![]() |
| Александр Чацкий (актер Виталий Соломин) |
Прототипы Чацкого
Прототипами Александра Чацкого исследователи называют одновременно нескольких друзей Грибоедова:- Степана Бегичева, которого Грибоедов ценил за его понятия о правде, чести и добре
- Павла Катенина, который отличался острым аналитическим умом
- Вильгельма Кюхельбекера, который нравится Грибоедову своей горячностью
"...Не будем утверждать, что Грибоедов создал своего Чацкого, тип современника из декабристской массы, не вложив в него и свои черты, и черты ближайших друзей: Степана Бегичева (рыцаря правды и чести, «развернувшего перед ним свойства любви к добру»), Павла Катенина с его острым умом аналитика, разящего противника напропалую, Вильгельма Кюхельбекера, вдохновенная горячность которого была столь любезна Грибоедову...
Современники пожелали в Чацком (первоначально — Чадском) увидеть портрет Чаадаева. Должно быть, по сходству фамилий и чрезвычайному уму, который вел его неизменно к житейским катастрофам. А может быть, потому, что и Чаадаев в 1810-х годах произносил пылкие, уничтожающие речи («Обзывал Аракчеева злодеем, высших властей военных и гражданских — взяточниками, дворян — подлыми холопами, духовных — невеждами, все остальное коснеющим и пресмыкающимся в рабстве*» (*Источник: Записки Д. И. Свербеева, т. 2, М., 1899, с. 237.).
Политическая непримиримость Чаадаева была знакома Грибоедову и со времен совместных занятий с Буле, казалась нераздельной с умозрительными поисками Чаадаева в период молодых становлений и ниспровержений 1810-х годов, внутренняя близость Грибоедова с Чаадаевым была несомненна. Тем меньше оснований видеть в Чаадаеве прямой прототип Чацкого."
(И. И. Медведева, вступительная статья к изданию "А. С. Грибоедов. Сочинения в стихах", серия "Библиотека поэта", Ленинградское отделение, 1957 г.)
Литератор Вл. Орлов считает неубедительными большинство версий о прототипах героев "Горе от ума" и не считает, что Чаадаев послужил прообразом Чацкого:
"Разумеется, Грибоедов был далёк от мелочного копирования действительности и фотографической точности в обрисовке персонажей своей комедии, средствами искусства создавая характеры путём широчайшей их типизации. В большинстве случаев догадки о возможных «прототипах» персонажей «Горя от ума» произвольны и неубедительны (в Чацком, например, усматривали черты П. Я. Чаадаева, что совершенно не согласуется с его реальным обликом). Но спору нет, что в отдельных образах комедии нашли прямое отражение индивидуальные черты иных представителей московского общества, досконально знакомого Грибоедову."
(Вл. Орлов, статья "Художественная проблематика Грибоедова", Серия «Литературное наследство», том 47/48 «А. С. Грибоедов», Издательство Академии Наук СССР, Москва, 1946 г.)
Прототип Фамусова
Прототипом Фамусова является дядя Грибоедова по материнской линии – Алексей Федорович Грибоедов. Алексей Федорович был братом Настасьи Федоровны, матери Грибоедова.
По словам исследователей, Алексей Федорович являлся вельможей (важным и богатым человеком). Свой высокий статус он получил благодаря усердной, но не совсем праведной службе.
В своей статье "Характер моего дяди" Грибоедов описал его как человека, который храбро сражался на войне, но при этом в мирной жизни в Петербурге пресмыкался перед всеми подряд, а в отставке любил посплетничать. По словам Грибоедова, в эпоху его дяди все сочетали в себе бесчестность в душе и лживость в словах:
"Вот характер, который почти исчез в наше время, во двадцать лет тому назад был господствующим, характер моего дяди. Историку предоставляю объяснить, отчего в тогдашнем поколении развита была повсюду какая-то смесь пороков и любезности; извне рыцарство в нравах, а в сердцах отсутствие всякого чувства. Тогда уже многие дуэлировались, но всякий пылал непреодолимою страстью обманывать женщин в любви, мужчин в карты или иначе...
...у всякого была в душе бесчестность и лживость на языке. ...дядя мой принадлежит к той эпохе. Он как лев дрался с турками при Суворове, потом пресмыкался в передних всех случайных людей в Петербурге, в отставке жил сплетнями. Образец его нравоучений: «Я, брат!..»"
Литературовед А. Н. Веселовский пишет следующее о дяде Грибоедова, брате его матери:
"...брат ее, пользовавшийся неограниченным влиянием в доме, как человек с большими связями и знанием света (впоследствии у него взяты были главные черты для Фамусова)..."
(А. Н. Веселовский, статья "Грибоедов, Александр Сергеевич", 1911 г.)
Прототип Хлестовой
Прототипом Хлестовой обычно называют госпожу Офросимову (Афросимову), знаменитую московскую барыню, которая любила говорить правду и которую уважали за ее справедливость и откровенность. Однако в Хлестовой нет той справедливости, которой славилась Офросимова.
Госпожа Хлестова больше всего напоминает мать Грибоедова, судя по воспоминаниям современников. Например, лучший друг Грибоедова Степан Бегичев в своих воспоминаниях отзывался о ней как о заносчивой даме:
"На третий день после проезда Грибоедова через Москву я был у его матери, Настасьи Федоровны, и она с обычной своей заносчивостью ругала Грибоедова: "карбонарий", и то, и се, и десятое."
(Рассказ С. Н. Бегичева в передаче Д. А. Смирнова, сборник "А. С. Грибоедов в воспоминаниях современников" (Литературные мемуары), 1980 г.)Из воспоминаний современников известно, что мать Грибоедова постоянно требовала от сына карьерного роста. В одном из писем приятель Грибоедова П. А. Катенин цитирует ее слова о том, что прямотой и честностью не продвинешься по службе:
"Прямотой и честностью... не наслужишься, а лучше делай, как твой родственник такой-то, который подлец, как ты знаешь, и всё вперед идет; а как же иначе? Ведь сам Бог, кому мы докучаем молитвами, любит, чтобы перед ним беспрестанно кувырк да кувырк..."
(Письма П. А. Катенина к Н. И. Бахтину. СПб., 1911. С. 121)В письме к другу Степану Бегичеву Грибоедов намекает на то, что перед своей матерью он не может быть собой и должен казаться ей "основательным человеком" (имея в виду службу и достижения в карьере), а у Степана нет такой проблемы:
"...скажи пожалуй, у тебя нет матери, которой ты обязан казаться основательным. Будь таким, каков есть."
(письмо А. С. Грибоедова - С. H. Бегичеву, 9 ноября 1816 г., Петербург)
Литератор А. Н. Веселовский пишет о матери Грибоедова следующее:
"...его матери, постоянно стремившейся скрыть стесненное свое положение, запутанное беспорядочностью ничтожного мужа, блюсти традиции рода, восходившего к выезжим из Польши дворянам и украшенного именами многих допетровских сановников, не отставать ни в чем от избранного общества и при помощи связей обеспечить хоть для детей блестящее будущее. Властная и честолюбивая, она способна была изломать жизнь детей, насиловать их природу, попирать их волю и склонности, лишь бы выполнить свой заветный план выхода из захудалого состояния. Но, превышая умом, пониманием духа века и культурными вкусами большинство своих сверстниц, она знала, что, кроме старомодных торных дорог, в александровское время к карьере вели, иногда гораздо скорее и успешнее, новые пути, где родовитость опиралась на просвещение. Не расставаясь с своими заветными идеями и не выходя из замкнутого круга столбового дворянства, она захотела показать на воспитании детей пример разумного пользования новизною. В ее доме, кроме языков, процветала музыка; гувернерами Александра и его сестры Марии были образованные иностранцы – Петрозилиус, затем Ион; профессора университета приглашались для частных уроков.
Он [Грибоедов]... с трудом выносил гнет любящей, но своенравной и непреклонной матери."
(А. Н. Веселовский, статья "Грибоедов, Александр Сергеевич", 1911 г.)
Прототип Репетилова
Прототипом Репетилова мог послужить Н. А. Шатилов, известного в Москве своим остроумием, болтливостью и любовью к сплетням. Он принадлежал к московской окололитературной среде.
Прототип персонажа "Наше солнышко"
В своем монологе "Ну что ваш батюшка?" (действие 1 явление 7) Чацкий упоминает помещика, которого называет "наше солнышко". Литератор И. И. Медведева считает, что прототипом "нашего солнышка" послужил московский барин П. А. Поздняков, у которого был домашний театр из крепостных:
"Речь идет, видимо, о П. А. Позднякове, представителе барской Москвы, в доме которого на Малой Никитской помещался театр, им устроенный. Залы его дома, где давались балы, были окружены великолепной оранжереей с диковинными растениями, а стены были украшены их изображением ("Дом зеленью раскрашен в виде рощи"). На сцене у него играли крепостные актеры. На одном из его балов спрятанный крепостной щелкал соловьем."
(И. И. Медведева, примечания к изданию "А. С. Грибоедов. Сочинения в стихах", серия "Библиотека поэта", Ленинградское отделение, 1957 г.)
Прототип "Нестора негодяев знатных"
В своем монологе "А судьи кто?" (действие 2 явление 5) Чацкий упоминает одного барина - "Нестора негодяев знатных". Прототипом этого персонажа, вероятно, послужил генерал Л. Д. Измайлов, известный на всю Москву самодур и распутник, который жестоко обращался со своими крепостными. Согласно слухам, Измайлов променял четверых своих слуг, которые служили ему несколько десятилетий, на четыре борзых собаки.
Прототип владельца крепостного балета
В том же монологе "А судьи кто?" Чацкий упоминает еще одного любителя театров, на этот раз балета: "Или вон тот еще? который для затей // На крепостной балет согнал на многих фурах // От матерей, отцов отторженных детей?!" Прототипом этого героя мог стать московский барин, камергер Г. П. Ржевский, у которого в Москве имелась отличная балетная труппа из крепостных крестьян.
В 1824 году Ржевский продал свою балетную труппу из 18 крестьянок дирекции Императорских театров, в частности, Большому театру. Хозяин просил по 1000 за каждую балерину, "за штуку".
Прототип Татьяны Юрьевны
В действии 3 явлении 3 Молчалин упоминает некую Татьяну Юрьевну. Прототипом этой героини современники считали влиятельную московскую даму П . Ю . Кологривову, которая с помощью своих связей могла решать самые разные вопросы.
Прототип "князя Федора"
"...говорили, что он был нелюдим, ни с кем не знался, вечно сидел один, занимаясь химией, проводил жизнь за микроскопом, читал даже за обедом и ненавидел женское общество...
После смерти отца Химик дал отпускную несчастным одалискам, уменьшил наполовину тяжелый оброк, положенный отцом на крестьян, простил недоимки и даром отдал рекрутские квитанции, которые продавал им старик, отдавая дворовых в солдаты."
(А. И. Герцен, "Былое и думы")

0 Комментарии