knjaginja-drubeckaja-vojna-i-mir-harakteristika-obraz
Анна Друбецкая
с сыном.
Иллюстрация
 М. Башилова
Княгиня Анна Михайловна Друбецкая является одной из ярких второстепенных героинь знаменитого романа "Война и мир" Л. Н. Толстого.

Ниже представлен цитатный образ и характеристика Анны Михайловны Друбецкой в романе "Война и мир", описание внешности и характера героини, ее отношений с другими героями романа.

Смотрите: 









Анна Михайловна Друбецкая в романе "Война и мир": характеристика, образ, описание, внешность, характер


Анна Михайловна Друбецкая является обедневшей княгиней со знатной фамилией:
"Пожилая дама носила имя княгини Друбецкой, одной из лучших фамилий России, но она была бедна, давно вышла из света и утратила прежние связи..." (том 1 часть 1 глава IV) 
"Мы очень бедны..." (Борис о себе и матери, том 1 часть 1 глава XIII) 
"...а мы так бедны!.." (Анна Михайловна о себе и сыне, том 1 часть 1 глава XIII) 
Госпожа Друбецкая является вдовой и одна воспитывает сына:
"Не дай Бог тебе узнать, как тяжело остаться вдовой без подпоры и с сыном, которого любишь до обожания. Всему научишься, — продолжала она с некоторою гордостью." (Анна Михайловна о себе, том 1 часть 1 глава XI) 
Точный возраст Анны Михайловны Друбецкой не указан в романе. Известно, что это "пожилая дама" по меркам XIX века. В начале XIX века слово "пожилая" могло означать 30-40 лет и старше. Вероятно, героине около 45 лет, как и ее подруге детства графине-матери Ростовой:
"...одна пожилая дама..." (том 1 часть 1 глава III)  
О внешности Анны Михайловны известно следующее:
"Кроме ma tante, около которой сидела только одна пожилая дама с исплаканным, худым лицом, несколько чужая в этом блестящем обществе..." (том 1 часть 1 глава III)  
"Пожилая дама, сидевшая прежде с ma tante, торопливо встала и догнала князя Василья в передней. С лица ее исчезла вся прежняя притворность интереса. Доброе, исплаканное лицо ее выражало только беспокойство и страх..." 
"...когда-то красивое лицо ее выразило озлобление, но это продолжалось только минуту..." (том 1 часть 1 глава IV)
"...сказала вслед ему Анна Михайловна, с улыбкой молодой кокетки, которая когда-то, должно быть, была ей свойственна, а теперь так не шла к ее истощенному лицу..." (том 1 часть 1 глава IV) 
"...Анна Михайловна, с своим исплаканным и приятным лицом, подвинулась ближе к креслу графини..." (том 1 часть 1 глава XI)
"...посмотрев на старенький салоп*..." (*салоп — верхняя женская одежда, том 1 часть 1 глава XII) 
"Мать расправила складки своего крашеного шелкового платья, посмотрелась в цельное венецианское зеркало в стене и бодро, в своих стоптанных башмаках, пошла вверх по ковру лестницы..." (том 1 часть 1 глава XII)
"Сзади сидела в зеленой токе*, с преданным воле Божией и счастливым, праздничным лицом, Анна Михайловна..." (*тока — головной убор без полей), Анна Друбецкая в театре после помолвки ее сына Бориса и Жюли)









У Анны Михайловны есть единственный сын — молодой офицер Борис Друбецкой:
"Она приехала теперь, чтобы выхлопотать определение в гвардию своему единственному сыну. Только затем, чтобы увидеть князя Василия, она назвалась и приехала на вечер к Анне Павловне..." (том 1 часть 1 глава IV)

Госпожа Друбецкая обожает своего сына Бориса:

"...ее обожаемый Боренька..." (том 1 часть 1 глава VII)
"...с сыном, которого любишь до обожания..." (том 1 часть 1 глава XI)

Она готова на все ради счастья сына:

"...ты знаешь, Nathalie, мою любовь к сыну. Я не знаю, чего я не сделала бы для его счастия..." (том 1 часть 1 глава XI)
"Пускай обо мне думают, что хотят, мне, право, все равно, когда судьба сына зависит от этого..." (том 1 часть 1 глава XI)
Анна Михайловна имеет вид кроткой женщиной, но за этой маской прячется довольно расчетливая натура:
"В это время неслышными шагами, с деловым, озабоченным и вместе христиански-кротким видом, никогда не покидавшим ее, вошла в комнату Анна Михайловна..." (том 2 часть 1 глава II)
"...сказала она, кротко закрывая глаза..." (том 2 часть 1 глава II)
Анна Михайловна — самостоятельная женщина. Она сама решает свои проблемы и, судя по всему, гордится тем, что научилась делать все сама, без помощи мужа:
"Ах, душа моя! – отвечала княгиня Анна Михайловна. – Не дай Бог тебе узнать, как тяжело остаться вдовой без подпоры и с сыном, которого любишь до обожания. Всему научишься, – продолжала она с некоторой гордостью..." (том 1 часть 1 глава XI) 
Госпожа Друбецкая является настойчивой, целеустремленной женщиной. От нее трудно отделаться, когда ей что-то нужно. Она всегда добивается своей цели, чего бы это ни стоило:
"...он видел по ее приемам, что она одна из тех женщин, особенно матерей, которые, однажды взяв себе что-нибудь в голову, не отстанут до тех пор, пока не исполнят их желания, а в противном случае готовы на ежедневные, ежеминутные приставания и даже на сцены..." (том 1 часть 1 глава IV)
"Князь, видимо, понял, и понял, как и на вечере у Annette Шерер, что от Анны Михайловны трудно отделаться.(том 1 часть 1 глава XII)
"...еду сама на извозчике, хоть два, хоть три раза, хоть четыре – до тех пор, пока не добьюсь того, что мне надо. Мне все равно, что бы обо мне ни думали..." (том 1 часть 1 глава XI)

Целеустремленная Анна Михайловна готова пойти на унижение ради своей цели:

"...говорила княгиня Анна Михайловна с восторгом, совершенно забыв все унижение, через которое она прошла для достижения своей цели..." (том 1 часть 1 глава XI)
Она обладает деловыми качествами, владеет приемами "деловой барыни" и умеет пользоваться временем. Ее лицо всегда имеет озабочанные, деловой вид:
"...с приемами петербургской деловой барыни, умеющей пользоваться временем, Анна Михайловна послала за сыном и вместе с ним вышла в переднюю..." (том 1 часть 1 глава XI)
"...с деловым, озабоченным... <...> видом, никогда не покидавшим ее..." (том 2 часть 1 глава II)

Госпожа Друбецкая — практичная женщина, по словам автора:

"...Анна Михайловна, практическая женщина, сумела устроить себе и своему сыну протекцию в армии даже и для переписки. Она имела случай посылать свои письма к великому князю Константину Павловичу, который командовал гвардией..." (том 1 часть 3 глава VI)

Анна Михайловна является расчетливой и хитрой женщиной. Например, она продолжает жить у добрых и щедрых Ростовых (то есть питаться у них и пользоваться другими удобствами), даже когда у нее появляются деньги, чтобы жить отдельно:

"...Борис чуть заметно улыбался, слушая мать. Он кротко смеялся над ее простодушной хитростью..." (том 2 часть 5 глава V)
"...Анна Михайловна, несмотря на поправившиеся дела, продолжала жить у Ростовых..." (том 1 часть 3 глава VI)

Анна Михайловна Друбецкая: отношения с другими героями


Известно, что покойный отец Анны Михайловны Друбецкой был другом князя Василия Курагина и помогал ему в начале службы. Таким образом, князь Василий в этом смысле является должником Друбецких. Зная это, Анна Михайловна просит князя Василия об услуге — устроить ее сына в гвардию. Князь Василий, судя по всему, выполняет эту просьбу, так как Бориса вскоре переводят в гвардию: 
"Послушайте, князь, – сказала она, – я никогда не просила вас, никогда не буду просить, никогда не напоминала вам о дружбе моего отца к вам..." (Анна Михайловна — князю Василию, том 1 часть 1 глава IV)
"...первыми шагами своими в службе он был обязан ее отцу..." (об отце Анны Михайловны и князе Василии, том 1 часть 1 глава IV)

Госпожа Друбецкая является родственницей семьи Ростовых:
"...Анна Михайловна вернулась в Москву, прямо к своим богатым родственникам Ростовым..." (том 1 часть 1 глава VII)
В частности Анна Михайловна является близкой подругой графини-матери Натальи Ростовой:
"Графине хотелось с глазу на глаз поговорить с другом своего детства, княгиней Анной Михайловной..." (том 1 часть 1 глава XI)
Николай Ростов с детства дружит с Борисом Друбецким, сыном Анны Михайловны. Однако, повзрослев, Николай разочаровывается в Борисе и его матери и признается, что теперь их не любит:
"А вот как, – отвечал Николай. – Вы мне сказали, что это от меня зависит; я не люблю Анну Михайловну и не люблю Бориса, но они были дружны с нами и бедны..." (Николай — своей матери, том 2 часть 4 глава II)
Также Анна Михайловна является дальней родственницей семьи Безуховых, а именно — троюродной племянницей графа Кирилла Безухова (отца Пьера Безухова):
"Да и Кирилл Владимирович мне приходится троюродным дядей по матери. Он и крестил Борю, — прибавила она..." (Друбецкая о себе и сыне Борисе, том 1 часть 1 глава VII)
Сын Анны Михайловны, Борис Друбецкой, является крестником, то есть крестным сыном, графа Кирилла Безухова (отца Пьера Безухова):
"Одна моя надежда теперь на графа Кирилла Владимировича Безухова. Ежели он не захочет поддержать своего крестника, – ведь он крестил Борю..." (том 1 часть 1 глава XI)
Когда старый граф Безухов находится при смерти, за его наследство начинают борьбу несколько родственников: с одной стороны — Анна Михайловна Друбецкая, а с другой стороны — князь Василий Курагин с женой и сестры Мамонтовы. Госпожа Друбецкая борется за то, чтобы именно Пьер получил наследство своего отца и тогда, возможно, выделил бы и ей какую-то долю. Рассчетливая Анна Михайловна отстаивает интересы Пьера ради выгоды своей семьи, а не ради самого Пьера. В конце концов, в том числе благодаря Анне Михайловне, Пьер действительно получает миллионное наследство своего отца. В романе не говорится, выделяет ли Пьер какую-то долю Друбецким, но можно предположить, что он выдает Друбецким какую-то сумму из наследства: 
"— Всё скажет завещание, мой друг; от него и наша судьба зависит... 
— Но почему вы думаете, что он оставит что-нибудь нам? 
— Ах, мой друг! Он так богат, а мы так бедны!" (диалог Анны Михайловны и ее сына Бориса, том 1 часть 1 глава XIII) 
"Будьте мужчиною, друг мой, а я уж буду блюсти за вашими интересами." (Анна Друбецкая говорит Пьеру, что будет блюсти его интересы, том 1 часть 1 глава XIX)  

          Смотрите: Анна Михайловна и наследство Пьера Безухова 

По мнению сестер Мамонтовых, Анна Михайловна является интриганкой, мерзкой и гадкой женщиной. Однако важно иметь в виду, что у сестер Мамонтовых и Анны Михайловны имеется конфликт на почве наследства старика Безухова, поэтому мнение героинь друг о друге нельзя назвать объективным: 
"...ваша милая Анна Михайловна, которую я не желала бы иметь горничной, эту мерзкую, гадкую женщину... <...> Прошлую зиму она втерлась сюда и такие гадости, такие скверности наговорила графу на всех нас, особенно на Sophie, – я повторить не могу, – что граф сделался болен и две недели не хотел нас видеть..." (том 1 часть 1 глава XVIII) 
"Интриганка! — прошептала она злобно и дернула портфель изо всей силы, но Анна Михайловна сделала несколько шагов, чтобы не отстать от портфеля, и перехватила руку." (Катиш Мамонтова об Анне Друбецкой, том 1 часть 1 глава XXI)


Критик Д. И. Писарев об образе Анны Михайловны:
"Князь Борис Друбецкой, молодой человек знатного происхождения, с именем и с связями, но без состояния, прокладывающий себе дорогу к богатству и к почестям своим умением ладить с людьми и пользоваться обстоятельствами. Первое из тех обстоятельств, которыми он пользуется с замечательным искусством и успехом, — это его родная мать, княгиня Анна Михайловна. Всякому известно, что мать, просящая за сына, оказывается всегда и везде самым усердным, расторопным, настойчивым, неутомимым и неустрашимым из адвокатов. В ее глазах цель оправдывает и освящает все средства, без малейшего исключения. Она готова просить, плакать, заискивать, подслуживаться, пресмыкаться, надоедать, глотать всевозможные оскорбления, лишь бы только ей, хоть с досады, из желания отвязаться от нее и прекратить ее докучливые вопли, бросили, наконец, для сына назойливо требуемую подачку. <...>  
...Борис умеет свалить всю черную работу этого дела на мать, которая, разумеется, с величайшею готовностью подставляет свои старые плечи и даже упрашивает сына, чтобы он позволил ей устроивать его повышение. Предоставляя матери пресмыкаться перед сильными лицами, Борис сам умеет оставаться чистым и изящным, скромным, но независимым джентльменом." 
(Д. И. Писарев, статья "Старое барство: («Война и мир». Сочинение графа Л. Н. Толстого. Томы I, II и III. Москва, 1868 г.)"

Это был цитатный образ и характеристика Анны Михайловны Друбецкой в романе "Война и мир" Толстого, описание внешности и характера, ее отношений с другими героями.

Смотрите: