Старец Зосима. Фильм "Братья Карамазовы" 1968 г.
Старец Зосима.
Фильм "Братья Карамазовы" 1968 г.
Старец Зосима является второстепенным персонажем романа "Братья Карамазовы" Ф. М. Достоевского.

В этой статье вы найдете цитатную характеристику старца Зосимы в романе "Братья Карамазовы", образ, описание внешности, характера и личности героя.

Читайте также:
Все материалы по роману "Братья Карамазовы"








Старец Зосима в романе "Братья Карамазовы"

Старец Зосима живет в монастыре на окраине города Скотопригоньевск, где разворачивается катастрофа в семье Карамазовых. Зосима является духовным наставником Алеши Карамазова, одного из главных героев романа. 

Возраст старца Зосимы в начале романа – 65 лет:
"Старец Зосима был лет шестидесяти пяти…" (часть 1 книга 1 глава V) 
"…всего только шестидесяти пяти лет…" (часть 1 книга 2 глава II)
Настоящее имя старца Зосимы, данное ему при рождении – Зиновий:
"А было нас всего у матушки двое: я, Зиновий, и старший брат мой, Маркел." (часть 2 книга 6 глава II)
Старец Зосима носит монашеский сан (чин) иеросхимонаха. Этот сан выше сана простого монаха, но ниже архимандрита:
"Из жития в бозе преставившегося иеросхимонаха старца Зосимы…" (часть 2 книга 6 глава II) 
"Тело усопшего иеросхимонаха отца Зосимы…" (часть 3 книга 7 глава I) 
"Так как усопший по чину был иеросхимонах…" (часть 3 книга 7 глава I)
В монастыре его называют "отец Зосима":
"…весь день каждый час заходивший узнать о здоровии отца Зосимы…" (часть 1 книга 3 глава XI)
По происхождению старец Зосима является дворянином. В молодости он служил офицером, но примерно в 25 лет подал в отставку и стал монахом:
"…я, прежний барин его, офицер, пред ним теперь в таком виде и в такой одежде..." (Зосима о себе, часть 2 книга 6 глава III)








Внешность старца Зосимы

О внешности старца Зосимы известно, что это невысокий сгорбленный старик с очень слабыми ногами и худыми руками. Из-за болезни он кажется куда старше своих 65 лет. У него сухое морщинистое лицо, небольшие светлые, блестящие и быстрые глаза, острый нос и тонкие губы, которые часто усмехаются. Волосы у него остались лишь на висках. Он носит крошечную редкую бороду клином:
"Это был невысокий сгорбленный человечек с очень слабыми ногами, всего только шестидесяти пяти лет, но казавшийся от болезни гораздо старше, по крайней мере лет на десять. Все лицо его, впрочем очень сухенькое, было усеяно мелкими морщинками, особенно было много их около глаз. Глаза же были небольшие, из светлых, быстрые и блестящие, вроде как бы две блестящие точки. Седенькие волосики сохранились лишь на висках, бородка была крошечная и реденькая, клином, а губы, часто усмехавшиеся, – тоненькие, как две бечевочки. Нос не то чтобы длинный, а востренький, точно у птички." (часть 1 книга 2 глава II) 
"…привстал вдруг с своего места на свои хилые ноги старец…" (часть 1 книга 2 глава II) 
"…подскочил Федор Павлович и быстро чмокнул старца в худенькую его руку." (часть 1 книга 2 глава II) 
"…он, сухенький старичок, с мелкими морщинками на лице, радостный и тихо смеющийся." (Зосима во сне Алеши, часть 3 книга 7 глава IV) 
"…тело имел невеликое, сухое, к костям приросшее…" (часть 3 книга 7 глава I)
В лице Зосимы есть что-то такое, что может многим не понравиться. Господин Миусов, увидев лицо Зосимы, решает, что у того злобная, мелкая и надменная душонка, что, конечно, не соответствует действительности:
"С первого мгновения старец ему не понравился. В самом деле, было что‑то в лице старца, что многим бы, и кроме Миусова, не понравилось. (…) 
«По всем признакам злобная и мелко‑надменная душонка», – пролетело в голове Миусова." (часть 1 книга 2 глава II)



Личность и характер старца Зосимы

Старец Зосиму является местной знаменитостью и прославленным монахом. Народ со всей России стекается к нему, чтобы рассказать о своей беде, попросить совета, исцелиться от болезни и т.д.:
"…нашего знаменитого монастырского старца Зосиму…" (часть 1 книга 1 глава IV) 
"…из простого народа, нарочно, чтобы видеть старца и благословиться у него, стекавшегося со всей России." (часть 1 книга 1 глава V) 
"…эта сила и слава, которая окружала беспрерывно его старца." (часть 1 книга 1 глава V)
Старец Зосима – это честь и слава своему монастырю, по словам помещика Максимова, местного жителя:
"– Старец, великолепный старец, старец… Честь и слава монастырю. Зосима. Это такой старец…" (часть 1 книга 2 глава I)
За свою жизнь в монастыре Зосима увидел столько разных людей с разными бедами, что обрел невероятную проницательность. Он может с первого взгляда оценить, что беспокоит человека, какая у него тайна:
"Про старца Зосиму говорили многие, что он, допуская к себе столь многие годы всех приходивших к нему исповедовать сердце свое и жаждавших от него совета и врачебного слова, до того много принял в душу свою откровений, сокрушений, сознаний, что под конец приобрел прозорливость уже столь тонкую, что с первого взгляда на лицо незнакомого, приходившего к нему, мог угадывать: с чем тот пришел, чего тому нужно и даже какого рода мучение терзает его совесть, и удивлял, смущал и почти пугал иногда пришедшего таким знанием тайны его, прежде чем тот молвил слово." (часть 1 книга 1 глава V)
Обычно люди приходят к Зосиме в страхе и беспокойстве, а выходят почти всегда со счастливыми лицами:
"Но при этом Алеша почти всегда замечал, что многие, почти все, входившие в первый раз к старцу на уединенную беседу, входили в страхе и беспокойстве, а выходили от него почти всегда светлыми и радостными, и самое мрачное лицо обращалось в счастливое." (часть 1 книга 1 глава V)
Старец Зосима совсем не строг, а почти весел в своем обращении с людьми:
"Алешу необыкновенно поражало и то, что старец был вовсе не строг; напротив, был всегда почти весел в обхождении." (часть 1 книга 1 глава V)
Он сильнее привязывается к тем людям, кто более всех грешен:
"Монахи про него говорили, что он именно привязывается душой к тому, кто грешнее, и, кто всех более грешен, того он всех более и возлюбит." (часть 1 книга 1 глава V)
Многие больные посетители после визита к Зосиме как будто исцеляются от его молитвы и его прикосновения. Имеет ли место исцеление или это лишь естественное улучшение здоровья, для Алеши это не важно, так как он вполне верит в духовную силу своего любимого старца:
"Он видел, как многие из приходивших с больными детьми или взрослыми родственниками и моливших, чтобы старец возложил на них руки и прочитал над ними молитву, возвращались вскорости, а иные так и на другой же день, обратно и, падая со слезами пред старцем, благодарили его за исцеление их больных. Исцеление ли было в самом деле или только естественное улучшение в ходе болезни – для Алеши в этом вопроса не существовало, ибо он вполне уже верил в духовную силу своего учителя, и слава его была как бы собственным его торжеством." (часть 1 книга 1 глава V)
Когда Зосима выходит к толпе, люди падают перед ним на колени, целуют его ноги, вопят и т.д. В такие моменты Зосима говорит с посетителями, читает над ними молитвы, благословляет их и отпускает домой. Иногда посетители ждут выхода Зосимы по нескольку дней, так как в последнее время он сильно болеет и не всегда выходит из кельи:
"Особенно же дрожало у него сердце, и весь как бы сиял он, когда старец выходил к толпе ожидавших его выхода у врат скита богомольцев из простого народа, нарочно, чтобы видеть старца и благословиться у него, стекавшегося со всей России. Они повергались пред ним, плакали, целовали ноги его, целовали землю, на которой он стоит, вопили, бабы протягивали к нему детей своих, подводили больных кликуш. Старец говорил с ними, читал над ними краткую молитву, благословлял и отпускал их. В последнее время от припадков болезни он становился иногда так слаб, что едва бывал в силах выйти из кельи, и богомольцы ждали иногда в монастыре его выхода по нескольку дней." (часть 1 книга 1 глава V)
Большинство обитателей монастыря хорошо относятся к Зосиме, многие любят его, а некоторые почти фанатически привязаны к нему, как например, его подопечный Алеша Карамазов. Его почитатели считают Зосиму святым и ждут чудес после его смерти:
"Но все‑таки огромное большинство держало уже несомненно сторону старца Зосимы, а из них очень многие даже любили его всем сердцем, горячо и искренно; некоторые же были привязаны к нему почти фанатически. Такие прямо говорили, не совсем, впрочем, вслух, что он святой, что в этом нет уже и сомнения, и, предвидя близкую кончину его, ожидали немедленных даже чудес и великой славы в самом ближайшем будущем от почившего монастырю. В чудесную силу старца верил беспрекословно и Алеша, точно так же, как беспрекословно верил и рассказу о вылетавшем из церкви гробе." (часть 1 книга 1 глава V)
Народ любит старца Зосиму за то, что он считается святым. Люди, уставшие от несправедливости и горя, обретают в Зосиме святого человека, которому можно поклониться. Это дает им облегчение в их страданиях. Алеша тоже считает Зосиму святым человеком:
"Для Алеши не составляло никакого вопроса, за что они его так любят, за что они повергаются пред ним и плачут от умиления, завидев лишь лицо его. О, он отлично понимал, что для смиренной души русского простолюдина, измученной трудом и горем, а главное, всегдашнею несправедливостью и всегдашним грехом, как своим, так и мировым, нет сильнее потребности и утешения, как обрести святыню или святого, пасть пред ним и поклониться ему: «Если у нас грех, неправда и искушение, то все равно есть на земле там‑то, где‑то святой и высший; у того зато правда, тот зато знает правду; значит, не умирает она на земле, а, стало быть, когда‑нибудь и к нам перейдет и воцарится по всей земле, как обещано». Знал Алеша, что так именно и чувствует и даже рассуждает народ, он понимал это, но то, что старец именно и есть этот самый святой, этот хранитель Божьей правды в глазах народа, – в этом он не сомневался нисколько и сам вместе с этими плачущими мужиками и больными их бабами, протягивающими старцу детей своих." (часть 1 книга 1 глава V)
Старец Зосима привлекает к себе людей не столько своими "чудесами", сколько своей любовью к людям. При этом у него много завистников, которым не нравится, что его считают "святым":
"Ибо хотя покойный старец и привлек к себе многих, и не столько чудесами, сколько любовью, и воздвиг кругом себя как бы целый мир его любящих, тем не менее, и даже тем более, сим же самым породил к себе и завистников, а вслед за тем и ожесточенных врагов, и явных и тайных, и не только между монастырскими, но даже и между светскими. Никому‑то, например, он не сделал вреда, но вот: «Зачем‑де его считают столь святым?» И один лишь сей вопрос, повторяясь постепенно, породил наконец целую бездну самой ненасытимой злобы." (часть 3 книга 7 глава I)

Одним из самый ярых врагов Зосимы является великий молчальник и постник Ферапонт, который живет здесь же в монастыре:

"Из монахов находились, даже и под самый конец жизни старца, ненавистники и завистники его, но их становилось уже мало, и они молчали, хотя было в их числе несколько весьма знаменитых и важных в монастыре лиц, как например один из древнейших иноков, великий молчальник и необычайный постник." (часть 1 книга 1 глава V) 
"Старец этот, отец Ферапонт, был тот самый престарелый монах, великий постник и молчальник, о котором мы уже и упоминали как о противнике старца Зосимы, и главное – старчества, которое и считал он вредным и легкомысленным новшеством." (часть 2 книга 4 глава I)
И все-таки в монастыре у старца Зосимы больше сторонников, чем врагов:
"…ибо преданных усопшему старцу было в монастыре все же большинство…" (часть 3 книга 7 глава I)
Самыми близкими друзьями Зосимы в монастыре являются отец Иосиф, отец Паисий и отец Михаил, а также старый монах Анфим, молодой послушник Порфирий и Алеша Карамазов:
"Собравшиеся на эту последнюю, вероятно, беседу старца были самые преданные ему друзья с давних лет. Их было четверо: иеромонахи отец Иосиф и отец Паисий, иеромонах отец Михаил… (…). Четвертый гость был совсем уже старенький, простенький монашек, из беднейшего крестьянского звания, брат Анфим… (…) Этого как бы трепещущего человека старец Зосима весьма любил и во всю жизнь свою относился к нему с необыкновенным уважением… (…) 
… все четверо (кроме Порфирия‑послушника, пребывавшего стоя) едва разместились вокруг кресел старца…) 
Увидав Алешу, смутившегося при входе и ставшего в дверях, старец радостно улыбнулся ему и протянул руку… (часть 2 книга 6 глава I) 
"…и юноши послушника Порфирия, утомленного вчерашнею ночною беседой…" (часть 3 книга 7 глава IV) 
"Кроткий отец иеромонах Иосиф, библиотекарь, любимец покойного…" (часть 3 книга 7 глава I)
Старец Зосима является наставником юного Алеши Карамазова и очень любит его. Зосима особенно привязан к Алеше, потому что тот своими качествами напоминает ему его покойного брата Маркела, умершего в 17 лет. Зосима разрешает своему любимцу Алеше даже жить у него в келье, что доступно лишь избранным:
"Алеша жил в самой келье старца, который очень полюбил его и допустил к себе." (часть 1 книга 1 глава V)
Алеша Карамазов очень любит старца Зосиму и чтит его выше всех на свете:
"…даже забыть о том, кого оставил в монастыре на одре смерти и кого чтил выше всех на свете." (часть 1 книга 3 глава XI)
По мнению Алеши, Зосима является необыкновенным существом:
"И поразила‑то его эта дорога лишь потому, что на ней он встретил тогда необыкновенное, по его мнению, существо – нашего знаменитого монастырского старца Зосиму, к которому привязался всею горячею первою любовью своего неутолимого сердца." (часть 1 книга 1 глава IV)
В начале романа старец Зосима из-за болезни почти не покидает свою келью и не в силах принимать посетителей. На этом этапе он сильно болеет и понимает, что скоро умрет:
"…на больного старца, в последнее время почти совсем уже не покидавшего келью и отказывавшего по болезни даже обыкновенным посетителям." (часть 1 книга 1 глава V)
Тем временем в монастыре все ожидают чего-то немедленного и великого, что должно случиться после его смерти. Алеша тоже считает, что после смерти его "святой" старец Зосима сотворит чудо и прославит монастырь:
"Ожидание было между иными почти тревожное, у других торжественное. Все ожидали чего‑то немедленного и великого тотчас по успении старца. Ожидание это, с одной точки зрения, было почти как бы и легкомысленное, но даже и самые строгие старцы подвергались сему. Всего строже было лицо старца иеромонаха Паисия." (часть 2 книга 4 глава I) 
"Убеждение же в том, что старец, почивши, доставит необычайную славу монастырю, царило в душе Алеши, может быть, даже сильнее, чем у кого бы то ни было в монастыре." (часть 1 книга 1 глава V)
Несмотря на свою болезнь и слабость, Зосима и в свои последние дни бывает весел:
"А вы все‑таки не лгите, – прибавил он, обратившись к Федору Павловичу с веселым лицом." (часть 1 книга 2 глава II) 
"…рад был и тому, что старец не обижен и весел." (часть 1 книга 2 глава II)
По его собственным словам, Зосима от природы обладает веселым нравом и у него легкий характер, так что он не может подолгу на кого-то сердиться:
"…ибо был я отроду нрава веселого…" (часть 2 книга 6 глава II) 
"…имея характер легкий, не мог подолгу ни на кого сердиться…" (часть 2 книга 6 глава II)
Зосима считает себя необразованным человеком, хотя он закончил кадетский корпус в Петербурге и является вполне образованным дворянином:
"…а уж образования‑то я не имел вовсе." (часть 2 книга 6 глава II)
Что касается мировоззрения Зосимы и его ценностей, автор подробно описывает биографию героя и его философские размышления в части 2 книге 6 главах II и III.

Одна из любимых философских идей старца Зосимы заключается в том, что каждый человек на земле виноват за всех:
"Ибо знайте, милые, что каждый единый из нас виновен за всех и за вся на земле несомненно, не только по общей мировой вине, а единолично каждый за всех людей и за всякого человека на сей земле. Сие сознание есть венец пути иноческого, да и всякого на земле человека." (часть 2 книга 4 глава I)
Также Зосима любит повторять, что, кто любит людей, тот любит и их радость:
"„Кто любит людей, тот и радость их любит…“ Это повторял покойник поминутно, это одна из главнейших мыслей его была…" (часть 3 книга 7 глава IV)
К сожалению, когда старец Зосима умирает, никакого чуда не происходит. Более того, после его смерти от его тела исходит «тлетворный дух», что вызывает скандал в монастыре и во всем городе. Противники Зосимы радуются его «позору», а сторонники расстраиваются. Сначала Алеше кажется несправедливым, что его любимый старец так «опозорен», но вскоре юноша смиряется со случившимся. После смерти Зосимы Алеша Карамазов покидает монастырь, чтобы жить обычной жизнью, как это завещал ему его старец:
"Но смущение все же было, все же произошло и было столь мучительно, что даже и потом, уже долго спустя, Алеша считал этот горестный день одним из самых тягостных и роковых дней своей жизни. Если же спросят прямо: «Неужели же вся эта тоска и такая тревога могли в нем произойти лишь потому, что тело его старца, вместо того чтобы немедленно начать производить исцеления, подверглось, напротив того, раннему тлению», то отвечу на это не обинуясь: «Да, действительно было так»." (часть 3 книга 7 глава II)




Описание жилища старца Зосимы

Старец Зосима живет в скиту, который находится в 400 шагов от монастыря:
"– Старец Зосима живет в скиту, в скиту наглухо, шагов четыреста от монастыря, через лесок, через лесок… (…) 
Они вышли из врат и направились лесом." (часть 1 книга 2 глава I)
Келья Зосимы находится в деревянном одноэтажном домике, с галереей и лестницей. Возле скита, где живет Зосима, растет множество редких и прекрасных цветов:
"– А чем я вам мешаю, Петр Александрович. Посмотрите‑ка, – вскричал он вдруг, шагнув за ограду скита, – посмотрите, в какой они долине роз проживают! 
Действительно, хоть роз теперь и не было, но было множество редких и прекрасных осенних цветов везде, где только можно было их насадить. Лелеяла их, видимо, опытная рука. Цветники устроены были в оградах церквей и между могил. Домик, в котором находилась келья старца, деревянный, одноэтажный, с галереей пред входом, был тоже обсажен цветами." (часть 1 книга 2 глава I) 
"Он пошел из кельи, Алеша и послушник бросились, чтобы свести его с лестницы." (часть 1 книга 2 глава II)
Жилище Зосимы состоит из двух комнат – спальни Зосимы (маленькой комнаты) и спальни Алеши (большой комнаты):
"Они вступили в комнату почти одновременно со старцем, который при появлении их тотчас показался из своей спаленки." (часть 1 книга 2 глава II) 
"Воротясь в другую комнату, в ту самую, в которой поутру старец принимал гостей, Алеша (…) улегся на кожаном, жестком и узком диванчике, на котором он и всегда спал…" (часть 1 книга 3 глава XI)
В большой комнате Зосима принимает братию и "мирских". Здесь же спит Алеша. В этой комнате стоит старинный кожаный диванчик из красного дерева, а также несколько стульев из красного дерева, обитых черной протертой кожей. В келье имеются только самые необходимые вещи и мебель. На окне стоит два горшка цветов, а в углу – много икон. Здесь же висят маленькие настенные часы с гирями:
"…в келье (в первой большой комнате, в той самой, в которой покойный старец принимал братию и мирских)" (часть 3 книга 7 глава I) 
"…вынесли его в первую, бывшую приемную комнату…" (часть 3 книга 7 глава I) 
"Старец уселся на кожаный красного дерева диванчик, очень старинной постройки, а гостей, кроме обоих иеромонахов, поместил у противоположной стены, всех четверых рядышком, на четырех красного дерева обитых черною сильно протершеюся кожей стульях. Иеромонахи уселись по сторонам, один у дверей, другой у окна. Семинарист, Алеша и послушник оставались стоя. Вся келья была очень необширна и какого‑то вялого вида. Вещи и мебель были грубые, бедные и самые лишь необходимые. Два горшка цветов на окне, а в углу много икон – одна из них Богородицы, огромного размера и писанная, вероятно, еще задолго до раскола. Пред ней теплилась лампадка. Около нее две другие иконы в сияющих ризах, затем около них деланные херувимчики, фарфоровые яички, католический крест из слоновой кости с обнимающею его Mater dolorosa* и несколько заграничных гравюр с великих итальянских художников прошлых столетий. Подле этих изящных и дорогих гравюрных изображений красовалось несколько листов самых простонароднейших русских литографий святых, мучеников, святителей и проч., продающихся за копейки на всех ярмарках. Было несколько литографических портретов русских современных и прежних архиереев, но уже по другим стенам. Миусов бегло окинул всю эту «казенщину» и пристальным взглядом уперся в старца." (часть 1 книга 2 глава II)  
(*скорбящей Богоматерью (лат.)) 
"Пробившие часы помогли начать разговор. Ударило скорым боем на дешевых маленьких стенных часах с гирями ровно двенадцать." (часть 1 книга 2 глава II)
Спальня Зосимы – это очень маленькая, тесная комната с узкой железной кроватью, на которой вместо тюфяка (матраса) лежит только войлок:
"Алеша довел своего старца в спаленку и усадил на кровать. Это была очень маленькая комнатка с необходимою мебелью; кровать была узенькая, железная, а на ней вместо тюфяка один только войлок. В уголку, у икон, стоял налой, а на нем лежали крест и Евангелие." (часть 1 книга 2 глава VII) 
"Он прошел в спаленку старца, стал на колени и поклонился спящему до земли." (часть 1 книга 3 глава XI) 
"Все, и хозяин и гости, расположились во второй комнате старца, в которой стояла постель его, комнате, как и было указано прежде, весьма тесной, так что все четверо (кроме Порфирия‑послушника, пребывавшего стоя) едва разместились вокруг кресел старца на принесенных из первой комнаты стульях. Начало уже смеркаться, комната освещалась от лампад и восковых свеч пред иконами." (часть 2 книга 6 глава I)


Такова цитатная характеристика старца Зосимы в романе "Братья Карамазовы" Достоевского, образ, описание внешности, характера и личности героя.


Читайте также:
Все материалы по роману "Братья Карамазовы"