Хлестова. Художник Н. Кузьмин
Хлестова.
Художник Н. Кузьмин
Госпожа Хлестова является одной из ярких второстепенных героинь комедии "Горе от ума" Грибоедова. Она впервые появляется в действии III явлении 10 на званом вечере у Фамусова.

Ниже представлен цитатный образ и характеристика Хлестовой в комедии "Горе от ума": описание, интересные факты о прототипе героини.

Смотрите: 
Все материалы по комедии "Горе от ума"





Характеристика старухи Хлестовой в комедии "Горе от ума"


Полное имя героини – Анфиса Ниловна Хлестова:
"...Анфиса Ниловна..."
Она является свояченицей Фамусова, то есть сестрой его покойной жены. Соответственно, Хлестова также является теткой Софьи Фамусовой:
"Старуха Хлёстова, свояченица Фамусова..."
Хлестова – пожилая женщина, дворянка. Ей 65 лет:
"...Легко ли в шестьдесят пять лет / Тащиться мне к тебе, племянница?.. – Мученье!.."
Судя по всему, она является сердитой дамой:
"Старушки все – народ сердитый..." (Чацкий о старушках-аристократках, в частности о Хлестовой)
По словам Чацкого, Хлестова якобы является фрейлиной Екатерины I (жены Петра I). На самом деле женщина не могла состоять фрейлиной Екатерины I, умершей еще в 1727 году:
"Всё фрейлиной Екатерины Первой?.." 
Вероятно, старуха Хлестова замужем и у нее есть дети. Так, Фамусов говорит о том, что у его свояченицы есть дети. Возможно, речь как раз идет о Хлестовой:
"Все больше сестрины, свояченицы детки..."
К сожалению, вызывает сомнения фраза Чацкого, в которой он называет Хлестову "девушкой". Эту фраза может означать, что Хлестова является старой девой, то есть никогда не была замужем и не имела детей. Но так же вероятно, эти слова Чацкого являются лишь шуткой, как и фраза про фрейлину:
"А тетушка? всё девушкой, Минервой?.." (Чацкий о Хлестовой)
Как известно, в образе Хлестовой современники узнавали жившую то время московскую барыню Настасью Дмитриевну Офросимову. Исследователи считают Офросимову прототипом Хлестовой. Госпожа Офросимова была замужем и имела детей. Можно предположить, что то же самое касается и самой Хлестовой.

Старуха Хлестова следует светской моде. Так например, у нее есть модная собачка-шпиц:
"Ваш шпиц, прелестный шпиц...— Шпиц — комнатная собачка. 
У Хлестовой также есть "модная служанка" – тeмнoкoжая арапка. Во времена Грибоедова при царском дворе была "мода" на тeмнoкoжих слуг – арапов:
"От скуки я взяла с собой / Арапку-девку да собачку..."  
"Какая у меня арапка для услуг: / Курчавая! горбом лопатки! / Сердитая! все ко́шачьи ухватки! / Да как черна! да как страшна! / Ведь создал же господь такое племя! / Чорт сущий..."
Старуха Хлестова знает все про всех в высшем свете. Ей известно, у кого сколько крепостных и т.д.:
"Нет! триста! – уж чужих имений мне не знать!.." 
Она также знает главного героя пьесы Чацкого с тех пор, как тот был ребенком:
"Я за уши его дирала, только мало..."
Героиня не видит смысла в образовании, школах, лицеях: 
"И впрямь с ума сойдешь от этих, от одних / От пансионов, школ, лицеев, как бишь их, / Да от ланкарточных взаимных обучений..." 
Старуха Хлестова любит играть в карты. На вечере у Фамусова она обыгрывает княгиню Тугоуховскую:
"Княгиня, карточный должок..."
От скуки Хлестова содержит множество воспитанниц и собачек у себя в доме:
"Воспитанниц и мосек полон дом?.."






Прототип Хлестовой в "Горе от ума"


В своей книге известный мемуарист Александр Александрович Стахович писал о прототипе Хлестовой в комедии "Горе от ума" следующее:
"...Старуху Хлёстову я хорошо помню: это была Наталья Дмитриевна Офросимова. Еще в 1807 году под фамилией Набатовой ее вывел граф Ф. В. Растопчин в своей комедии „Вести, или Живой покойник", ее же, под именем Марьи Дмитриевны Ахросимовой, описал в „Войне и мире" граф Л. Н. Толстой.

Офросимова была одного с нами прихода Иоанна Предтечи в старой Конюшенной; она строго блюла порядок и благочиние в церкви, запрещала разговоры, громко бранила дьячков за нестройное пение или за нерасторопность в служении; дирала за уши (как Чацкого) мальчиков, выходивших со свечами при чтении Евангелия и ходивших с тарелочкою за церковным старостой, держала в ришпекте и просвирню, подносившую ей одной большую просвирку. 
 
К кресту Офросимова всегда подходила первою; раз послала она дьячка к незнакомой ей даме, которая крестилась в перчатке, громко, на всю церковь, дав ему приказание: „Скажи ей, чтоб сняла собачью шкуру..." (А. А. Стахович. Клочки воспоминаний. М., 1904)

Критика об образе Хлестовой

"...роль Хлестовой; ... избалованную общей снисходительностью старуху, выжившую себе наконец право быть со всеми дерзкою..." (Н.И.Надеждин, "Литературная критика", 1972 г.)
"...Хлестова, свояченица Фамусова. Самоуверенность ее суждений, ухаживание за ней Молчалина показывают, что эта особа занимает видное место в обществе, тем не менее главное ее занятие – это сплетня. 
Хлестова глубоко чтит свои дворянские привилегии, но выражает их, между прочим, тем, что крепостных людей ставит на одну доску с животными..." (С. Бураковский, книга "«Горе от ума» А. С. Грибоедова. Разбор комедии для учащихся", 1891 г.) 
Это был цитатный образ и характеристика Хлестовой в комедии "Горе от ума" Грибоедова, интересные факты о прототипе Хлестовой.

Смотрите: Все материалы по комедии "Горе от ума"