boris-drubeckoj-zhjuli-karagina-otnoshenija-vojna-i-mir
Борис Друбецкой и
Жюли Карагина  
Фильм "Война и мир"
1965 г.
Отношения Бориса Друбецкого и Жюли Карагиной являются одной из ярких сюжетных линий романа "Война и мир" Льва Толстого.

В этой статье представлено описание отношений Бориса Друбецкого и Жюли Карагиной в цитатах из романа "Война и мир", история взаимоотношений персонажей, в том числе ответ на вопрос: "Почему Борис Друбецкой женится на Жюли Карагиной?". 

Смотрите: 
- Все материалы по роману "Война и мир"






Борис Друбецкой и Жюли Карагина в романе "Война и мир": отношения в цитатах


Борис Друбецкой и Жюли Карагина являются молодыми дворянами и принадлежат к высшему обществу Москвы. Можно предположить, что Жюли и Борис знакомы с детства, так как у них общие знакомые (Ростовы, Курагины, и т.д.), они бывают на одних и тех же мероприятиях и т.д. Однако до определенного времени Борис и Жюли являются просто знакомыми. 

Так, в начале романа, в 1805 г., Жюли Карагина и Борис Друбецкой оба присутствуют на именинах Наташи Ростовой. На этом этапе жизни Борис влюблен в Наташу Ростову, а Жюли влюблена в Николая Ростова, но тот не отвечает ей взаимностью. Другими словами, на этом этапе Борис и Жюли не интересуются друг другом и каждый живет своей жизнью:
"Я очень хорошо знаю, что граф Николай слишком молод для того, чтобы сделаться для меня чем-нибудь кроме как другом. Но эта сладкая дружба, эти столь поэтические и столь чистые отношения были потребностью моего сердца." (Жюли своей подруге княжне Марье рассказывает о влюбленности в Николая, том 2 часть 2 глава VII)
Жюли Карагина является некрасивой невестой. Из-за этого она долгое время не может выйти замуж:
"— ...А вот эти две, хоть и нехороши, да еще больше окружены. 
Она указала на проходивших через залу даму с очень некрасивою дочерью." (Перонская о Жюли, том 2 часть 3 глава XV)
В 1810 г. Жюли Карагиной уже 27 лет, из-за чего она считается "старой" невестой по меркам XIX века. К этому возврасту Жюли становится еще некрасивее, по словам автора:
"Жюли было 27 лет." (том 2 часть 5 глава V) 
"Она была теперь совершенно некрасива; но думала, что она не только так же хороша, но еще гораздо больше привлекательна, чем была прежде. В этом заблуждении поддерживало ее то, что во-первых она стала очень богатою невестой, а во-вторых то, что чем старее она становилась, тем она была безопаснее для мужчин, тем свободнее было мужчинам обращаться с нею..." (том 2 часть 5 глава V)
В период с 1805 до 1810 гг. у Жюли на войне погибают два брата, в результате чего девушка становится единственной наследницей огромного состояния. Теперь ее называют "невестой-миллионеркой":
"Жюли было 27 лет. После смерти своих братьев, она стала очень богата." (том 2 часть 5 глава V)
"Это миллионерка-невеста, — сказала Перонская. — А вот и женихи." (Перонская о Жюли, том 2 часть 3 глава XV) 
"Партия эта была Жюли Карагина, дочь прекрасных, добродетельных матери и отца, с детства известная Ростовым, и теперь богатая невеста по случаю смерти последнего из ее братьев." (том 2 часть 4 глава VIII)
К этому времени, к 1810 г., Борис Друбецкой делает неплохую военную карьеру и решает найти себе богатую невесту. Он выбирает между двумя самыми богатыми невестами Москвы — княжной Марьей Болконской и Жюли Карагиной. Обе девушки являются некрасивыми "старыми" невестами. Княжна Марья нравится Борису больше, но ему неловко ухаживать за ней, поэтому он решает ухаживать за Жюли: 
"Женитьба на богатой невесте в Петербурге не удалась Борису и он с этою же целью приехал в Москву. В Москве Борис находился в нерешительности между двумя самыми богатыми невестами — Жюли и княжной Марьей. Хотя княжна Марья, несмотря на свою некрасивость, и казалась ему привлекательнее Жюли, ему почему-то неловко было ухаживать за Болконской. <...> 
Жюли, напротив, хотя и особенным, одной ей свойственным способом, но охотно принимала его ухаживанье." (том 2 часть 5 глава V)
Жюли понимает, что является "старой невестой" (по меркам XIX-ого века). В качестве защитной реакции она притворяется меланхоличной девушкой, которая разочаровалась во всем и не верит в любовь и дружбу, поэтому и остается незамужем. На самом же деле Жюли очень хочет выйти замуж:
"Но, несмотря на это, Жюли казалась разочарована во всем, говорила всякому, что она не верит ни в дружбу, ни в любовь, ни в какие радости жизни, и ожидает успокоения только там. Она усвоила себе тон девушки, понесшей великое разочарованье, девушки, как будто потерявшей любимого человека или жестоко обманутой им. Хотя ничего подобного с ней не случилось, на нее смотрели, как на такую, и сама она даже верила, что она много пострадала в жизни." (том 2 часть 5 глава V)









Умный и рассчетливый Борис Дурбецкой хорошо понимает тактику Жюли и решает подыграть ей, чтобы завоевать ее расположение. Для этого Борис он притворяется меланхоличным, разочарованным человеком, и его тактика срабатывает: Жюли видит в нем "родственную душу" и предлагает свою дружбу (хотя на самом деле она, конечно, надеется на замужество):
"Только некоторые молодые люди, в числе которых был и Борис, более углублялись в меланхолическое настроение Жюли, и с этими молодыми людьми она имела более продолжительные и уединенные разговоры о тщете всего мирского, и им открывала свои альбомы, исписанные грустными изображениями, изречениями и стихами. 
Жюли была особенно ласкова к Борису: жалела о его раннем разочаровании в жизни, предлагала ему те утешения дружбы, которые она могла предложить, сама так много пострадав в жизни, и открыла ему свой альбом." (том 2 часть 5 глава V)
Борис и Жюли оба отлично притворяются меланхоликами: Жюли играет Борису печальные пьесы на арфе, а тот читает ей трогательную повесть о несчастной любви "Бедная Лиза" Карамзина:
"Жюли играла Борису на арфе самые печальные ноктюрны. Борис читал ей вслух Бедную Лизу и не раз прерывал чтение от волнения, захватывающего его дыханье. Встречаясь в большом обществе, Жюли и Борис смотрели друг на друга как на единственных людей в мире равнодушных, понимавших один другого." (том 2 часть 5 глава V)
Тем временем мать Бориса, хитрая и рассчетливая Анна Михаловна Друбецкая изучает финансовое положение Карагиных и наводит справки о том, какое приданое дают за Жюли. Бориса тоже интересует финансовая сторона этого брака:
"Анна Михайловна, часто ездившая к Карагиным, составляя партию матери, между тем наводила верные справки о том, что́ отдавалось за Жюли (отдавались оба пензенские имения и нижегородские леса). Анна Михайловна, с преданностью воле провидения и умилением, смотрела на утонченную печаль, которая связывала ее сына с богатою Жюли. <...> 
Борис чуть заметно улыбался, слушая мать. Он кротко смеялся над ее простодушною хитростью, но выслушивал и иногда выспрашивал ее внимательно о пензенских и нижегородских имениях." (том 2 часть 5 глава V)
Жюли и Борис проводят несколько недель в своей "меланхолической дружбе", после чего Жюли начинает ждать от Бориса предложения руки и сердца. Однако тот никак не решается на этот шаг, хотя и бывает у Карагиных каждый день. Борис видит, что за фальшивой меланхолией Жюли скрывается страстное желание выйти замуж. Он чувствует тайное отвращение к Жюли, но в то же время его привлекает ее богатство. Борис мучается и не может решиться, так как его пугает брак не по любви:
"Жюли уже давно ожидала предложенья от своего меланхолического обожателя и готова была принять его; но какое-то тайное чувство отвращения к ней, к ее страстному желанию выйти замуж, к ее ненатуральности, и чувство ужаса перед отречением от возможности настоящей любви еще останавливало Бориса. Срок его отпуска уже кончался. Целые дни и каждый божий день он проводил у Карагиных, и каждый день, рассуждая сам с собою, Борис говорил себе, что он завтра сделает предложение. Но в присутствии Жюли, глядя на ее красное лицо и подбородок, почти всегда осыпанный пудрой, на ее влажные глаза и на выражение лица, изъявлявшего всегдашнюю готовность из меланхолии тотчас же перейти к неестественному восторгу супружеского счастия, Борис не мог произнести решительного слова; несмотря на то, что он уже давно в воображении своем считал себя обладателем пензенских и нижегородских имений и распределял употребление с них доходов." (том 2 часть 5 глава V)
В результате Жюли устает играть роль "меланхоличной" подруги Бориса, ее фальшивая меланхолия перерастает в раздражительность по отношению к нему:
"Жюли видела нерешительность Бориса и иногда ей приходила мысль, что она противна ему; но тотчас же женское самообольщение представляло ей утешение, и она говорила себе, что он застенчив только от любви. Меланхолия ее однако начинала переходить в раздражительность, и не задолго перед отъездом Бориса, она предприняла решительный план." (том 2 часть 5 глава V)
В этот момент у Бориса неожиданно появляется соперник — красавец Анатоль Курагин, который тоже ухаживает за богатой Жюли с целью жениться. Жюли увлекается красавцем Анатолем и весело проводит с ним время:
"В то самое время, как кончался срок отпуска Бориса, в Москве и, само собой разумеется, в гостиной Карагиных, появился Анатоль Курагин, и Жюли, неожиданно оставив меланхолию, стала очень весела и внимательна к Курагину." (том 2 часть 5 глава V) 
"Мой милый, я знаю из верных источников, что князь Василий присылает сына затем, чтобы женить его на Жюли..." (Анна Михайловна Друбецкая об Анатоле, том 2 часть 5 глава V)
Борис не хочет остаться в дураках и позволить глупому Анатолю жениться на Жюли, чтобы завладеть ее богатствами. Наконец Друбецкой едет к Карагиным с целью сделать предложение:
"Мысль остаться в дураках и даром потерять весь этот месяц тяжелой меланхолической службы при Жюли и видеть все расписанные уже и употребленные как следует в его воображении доходы с пензенских имений в руках другого — в особенности в руках глупого Анатоля, оскорбляла Бориса. Он поехал к Карагиным с твердым намерением сделать предложение. Жюли встретила его с веселым и беззаботным видом, небрежно рассказывала о том, как ей весело было на вчерашнем бале, и спрашивала, когда он едет." (том 2 часть 5 глава V)
Приехав к Жюли, Борис хочет казаться нежным в обращении с ней, но у него это не получается. В итоге он ведет себя так разражительно, что едва не портит все дело. Борис упрекает Жюли за непостоянство, намекая на ее увлечение Анатолем. Девушка в ответ обвиняет Бориса в однообразии. Разговор героев становится напряженным, Борис собирается сказать Жюли что-то обидное, но вовремя останавливается и наконец делает ей предложение. Сделав этот шаг, Борис утешает себя тем, что после свадьбы постарается реже видеться с супругой:
"Несмотря на то, что Борис приехал с намерением говорить о своей любви и потому намеревался быть нежным, он раздражительно начал говорить о женском непостоянстве: о том, как женщины легко могут переходить от грусти к радости и что у них расположение духа зависит только от того, кто за ними ухаживает. Жюли оскорбилась и сказала, что это правда, что для женщины нужно разнообразие, что всё одно и то же надоест каждому. 
— Для этого я бы советовал вам... — начал было Борис, желая сказать ей колкость; но в ту же минуту ему пришла оскорбительная мысль, что он может уехать из Москвы, не достигнув своей цели и даром потеряв свои труды (чего с ним никогда ни в чем не бывало). Он остановился в середине речи, опустил глаза, чтобы не видать ее неприятно-раздраженного и нерешительного лица и сказал: — Я совсем не с тем, чтобы ссориться с вами приехал сюда. Напротив... — Он взглянул на нее, чтоб увериться, можно ли продолжать. Всё раздражение ее вдруг исчезло, и беспокойные, просящие глаза были с жадным ожиданием устремлены на него. «Я всегда могу устроиться так, чтобы редко видеть ее», подумал Борис. «А дело начато и должно быть сделано!»" (том 2 часть 5 глава V)
После этого Жюли заставляет Бориса сказать ей все те "романтические" слова, которые принято говорить при сватовстве. Жюли знает, что за свое огромное приданое она имеет право требовать все, что положено в случае сватовства. В итоге Борис говорит ей, что любит ее как никого раньше (что, конечно, ложь). Жюли с удовольствием слушает все эти фальшивые признания:
"Он вспыхнул румянцем, поднял на нее глаза и сказал ей: — Вы знаете мои чувства к вам! — Говорить больше не нужно было: лицо Жюли сияло торжеством и самодовольством; но она заставила Бориса сказать ей всё, что́ говорится в таких случаях, сказать, что он любит ее, и никогда ни одну женщину не любил более ее. Она знала, что за пензенские имения и нижегородские леса она могла требовать этого и она получила то, что̀ требовала." (том 2 часть 5 глава V)
С этого дня Жюли и Борис тут же забывают о своей "меланхолии", в которую они недавно были так погружены. Теперь жених и невеста строят планы на будущее и готовятся к роскошной свадьбе:
"Жених с невестой, не поминая более о деревьях, обсыпающих их мраком и меланхолией, делали планы о будущем устройстве блестящего дома в Петербурге, делали визиты и приготавливали всё для блестящей свадьбы." (том 2 часть 5 глава V)
Невеста Жюли выглядит счастливой в ожидании свадьбы:
"— Карагины, Жюли и Борис с ними. Сейчас видно жениха с невестой. 
— Друбецкой сделал предложение! Как же, нынче узнал, — сказал Шиншин, входивший в ложу Ростовых. 
Наташа посмотрела по тому направлению, по которому смотрел отец, и увидала Жюли, которая с жемчугами на толстой красной шее (Наташа знала, обсыпанной пудрой) сидела с счастливым видом, рядом с матерью. 
Позади их с улыбкой, наклоненная ухом ко рту Жюли, виднелась гладко причесанная, красивая голова Бориса. Он исподлобья смотрел на Ростовых и улыбаясь говорил что-то своей невесте." (Жюли и Борис в театре, том 2 часть 5 глава VIII)
Наконец Борис и Жюли женятся. Жюли становится княгиней Жюли Друбецкой. Борис становится богатым человеком. К сожалению, за свое богатство ему приходится платить высокую цену — жить с женщиной, которая ему противна:
"Борис Друбецкой, en garçon (холостяком), как он говорил, оставив свою жену в Москве, был также на этом бале и, хотя не генерал-адъютант, был участником на большую сумму в подписке для бала. Борис теперь был богатый человек, далеко ушедший в почестях, уже не искавший покровительства, но на ровной ноге стоявший с высшими из своих сверстников." (том 3 часть 1 глава III)
Спустя некоторое время после свадьбы Борис Друбецкой оставляет жену в Москве и холостяком едет в Петербург, где посещает бал. Судя по всему, Борис, как и задумывал, старается поменьше видеться с женой, поэтому на балу присутствует один, "холостяком":
"Борис Друбецкой, en garçon (холостяком), как он говорил, оставив свою жену в Москве, был также на этом бале..." (том 3 часть 1 глава III)


Это было описание отношений Бориса Друбецкого и Жюли Карагиной в цитатах из романа "Война и мир" Толстого, история взаимоотношений персонажей.