analiz-vozvrashhenie-platonov-sut-smysl-ideja
"Возвращение".
Художник В. Н. Костецкий
Рассказ "Возвращение" является одним из самых известных произведений известного русского писателя Андрея Платонова.

В этой статье представлен анализ рассказа "Возвращение" А. Платонова: суть, смысл, идея произведения.

Смотрите:
Все материалы по рассказу "Возвращение"
Все материалы по творчеству Платонова








Анализ рассказа "Возвращение" А. Платонова


А. Платонов о своем произведении*:

"Идея пьесы ясна. Она заключается в изображении того, каким путем можно преодолеть одно из самых опасных последствий войны — разрушение семьи, где найти нравственную силу, которая сможет противостоять губительным страстям людей, и где находятся источники их истинной любви, любви, так сказать, второго поцелуя, которым люди обмениваются в знак верности и взаимного чувства на всю жизнь..."
(Андрей Платонов, "Воспоминания", С. 457)

*Основная идея рассказа "Возвращение" была сформулирована самим Андреем Платоновым в заявке на киносценарий "Семья Ивановых", который, очевидно, писался до появления рассказа.


Н. М. Малыгина:

"Жертвенная готовность к самоуничтожению ради будущего была, по Платонову, условием осуществления высшей цели человечества. Способность человека к жертве воплощается в образе-символе "обнаженного сердца"... воссозданного в подлинном платоновском шедевре-рассказе "Возвращение", последнем рассказе, опубликованном при жизни писателя. <...>

Необходимость соприкосновения человека с миром "обнаженным сердцем" имела в творчестве Платонова и нравственное обоснование. Писатель чувствовал, что нужно достучаться до человеческого сердца, защищенного "корой эгоизма"... <...>

...сюжет рассказа "Возвращение": вернувшись с фронта... Алексей Иванов оказывается настолько глух к своей семье, к собственным детям, что не сразу понимает, на какой зыбкой грани между жизнью и смертью существовали в его отсутствие жена и дети. Платонов глубоко переживал трагедию века: неспособность людей почувствовать и осмыслить окружающую реальность, заметить страдания близких.

В образе-символе "обнаженного сердца" заключена центральная идея платоновской философии жизни: соприкасаясь с миром "обнаженным сердцем", человек постигает его несовершенство, и только при этом условии может ощутить, что мир
нуждается в спасении."
(Н. М. Малыгина, "Художественный мир Андрея Платонова", Москва, 1995 г.)


H. А. Бабкина:

"Произведения Платонова полны возвращений. <...> ...В рассказе ["Возвращение"] ... предметом изображения становится именно возвращение героя, а идея возвращения является центральной. <...>

Возвращение... Иванова двусмысленно с самого начала. Первое из его возвращений — это возвращение к сослуживцам: «...Иванов вернулся на попутной машине обратно в часть». До последней страницы рассказа возвращение капитана можно истолковать как путь обратно в армию, без которой он чувствует себя «осиротевшим».

Возвращение Иванова лишено эпической уверенности в достижении цели, вернее, кажется, что... оно конкретной цели вовсе не имеет. Это заставляет читателя сомневаться не только в возможности героя вернуться, но в самом наличии собственно возвращения в платоновском рассказе. Возможно, речь идет о мнимом, неосуществленном возвращении, раз герой колеблется между возвращением к семье и возвращением в армию, которая стала ему семьей за долгие четыре года войны, и в конце концов останавливается в буквальном смысле между ними? В основе возвращения, самого стремления вернуться лежит желание или... необходимость обрести нечто. <...>

Возвращение героя должно совершиться не в физической, а прежде всего в духовной плоскости. Поэтому появление капитана в доме не означает его возвращения: война для семьи Иванова и самого Алексея еще не закончилась, не обретен желаемый мир. Война продолжается постольку, поскольку не преодолены ее последствия, глубинные проявления, к числу которых относится вынужденное замещение сыном Иванова Петрушкой места отца. Петрушка... и сам является знаком продолжающейся войны, понятой как разрушение исконных структур бытия; за юмористическим в изображении этого героя проступает трагическое.

Преодолеть войну можно лишь усилием над собой, внутренним возрождением, возвращением. Фактически свое возвращение Иванов начинает только тогда, когда принимает осознанное, "внутреннее" решение вернуться и делает шаг навстречу своим детям, бегущим вслед за поездом. Подчеркнем: начинает, потому что финал рассказа остается по-платоновски открытым.

Отметим также, что капитан Иванов не единственный персонаж, которому в рассказе предстоит пройти трудной дорогой к возвращению. Внутреннее возвращение совершает и жена Иванова, не нашедшая утешения с другим... и его сын, вновь ставший ребенком в финальной сцене рассказа.

Возвращение, таким образом, тотально, все герои связаны его круговой порукой, поскольку "невозвращение" любого из них умножило бы неблагополучие в мире. Не неизбежность и вынужденность утраты (себя, родства, любви, в данном случае - в ситуации войны), а необходимость и нелегкие пути обретения становятся предметом размышления автора и мучительных усилий его героев."
(H. А. Бабкина, очерк "Проблема возвращения в художественном мире Платонова", издание "Творчество Андрея Платонова. Исследования и материалы", книга 4, СПб, 2008 г.)








И. А. Спиридонова:

"Детство — одна из центральных тем Платонова. Писатель мыслил детство не просто начальной порой жизни, но более совершенной моделью человечества. <...>

В период Великой Отечественной войны тема детства присутствует в творчестве Платонова о первого («Броня», 1942) до последнего произведения («Возвращение», 1946). Детство — важная характеристика не отдельных героев, но всей системы персонажей. <...>

В военной прозе детство получает оценочный эпитет «святое» и предстает сакральным пространством жизни. Это не столько особый возраст, сколько особое «качество» жизни. Печатью «святого детства» отмечены лучшие герои Платонова. <...>

Гвардии капитан Иванов по возвращении домой не может (и не хочет) признать сына, «испорченного» жизнью. Как и Иванов, большинство героев Платонова испытывают страх и стыд при виде детей войны. Но стыд для души — целебная, хотя и горькая, пища. <...>

«Чудо» преображения войны в мир Платонов связывал прежде всего с «святым детством». Сюжетную реализацию концептуальной метафоры ребенок — слабая, но единственно живая ветвь на опаленном войной древе народной жизни — находим в рассказе «Возвращение». Мальчик Петрушка в нем сохраняет семью от разрушительных последствий войны. <...>

...Петрушка в рассказе «Возвращение» — дитя жизни. По обидному отцовскому определению, он — «отросток» («Вот вырос у нас отросток»). По сюжету — этой «слабой веточкой» спасено семейное древо жизни Ивановых. Петрушка в рассказе «Возвращение» — устроитель и спаситель домашнего очага, скрепляющий хрупкое здание семейных отношений камень (если вспомнить символику имени).

«Святое детство» — первая боль и последняя надежда Платонова. Тема детства в военной прозе Платонова охватывает огромный, драматически разноречивый материал..."
(И. А. Спиридонова, очерк "Метафора и метонимия в решении темы детства у Платонова" // "Творчество Андрея Платонова. Исследования и материалы", книга 3, СПБ, "Наука", 2004 г.)


Это был анализ рассказа "Возвращение" Андрея Платонова: суть, смысл, идея произведения.

Смотрите:
Все материалы по рассказу "Возвращение"
Все материалы по творчеству Платонова