Дмитрий Карамазов на суде. Фильм "Братья Карамазовы" 1968 г.
Дмитрий Карамазов на суде.
Фильм "Братья Карамазовы"
1968 г.
Дмитрий Карамазов является одним из главных героев романа "Братья Карамазовы" Достоевского.

В этой статье читайте цитатную характеристику Дмитрия Карамазова в романе "Братья Карамазовы", образ, описание внешности, характера и личности Мити Карамазова в цитатах.

Читайте также:
Все материалы по роману "Братья Карамазовы"







Дмитрий Карамазов в романе "Братья Карамазовы": характеристика в цитатах


Дмитрий Федорович Карамазов является потомственным дворянином и старшим сыном помещика Федора Павловича Карамазова. У него есть два младших единокровных брата (от другой матери) – Иван и Алеша.


Мите Карамазову 28 лет в начале романа:
"...двадцативосьмилетний молодой человек..." (часть 1 книга 2 глава VI)
В начале романа он является офицером в отставке и носит звание поручика:
"…я поручик Дмитрий Карамазов, сын старика Карамазова..." (часть 3 книга 8 глава II) 
"Господин отставной поручик Карамазов..." (часть 3 книга 8 глава VIII)
Подробнее о происхождении, детстве и взрослой жизни героя смотрите в статье "История жизни Дмитрия Карамазова".




Внешность Дмитрия Карамазова

О внешности Мити Карамазова известно, что это молодой человек среднего роста и приятной внешности. Он физически силен, мускулист, у него богатырские руки. Он выглядит старше своих лет, и у него болезненное, худощавое лицо:
"Дмитрий Федорович, двадцативосьмилетний молодой человек, среднего роста и приятного лица, казался, однако же, гораздо старее своих лет. Был он мускулист, и в нем можно было угадывать значительную физическую силу, тем не менее в лице его выражалось как бы нечто болезненное. Лицо его было худощаво, щеки ввалились, цвет же их отливал какою‑то нездоровою желтизной." (часть 1 книга 2 глава VI) 
"Впрочем, некоторая болезненность его лица в настоящую минуту могла быть понятна..." (часть 1 книга 2 глава VI) 
"Но «Митя» богатырскою рукой подхватил его локоть и помог скачку." (об Алеше, часть 1 книга 3 глава III) 
"...этот, столь сильный физически человек..." (часть 3 книга 8 глава III)






 

Являясь офицером в отставке, Дмитрий носит модный сюртук, черный перчатки и цилиндр:
"Вошел он безукоризненно и щегольски одетый, в застегнутом сюртуке, в черных перчатках и с цилиндром в руках." (часть 1 книга 2 глава VI) 
"Одет был Митя прилично, в застегнутом сюртуке, с круглою шляпой в руках и в черных перчатках, точь‑в‑точь как был дня три тому назад в монастыре..." (часть 3 книга 8 глава I) 
"...он вместе с прокурором был углублен в рассматривание сюртука, панталон, жилета и фуражки..." (об одежде Мити, часть 3 книга 9 глава VI)
У него короткие темно-русые волосы, он носит усы:
"Как военный недавно в отставке, он носил усы и брил пока бороду. Темно‑русые волосы его были коротко обстрижены и зачесаны как‑то височками вперед." (часть 1 книга 2 глава VI)
У него большие темные глаза навыкате:
"Довольно большие темные глаза навыкате..." (часть 1 книга 2 глава VI)
Взгляд Дмитрия отличается неопределенностью и не соответствует его внутреннему настроению, так что трудно понять, о чем он думает. Митя может смотреть задумчиво и угрюмо и неожиданно рассмеяться:
"Довольно большие темные глаза навыкате смотрели хотя, по‑видимому, и с твердым упорством, но как‑то неопределенно. Даже когда он волновался и говорил с раздражением, взгляд его как бы не повиновался его внутреннему настроению и выражал что‑то другое, иногда совсем не соответствующее настоящей минуте. «Трудно узнать, о чем он думает», – отзывались иной раз разговаривавшие с ним. Иные, видевшие в его глазах что‑то задумчивое и угрюмое, случалось, вдруг поражались внезапным смехом его, свидетельствовавшим о веселых и игривых мыслях, бывших в нем именно в то время, когда он смотрел с такою угрюмостью." (часть 1 книга 2 глава VI)
У него решительная, широкая, военная походка и аршинные, длинные шаги:
"Шагал он решительно, широко, по‑фрунтовому." (часть 1 книга 2 глава VI) 
"...Дмитрий Федорович своими большими и решительными шагами подошел к окну..." (часть 1 книга 2 глава VI) 
"...тот вдруг вскочил и своими твердыми, фронтовыми, аршинными шагами пошел к нему навстречу." (часть 3 книга 8 глава I) 
"Митя, разумеется, согласился и зашагал своими аршинными шагами..." (часть 3 книга 8 глава II) 
"Митя скорыми и длинными своими шагами подступил вплоть к столу." (часть 3 книга 8 глава VII) 
"Он прошел своими длинными аршинными шагами..." (часть 4 книга 12 глава I)
У Мити короткий деревянный смех:
"И Митя вдруг захохотал своим коротким деревянным смехом, совсем неожиданным, так что даже Самсонов дрогнул головой." (часть 3 книга 8 глава I) 
"...вдруг засмеялся, но не деревянным своим отрывистым смехом, а каким‑то неслышным длинным, нервозным и сотрясающимся смехом. (...) 
– Врет? – рассмеялся он своим коротким деревянным смехом, тотчас же чему‑то обрадовавшись, – ха‑ха!" (часть 3 книга 8 глава VII)
Любопытно, что Митя не любит свои ноги и считает большие пальцы на своих ногах уродливыми:
"А главное, он сам не любил свои ноги, почему‑то всю жизнь находил свои большие пальцы на обеих ногах уродливыми, особенно один грубый, плоский, как‑то загнувшийся вниз ноготь на правой ноге..." (часть 3 книга 9 глава VI)


 

Характер и личность Дмитрия Карамазова

Митя Карамазов является легкомысленным, буйным, страстным, нетерпеливым человеком и кутилой, по мнению его отца:
"Он вывел лишь, что молодой человек легкомыслен, буен, со страстями, нетерпелив, кутила..." (отец о нем, часть 1 книга 1 глава II)
Митя называет себя развратным человеком:
"Любил разврат, любил и срам разврата." (Митя о себе, часть 1 книга 3 глава IV)
По его словам, он всю жизнь провел в самом глубоком позоре разврата, но не мог изменить себя, потому что он Карамазов, и уж если он летит в пропасть, то летит туда прямо и с удовольствием:
"И когда мне случалось погружаться в самый, в самый глубокий позор разврата (а мне только это и случалось), то я всегда это стихотворение о Церере и о человеке читал. Исправляло оно меня? Никогда! Потому что я Карамазов. Потому что если уж полечу в бездну, то так‑таки прямо, головой вниз и вверх пятами, и даже доволен, что именно в унизительном таком положении падаю и считаю это для себя красотой". (часть 1 книга 3 глава III)
Он считает себя беспутным человеком:
"Конец беспутному человеку!" (часть 4 книга 12 глава XIII)

Митя называет себя сладострастником и подлым существом с неудержимыми чувствами, погибшим, низким человеком с низкими страстями:

"Ты еще мог бы сказать ей: «Это низкий сладострастник и с неудержимыми чувствами подлое существо. Он тогда не послал ваши деньги, а растратил, потому что удержаться не мог, как животное»..." (часть 1 книга 3 глава IV) 
"...я могу быть низким человеком, со страстями низкими и погибшими..." (часть 1 книга 3 глава V)
Митя считает сладострастниками и себя, и всех Карамазовых, в том числе младшего брата Алешу:
"Я, брат, это самое насекомое и есть, и это обо мне специально и сказано. И мы все, Карамазовы, такие же, и в тебе, ангеле, это насекомое живет и в крови твоей бури родит. Это – бури, потому что сладострастье буря, больше бури!" (часть 1 книга 3 глава III)
Сладострастие в Мите доведено до воспаления, как и во всем семействе Карамазовых, по мнению семинариста Ракитина:
"...но он – сладострастник. Вот его определение и вся внутренняя суть. (...) Ведь в вашем семействе сладострастие до воспаления доведено." (часть 1 книга 2 глава VII)
Митя – раздражительный человек с "отрывистым умом":
"Правда, что он и от природы был раздражителен, «ума отрывистого и неправильного», как характерно выразился о нем у нас наш мировой судья Семен Иванович Качальников в одном собрании." (часть 1 книга 2 глава VI)
Он считает себя не очень хорошим и не очень красивым человеком:
"Сам‑то я нехорош, господа, вот что, сам‑то я не очень красив, а потому права не имел и его считать отвратительным, вот что!" (Митя о себе и об отце, часть 3 книга 9 глава III)
Митя признает, что в его душе и уме нет "высшего порядку" и что вся жизнь у него была беспорядок, но он его никогда не любил:
"...– не любил я никогда всего этого беспорядка. (…) 
– Я не про это. Я про высший порядок. Порядку во мне нет, высшего порядка… (...) Вся жизнь моя была беспорядок, и надо положить порядок." (часть 3 книга 8 глава V)
Митя чувствует себя в своей привычной среде, когда вокруг происходит нечто беспорядочное и нелепое:
"Одним словом, началось нечто беспорядочное и нелепое, но Митя был как бы в своем родном элементе, и чем нелепее все становилось, тем больше он оживлялся духом." (часть 3 книга 8 глава VIII)
Митя является почти необразованным дворянином по сравнению со своим братом Иваном, который закончил университет. По своему характеру и личности Митя – полная противоположность Ивану. Митя также считает себя человеком "без ума и без образования" по сравнению с его невестой Катериной Ивановной:
"...брат Дмитрий был человек в сравнении с Иваном почти вовсе необразованный, и оба, поставленные вместе один с другим, составляли, казалось, такую яркую противоположность как личности и характеры, что, может быть, нельзя бы было и придумать двух человек несходнее между собой." (часть 1 книга 1 глава V) 
"Простите, преподобный отец, – обратился он к старцу, – я человек необразованный..." (часть 1 книга 2 глава VI) 
"...а пуще всего с умом и образованием, а у меня ни того, ни другого." (часть 1 книга 3 глава IV)
При этом в одном эпизоде Митя все же называет себя умным человеком, а в другом – образованным и светским господином. Вероятно, он имеет в виду, что в провинциальной дворянской среде он выглядит вполне образованным:
"...как мог он, человек все же умный, поддаться на такую глупость..." (часть 3 книга 8 глава II) 
"Мы тут трое сошлись люди благородные, и пусть все у нас так и будет на взаимном доверии образованных и светских людей, связанных дворянством и честью." (Митя в беседе с чиновниками в ходе следствия, часть 3 книга 9 глава IV)
По мнению его знакомого Перхотина, Митя – "хороший малый", но при этом дикий человек, дурак, горлан, не человек дела, а весь характер Мити состоит в том, чтобы подраться, а потом кутить (пьянствовать, развратничать):
"– Послушайте, вы хоть и дики, но вы мне всегда как‑то нравились… я вот и беспокоюсь." (часть 3 книга 8 глава V) 
"– Дурак, хоть и хороший малый… – бормотал он про себя дорогой. – (…) Горланы, и больше ничего. Напьются и подерутся, подерутся и помирятся. Разве это люди дела?" (часть 3 книга 8 глава V) 
"Подрались и кутить теперь мчитесь – весь ваш характер." (часть 3 книга 8 глава V)
Митя гневлив, но простодушен и этим он похож на ребенка, по мнению извозчика Андрея:
"...а вы у нас, сударь, все одно как малый ребенок… так мы вас почитаем… И хоть гневливы вы, сударь, это есть, но за простодушие ваше простит Господь." (часть 3 книга 8 глава VI)
Прокурор называет Дмитрия Карамазова легкомысленным и развратным человеком и широкой, «карамазовской натурой», в которой совмещаются разные противоположности – бездна высшего и бездна самого низшего. Адвокат Мити согласен с этой характеристикой:
"Образ молодого человека, легкомысленного и развратного..." (прокурор, часть 4 книга 12 глава VI) 
"А вот именно потому, что мы натуры широкие, карамазовские, – я ведь к тому и веду, – способные вмещать всевозможные противоположности и разом созерцать обе бездны, бездну над нами, бездну высших идеалов, и бездну под нами, бездну самого низшего и зловонного падения." (прокурор, часть 4 книга 12 глава VI) 
"Две бездны, господа присяжные, вспомните, что Карамазов может созерцать две бездны, и обе разом!" (прокурор, часть 4 книга 12 глава IX) 
"Но ведь сами же вы кричали, что широк Карамазов, сами же вы кричали про две крайние бездны, которые может созерцать Карамазов. Карамазов именно такая натура о двух сторонах, о двух безднах…" (адвокат, часть 4 книга 12 глава XI)
Жизнь Мити состоит из кутежа, шатаний по трактирам и безобразной любви, по мнению прокурора:
"…бросить весь этот кутеж, эту безобразную любовь, эти праздношатания по трактирам, бесплодную трату молодых сил…" (часть 4 книга 12 глава VII)
У Мити болезненные нервы, то есть расстроенная нервная система, поэтому он ведет себя так, как ведет:
"…но все это, воля ваша, по‑моему, лишь нервы… болезненные нервы ваши, вот что‑с." (прокурор, часть 3 книга 9 глава VII)
Митя является буйным, разнузданным, необузданным, легкомысленным человеком, который обидел немало людей в городе, по словам его адвоката Фетюковича:
"Подсудимый, буйный характером и разнузданный, не обидел меня предварительно, как сотню, может быть, лиц в этом городе, отчего многие и предупреждены против него заранее. Конечно, и я сознаюсь, что нравственное чувство здешнего общества возбуждено справедливо: подсудимый буен и необуздан." (часть 4 книга 12 глава X) 
"…особенно такому легкомысленному человеку, как наш подсудимый." (часть 4 книга 12 глава XI)
И все-таки, хотя Митя и является неистовым и увлеченным страстями человеком, но при этом он благородный, гордый, великодушный человек, способный на жертву, по мнению его брата Алеши:
"Отвечая по одному вопросу, он очертил характер брата как человека, может быть и неистового, и увлеченного страстями, но тоже и благородного, гордого и великодушного, готового даже на жертву, если б от него потребовали." (часть 4 книга 12 глава IV)
По словам Мити, со стороны он кажется просто хамом, пьяницей и развратником, но на самом деле он способен страдать и чувствовать унижение:
"– Друг, друг, в унижении, в унижении и теперь. Страшно много человеку на земле терпеть, страшно много ему бед! Не думай, что я всего только хам в офицерском чине, который пьет коньяк и развратничает." (часть 1 книга 3 глава III)
На первый взгляд Дмитрий Карамазов кажется жестоким, буйным и безудержным человеком, но у него нежная душа, дикое, но благородное сердце, по мнению его адвоката:
"Господа присяжные, эти души, эти на вид жестокосердые, буйные и безудержные люди, как мой клиент, бывают, и это чаще всего, чрезвычайно нежны сердцем, только этого не выказывают. (…) 
…эти сердца весьма часто жаждут нежного, прекрасного и справедливого, и именно как бы в контраст себе, своему буйству, своей жестокости, – жаждут бессознательно, и именно жаждут. Страстные и жестокие снаружи, они до мучения способны полюбить, например, женщину, и непременно духовною и высшею любовью." (часть 4 книга 12 глава XIII) 
"О, я знаю, я знаю это сердце, это дикое, но благородное сердце, господа присяжные." (часть 4 книга 12 глава XIII)
По его собственным словам, Митя куда добрее, чем кажется:
"Я гораздо добрее, чем вы думаете, господа…" (часть 3 книга 9 глава V)
По словам Мити, хотя он и не образован, но он много думал о разных вещах, о жизни:
"Я, брат, очень необразован, но я много об этом думал. Страшно много тайн! Слишком много загадок угнетают на земле человека. Разгадывай как знаешь и вылезай сух из воды." (часть 1 книга 3 глава III)
При всей своей беспутной и развратной жизни Митя является верующим человеком:
"И вот в самом‑то этом позоре я вдруг начинаю гимн. Пусть я проклят, пусть я низок и подл, но пусть и я целую край той ризы, в которую облекается Бог мой; пусть я иду в то же самое время вслед за чертом, но я все‑таки и твой сын, Господи, и люблю тебя, и ощущаю радость, без которой нельзя миру стоять и быть." (часть 1 книга 3 глава III)
В тяжелые минуты он молится Господу и говорит, что любит его. Например, он обращается к Богу с молитвой, когда едет в Мокрое к Грушеньке:
"Но Митя не расслышал. Он исступленно молился и дико шептал про себя. 
– Господи, прими меня во всем моем беззаконии, но не суди меня. Пропусти мимо без суда твоего… Не суди, потому что я сам осудил себя; не суди, потому что люблю тебя, Господи! Мерзок сам, а люблю тебя: во ад пошлешь, и там любить буду и оттуда буду кричать, что люблю тебя во веки веков…" (часть 3 книга 8 глава VI)
Он считает себя честным человеком, хотя и с низкими желаниями:
"Потому что ведь я человек хоть и низких желаний, но честный." (часть 1 книга 3 глава IV) 
"…я хоть и низок желаниями и низость люблю, но я не бесчестен." (часть 1 книга 3 глава IV)
Дмитрий Карамазов – безрассудный человек, «зверь», но при этом благородный, по мнению Грушеньки:
"Я вот этаких, как ты, безрассудных, люблю, – лепетала она ему немного отяжелевшим языком. (...) 
– Я знаю, ты хоть и зверь, а ты благородный, – тяжело выговорила Грушенька…" (часть 3 книга 8 глава VIII)
Он является очень откровенным человеком и не умеет «концов хоронить», то есть не умеет ничего скрывать, по мнению Грушеньки:
"Ведь он дурак, ведь он не умеет концов хоронить, откровенный он ведь такой…" (Грушенька о нем, часть 4 книга 11 глава I)
Митя может что-то сболтнуть для смеху или из упрямства, но никогда не обманет против совести и всегда скажет правду, по словам Грушеньки:
"Как он теперь сказал, тому и верьте! Знаю его: сболтнуть что сболтнет, али для смеху, али с упрямства, но если против совести, то никогда не обманет. Прямо правду скажет, тому верьте!" (часть 3 книга 9 глава VIII)
Митя считает, что, хотя он и наделал много подлостей и пакостей, но в глубине души всегда был благороднейшим существом и всю жизнь жаждал и искал благородства:
"– С вами говорит благородный человек, благороднейшее лицо, главное, – этого не упускайте из виду – человек, наделавший бездну подлостей, но всегда бывший и остававшийся благороднейшим существом, как существо, внутри, в глубине, ну, одним словом, я не умею выразиться… Именно тем‑то и мучился всю жизнь, что жаждал благородства, был, так сказать, страдальцем благородства и искателем его с фонарем, с Диогеновым фонарем, а между тем всю жизнь делал одни только пакости…" (часть 3 книга 9 глава III)
Митя глуп, но честен, по мнению Ракитина:
"Пусть он и честный человек, Митенька‑то (он глуп, но честен)..." (часть 1 книга 2 глава VII)
По мнению следователя, Митя в своей основе является благородным человеком, но излишне увлеченным страстями. Следователь считает, что Митя, скорее, сам жертва своей судьбы, чем виновник ее:
"Собственно же вас, Дмитрий Федорович, я всегда наклонен считать за человека, так сказать, более несчастного, чем виновного… (…) …все мы готовы признать вас за благородного в основе своей молодого человека, но увы! увлеченного некоторыми страстями в степени несколько излишней…" (часть 3 книга 9 глава IX)
По мнению его адвоката, Митя является безудержным, диким и буйным человеком, но он не виноват, что вырос таким, так как с его качествами и наклонностями он мог бы получить куда более счастливую судьбу. Адвокат считает, что Митю никто не любил в детстве, поэтому он вырос как дикий зверь:
"И зачем, зачем изображать моего клиента бесчувственным, эгоистом, чудовищем? Он безудержен, он дик и буен, вот мы теперь его судим за это, а кто виноват в судьбе его, кто виноват, что при хороших наклонностях, при благородном чувствительном сердце он получил такое нелепое воспитание?" (часть 4 книга 12 глава XIII) 
"Учил ли его кто‑нибудь уму‑разуму, просвещен ли он в науках, любил ли кто его хоть сколько‑нибудь в его детстве? Мой клиент рос покровительством Божиим, то есть как дикий зверь." (часть 4 книга 12 глава XIII)
Митя является великодушным человеком, по мнению Катерины Ивановны:
"– За то и любила тебя, что ты сердцем великодушен! – вырвалось вдруг у Кати." (эпилог глава II)
В юности Митя был благодарным и чувствительным мальчиком и сейчас является человеком хорошего сердца, но его ум «пошел прогуливаться и потерял себя», по мнению доктора Герценштубе, который знает его с детства. Когда-то, более 20 лет назад, добрый доктор подарил Мите фунт орехов, в то время родной отец совсем забросил мальчика. Митя не забыл доброту доктора и, уже будучи взрослым, пришел поблагодарить его:
"– И, однако, бедный молодой человек мог получить без сравнения лучшую участь, ибо был хорошего сердца и в детстве, и после детства, ибо я знаю это. (…) 
– Ну да, гулять, и я то же говорю. Вот ум его и пошел прогуливаться и пришел в такое глубокое место, в котором и потерял себя. А между тем, это был благодарный и чувствительный юноша… (…) 
…я сказал: «Ты благодарный молодой человек, ибо всю жизнь помнил тот фунт орехов, который я тебе принес в твоем детстве»." (часть 4 книга 12 глава III)
Митя до страсти отдается всякой новой мысли и доходит до восторга при всех своих начинаниях:
"Развивая эту новую свою мысль, Митя доходил до восторга, но так с ним и всегда случалось при всех его начинаниях, при всех его внезапных решениях. Всякой новой мысли своей он отдавался до страсти." (часть 3 книга 8 глава III)
Судя по всему, деньги для Мити не главное, а лишь аксессуар, обстановка в жизни:
"У меня деньги – аксессуар, жар души, обстановка." (часть 1 книга 3 глава IV)
Митя очень ревнив. Когда он рядом с Грушенькой, он не ревнует ее, но как только она не рядом с ним, он снова подозревает ее в изменах:
"Он был именно такого свойства ревнивец, что в разлуке с любимою женщиной тотчас же навыдумывал бог знает каких ужасов о том, что с нею делается и как она ему там «изменяет»…" (часть 3 книга 8 глава III) 
"У Мити при виде Грушеньки пропадала ревность, и на мгновение он становился доверчив и благороден, даже сам презирал себя за дурные чувства. Но это значило только, что в любви его к этой женщине заключалось нечто гораздо высшее, чем он сам предполагал, а не одна лишь страстность, не один лишь «изгиб тела», о котором он толковал Алеше. Но зато, когда исчезала Грушенька, Митя тотчас же начинал опять подозревать в ней все низости и коварства измены. Угрызений же совести никаких при этом не чувствовал. 
Итак, ревность закипела в нем снова." (часть 3 книга 8 глава III) 
"…ревность уже опять закопошилась в неугомонном сердце его." (часть 3 книга 8 глава III)
Несмотря ни на что, Митя любит жизнь и хочет жить. Он говорит это за несколько часов до своего ареста:
"– Пуля вздор! Я жить хочу, я жизнь люблю! Знай ты это. Я златокудрого Феба и свет его горячий люблю…" (часть 3 книга 8 глава V) 
"– Жизнь люблю, слишком уж жизнь полюбил, так слишком, что и мерзко." (часть 3 книга 8 глава V)
В ходе следствия он называет себя «рыцарем чести» за то, что он рассказывает следователю и прокурору всю правду, даже если она не в его пользу:
"Вы имеете дело с таким подсудимым, который сам на себя показывает, во вред себе показывает! Да‑с, ибо я рыцарь чести, а вы – нет!" (часть 3 книга 9 глава V)
Когда идет следствие, Митя называет себя «нищим» и «голяком», «неуклюжей, позорной тварью» с позорным лицом и считает, что он не достоен любви Грушеньки, которой, возможно, придется ехать за ним в Сибирь:
"А что я ей дал, я, нищий, голяк, за что такая любовь ко мне, стою ли я, неуклюжая, позорная тварь и с позорным лицом, такой любви, чтоб со мной ей в каторгу идти? За меня в ногах у вас давеча валялась, она, гордая и ни в чем не повинная! Как же мне не обожать ее, не вопить, не стремиться к ней, как сейчас?" (часть 3 книга 9 глава III)
Когда Митю арестовывают, он признает, что таким людям как он, нужен удар судьбы, чтобы измениться к лучшему. Он считает, что эти страшные обвинения изменят его и он очистится. При этом он надеется, что его все-таки оправдают:
"…из всех я самый подлый гад! Пусть! Каждый день моей жизни я, бия себя в грудь, обещал исправиться и каждый день творил все те же пакости. Понимаю теперь, что на таких, как я, нужен удар, удар судьбы, чтоб захватить его как в аркан и скрутить внешнею силой. Никогда, никогда не поднялся бы я сам собой! Но гром грянул. Принимаю муку обвинения и всенародного позора моего, пострадать хочу и страданием очищусь! Ведь, может быть, и очищусь, господа…" (часть 3 книга 9 глава IX)
В своем последнем слове на суде Митя признает, что любил добро и стремился исправиться, но при этом был беспутным и жил как дикий зверь:
"Беспутен был, но добро любил. Каждый миг стремился исправиться, а жил дикому зверю подобен." (часть 4 книга 12 глава XIV)

Подробную биографию героя читайте в статье "История жизни Дмитрия Карамазова в цитатах".


Это была цитатная характеристика Дмитрия Карамазова в романе "Братья Карамазовы" Достоевского, образ, описание внешности, характера и личности Мити Карамазова в цитатах.


Читайте также:
Все материалы по роману "Братья Карамазовы"