Степа Лиходеев, Воланд и Коровьев
Степа Лиходеев,
Воланд и Коровьев.
Художник Павел Лехович
"Нехорошая квартира" №50 является одним из центральных мест действия в знаменитом романе Булгакова "Мастер и Маргарита". Также автор называет эту квартиру "проклятой", "окаянной".

В этой статье вы найдете описание этой квартиры в романе "Мастер и Маргарита", информацию о ее жильцах, ее адрес, детали интерьера и т.д.

Истории этой квартиры посвящена отдельная, 7-ая глава романа под названием "Нехорошая квартира".
 





"Нехорошая квартира" №50 в романе "Мастер и Маргарита"


"Нехорошая квартира" – это то место, в котором останавливается сатана Воланд и его свита во время своего визита в Москву.

Это квартира №50 на пятом этаже шестиэтажного дома № 302-бис на улице Садовая в Москве:
"...жилтоварищества дома № 302-бис по Садовой..." (глава 9) 
"Никанор Иванович скрылся в шестом подъезде и поднялся на пятый этаж, где и находилась эта поганая квартира № 50." (глава 9)
Таким образом, полный адрес "нехорошей квартиры" выглядит так: город Москва, улица Садовая, дом №302-бис, квартира №50.

В начале романа в этой квартире проживает два жильца – директор театра Варьете Степан Лиходеев и литератор Михаил Берлиоз. По сути такое жилье называется коммунальной квартирой:
"Объяснимся: Степа Лиходеев, директор театра Варьете, очнулся утром у себя в той самой квартире, которую он занимал пополам с покойным Берлиозом, в большом шестиэтажном доме, покоем расположенном на Садовой улице." (глава 7) 
"Квартира, занимаемая покойным Берлиозом, а также уехавшим в Ялту Лиходеевым..." (глава 15)
Всего в квартире имеется 5 комнат, кухня и прихожая:
"...три комнаты из пяти сдавала жильцам..." (глава 7) 
"По дороге он крикнул в направлении кухни..." (глава 7)
Из 5 имеющихся комнат Михаил Берлиоз занимает три – кабинет, гостиную и столовую:
"...что жилплощадь его, то есть три комнаты (бывшие ювелиршины кабинет, гостиная и столовая), переходит в распоряжение жилтоварищества..." (глава 9) 
"Он взглянул на дверь кабинета Берлиоза, бывшую рядом с передней..." (глава 7) 
"...двадцать четвертого апреля вечером тут же, в столовой, когда Степа ужинал с Михаилом Александровичем. (глава 7) 
"...нужно, хотя бы временно, прописаться в трех комнатах покойного племянника." (дядя Берлиоза надеется прописаться в квартире и получить себе эту жилплощадь) (глава 18)





По словам автора, эта квартира получает дурную репутацию еще до приезда Воланда и его шайки:
"Надо сказать, что квартира эта — № 50 — давно уже пользовалась если не плохой, то во всяком случае странной репутацией." (глава 7) 
"Аннушка перекрестилась и подумала: «Да уж, действительно, квартирка номер пятьдесят! Недаром люди говорят... Ай да квартирка!..»" (глава 24)
В прошлом хозяйкой этой квартиры была 50-летняя вдова ювелира Анна Францевна де Фужере, она же "ювелирша". Она сдавала три из пяти своих комнат двум жильцам. Однако два года назад из квартиры начали исчезать люди. Сначала без вести пропал один жилец, фамилия которого не указана. Затем пропал гражданин Беломут и его супруга. В конце концов пропала и сама хозяйка Анна Францевна с ее домработницей Анфисой:
"Еще два года назад владелицей ее была вдова ювелира де Фужере. Анна Францевна де Фужере, пятидесятилетняя почтенная и очень деловая дама, три комнаты из пяти сдавала жильцам: одному, фамилия которого была, кажется, Беломут, и другому — с утраченной фамилией. 
И вот два года тому назад начались в квартире необъяснимые происшествия: из этой квартиры люди начали бесследно исчезать."  
"На третий же день страдающая всё это время бессонницей Анна Францевна опять-таки спешно уехала на дачу... Нужно ли говорить, что она не вернулась!" 
"Утром выяснилось, что и Анфисы нет! " (глава 7)
Когда 2 года назад "нехорошая квартира" осталась без жильцов, в нее заселились Степан Лиходеев с женой и Михаил Берлиоз тоже с женой. Вскоре жена Лиходеева уехала от него в комнату в другом районе, а жена Берлиоза сбежала в Харьков с каким-то балетмейстером:
"Как бы ни было, квартира простояла пустой и запечатанной только неделю, затем в нее вселились покойный Берлиоз с супругой и этот самый Степа тоже с супругой. Совершенно естественно, что, как только они попали в окаянную квартиру, и у них началось черт знает что! Именно, в течение одного месяца пропали обе супруги. Но эти не бесследно. Про супругу Берлиоза рассказывали, что будто бы ее видели в Харькове с каким-то балетмейстером, а супруга Степы якобы обнаружилась на Божедомке, где, как болтали, директор Варьете, используя свои бесчисленные знакомства, ухитрился добыть ей комнату, но с одним условием, чтобы духу ее не было на Садовой улице..." (глава 7)
По каким-то причинам Воланд со свитой решают занять именно эту квартиру. Сначала под трамваем погибает Берлиоз, а после чего Воланд якобы отправляет Степу в Ялту, чтобы не мешал:
"Иностранный артист господин Воланд был любезно приглашен директором Варьете Степаном Богдановичем Лиходеевым провести время своих гастролей, примерно недельку, у него в квартире, о чем он еще вчера написал Никанору Ивановичу, с просьбой прописать иностранца временно, покуда сам Лиходеев съездит в Ялту." (глава 9) 
"...председатель заявил, что жилтоварищество согласно сдать на неделю квартиру № 50 артисту Воланду с платой по... — Никанор Иванович замялся немножко и сказал: 
— По пятьсот рублей в день." (глава 9)
Известно, что хозяйством в "нехорошей квартире" занимается приходящая домработница Груня:
"Итак, Степа застонал. Он хотел позвать домработницу Груню и потребовать у нее пирамидону, но все-таки сумел сообразить, что это глупости, что никакого пирамидону у Груни, конечно, нет." (глава 7)
Что касается обстановки в квартире, известно, что в гостиной имеются большие окна с цветными стеклами. Эти красивые окна установила пропавшая хозяйка "ювелирша". Также в гостиной находится большой старинный камин и "необъятный" диван. Вероятно, камин и диван появляются уже при Воланде и его свите. Также, вероятно, при Воланде в гостиной появляются такие странные элементы интерьера, как блюдо из чистого золота, церковная парча, множество бутылок на столе:
"— Пройдите в гостиную, — сказала девица так просто, как будто была одета по-человечески, приоткрыла дверь в гостиную, а сама покинула переднюю. 
Войдя туда, куда его пригласили, буфетчик даже про дело свое позабыл, до того его поразило убранство комнаты. Сквозь цветные стекла больших окон (фантазия бесследно пропавшей ювелирши) лился необыкновенный, похожий на церковный, свет. В старинном громадном камине, несмотря на жаркий весенний день, пылали дрова. А жарко между тем нисколько не было в комнате, и даже наоборот, входящего охватывала какая-то погребная сырость. Перед камином на тигровой шкуре сидел, благодушно жмурясь на огонь, черный котище. Был стол, при взгляде на который богобоязненный буфетчик вздрогнул: стол был покрыт церковной парчой. На парчовой скатерти стояло множество бутылок — пузатых, заплесневевших и пыльных. Между бутылками поблескивало блюдо, и сразу было видно, что это блюдо из чистого золота." (глава 18)
"Черный маг раскинулся на каком-то необъятном диване, низком, с разбросанными на нем подушками." (глава 18)
Стоит отменить, что в "нехорошей квартире" имеется домашний телефон, что является роскошью по меркам этого времени:
"Степа попросил у гостя разрешения на минуту отлучиться и, как был в носках, побежал в переднюю к телефону." (глава 7)
Заселившись в "нехорошую квартиру", cам Воланд обычно проводит время в спальне, а его свита, вероятно, обитает в остальных комнатах. Так например, Коровьев и Азазелло завтракают в столовой, а кот, вероятно, предпочитает быть на кухне:
"В это время Коровьев и Азазелло, причем Коровьев в обычном своем наряде, а вовсе не во фрачном праздничном, сидели в столовой квартиры, доканчивая завтрак. Воланд, по своему обыкновению, находился в спальне, а где был кот — неизвестно. Но судя по грохоту кастрюль, доносившемуся из кухни, можно было допустить, что Бегемот находится именно там, валяя дурака, по своему обыкновению." (глава 27)
Воланд и его свита проживают в квартире всего несколько дней – предположительно с четверга по субботу. Все эти дни соседи сообщают милиции, что в квартире кто-то обитает. При этом милиция неоднократно приходит в квартиру № 50 и даже устанавливает наблюдение за двором и крышей, но никого там не находит:
"В трижды проклятой квартире № 50 несомненно, надо повторить, кто-то был. По временам эта квартира отвечала то трескучим, то гнусавым голосом на телефонные звонки, иногда в квартире открывали окно, более того, из нее слышались звуки патефона. А между тем, всякий раз, как в нее направлялись, решительно никого в ней не оказывалось. А были там уже не раз и в разное время суток. 
И, мало этого, по квартире проходили с сетью, проверяя все углы. Квартира была давно уже под подозрением. Охраняли не только тот путь, что вел во двор через подворотню, но и черный ход. Мало этого, на крыше у дымовых труб была поставлена охрана. Да, квартира № 50 пошаливала, а поделать с этим ничего нельзя было." (глава 27) 
"Между тем время приближалось к обеду, и тогда там, где велось следствие, раздался телефонный звонок. С Садовой сообщали, что проклятая квартира опять подала признаки жизни в ней. Было сказано, что в ней открывали окна изнутри, что доносились из нее звуки пианино и пения и что в окне видели сидящего на подоконнике и греющегося на солнце черного кота." (глава 27)
Только в свой последний визит милиция обнаруживает в "нехорошей квартире" кота Бегемота. Кот устраивает пожар и сбегает из квартиры с остальной свитой:
"На этот раз, если и не полная, то все же какая-то удача была налицо. По всем комнатам мгновенно рассыпались люди и нигде никого не нашли, но зато в столовой на столе обнаружили остатки только что, по-видимому, покинутого завтрака, а в гостиной на каминной полке, рядом с хрустальным кувшином, сидел громадный черный кот. Он держал в своих лапах примус. 
В полном молчании вошедшие в гостиную созерцали этого кота в течение довольно долгого времени." (глава 27)
После пожара в "нехорошей квартире" обнаруживают останки обгоревшего барона Майгеля. Этот человек ранее проник на бал к Воланду в качестве шпиона, но был пойман, после чего был лишен жизни по приказу того же Воланда:
"...были и убитые. О двух это можно сказать точно: о Берлиозе и об этом злосчастном служащем в Бюро по ознакомлению иностранцев с достопримечательностями Москвы, бывшем бароне Майгеле. Ведь они-то были убиты. Обгоревшие кости второго были обнаружены в квартире № 50 по Садовой улице после того, как потушили пожар. Да, были жертвы, и эти жертвы требовали следствия." (эпилог)
Из эпилога мы узнаем, что Степан Лиходеев не был отправлен Воландом в Ялту, а все эти дни находился в своей "нехорошей квартире", судя по всему, без сознания:
"Ни в какую Ялту, конечно, Степа Лиходеев не улетал (такая штука не под силу даже Коровьеву) и телеграмм оттуда не посылал. После того, как он упал в обморок в ювелиршиной квартире, испуганный фокусом Коровьева, показавшего ему кота с маринованным грибом на вилке, он пролежал в ней до тех пор, пока Коровьев, издеваясь над ним, не напялил на него войлочную шляпу и не отправил его на московский аэродром, внушив предварительно встречавшим Степу представителям угрозыска, что Степа вылезет из аэроплана, прилетевшего из Севастополя." (эпилог)
Дальнейшая судьба "нехорошей", "проклятой" квартиры после пожара неизвестна. Вероятно, в ней делают ремонт, после чего в нее заселяются новые жильцы. 



Дополнительная информация

Председателем жилтоварищества этого дома является Никанор Иванович Босой. Этот персонаж занимается всеми хозяйственными вопросами дома:
"— Алло! Считаю долгом сообщить, что наш председатель жилтоварищества дома № 302-бис по Садовой, Никанор Иванович Босой..." (глава 9)
Секретарем домоуправления является гражданин Пролежнев:
"...причем с уехавшими отбыл растерянный и подавленный секретарь домоуправления Пролежнев." (глава 15)

Это было описание "нехорошей квартиры" из романа "Мастер и Маргарита" Булгакова, данные о ее жильцах, адрес, детали интерьера и т.д.