Алеша Карамазов. Фильм "Братья Карамазовы" 1968 г.
Алеша Карамазов.
Фильм "Братья Карамазовы"
1968 г.
Алеша Карамазов является одним из центральных персонажей знаменитого романа Ф. Достоевского "Братья Карамазовы".

В этой статье вы найдете цитатную характеристику Алеши Карамазова в романе "Братья Карамазовы", образ, описание внешности и характера героя, его детства и юности.   

Смотрите:
Все материалы по роману "Братья Карамазовы"







Алеша Карамазов в романе "Братья Карамазовы" Достоевского


Алексей Федорович Карамазов является младшим из трех сыновей помещика Федора Павловича Карамазова:
"Алексей Федорович Карамазов был третьим сыном помещика нашего уезда Федора Павловича Карамазова..." (часть 1 книга 1 глава I)
У Алеши есть два старших брата — единокровный брат Дмитрий (у них общий отец и разные матери) и родной брат Иван (у них общие отец и мать).

В начале романа Алексею 20 лет, его брату Ивану – 23 года, а Дмитрию – 27 лет:
"Было ему тогда всего двадцать лет (брату его Ивану шел тогда двадцать четвертый год, а старшему их брату, Дмитрию, – двадцать восьмой)." (часть 1 книга 1 глава IV)


Детство и юность Алеши Карамазова

Мать Алеши Карамазова Софья Ивановна Карамазова по происхождению была дочерью дьякона (священнослужителя). Это была женщина с тяжелой судьбой. В 16 лет она вышла замуж за господина Карамазова, который к этому времени уже являлся вдовцом и имел одного ребенка (Дмитрия):
"Взял он эту вторую супругу свою, тоже очень молоденькую особу, Софью Ивановну, из другой губернии..." 
"Софья Ивановна была из «сироток», безродная с детства, дочь какого‑то темного дьякона, взросшая в богатом доме своей благодетельницы, воспитательницы и мучительницы, знатной генеральши‑старухи, вдовы генерала Ворохова." 
"...да и что могла понимать шестнадцатилетняя девочка..."
Федор Павлович Карамазов плохо обращался с бедной Софьей Ивановной, из-за чего, вероятно,  у нее развилась нервная болезнь. Она стала "кликушей", то есть с ней стали случаться истерические припадки, во время которых она кричала ("кликала"):
"Не взяв же никакого вознаграждения, Федор Павлович с супругой не церемонился и, пользуясь тем, что она, так сказать, пред ним «виновата» и что он ее почти «с петли снял», пользуясь, кроме того, ее феноменальным смирением и безответностью, даже попрал ногами самые обыкновенные брачные приличия." 
"Впоследствии с несчастною, с самого детства запуганною молодою женщиной произошло вроде какой‑то нервной женской болезни, встречаемой чаще всего в простонародье у деревенских баб, именуемых за эту болезнь кликушами. От этой болезни, со страшными истерическими припадками, больная временами даже теряла рассудок." (часть 1 книга 1 глава III)
В этом браке родилось два сына с разницей в 3 года – старший Иван и младший Алеша. Софья Ивановна умерла спустя 8 лет брака. На момент смерти матери Алеше Карамазову было всего 3 года ("по четвертому году"), но он запомнил мать на всю жизнь:
"Второй брак этот продолжался лет восемь." (часть 1 книга 1 глава III) 
"Родила она, однако же, Федору Павловичу двух сыновей, Ивана и Алексея, первого в первый год брака, а второго три года спустя. Когда она померла, мальчик Алексей был по четвертому году, и хоть и странно это, но я знаю, что он мать запомнил потом на всю жизнь, – как сквозь сон, разумеется." (часть 1 книга 1 глава III) 
"...оставшись после матери всего лишь по четвертому году..." (часть 1 книга 1 глава IV)
После смерти жены отец семейства Карамазов пьянствовал и не занимался Алешей и Иваном, как это было и со старшим Дмитрием. Первое время детьми занимался слуга Григорий, а затем их забрала к себе генеральша (опекунша покойной Софьи Ивановны). Так Алеши и Иван оказались в другом городе:
"По смерти ее с обоими мальчиками случилось почти точь‑в‑точь то же самое, что и с первым, Митей: они были совершенно забыты и заброшены отцом и попали все к тому же Григорию и также к нему в избу. В избе их и нашла старуха самодурка генеральша, благодетельница и воспитательница их матери." 
"Ровно три месяца по смерти Софьи Ивановны генеральша вдруг явилась в наш город лично и прямо на квартиру Федора Павловича..." 
"С первого взгляда заметив, что они не вымыты и в грязном белье, она тотчас же дала еще пощечину самому Григорию и объявила ему, что увозит обоих детей к себе, затем вывела их в чем были, завернула в плед, посадила в карету и увезла в свой город." (часть 1 книга 1 глава III)
Вскоре генеральша умерла, завещав Алеше и Ивану по тысяче рублей. После этого мальчики попали на воспитание к ее родственнику Ефиму Петровичу Поленову, предводителю дворянства. Господин Поленов содержал мальчиков за свой счет, дал им достойное воспитание и образование и не трогал те деньги, оставленные генеральшей. Он особенно полюбил младшего Алешу. При этом родной отец Карамазов денег на детей не давал:
"Случилось так, что и генеральша скоро после того умерла, но выговорив, однако, в завещании обоим малюткам по тысяче рублей каждому..." 
"Главным наследником старухи оказался, однако же, честный человек, губернский предводитель дворянства той губернии Ефим Петрович Поленов. Списавшись с Федором Павловичем и мигом угадав, что от него денег на воспитание его же детей не вытащишь (хотя тот прямо никогда не отказывал, а только всегда в этаких случаях тянул, иногда даже изливаясь в чувствительностях), он принял в сиротах участие лично и особенно полюбил младшего из них, Алексея, так что тот долгое время даже и рос в его семействе. Это я прошу читателя заметить с самого начала. И если кому обязаны были молодые люди своим воспитанием и образованием на всю свою жизнь, то именно этому Ефиму Петровичу, благороднейшему и гуманнейшему человеку, из таких, какие редко встречаются. Он сохранил малюткам по их тысяче, оставленной генеральшей, неприкосновенно, так что они к совершеннолетию их возросли процентами, каждая до двух, воспитал же их на свои деньги и уж, конечно, гораздо более, чем по тысяче, издержал на каждого." (часть 1 книга 1 глава III)
После смерти Поленова маленький Алеша попал на попечение к дальним родственницам покойного. В этот период мальчик учился в местной гимназии. Его брат Иван тем временем учился гимназии в Москве:
"Когда умер Ефим Петрович, Алеша два года еще пробыл в губернской гимназии. Неутешная супруга Ефима Петровича, почти тотчас же по смерти его, отправилась на долгий срок в Италию со всем семейством, состоявшим все из особ женского пола, а Алеша попал в дом к каким‑то двум дамам, которых он прежде никогда и не видывал, каким‑то дальним родственницам Ефима Петровича, но на каких условиях, он сам того не знал." (часть 1 книга 1 глава IV)
Алеша учился в гимназии до 19 лет. В 19 лет он бросил учебу, не доучившись один год, и вернулся в родной город к отцу:
"В гимназии своей он курса не кончил; ему оставался еще целый год, как он вдруг объявил своим дамам, что едет к отцу по одному делу, которое взбрело ему в голову. Те очень жалели его и не хотели было пускать. Проезд стоил очень недорого, и дамы не позволили ему заложить свои часы – подарок семейства благодетеля пред отъездом за границу, а роскошно снабдили его средствами, даже новым платьем и бельем. Он, однако, отдал им половину денег назад, объявив, что непременно хочет сидеть в третьем классе." (часть 1 книга 1 глава IV)
В родном городе Алеша разыскал могилу своей матери. Это было главной целью его приезда:
"Приехав в наш городок, он на первые расспросы родителя: «Зачем именно пожаловал, не докончив курса?» – прямо ничего не ответил, а был, как говорят, не по‑обыкновенному задумчив. Вскоре обнаружилось, что он разыскивает могилу своей матери. Он даже сам признался было тогда, что затем только и приехал. Но вряд ли этим исчерпывалась вся причина его приезда." (часть 1 книга 1 глава IV) 
"Алеша не выказал на могилке матери никакой особенной чувствительности; он только выслушал важный и резонный рассказ Григория о сооружении плиты, постоял понурившись и ушел, не вымолвив ни слова. С тех пор, может быть даже во весь год, и не бывал на кладбище." (часть 1 книга 1 глава IV)
Затем Алеша посещает местный монастырь и знакомится там со старцем Зосимой, который оказывается необыкновенным человеком, по мнению Алеши. После этого знакомства юноша решает стать монахом. Этот путь кажется ему единственным доступным путем из мрака к свету:
"...и если ударился на монастырскую дорогу, то потому только, что в то время она одна поразила его и представила ему, так сказать, идеал исхода рвавшейся из мрака мирской злобы к свету любви души его. И поразила‑то его эта дорога лишь потому, что на ней он встретил тогда необыкновенное, по его мнению, существо – нашего знаменитого монастырского старца Зосиму, к которому привязался всею горячею первою любовью своего неутолимого сердца." (часть 1 книга 1 глава IV) 
"Просто повторю, что сказал уже выше: вступил он на эту дорогу потому только, что в то время она одна поразила его и представила ему разом весь идеал исхода рвавшейся из мрака к свету души его." (часть 1 книга 1 глава V)
Вскоре Алеша поступает послушником в монастырь:
"И вот довольно скоро после обретения могилы матери Алеша вдруг объявил ему, что хочет поступить в монастырь и что монахи готовы допустить его послушником. Он объяснил при этом, что это чрезвычайное желание его и что испрашивает он у него торжественное позволение как у отца. Старик уже знал, что старец Зосима, спасавшийся в монастырском ските, произвел на его «тихого мальчика» особенное впечатление." (часть 1 книга 1 глава IV)
Старец Зосима очень любит Алешу и разрешает ему поселиться у него в келье. Алеша начинает носить подрясник, хотя официально его еще не приняли в монахи. Он делает это, чтобы не выделяться в монастыре:
"Алеша жил в самой келье старца, который очень полюбил его и допустил к себе. Надо заметить, что Алеша, живя тогда в монастыре, был еще ничем не связан, мог выходить куда угодно хоть на целые дни, и если носил свой подрясник, то добровольно, чтобы ни от кого в монастыре не отличаться." (часть 1 книга 1 глава V)
Таким образом, в начале романа 20-летний Алеша Карамазов уже год как живет в монастыре в качестве послушника и собирается стать монахом:
"Лишь один только младший сын, Алексей Федорович, уже с год пред тем как проживал у нас и попал к нам, таким образом, раньше всех братьев." 
"...будущего героя моего я принужден представить читателям с первой сцены его романа в ряске послушника. Да, уже с год как проживал он тогда в нашем монастыре и, казалось, на всю жизнь готовился в нем затвориться." (часть 1 книга 1 глава III)
В итоге Алеша проводит в монастыре около года. Когда умирает старец Зосима, юноша покидает монастырь, чтобы жить обычной, мирской жизнью:
"...целым годом монастырской жизни его..." (часть 3 книга 7 глава II)




Внешность Алеши Карамазова

В начале романа 20-летний Алеша Карамазов является статным, стройным, красивым, полным здоровья, краснощеким юношей "со светлым взором". У него средневысокий рост, темно-русые волосы, темно-серые глаза, правильный, немного удлиненный овал лица:
"Может быть, кто из читателей подумает, что мой молодой человек был болезненная, экстазная, бедно развитая натура, бледный мечтатель, чахлый и испитой человечек. Напротив, Алеша был в то время статный, краснощекий, со светлым взором, пышущий здоровьем девятнадцатилетний подросток. Он был в то время даже очень красив собою, строен, средневысокого роста, темно‑рус, с правильным, хотя несколько удлиненным овалом лица, с блестящими темно‑серыми широко расставленными глазами..." (часть 1 книга 1 глава V)
В начале романа 20-летний Алеша носит подрясник, то есть длинную одежду, которую носят монахи:
"Подобрав подрясник, Алеша перескочил с ловкостью босоногого городского мальчишки." (часть 1 книга 3 глава III) 
"Вот этот хлебец возьму с собой, коли дадите, – сказал Алеша и, взяв трехкопеечную французскую булку, положил ее в карман подрясника." (часть 2 книга 4 глава II)
После после смерти старца Зосимы Алеша покидает монастырь и снова носит обычную одежду – сюртук и шляпу, а также короткие волосы. Он выглядит красивым юношей. На его миловидном лице, как и всегда, видна тихая и спокойная веселость:
"Здесь кстати заметим, что Алеша очень изменился с тех пор, как мы его оставили: он сбросил подрясник и носил теперь прекрасно сшитый сюртук, мягкую круглую шляпу и коротко обстриженные волосы. Все это очень его скрасило, и смотрел он совсем красавчиком. Миловидное лицо его имело всегда веселый вид, но веселость эта была какая‑то тихая и спокойная." (часть 4 книга 10 глава IV)




Характер Алеши Карамазова


Алеша Карамазов с самого детства является странным человеком, чудаком:
"Одно, пожалуй, довольно несомненно: это человек странный, даже чудак." (глава "От автора") 
"Впрочем, я не спорю, что был он и тогда уже очень странен, начав даже с колыбели." (часть 1 книга 1 глава IV)
По своему характеру он задумчивый и спокойный человек:
"...весьма задумчивый и по‑видимому весьма спокойный." (часть 1 книга 1 глава V)
По мнению его отца, Алеша много молчит и много думает:
"...много, дескать, молчит и много про себя рассуждает..." (часть 1 книга 1 глава IV)
Алеша является "тихим мальчиком", по словам его отца:
"Гм, так ты вот куда хочешь, мой тихий мальчик!" (часть 1 книга 1 глава IV)
Он совсем не глуп и не туп, хотя и не закончил гимназию:
"Скажут, может быть, что Алеша был туп, неразвит, не кончил курса и проч. Что он не кончил курса, это была правда, но сказать, что он был туп или глуп, было бы большою несправедливостью." (часть 1 книга 1 глава V) 
"Ум‑то у тебя не черт съел." ((отец о нем) часть 1 книга 1 глава IV)
У Алеши молодое, чистое, неопытное сердце:
"То‑то и есть, что вся любовь, таившаяся в молодом и чистом сердце его ко «всем и вся»..." 
"...измучили неопытное и девственное сердце его." (часть 3 книга 7 глава II)
По мнению Коли Красоткина, Алеша хорошо знает человека, то есть знает человеческую душу, психологию:
"– Я вас понимаю, Карамазов, я вижу, вы знаете человека, – прибавил проникновенно Коля." (часть 4 книга 10 глава IV)
Алеша является редким существом, по мнению Коли Красоткина:
"– Я давно научился уважать в вас редкое существо, – пробормотал опять Коля, сбиваясь и путаясь. – Я слышал, вы мистик и были в монастыре. Я знаю, что вы мистик, но… это меня не остановило. Прикосновение к действительности вас излечит… С натурами, как вы, не бывает иначе." (часть 4 книга 10 глава VI)
Алеша является "человеколюбцем", то есть он любит людей. При этом он любит их деятельной любовью, то есть стремится как-то помочь им:
"Заранее скажу мое полное мнение: был он просто ранний человеколюбец..." (часть 1 книга 1 глава IV) 
"В этой путанице можно было совсем потеряться, а сердце Алеши не могло выносить неизвестности, потому что характер любви его был всегда деятельный. Любить пассивно он не мог; возлюбив, он тотчас же принимался и помогать." (часть 2 книга 4 глава V)
В детстве и юности Алеша был неразговорчив, но это было не из-за угрюмости. Алеша любил и любит людей и верит в них. Однако он не является простаком или наивным человеком. Он не любит судить и осуждать людей, хотя может горько грустить об их поступках:
"В детстве и юности он был мало экспансивен и даже мало разговорчив, но не от недоверия, не от робости или угрюмой нелюдимости, вовсе даже напротив, а от чего‑то другого, от какой‑то как бы внутренней заботы, собственно личной, до других не касавшейся, но столь для него важной, что он из‑за нее как бы забывал других. Но людей он любил: он, казалось, всю жизнь жил, совершенно веря в людей, а между тем никто и никогда не считал его ни простячком, ни наивным человеком. Что‑то было в нем, что говорило и внушало (да и всю жизнь потом), что он не хочет быть судьей людей, что он не захочет взять на себя осуждения и ни за что не осудит. Казалось даже, что он все допускал, нимало не осуждая, хотя часто очень горько грустя. Мало того, в этом смысле он до того дошел, что его никто не мог ни удивить, ни испугать, и это даже в самой ранней своей молодости." (часть 1 книга 1 глава IV)
Окружающие любили Алешу с самого детства. Например, когда он попал в приемную семью господина Поленова, он стал им как родной ребенок:
"Да и все этого юношу любили, где бы он ни появился, и это с самых детских даже лет его. Очутившись в доме своего благодетеля и воспитателя, Ефима Петровича Поленова, он до того привязал к себе всех в этом семействе, что его решительно считали там как бы за родное дитя." 
"Так что дар возбуждать к себе особенную любовь он заключал в себе, так сказать, в самой природе, безыскусственно и непосредственно." (часть 1 книга 1 глава IV)
Будучи ребенком, Алеша любил задумываться, отъединяться от других детей и читать книжки в углу. При этом школьные товарищи любили его, так что он был всеобщим любимцем:
"То же самое было с ним и в школе... Он, например, задумывался и как бы отъединялся. Он с самого детства любил уходить в угол и книжки читать, и, однако же, и товарищи его до того полюбили, что решительно можно было назвать его всеобщим любимцем во все время пребывания его в школе." (часть 1 книга 1 глава IV)
В детстве у него был ровный и ясный характер. В гимназии он редко бывал резвым и веселым, но не был угрюм:
"Он редко бывал резв, даже редко весел, но все, взглянув на него, тотчас видели, что это вовсе не от какой‑нибудь в нем угрюмости, что, напротив, он ровен и ясен." (часть 1 книга 1 глава IV)
Алеша никогда не любил выделяться среди товарищей: 
"Между сверстниками он никогда не хотел выставляться." (часть 1 книга 1 глава IV)
В гимназии Алеша всегда был среди лучших учеников, но никогда не был самым лучшим:
"Кстати, в классах он всегда стоял по учению из лучших, но никогда не был отмечен первым." (часть 1 книга 1 глава IV)
Будучи ребенком, он никогда никого не боялся, но и не гордился своим бесстрашием:
"...он никогда и никого не боялся, а между тем мальчики тотчас поняли, что он вовсе не гордится своим бесстрашием, а смотрит как будто и не понимает, что он смел и бесстрашен." (часть 1 книга 1 глава IV) 
Алеша рос незлопамятным мальчиком. Он никогда не помнил обиды, которые ему наносили:
"Обиды никогда не помнил. Случалось, что через час после обиды он отвечал обидчику или сам с ним заговаривал с таким доверчивым и ясным видом, как будто ничего и не было между ними вовсе. И не то чтоб он при этом имел вид, что случайно забыл или намеренно простил обиду, а просто не считал ее за обиду, и это решительно пленяло и покоряло детей." (часть 1 книга 1 глава IV)
В гимназии он отличался дикой стыдливостью и целомудренностью. Он не мог слушать непристойные слова и рассказы про женщин. Товарищи любили подшучивать над этой его чертой:
"Была в нем одна лишь черта, которая во всех классах гимназии, начиная с низшего и даже до высших, возбуждала в его товарищах постоянное желание подтрунить над ним, но не из злобной насмешки, а потому, что это было им весело. Черта эта в нем была дикая, исступленная стыдливость и целомудренность. Он не мог слышать известных слов и известных разговоров про женщин." 
"Видя, что «Алешка Карамазов», когда заговорят «про это», быстро затыкает уши пальцами, они становились иногда подле него нарочно толпой и, насильно отнимая руки от ушей его, кричали ему в оба уха скверности, а тот рвался, спускался на пол, ложился, закрывался, и все это не говоря им ни слова, не бранясь, молча перенося обиду." (часть 1 книга 1 глава IV)
В 20 лет Алеша Карамазов является целомудренным и чистым юношей. Когда его отец ведет себя непристойно, Алеша молча уходит из дома, но не осуждает его:
"Явясь по двадцатому году к отцу, положительно в вертеп грязного разврата, он, целомудренный и чистый, лишь молча удалялся, когда глядеть было нестерпимо, но без малейшего вида презрения или осуждения кому бы то ни было." (часть 1 книга 1 глава IV)
Алеша никогда не заботился о том, на чьи средства он живет. В этом он является полной противоположностью своему родному брату Ивану, который бедствовал во время учебы в университете и сам себя содержал:
"Характерная тоже, и даже очень, черта его была в том, что он никогда не заботился, на чьи средства живет. В этом он был совершенная противоположность своему старшему брату, Ивану Федоровичу, пробедствовавшему два первые года в университете, кормя себя своим трудом, и с самого детства горько почувствовавшему, что живет он на чужих хлебах у благодетеля." (часть 1 книга 1 глава IV)

Он как бы не знает цены деньгам и обращается с ними очень легко:  

"Да и вообще говоря, он как бы вовсе не знал цены деньгам, разумеется не в буквальном смысле говоря. Когда ему выдавали карманные деньги, которых он сам никогда не просил, то он или по целым неделям не знал, что с ними делать, или ужасно их не берег, мигом они у него исчезали." (часть 1 книга 1 глава IV)

На себя 20-летний Алеша тратит мало денег, "как канарейка", по словам его отца:

"Ведь ты денег, что канарейка, тратишь, по два зернышка в недельку…" (часть 1 книга 1 глава IV)

В вопросах денег Алеша похож на юродивого, то есть сумасшедшего, ненормального человека. Если бы у него оказалось много денег, он бы легко отдал их все первому встречному:

"...всякий чуть‑чуть лишь узнавший его тотчас, при возникшем на этот счет вопросе, становился уверен, что Алексей непременно из таких юношей вроде как бы юродивых, которому попади вдруг хотя бы даже целый капитал, то он не затруднится отдать его, по первому даже спросу, или на доброе дело, или, может быть, даже просто ловкому пройдохе, если бы тот у него попросил." (часть 1 книга 1 глава IV)

По мнению господина Миусова, Алеша никогда и нигде не пропадет, потому что кто-нибудь его тут же пристроит или он сам пристроится без каких-то усилий:

"Вот, может быть, единственный человек в мире, которого оставьте вы вдруг одного и без денег на площади незнакомого в миллион жителей города, и он ни за что не погибнет и не умрет с голоду и холоду, потому что его мигом накормят, мигом пристроят, а если не пристроят, то он сам мигом пристроится, и это не будет стоить ему никаких усилий и никакого унижения, а пристроившему никакой тягости, а, может быть, напротив, почтут за удовольствие." (часть 1 книга 1 глава IV)
Он уверен, что никто из окружающих никогда не захочет и не сможет его обидеть:
"Алеша уверен был, что его и на всем свете никто и никогда обидеть не захочет, даже не только не захочет, но и не может. Это было для него аксиомой, дано раз навсегда, без рассуждений, и он в этом смысле шел вперед, безо всякого колебания." (часть 1 книга 3 глава III)
Он является ангелом, которого не касается ничего плохое, по мнению его отца:
"Да и приличнее тебе будет у монахов, чем у меня, с пьяным старикашкой да с девчонками… хоть до тебя, как до ангела, ничего не коснется. Ну авось и там до тебя ничего не коснется, вот ведь я почему и дозволяю тебе, что на последнее надеюсь." (часть 1 книга 1 глава IV)
Алеша реалист, а не фанатик или мистик. Он верит в чудеса, которые якобы происходит в монастыре (чудеса исцеления и пр.):
"...этот юноша, Алеша, был вовсе не фанатик и, по‑моему, по крайней мере, даже и не мистик вовсе." (часть 1 книга 1 глава IV) 
"Скажут, может быть, что красные щеки не мешают ни фанатизму, ни мистицизму; а мне так кажется, что Алеша был даже больше, чем кто‑нибудь, реалистом. О, конечно, в монастыре он совершенно веровал в чудеса, но, по‑моему, чудеса реалиста никогда не смутят." (часть 1 книга 1 глава V)
Алеша является честным человеком. Он требует и ищет правды и готов на скорые подвиги ради своей правды. Уход в монастырь воплощает в себе его жажду скорого подвига. На этом этапе жизни его правда состоит в том, что он верит в бессмертие и в Бога. Он не принимает компромисса, поэтому отдается полностью своей идее, то есть решает стать послушником в монастыре:
"Прибавьте, что он был юноша отчасти уже нашего последнего времени, то есть честный по природе своей, требующий правды, ищущий ее и верующий в нее, а уверовав, требующий немедленного участия в ней всею силой души своей, требующий скорого подвига, с непременным желанием хотя бы всем пожертвовать для этого подвига, даже жизнью." 
"Алеша избрал лишь противоположную всем дорогу, но с тою же жаждой скорого подвига. Едва только он, задумавшись серьезно, поразился убеждением, что бессмертие и Бог существуют, то сейчас же, естественно, сказал себе: «Хочу жить для бессмертия, а половинного компромисса не принимаю». Точно так же если бы он порешил, что бессмертия и Бога нет, то сейчас бы пошел в атеисты и в социалисты..." (часть 1 книга 1 глава V)
По мнению его приятеля Ракитина, Алеша всегда говорит правду, но при этом всегда старается усидеть на двух стульях. Судя по всему, Ракитин имеет в виду, что Алеша не выражает свое мнение резко и категорично:
"...слушай, Алеша, ты всегда правду говоришь, хотя всегда между двух стульев садишься..." (часть 1 книга 2 глава VII)
По словам Ракитина, Алеша является тихоней и святым, который на самом деле думает и знает о самых разных вещах. Ракитин считает, что по отцу Алеша является сладострастником, а по матери – юродивым (сумасшедшим). По мнению Ракитина, Алеша может оказаться таким же сладострастником, как его отец и братья:
"Ах ты, девственник! Ты, Алешка, тихоня, ты святой, я согласен, но ты тихоня, и черт знает о чем ты уж не думал, черт знает что тебе уж известно! Девственник, а уж такую глубину прошел, – я тебя давно наблюдаю. Ты сам Карамазов, ты Карамазов вполне – стало быть, значит же что‑нибудь порода и подбор. По отцу сладострастник, по матери юродивый." (часть 1 книга 2 глава VII) 
"Ведь я только на тебя, Алеша, дивлюсь: как это ты дeвственник? Ведь и ты Карамазов! Ведь в вашем семействе сладострастие до воспаления доведено. Ну вот эти три сладострастника друг за другом теперь и следят… с ножами за сапогом. Состукнулись трое лбами, а ты, пожалуй, четвертый." (часть 1 книга 2 глава VII)
Будучи глубоко верующим человеком, Алеша обычно молится Богу перед сном. Эта вечерняя молитва всегда приносит его душе умиление:
"Но перед сном он бросился на колени и долго молился. В горячей молитве своей он не просил Бога разъяснить ему смущение его, а лишь жаждал радостного умиления, прежнего умиления, всегда посещавшего его душу после хвалы и славы Богу, в которых и состояла обыкновенно вся на сон грядущий молитва его." (часть 1 книга 3 глава XI)
Алеша очень любит детей и никогда не может безучастно пройти мимо них:
"Алеша никогда не мог безучастно проходить мимо ребяток, в Москве тоже это бывало с ним, и хоть он больше всего любил трехлетних детей или около того, но и школьники лет десяти, одиннадцати ему очень нравились." (часть 2 книга 4 глава III)
Алеша является удивительно хорошим, умным, мыслящим и все замечающим человеком, по мнению его подруги Лизы Xoxлaковой. При этом он иногда кажется ей педантом, то есть человеком, который очень требователен к себе и к окружающим:
"– Алексей Федорович, вы удивительно хороши, но вы иногда как будто педант… а между тем, смотришь, вовсе не педант." 
"– Скажите лучше, за что вы берете меня, такую дуру, больную дурочку, вы, такой умный, такой мыслящий, такой замечающий?" (часть 2 книга 5 глава I)
По мнению Алеши, прежде всего на свете все люди должны полюбить саму жизнь, а не ее смысл, то есть полюбить сам процесс жизни, не пытаясь найти в ней логику:
"– Слишком понимаю, Иван: нутром и чревом хочется любить – прекрасно ты это сказал, и рад я ужасно за то, что тебе так жить хочется, – воскликнул Алеша. – Я думаю, что все должны прежде всего на свете жизнь полюбить. 
– Жизнь полюбить больше, чем смысл ее? 
– Непременно так, полюбить прежде логики, как ты говоришь, непременно чтобы прежде логики, и тогда только я и смысл пойму. Вот что мне давно уже мерещится." (часть 2 книга 5 глава III)
Алеша является благочестивым, смиренным, добрым и даровитым юношей, по мнению товарища прокурора Ипполита Кирилловича. По словам Ипполита Кирилловича, Алеша, испугавшись цинизма и разврата жизни, из отчаяния чуть не стал монахом, но вернулся к мирской жизни:
"Затем другой сын, – о, это еще юноша, благочестивый и смиренный, в противоположность мрачному растлевающему мировоззрению его брата, ищущий прилепиться, так сказать, к «народным началам», или к тому, что у нас называют этим мудреным словечком в иных теоретических углах мыслящей интеллигенции нашей. Он, видите ли, прилепился к монастырю; он чуть было сам не постригся в монахи. В нем, кажется мне, как бы бессознательно, и так рано, выразилось то робкое отчаяние, с которым столь многие теперь в нашем бедном обществе, убоясь цинизма и разврата его и ошибочно приписывая все зло европейскому просвещению, бросаются, как говорят они, к «родной почве», так сказать, в материнские объятия родной земли, как дети, напуганные призраками, и у иссохшей груди расслабленной матери жаждут хотя бы только спокойно заснуть и даже всю жизнь проспать, лишь бы не видеть их пугающих ужасов. С моей стороны я желаю доброму и даровитому юноше всего лучшего..." (часть 4 книга 12 глава VI)
По мнению самого Алеши, у него во многом мелкая душа:
"Я не знаю, как вы, Lise, но я считаю про себя, что у меня во многом мелкая душа." (часть 2 книга 4 глава V)
Алеша считает, что он тоже настоящий "Карамазов", то есть в нем заложены те же плохие качества, которые есть у его отца и братьев:
"...уж я до многого, до многого прикоснулся… Ах, вы не знаете, ведь и я Карамазов!" (часть 2 книга 5 глава I)
По его собственному мнению, он иногда бывает нетерпелив и невнимателен с людьми:
"– Давайте, Lise, я готов, только я сам не совсем готов; я иной раз очень нетерпелив, а в другой раз и глазу у меня нет." (часть 2 книга 5 глава I)
По словам его отца, Алеша похож на свою покойную мать Софью Ивановну:
"«Знаешь ли ты, – стал он часто говорить Алеше, приглядываясь к нему, – что ты на нее похож, на кликушу‑то?» Так называл он свою покойную жену, мать Алеши." (часть 1 книга 1 глава IV)
Судя по всему, Алеша унаследовал от своей матери склонность к нервным припадкам. Однажды, когда старик Карамазов рассказывает Алеше о его покойной матери и о своих издевательствах над ней бедной женщиной, у юноши случается припадок, похожий на те, что случались с его покойной матерью ("кликушей"):
"Старик вскочил в испуге. Алеша с самого того времени, как он заговорил о его матери, мало‑помалу стал изменяться в лице. Он покраснел, глаза его загорелись, губы вздрогнули… Пьяный старикашка брызгался слюной и ничего не замечал до той самой минуты, когда с Алешей вдруг произошло нечто очень странное, а именно с ним вдруг повторилось точь‑в‑точь то же самое, что сейчас только он рассказал про «кликушу». Алеша вдруг вскочил из‑за стола, точь‑в‑точь как, по рассказу, мать его, всплеснул руками, потом закрыл ими лицо, упал как подкошенный на стул и так и затрясся вдруг весь от истерического припадка внезапных, сотрясающих и неслышных слез. Необычайное сходство с матерью особенно поразило старика. 
– Иван, Иван! скорей ему воды. Это как она, точь‑в‑точь как она, как тогда его мать!" (часть 1 книга 3 глава VIII)
Алеша любит обоих своих братьев, Дмитрия и Ивана:
"Он любил обоих братьев и страшился между ними такого соперничества." 
"Он любит их обоих..." (часть 2 книга 4 глава V)
В эпилоге Алеша Карамазов говорит, что он скоро уедет из родного города и, вероятно, очень надолго. Можно предположить, что сначала он женится на Лизе, а затем уезжает в Сибирь, чтобы быть ближе к брату Дмитрию:
"– Стоите, Lise. Я на днях выйду из монастыря совсем. Выйдя в свет, надо жениться, это‑то я знаю. Так и он мне велел. Кого ж я лучше вас возьму… и кто меня, кроме вас, возьмет? Я уж это обдумывал." (часть 2 книга 5 глава I) 
"– Господа, мы скоро расстанемся. Я теперь пока несколько времени с двумя братьями, из которых один пойдет в ссылку, а другой лежит при смерти. Но скоро я здешний город покину, может быть очень надолго. Вот мы и расстанемся, господа." (эпилог глава 3)



Отношения Алеши и Дмитрия Карамазовых

В начале романа 20-летний Алеша Карамазов, судя по всему, впервые видит своего старшего единокровного брата Дмитрия.

По словам Дмитрия, Алеша является ангелом на земле, который может выслушать, рассудить и простить его:
"Ангелу в небе я уже сказал, но надо сказать и ангелу на земле. Ты ангел на земле. Ты выслушаешь, ты рассудишь, и ты простишь… А мне того и надо, чтобы меня кто‑нибудь высший простил." (часть 1 книга 3 глава III)
Алеша является "всем" для своего брата Дмитрия. Дмитрий называет Алешу херувимом, то есть ангелом. По его мнению, только Алеша может подсказать ему решение в самый тяжелый момент:
"– Я тебе всю нашу тайну открою! – зашептал спеша Митя. – Хотел потом открыть, потому что без тебя разве могу на что решиться? Ты у меня все. Я хоть и говорю, что Иван над нами высший, но ты у меня херувим. Только твое решение решит. Может, ты‑то и есть высший человек, а не Иван. Видишь, тут дело совести, дело высшей совести – тайна столь важная, что я справиться сам не смогу и все отложил до тебя." (часть 4 книга 11 глава IV)
Алеша считает, что он по своей природе не отличается от брата Дмитрия, а просто находится на самой начальной ступени развития своих пороков. По мнению Алеши, со временем он может стать таким же, как Дмитрий:
"– Это ты оттого, что я покраснел, – вдруг заметил Алеша. – Я не от твоих речей покраснел и не за твои дела, а за то, что я то же самое, что и ты. 
– Ты‑то? Ну, хватил немного далеко. 
– Нет, не далеко, – с жаром проговорил Алеша. (Видимо, эта мысль давно уже в нем была.) – Всё одни и те же ступеньки. Я на самой низшей, а ты вверху, где‑нибудь на тринадцатой. Я так смотрю на это дело, но это всё одно и то же, совершенно однородное. Кто ступил на нижнюю ступеньку, тот все равно непременно вступит и на верхнюю." (часть 1 книга 3 глава IV)
Алеша очень любит своего брата Дмитрия:
"...приписал его мнение лишь возбужденному до последней степени братскому чувству и состраданию его к Мите, которого Алеша, как и знал это Иван, очень любил." (часть 4 книга 11 глава VI)
Когда Дмитрия Карамазова обвиняют в убийстве отца, Алеша настаивает на том, что убийца не Дмитрий, а Смердяков, хотя все косвенные доказательства указывают именно на Дмитрия:
"Одно было все‑таки странно: что Алеша упорно продолжал стоять на том, что убил не Дмитрий, а «по всей вероятности» Смердяков." (часть 4 книга 11 глава VI)
Когда Дмитрий попадает под суд, Алеша говорит о нем в суде с симпатией и называет его благородным и великодушным человеком:
"Алеша показывал скромно и сдержанно, но в показаниях его явно прорывалась горячая симпатия к несчастному брату. Отвечая по одному вопросу, он очертил характер брата как человека, может быть и неистового, и увлеченного страстями, но тоже и благородного, гордого и великодушного, готового даже на жертву, если б от него потребовали. Сознавался, впрочем, что брат был в последние дни, из‑за страсти к Грушеньке, из‑за соперничества с отцом, в положении невыносимом." (часть 4 книга 12 глава IV)


Отношения Алеши и Ивана Карамазовых

В течение последних 10 лет родные братья Алеша и Иван виделись только один раз в Москве. Теперь, когда Алеше 20 лет, а Ивану 23 года, братья снова встречаются в родном доме и в эту встречу по-настоящему знакомятся друг с другом:
"– Я все помню, Алеша, я помню тебя до одиннадцати лет, мне был тогда пятнадцатый год. Пятнадцать и одиннадцать, это такая разница, что братья в эти годы никогда не бывают товарищами. Не знаю, любил ли я тебя даже. Когда я уехал в Москву, то в первые годы я даже и не вспоминал об тебе вовсе. Потом, когда ты сам попал в Москву, мы раз только, кажется, и встретились где‑то. А вот здесь я уже четвертый месяц живу, и до сих пор мы с тобой не сказали слова." (часть 2 книга 5 глава III)
Правда, первые 3 месяца после своего приезда Иван почти не общается с Алешей, хотя тот хотел бы с ним сблизиться. Наконец, уже перед своим отъездом, Иван решает "познакомиться" с Алешей:
"– Очень, я хочу с тобой познакомиться раз навсегда и тебя с собой познакомить. Да с тем и проститься. По‑моему, всего лучше знакомиться пред разлукой. Я видел, как ты на меня смотрел все эти три месяца, в глазах твоих было какое‑то беспрерывное ожидание, а вот этого‑то я и не терплю, оттого и не подошел к тебе." (часть 2 книга 5 глава III)
Алеша любит своего брата Ивана и называет его "загадкой":
"–...Ожидающий взгляд твой стал мне вовсе под конец не противен; напротив, полюбил я наконец твой ожидающий взгляд… Ты, кажется, почему‑то любишь меня, Алеша? 
– Люблю, Иван. Брат Дмитрий говорит про тебя: Иван – могила. Я говорю про тебя: Иван – загадка. Ты и теперь для меня загадка, но нечто я уже осмыслил в тебе, и всего только с сегодняшнего утра!"(часть 2 книга 5 глава III)
Иван Карамазов высоко ценит мнение своего младшего брата Алеши:
"Иван всегда чувствовал, что мнение Алеши для него высоко, а потому теперь очень недоумевал на него." (часть 4 книга 11 глава VI)
По мнению Ивана, Алеша – твердый человек, который твердо стоит на ногах, хотя в то же время еще является маленьким мальчуганом:
"Но в конце я тебя научился уважать: твердо, дескать, стоит человечек. Заметь, я хоть и смеюсь теперь, но говорю серьезно. Ведь ты твердо стоишь, да? Я таких твердых люблю, на чем бы там они ни стояли, и будь они такие маленькие мальчуганы, как ты." (часть 2 книга 5 глава III)
"Твердый ты человек, Алексей." (часть 2 книга 5 глава III)
Иван называет Алешу херувимом (ангелом) и голубем. В этом он согласен с братом Дмитрием:
"Он тебя испугался, тебя, голубя. Ты «чистый херувим». Тебя Дмитрий херувимом зовет. Херувим…" (часть 4 книга 11 глава X)


Отношения Алеши Карамазова с отцом 

Когда 19-летний Алеша возвращается в родной город к отцу, старик Карамазов сначала относится к нему настороженно. Однако, узнав сына поближе, начинает по-своему проявлять к нему любовь и ласку:
"...стал его ужасно часто обнимать и целовать, не далее как через две какие‑нибудь недели, правда с пьяными слезами, в хмельной чувствительности, но видно, что полюбив его искренно и глубоко и так, как никогда, конечно, не удавалось такому, как он, никого любить…" (часть 1 книга 1 глава IV) 
"А ведь мне тебя жаль, Алеша, воистину, веришь ли, я тебя полюбил..." (часть 1 книга 1 глава IV)
Федор Павлович считает, что Алеша  единственный человек на земле, который не осуждает его за беспутную жизнь:
"А я тебя буду ждать: ведь я чувствую же, что ты единственный человек на земле, который меня не осудил, мальчик ты мой милый, я ведь чувствую же это, не могу же я это не чувствовать!.." (часть 1 книга 1 глава IV)


Отношения Алеши Карамазова и Груши

Сначала Алеша очень боится красавицу Грушу, в которую влюблены его брат Дмитрий и его отец. Из-за ее прошлого Грушу считают падшей, "страшной" женщиной. Однако, познакомившись с ней, Алеша перестает ее бояться и лишь испытывает к ней любопытство:
"...эта женщина, эта «страшная» женщина не только не пугала его теперь прежним страхом, страхом, зарождавшимся в нем прежде при всякой мечте о женщине, если мелькала таковая в его душе, но, напротив, эта женщина, которую он боялся более всех, сидевшая у него на коленях и его обнимавшая, возбуждала в нем вдруг теперь совсем иное, неожиданное и особливое чувство, чувство какого‑то необыкновенного, величайшего и чистосердечнейшего к ней любопытства, и все это уже безо всякой боязни, без малейшего прежнего ужаса – вот что было главное и что невольно удивляло его." (часть 3 книга 7 глава III)
По словам Груши, Алеша оказывается первым и единственным человеком в ее жизни, который пожалел ее, то есть увидел в ней несчастную женщину, жертву обстоятельств. По ее словам, она всю жизнь ждала, что кто-то полюбит и простит ее, "гадкую, осрамленную женщину":
"– Не знаю я, не ведаю, ничего не ведаю, что он мне такое сказал, сердцу сказалось, сердце он мне перевернул… Пожалел он меня первый, единый, вот что! Зачем ты, херувим, не приходил прежде, – упала вдруг она пред ним на колени, как бы в исступлении. – Я всю жизнь такого, как ты, ждала, знала, что кто‑то такой придет и меня простит. Верила, что и меня кто‑то полюбит, гадкую, не за один только срам!.." (часть 3 книга 7 глава III)
Это была цитатная характеристика Алеши Карамазова в романе "Братья Карамазовы" Достоевского, образ, описание внешности и характера героя, его детства и юности, его отношений с другими персонажами.