Илья Обломов. Художник В. М. Меншиков
Илья Обломов.
Художник В. М. Меншиков
Хрустальная душа Ильи Ильича Обломова является главным достоинством этого персонажа.

В этой статье вы найдете цитаты о хрустальной душе Ильи Обломова, характеристику его души и сердца в цитатах, описание его лучших качеств.

Читайте также:






Хрустальная душа Обломова и его сердце: характеристика в цитатах


Итак, кто из героев называет душу Ильи Обломова хрустальной? В части 4 главе VIII романа Андрей Штольц описывает достоинства своего друга и говорит о "хрустальной и прозрачной душе" Обломова.

В этом эпизоде Штольц говорит, что в Обломове самое дорогое — это его честное, верное сердце, это природное золото, которое он не растерял за всю жизнь, несмотря на все падения и разочарования. Он никогда не поддастся лжи, в его душе всегда будет чисто, светло и честно. У Обломова хрустальная, прозрачная душа, каких мало, как жемчужина в толпе. На него всегда и везде можно положиться и ничем не подкупишь. У Обломова самое чистое, светлое и простое сердце из тех, что когда-либо встречал Штольц. По мнению Андрея Штольца, узнав Обломова однажды, его уже нельзя разлюбить. Кроме того, Обломов обладает "голубиной нежностью", которую очень ценит Ольга Ильинская:
"— ...Я дал тебе понять, что в нем есть и ума не меньше других, только зарыт, задавлен он всякою дрянью и заснул в праздности. Хочешь, я скажу тебе, отчего он тебе дорог, за что ты еще любишь его? 
Она кивнула, в знак согласия, головой. 
— За то, что в нем дороже всякого ума: честное, верное сердце! Это его природное золото; он невредимо пронес его сквозь жизнь. Он падал от толчков, охлаждался, заснул наконец убитый, разочарованный, потеряв силу жить, но не потерял честности и верности. Ни одной фальшивой ноты не издало его сердце, не пристало к нему грязи. Не обольстит его никакая нарядная ложь, и ничто не совлечет на фальшивый путь; пусть волнуется около него целый океан дряни, зла, пусть весь мир отравится ядом и пойдет навыворот — никогда Обломов не поклонится идолу лжи, в душе его всегда будет чисто, светло, честно... Это хрустальная, прозрачная душа; таких людей мало; они редки; это перлы в толпе! Его сердца не подкупишь ничем; на него всюду и везде можно положиться. Вот чему ты осталась верна и почему забота о нем никогда не будет тяжела мне. Многих людей я знал с высокими качествами, но никогда не встречал сердца чище, светлее и проще; многих любил я, но никого так прочно и горячо, как Обломова. Узнав раз, его разлюбить нельзя. Так это? Угадал? 
Ольга молчала, потупя глаза на работу. Андрей задумался. 
— Ужели не всё тут? Что же еще? Ах!.. — очнувшись, весело прибавил потом. — Совсем забыл «голубиную нежность»..." (часть 4 глава VIII) 
"Движением своего честного сердца он бросил ей в душу этот огонь, эту игру, этот блеск." (автор о нем, часть 2 глава X)






У Ильи Обломова чистая, как хрусталь, душа, по мнению Штольца, Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной:
"Их всех связывала одна общая симпатия, одна память о чистой, как хрусталь, душе покойника. Они упрашивали ее ехать с ними в деревню, жить вместе, подле Андрюши..." (часть 4 глава X)
Душа Обломова чиста и ясна, как стекло, по словам Штольца:
"— Погиб, пропал ни за что. 
Штольц вздохнул и задумался. 
— А был не глупее других, душа чиста и ясна, как стекло; благороден, нежен, и — пропал! 
— Отчего же? Какая причина? 
— Причина... какая причина! Обломовщина! — сказал Штольц." (часть 4 глава XI)
У Обломова глубокое, как колодец, сердце, которое стоит любви такой девушки, как Ольга, по мнению Штольца:
"— Какой ты добрый, Илья! — сказал он. — Сердце твое стоило ее! Я ей всё перескажу." (часть 4 глава VI) 
"— Всё скажу Ольге, всё! — говорил Штольц. — Недаром она забыть не может тебя. Нет, ты стоил ее: у тебя сердце, как колодезь, глубоко!" (часть 4 глава VI)

У Ильи Ильича светлая, детская душа и простое, нехитрое, вечно доверчивое сердце. В основе его натуры лежит чистое, светлое и доброе начало, которое наполнено симпатией ко всему хорошему. Общаясь с ним, его друг Штольц всегда испытывает успокоительное чувство:

"Притом их связывало детство и школа (...) а наконец, и более всего, в основании натуры Обломова лежало чистое, светлое и доброе начало, исполненное глубокой симпатии ко всему, что хорошо и что только отверзалось и откликалось на зов этого простого, нехитрого, вечно доверчивого сердца. 
Кто только случайно или умышленно заглядывал в эту светлую, детскую душу — будь он мрачен, зол, — он уже не мог отказать ему во взаимности или, если обстоятельства мешали сближению, то хоть в доброй и прочной памяти. 
Андрей часто, отрываясь от дел или из светской толпы, с вечера, с бала ехал посидеть на широком диване Обломова и в ленивой беседе отвести и успокоить встревоженную или усталую душу и всегда испытывал то успокоительное чувство, какое испытывает человек, приходя из великолепных зал под собственный скромный кров или возвратясь от красот южной природы в березовую рощу, где гулял еще ребенком." (часть 2 глава II)

Несмотря ни на что, Обломов сохранил в своей душе веру в дружбу, в любовь, в честь и веру в добро. Он поклонялся чистоте женщины. Судя по всему, несмотря на свой возраст, он все еще "невинен", то есть девственник. Однако, чтобы скрыть свое положение, в обществе он иногда примыкает к циникам, которые смеются над целомудрием:

"Обломов хотя и прожил молодость в кругу (...) ни во что не верующей и всё холодно, мудро анализирующей молодежи, но в душе у него теплилась вера в дружбу, в любовь, в людскую честь, и сколько ни ошибался он в людях, сколько бы ни ошибся еще, страдало его сердце, но ни разу не пошатнулось основание добра и веры в него. Он втайне поклонялся чистоте женщины, признавал ее власть и права и приносил ей жертвы. 
Но у него недоставало характера явно признать учение добра и уважения к невинности. Тихонько он упивался ее ароматом, но явно иногда приставал к хору циников, трепетавших даже подозрения в целомудрии или уважении к нему..." (часть 2 глава XI)

На совести Обломова нет ни одного пятна, он ни с кем не поступил цинично. Он расстраивается, когда слышит о чужих изменах, нравственных падениях и т.д. Он не говорит об этом открыто, но Ольга видит в нем это:

"Зато Обломов был прав на деле: ни одного пятна, упрека в холодном, бездушном цинизме, без увлечения и без борьбы, не лежало на его совести. Он не мог слушать ежедневных рассказов о том, как один переменил лошадей, мебель, а тот — женщину... и какие издержки повели за собой перемены... 
Не раз он страдал за утраченное мужчиной достоинство и честь, плакал о грязном падении чужой ему женщины, но молчал, боясь света. 
Надо было угадывать это: Ольга угадала. 
Мужчины смеются над такими чудаками, но женщины сразу узнают их; чистые, целомудренные женщины любят их — по сочувствию; испорченные ищут сближения с ними — чтоб освежиться от порчи." (часть 2 глава XI)

Чистого, честного Обломова до слез мучает совесть за то, что он состоит в тайных романтических отношениях с Ольгой. Он осуждает себя за то, что пожелал получить поцелуй Ольги, ведь это уголовное преступление в его кодексе нравственности. Так же он ругает себя за то, что позволил себе пожать Ольге руку, признаться ей в любви, написать ей письмо. За все это он называет себя "волокитой" и "соблазнителем":

"Это уже не вопрос о том, ошибкой или нет полюбила она его, Обломова, а не ошибка ли вся их любовь, эти свидания в лесу, наедине, иногда поздно вечером? 
«Я посягал на поцелуй, — с ужасом думал он, — а ведь это уголовное преступление в кодексе нравственности, и не первое, не маловажное! Еще до него есть много степеней: пожатие руки, признание, письмо... 
Это мы всё прошли. Однако ж, — думал он дальше, выпрямляя голову, — мои намерения честны, я...» (...) 
«Я соблазнитель, волокита! (...) Ах, Боже мой, куда я зашел! Вот где пропасть! (...) 
Он выбивался из сил, плакал как ребенок о том, что вдруг побледнели радужные краски его жизни и о том, что Ольга будет жертвой. Вся любовь его была преступление, пятно на совести." (часть 2 глава XI)

По мнению Ольги, только Обломов с его чистой, детской душой может так просто признаться в любви к женщине во вторую встречу:

"Да что же тут дерзкого? — спросила она себя. — Ну, если он в самом деле чувствует, почему же не сказать?.. Однако как же это вдруг, едва познакомился... Этого никто другой ни за что не сказал бы, увидя во второй, в третий раз женщину; да никто и не почувствовал бы так скоро любви. Это только Обломов мог..." (часть 2 глава VI)



Это были цитаты о хрустальной душе Ильи Обломова в романе Гончарова "Обломов", характеристику души и сердца героя в цитатах, описание его достоинств.
 
Читайте также: