зосимы, Ивана мучает вопрос о Боге, потому что у него «высшее сердце», то есть он способен думать о высоких, возвышенных вещах:
"– Блаженны вы, коли так веруете, или уже очень несчастны!
– Почему несчастен? – улыбнулся Иван Федорович.
– Потому что, по всей вероятности, не веруете сами ни в бессмертие вашей души, ни даже в то, что написали о церкви и о церковном вопросе.
– Может быть, вы правы!.. Но все же я и не совсем шутил… – вдруг странно признался, впрочем быстро покраснев, Иван Федорович.
– Не совсем шутили, это истинно. Идея эта еще не решена в вашем сердце и мучает его. Но и мученик любит иногда забавляться своим отчаянием, как бы тоже от отчаяния. Пока с отчаяния и вы забавляетесь – и журнальными статьями, и светскими спорами, сами не веруя своей диалектике и с болью сердца усмехаясь ей про себя… В вас этот вопрос не решен, и в этом ваше великое горе, ибо настоятельно требует разрешения… (...)
– Если не может решиться в положительную, то никогда не решится и в отрицательную, сами знаете это свойство вашего сердца; и в этом вся мука его. Но благодарите Творца, что дал вам сердце высшее, способное такою мукой мучиться..." (часть 1 книга 2 глава VI)
Иван Карамазов делает вит, что он атеист:
"Брат твой Иван теперь богословские статейки (...) печатает, будучи сам атеистом..." (Ракитин о нем, часть 1 книга 2 глава VII)
"Задумывался Алеша и о том: не было ли тут какого-нибудь презрения к нему, к глупенькому послушнику, от ученого атеиста. Он совершенно знал, что брат его атеист." (часть 1 книга 1 глава V)На вопросы отца о Боге Иван заявляет, что не верит в его существование и что бессмертия нет:
"А все‑таки говори: есть Бог или нет? Только серьезно! Мне надо теперь серьезно.
– Нет, нету Бога. (…)
– Иван, а бессмертие есть, ну там какое‑нибудь, ну хоть маленькое, малюсенькое?
– Нет и бессмертия. (…)
– ...Иван? В последний раз и решительно: есть Бог или нет? Я в последний раз!
– И в последний раз нет.
– Кто же смеется над людьми, Иван?
– Черт, должно быть, – усмехнулся Иван Федорович." (часть 1 книга 3 глава VIII)
Сначала Иван дразнит своего брата Алешу своими атеистическими заявлениями, но в конце концов признается ему, что на самом деле верит в Бога, «принимает Бога прямо и просто». По словам Ивана, человеческий ум не может понять, как Бог мог сотворить мир, поэтому не стоит пытаться это понять:
"– С чего хочешь, с того и начинай, хоть с «другого конца». Ведь ты вчера у отца провозгласил, что нет Бога, – пытливо поглядел на брата Алеша.
– Я вчера за обедом у старика тебя этим нарочно дразнил и видел, как у тебя разгорелись глазки. (…) Ну, представь же себе, может быть, и я принимаю Бога, – засмеялся Иван, – для тебя это неожиданно, а? (…)
А потому и объявляю, что принимаю Бога прямо и просто. Но вот, однако, что надо отметить: если Бог есть и если он действительно создал землю, то, как нам совершенно известно, создал он ее по эвклидовой геометрии, а ум человеческий с понятием лишь о трех измерениях пространства. (…) Я, голубчик, решил так, что если я даже этого не могу понять, то где ж мне про Бога понять. Я смиренно сознаюсь, что у меня нет никаких способностей разрешать такие вопросы, у меня ум эвклидовский, земной, а потому где нам решать о том, что не от мира сего. Да и тебе советую об этом никогда не думать, друг Алеша, а пуще всего насчет Бога: есть ли он или нет? Всё это вопросы совершенно несвойственные уму, созданному с понятием лишь о трех измерениях. Итак, принимаю Бога, и не только с охотой, но, мало того, принимаю и премудрость его, и цель его, нам совершенно уж неизвестные, верую в порядок, в смысл жизни, верую в вечную гармонию, в которой мы будто бы все сольемся…" (часть 2 книга 5 глава III)
При этом Иван заявляет Алеше, что, хотя он и принимает Бога, но не принимает этого мира, созданного им, то есть не принимает всей несправедливости этого мира. По словам Ивана, даже если в конце мира наступит «вечная гармония» и все злодейства искупятся, то он все равно не примет этого:
"Ну так представь же себе, что в окончательном результате я мира этого Божьего – не принимаю и хоть и знаю, что он существует, да не допускаю его вовсе. Я не Бога не принимаю, пойми ты это, я мира, им созданного, мира‑то Божьего не принимаю и не могу согласиться принять. Оговорюсь: я убежден, как младенец, что страдания заживут и сгладятся, что весь обидный комизм человеческих противоречий исчезнет, как жалкий мираж, как гнусненькое измышление малосильного и маленького, как атом, человеческого эвклидовского ума, что, наконец, в мировом финале, в момент вечной гармонии, случится и явится нечто до того драгоценное, что хватит его на все сердца, на утоление всех негодований, на искупление всех злодейств людей, всей пролитой ими их крови, хватит, чтобы не только было возможно простить, но и оправдать все, что случилось с людьми, – пусть, пусть это все будет и явится, но я‑то этого не принимаю и не хочу принять! Пусть даже параллельные линии сойдутся и я это сам увижу: увижу и скажу, что сошлись, а все‑таки не приму. Вот моя суть, Алеша, вот мой тезис." (часть 2 книга 5 глава III)При этом Иван любит жизнь, несмотря на все ее трудности и беды. Он признается, что эта жажда жизни – это отчасти карамазовская черта, но не считает эту черту подлой:
"Я сейчас здесь сидел и знаешь что говорил себе: не веруй я в жизнь, разуверься я в дорогой женщине, разуверься в порядке вещей, убедись даже, что всё, напротив, беспорядочный, проклятый и, может быть, бесовский хаос, порази меня хоть все ужасы человеческого разочарования – а я все‑таки захочу жить и уж как припал к этому кубку, то не оторвусь от него, пока его весь не осилю! (…) Черта‑то она отчасти карамазовская, это правда, жажда‑то эта жизни, несмотря ни на что, в тебе она тоже непременно сидит, но почему ж она подлая? Центростремительной силы еще страшно много на нашей планете, Алеша. Жить хочется, и я живу, хотя бы и вопреки логике." (часть 2 книга 5 глава III)И хотя Иван не принимает то, как устроен мир («не верит в порядок вещей»), но он все же способен любить природу, любить людей и т.д.:
"Пусть я не верю в порядок вещей, но дороги мне клейкие, распускающиеся весной листочки, дорого голубое небо, дорог иной человек, которого иной раз, поверишь ли, не знаешь за что и любишь, дорог иной подвиг человеческий, в который давно уже, может быть, перестал и верить, а все‑таки по старой памяти чтишь его сердцем." (часть 2 книга 5 глава III)
"Клейкие весенние листочки, голубое небо люблю я, вот что! Тут не ум, не логика, тут нутром, тут чревом любишь, первые свои молодые силы любишь…" (часть 2 книга 5 глава III)При этом Иван не понимает, как можно любить своих ближних, так как ему кажется, что ближних любить невозможно, а проще любить «дальних». Иван считает, что, когда человек показывает свое настоящее лицо, любовь к нему пропадает. И все-таки Иван оказывается способен любить ближнего. Например, он любит Катерину Ивановну и своего брата Алешу:
"– Я тебе должен сделать одно признание, – начал Иван: – я никогда не мог понять, как можно любить своих ближних. Именно ближних‑то, по‑моему, и невозможно любить, а разве лишь дальних." (часть 2 книга 5 глава IV)
"Чтобы полюбить человека, надо, чтобы тот спрятался, а чуть лишь покажет лицо свое – пропала любовь." (часть 2 книга 5 глава IV)
0 Комментарии