Илья Обломов. Художник В. М. Меншиков
Илья Обломов.
Художник В. М. Меншиков
"Обломовщина" – это явление, которое лежит в основе сюжета знаменитого романа Гончарова "Обломов".

В этой статье мы обсудим, кто первым произносит слово "обломовщина" в романе "Обломов" Гончарова, а также рассмотрим подробнее тему, понятие, явление "обломовщина" в этом произведении.
 
Смотрите: Все материалы по роману "Обломов"




"Обломовщина" в романе "Обломов" Гончарова


Слово "обломовщина" используется в романе 13 раз. Впервые это понятие упоминается в части 2 главе IV. 

Кто первым произносит слово  "обломовщина"? Первым это слово произносит Андрей Штольц в беседе со своим другом Ильей Обломовым.

Штольц считает, что жизнь, которую ведет Обломов, это не жизнь. Андрей пытается найти термин, чтобы как-то обозвать скучную, пустую, апатичную, однообразную жизнь Обломова. В итоге Штольц придумывает слово "обломовщина":
"– Как не жизнь! Чего тут нет? Ты подумай, что ты не увидал бы ни одного бледного, страдальческого лица, никакой заботы, ни одного вопроса о сенате, о бирже, об акциях, о докладах, о приеме у министра, о чинах, о прибавке столовых денег. А всё разговоры по душе! Тебе никогда не понадобилось бы переезжать с квартиры – уж это одно чего стоит! И это не жизнь? 
– Это не жизнь! – упрямо повторил Штольц. 
– Что ж это, по‑твоему? 
– Это… (Штольц задумался и искал, как назвать эту жизнь.) Какая‑то… обломовщина, – сказал он наконец. 
О‑бло‑мовщина! – медленно произнес Илья Ильич, удивляясь этому странному слову и разбирая его по складам. – Об‑ло‑мов‑щина! 
Он странно и пристально глядел на Штольца. 
– Где же идеал жизни, по‑твоему? Что ж не обломовщина? – без увлечения, робко спросил он. – Разве не все добиваются того же, о чем я мечтаю? Помилуй! – прибавил он смелее. – Да цель всей вашей беготни, страстей, войн, торговли и политики разве не выделка покоя, не стремление к этому идеалу утраченного рая?

– И утопия‑то у тебя обломовская, – возразил Штольц.

– Все ищут отдыха и покоя, – защищался Обломов.

– Не все, и ты сам, лет десять, не того искал в жизни." (часть 2 глава IV)
Далее в том же разговоре Штольц развивает тему обломовщины. Он приходит к выводу, что обломовщина может быть двух типов – обломовщина деревенская и обломовщина петербургская. 

Деревенская обломовщина – это заработать денег и удалиться на покой в деревню. Петербургская обломовщина – это построить карьеру, занять важное положение и уйти на пенсию. По сути разница лишь в географии. В обоих случаях, в городе или в деревне, Обломов будет вести свою пустую, апатичную жизнь:
"– Так из чего же, – заговорил он, помолчав, – ты бьешься, если цель твоя не обеспечить себя навсегда и удалиться потом на покой, отдохнуть?..

– Деревенская обломовщина! – сказал Штольц.

– Или достигнуть службой значения и положения в обществе и потом в почетном бездействии наслаждаться заслуженным отдыхом…

– Петербургская обломовщина! – возразил Штольц.

– Так когда же жить? – с досадой на замечания Штольца возразил Обломов. – Для чего же мучиться весь век?

– Для самого труда, больше ни для чего. Труд – образ, содержание, стихия и цель жизни, по крайней мере моей." (часть 2 глава IV)




В той же беседе Штольц заявляет, что он попробует приподнять лежачего Обломова, вероятно, в последний раз. Обломов признается другу, что осознает, что сам копает себе могилу, но у него нет сил и воли, чтобы подняться и действовать.

Штольц предлагает Обломову поехать с ним за границу в ближайшие дни. Но апатичного Обломова пугает мысль о скором путешествии. Он предпочел бы поехать месяца через три. В ответ Штольц, смеясь, снова произносит слово "обломовщина". На этот раз он использует это слово словно диагноз, который вряд ли можно изменить. Штольц подозревает, что ситуация практически безнадежна:

"– Что это, братец, через две недели, помилуй, вдруг так!.. – говорил Обломов. – Дай хорошенько обдумать и приготовиться… Тарантас надо какой‑нибудь… разве месяца через три. 

– Выдумал тарантас! До границы мы поедем в почтовом экипаже или на пароходе до Любека, как будет удобнее; а там во многих местах железные дороги есть. 

– А квартира, а Захар, а Обломовка? Ведь надо распорядиться, – защищался Обломов. 

– Обломовщина, обломовщина! – сказал Штольц, смеясь, потом взял свечку, пожелал Обломову покойной ночи и пошел спать. – Теперь или никогда – помни! – прибавил он, обернувшись к Обломову и затворяя за собой дверь." (часть 2 глава IV)

На следующее утро Обломов вспоминает разговор с другом и новое понятие "обломовщина", придуманное Штольцем. Это слово кажется Обломову ядовитым:

"Обломов подошел к своему запыленному столу, сел, взял перо, обмакнул в чернильницу, но чернил не было, поискал бумаги – тоже нет.

Он задумался и машинально стал чертить пальцем по пыли, потом посмотрел, что написал: вышло Обломовщина.

Он проворно стер написанное рукавом. Это слово снилось ему ночью, написанное огнем на стенах, как Бальтазару на пиру.

Пришел Захар и, найдя Обломова не на постели, мутно поглядел на барина, удивляясь, что он на ногах. В этом тупом взгляде удивления написано было: «Обломовщина!»

«Одно слово, – думал Илья Ильич, – а какое… ядовитое!..»" (часть 2 глава V)

Обломов задается глубоким обломовским вопросом: "Идти вперед или остаться?". Здесь автор прямо сравнивает его с Гамлетом, который задается вопросом: "Быть или не быть?".

 Действительно, для Обломова его вопрос про движение вперед является невероятно тяжелым и сложным. У него еще есть шанс что-то изменить с помощью своего друга Штольца или уже навсегда повязнуть в обломовщине. Обломов чувствует, что это переломный момент в его жизни:

"Что ему делать теперь? Идти вперед или остаться? Этот обломовский вопрос был для него глубже гамлетовского. Идти вперед – это значит вдруг сбросить широкий халат не только с плеч, но и с души, с ума; вместе с пылью и паутиной со стен смести паутину с глаз и прозреть!

Какой первый шаг сделать к тому? С чего начать? Не знаю, не могу… нет… лукавлю, знаю и… Да и Штольц тут, под боком; он сейчас скажет." (часть 2 глава V)

Обломову кажется, что активная, бурная жизнь – это не жизнь. Такая жизнь его уже не привлекает. Но все же под давлением друга он еще готов что-то делать:

"Это значит идти вперед… И так всю жизнь! Прощай, поэтический идеал жизни! Это какая‑то кузница, не жизнь; тут вечно пламя, трескотня, жар, шум… когда же пожить? Не лучше ли остаться?

Остаться – значит надевать рубашку наизнанку, слушать прыганье Захаровых ног с лежанки, обедать с Тарантьевым, меньше думать обо всем, не дочитать до конца путешествия в Африку, состареться мирно на квартире у кумы Тарантьева…

«Теперь или никогда!» «Быть или не быть!» Обломов приподнялся было с кресла, но не попал сразу ногой в туфлю и сел опять." (часть 2 глава V)

Вскоре Илья Обломов замечает, что обломовщиной страдает не только он, но и его верный слуга Захар. Обломов ругает Захара за неряшливость и нежелание убираться в квартире и уже сам использует это понятие "обломовщина". Слуге кажется забавным это новое слово:

"– Посмотри, Захар, что это такое? – сказал Илья Ильич, но мягко, с добротой: он сердиться был не в состоянии теперь. – Ты и здесь хочешь такой же беспорядок завести: пыль, паутину? Нет; извини, я не позволю! И так Ольга Сергеевна мне проходу не дает: «Вы любите, говорит, сор».

– Да, им хорошо говорить: у них пятеро людей, – заметил Захар, поворачиваясь к двери.

– Куда ты? Возьми да смети: здесь сесть нельзя, ни облокотиться… Ведь это гадость, это… обломовщина!

Захар надулся и стороной посмотрел на барина.

«Вона! – подумал он, – еще выдумал какое‑то жалкое слово! А знакомое!»

– Ну, мети же, что стоишь? – сказал Обломов." (часть 2 глава VII)

Далее это слово появляется в последней беседе Обломова и Ольги Ильинской. Когда Ольга решает разорвать отношения с Обломовым, она задается вопросом, почему он стал таким. Обломов отвечает ей, что его погубило зло, которое зовется обломовщиной:

"– Отчего погибло все? – вдруг, подняв голову, спросила она. – Кто проклял тебя, Илья? Что ты сделал? Ты добр, умен, нежен, благороден… и… гибнешь! Что сгубило тебя? Нет имени этому злу…

– Есть, – сказал он чуть слышно.

Она вопросительно, полными слез глазами взглянула на него.

– Обломовщина! – прошептал он, потом взял ее руку, хотел поцеловать, но не мог, только прижал крепко к губам, и горячие слезы закапали ей на пальцы. Не поднимая головы, не показывая ей лица, он обернулся и пошел." (часть 3 глава XI)

В следующий раз это слово произносит Андрей Штольц в разговоре с Ольгой Ильинской, когда описывает жизнь Обломова на Выборгской стороне одним словом – обломовщина:

"– Что ж там делается? – с испугом спрашивала Ольга. – Разве «бездна открылась»? Скажешь ли ты мне? 
Он молчал.
– Да что такое там происходит? 
– Обломовщина! – мрачно отвечал Андрей и на дальнейшие расспросы Ольги хранил до самого дома угрюмое молчание." (часть 4 глава IX)

В последний раз слово "обломовщина" также произносит Штольц. На этот раз он рассказывает об обломовщине своему приятелю-литератору. Штольц говорит, что его прекрасный друг Обломов, человек с чистой душой, "погиб ни за что" из-за обломовщины. 

Литератор просит Штольца пояснить, что такое обломовщина. Штольц, вероятно, передает ему историю жизни Обломова, начиная с самого детства, ведь именно в детстве герой и "заразился" обломовщиной от своих родителей:

"– А что это за Илья Ильич, которого он поминал? – спросил литератор.

– Обломов: я тебе много раз про него говорил.

– Да, помню имя: это твой товарищ и друг. Что с ним сталось?

– Погиб, пропал ни за что.

Штольц вздохнул и задумался.

– А был не глупее других, душа чиста и ясна, как стекло; благороден, нежен, и – пропал!

– Отчего же? Какая причина?

– Причина… какая причина! Обломовщина! – сказал Штольц.

Обломовщина! – с недоумением повторил литератор. – Что это такое?

– Сейчас расскажу тебе: дай собраться с мыслями и памятью. А ты запиши: может быть, кому‑нибудь пригодится." (часть 4 глава XI)


Это были материалы о том, кто первым произносит слово "обломовщина" в романе "Обломов" Гончарова, а также разбор темы, понятия, явления "обломовщина" в данном произведении.