marja-bolkonskaja-anatol-kuragin-svatovstvo
Княжна Марья Болконская 
(актриса Антонина Шуранова)
Анатоль Курагин и Марья Болконская — это два ярких второстепенных персонажа знаменитого романа "Война и мир" Толстого. Сватовство Анатоля к княжне Марье является одним из наиболее запоминающихся эпизодов в биографии обоих персонажей.

В этой статье представлено цитатное описание знакомства и сватовство Анатоля Курагина к Марье Болконской, история отношений героев в цитатах.

Подробное описание этого эпизода можно найти в томе 1 части  3 главах III-V романа "Война и мир".

Смотрите: Все материалы по роману "Война и мир"








Марья Болконская и Анатоль Курагин: сватовство, история отношений


Хитрый князь Василий Курагин надеется женить своего беспутного сына Анатоля на богатой, но некрасивой княжне Марье Болконской. Княжна Марья живет в деревне со своим строгим отцом, стариком Болконским. По мнению окружающих, она очень несчастлива из-за отца:
"Отец очень богат и скуп. Он живет в деревне. <...> Он очень умный человек, но со странностями и тяжелый. La pauvre petite est malheureuse, comme les pierres {Бедняжка несчастлива, как камни}." (Анна Шерер о Марье, том 1 часть 1 глава II)
"Вы знаете, я сделал для их воспитания все, что́ может отец, и оба вышли des imbéciles {дурни}." (князь Василий об Анатоле и Ипполите, том 1, часть 1 глава II)
В конце 1805 - начале 1806 гг. князь Василий и его сын Анатоль прибывают в имение Болконских, чтобы встретиться с княжной Марьей. Старик Болконский не очень любит старика Курагина (они давно знакомы) и не хочет выдавать дочь замуж, но все же принимает незваных гостей:
"— Вот Мари и вывозить не нужно: женихи сами к нам едут, — неосторожно сказала маленькая княгиня, услыхав про это. 
Князь Николай Андреич поморщился и ничего не сказал." 
"Старик Болконский всегда был невысокого мнения о характере князя Василья... Теперь же, по намекам письма и маленькой княгини, он понял, в чем дело, и невысокое мнение о князе Василье перешло в душе князя Николая Андреича в чувство недоброжелательного презрения. Он постоянно фыркал, говоря про него." (том 1 часть 3 глава III)
Легкомысленный Анатоль не против жениться на "уродливой" княжне Марье ради денег. Этот визит к Болконским кажется ему веселым и забавным:
"На всю жизнь свою он смотрел как на непрерывное увеселение, которое кто-то такой почему-то обязался устроить для него. Так же и теперь он смотрел на свою поездку к злому старику и к богатой уродливой наследнице. Всё это могло выйти, по его предположению, очень хорошо и забавно. «А отчего же не жениться, коли она очень богата? Это никогда не мешает», думал Анатоль." 
"— Нет, без шуток, батюшка, она очень уродлива? А? — по-французски спросил он..." (том 1 часть 3 главы III)
Княжна Марья очень волнуется перед знакомством с Анатолем:
"Княжна Марья сидела одна в своей комнате и тщетно пыталась преодолеть свое внутреннее волнение. 
«Зачем они писали, зачем Лиза говорила мне про это? Ведь этого не может быть! — говорила она себе, взглядывая в зеркало. — Как я выйду в гостиную? Ежели бы он даже мне понравился, я бы не могла быть теперь с ним сама собою». Одна мысль о взгляде ее отца приводила ее в ужас." (том 1 часть 3 главы III)








Лиза Болконская (жена князя Андрея) и мадмуазель Бурьен (француженка-приживалка) решают нарядить княжну Марью для этого особенного случая. Княжне неловко из-за того, что она так волнуется перед этой встречей:
"Маленькая княгиня поднялась с кресла, позвонила горничную и поспешно и весело принялась придумывать наряд для княжны Марьи и приводить его в исполнение. Княжна Марья чувствовала себя оскорбленною в чувстве собственного достоинства тем, что приезд обещанного ей жениха волновал ее, и еще более она была оскорблена тем, что обе ее подруги и не предполагали, чтоб это могло быть иначе. <...> 
Она была так дурна, что ни одной из них не могла прийти мысль о соперничестве с нею; поэтому они совершенно искренно, с тем наивным и твердым убеждением женщин, что наряд может сделать лицо красивым, принялись за ее одеванье." (том 1 часть 3 главы III)
Несмотря на все старания Лизы и мадемуазель Бурьен, княжна Марья и в нарядном платье выглядит плохо, а ее лицо остается жалким и некрасивым:
"Нехорошо было не платье, но лицо и вся фигура княжны, но этого не чувствовали m-lle Bourienne и маленькая княгиня; им всё казалось, что ежели приложить голубую ленту к волосам, зачесанным кверху, и спустить голубой шарф с коричневого платья и т. п., то всё будет хорошо. Они забывали, что испуганное лицо и фигуру нельзя было изменить, и потому, как они ни видоизменяли раму и украшение этого лица, само лицо оставалось жалко и некрасиво. После двух или трех перемен, которым покорно подчинялась княжна Марья, в ту минуту, как она была зачесана кверху (прическа, совершенно изменявшая и портившая ее лицо), в голубом шарфе и масакà нарядном платье..." (том 1 часть 3 главы III)
Перед встречей с Анатолем княжна Марья представляет себе возможную семейную жизнь и детей. Тут же все это кажется ей невозможным, из-за того что она слишком некрасива:
"Княжна Марья осталась одна. Она не исполнила желания Лизы и не только не переменила прически, но и не взглянула на себя в зеркало. Она, бессильно опустив глаза и руки, молча сидела и думала. Ей представлялся муж, мужчина, сильное, преобладающее и непонятно-привлекательное существо, переносящее ее вдруг в свой, совершенно другой, счастливый мир. Ребенок свой, такой, какого она видела вчера у дочери кормилицы, — представлялся ей у своей собственной груди. Муж стоит и нежно смотрит на нее и ребенка. «Но нет, это невозможно, я слишком дурна», думала она." (том 1 часть 3 главы III)
В глубине души княжна Марья мечтает о семейном счастье и о настоящей земной любви, хотя и скрывает эту мечту от самой себя:
"В душе княжны Марьи было мучительное сомненье. Возможна ли для нее радость любви, земной любви к мужчине? В помышлениях о браке княжне Марье мечталось и семейное счастие, и дети, но главною, сильнейшею и затаенною ее мечтой была любовь земная. Чувство было тем сильнее, чем более она старалась скрывать его от других и даже от самой себя. <...> 
С этою успокоительною мыслью (но всё-таки с надеждой на исполнение своей запрещенной, земной мечты) княжна Марья, вздохнув, перекрестилась и сошла вниз..." (том 1 часть 3 главы III)
Наконец Марья Болконская входит в комнату, где ее ждет Анатоль с отцом. Девушка так волнуется, что не может ясно видеть Анатоля перед собой. Она лишь видит, как что-то большое, яркое и прекрасное двигается к ней:
"Когда княжна Марья взошла в комнату, князь Василий с сыном уже были в гостиной, разговаривая с маленькою княгиней и m-lle Bourienne. Когда она вошла своею тяжелою походкой, ступая на пятки, мужчины и m-lle Bourienne приподнялись, и маленькая княгиня, указывая на нее мужчинам, сказала: Voilà Marie {Вот Мари}! Княжна Марья видела всех и подробно видела. Она видела лицо князя Василья, на мгновенье серьезно остановившееся при виде княжны и тотчас же улыбнувшееся..." 
"...но она не могла видеть его, она видела только что-то большое, яркое и прекрасное, подвинувшееся к ней, когда она вошла в комнату." (том 1 часть 3 главы IV)
Наконец Анатоль подходит к княжне Марье, его красота поражает ее. Сам Анатоль весело смотрит на Марью и, судя по всему, совсем не думает о ней. Он молчит и ведет себя спокойно и уверенно:
"Потом к ней подошел Анатоль. Она всё еще не видала его. Она только почувствовала нежную руку, твердо взявшую ее руку, и чуть дотронулась до белого лба, над которым были припомажены прекрасные русые волосы. Когда она взглянула на него, красота его поразила ее. Анатоль, заложив большой палец правой руки за застегнутую пуговицу мундира, с выгнутою вперед грудью, а назад — спиною, покачивая одною отставленною ногой и слегка склонив голову, молча, весело глядел на княжну, видимо совершенно о ней не думая. Анатоль был не находчив, не быстр и не красноречив в разговорах, но у него зато была драгоценная для света способность спокойствия и ничем не изменяемой уверенности. 
Замолчи при первом знакомстве несамоуверенный человек и выкажи сознание неприличности этого молчания и желание найти что-нибудь, и будет нехорошо; но Анатоль молчал, покачивал ногой, весело наблюдая прическу княжны. Видно было, что он так спокойно мог молчать очень долго." (том 1 часть 3 главы IV)
Познакомившись с княжной Марьей, Анатоль тут же обращает внимание на ее хорошенькую француженку Бурьен (приживалку княжны Марьи). Теперь визит к Болконским кажется ему не таким скучным. Ветреный Курагин уже думает о том, как женится на княжне Марье и будет обманывать ее с мадемуазель Бурьен:
"С своей стороны m-lle Bourienne не упустила случая при слове Париж вступить тоже в общий разговор воспоминаний. 
Она позволила себе спросить, давно ли Анатоль оставил Париж, и как понравился ему этот город. Анатоль весьма охотно отвечал француженке и, улыбаясь, глядя на нее, разговаривал с ней про ее отечество. Увидав хорошенькую Bourienne, Анатоль решил, что и здесь, в Лысых Горах, будет нескучно. «Очень недурна! — думал он, оглядывая ее, — очень недурна эта demoiselle de compagnie {компаньонка}. Надеюсь, что она возьмет ее с собой, когда выйдет за меня, подумал он, — la petite est gentille» {Очень, очень недурна}." (том 1 часть 3 главы IV)
Старик Болконский видит, как нарядилась и причесалась княжна Марья. Ему становится стыдно. Старик понимает, что Анатолю безразлична Марья:
"И он, как всегда, бодрыми шагами вошел в гостиную, быстро окинул глазами всех, заметил и перемену платья маленькой княгини, и ленточку Bourienne, и уродливую прическу княжны Марьи, и улыбки Bourienne и Анатоля, и одиночество своей княжны в общем разговоре. «Убралась, как дура! — подумал он, злобно взглянув на дочь. — Стыда нет: а он ее и знать не хочет!»" (том 1 часть 3 главы IV)
Отец при гостях упрекает Марью в том, что та нарядилась без его разрешения, и называет ее дурной (некрасивой). Этими словами он доводит дочь до слез:
"— Это ты для гостей так убралась, а? — сказал он. — Хороша, очень хороша. Ты при гостях причесана по-новому, а я при гостях тебе говорю, что вперед не смей ты переодеваться без моего спроса. 
— Это я, mon père {батюшка}, виновата, — краснея, заступилась маленькая княгиня. 
— Вам полная воля-с, — сказал князь Николай Андреевич, расшаркиваясь перед невесткой, — а ей уродовать себя нечего — и так дурна. 
И он опять сел на место, не обращая более внимания на до слез доведенную дочь." (том 1 часть 3 главы IV)
В продолжение встречи старик Болконский беседует с Анатолем о его службе и понимает, что молодой человек даже не знает, при каком полку он числится в армии. Эта легкомысленность жениха не нравится старику:
"— Нет, князь. Полк наш выступил. А я числюсь. При чем я числюсь, папа? — обратился Анатоль со смехом к отцу. 
— Славно служит, славно. При чем я числюсь! Ха-ха-ха! — засмеялся князь Николай Андреевич. 
И Анатоль засмеялся еще громче. Вдруг князь Николай Андреевич нахмурился.— Ну, ступай, — сказал он Анатолю." (том 1 часть 3 главы IV)
Знакомство с Анатолем производит приятное впечатление на княжну Марью. Красавец Анатоль кажется ей добрым, храбрым, решительным, мужественным человеком. Девушка уже мечтает об будущей семейной жизни с ним. В глубине души она чувствует себя близкой к нему. Добрая княжна Марья переживает, не слишком ли она холодна с ним:
"Княжна Марья вовсе не думала и не помнила о своем лице и прическе. Красивое, открытое лицо человека, который, может быть, будет ее мужем, поглощало всё ее внимание. Он ей казался добр, храбр, решителен, мужествен и великодушен. Она была убеждена в этом. Тысячи мечтаний о будущей семейной жизни беспрестанно возникали в ее воображении. Она отгоняла и старалась скрыть их.«Но не слишком ли я холодна с ним? — думала княжна Марья. — Я стараюсь сдерживать себя, потому что в глубине души чувствую себя к нему уже слишком близкою; но ведь он не знает всего того, что̀ я о нем думаю, и может вообразить себе, что он мне неприятен». 
И княжна Марья старалась и не умела быть любезною с новым гостем." (том 1 часть 3 главы IV)
Тем временем ветреный Анатоль, судя по всему, почти не думает о княжне Марье. Его мысли о Марье сводятся к ее некрасивой внешности:
"«La pauvre fille! Elle est diablement laide» {Бедняга! Чертовски дурна!}, думал про нее Анатоль." (том 1 часть 3 главы IV)
Красивая молодая приживалка княжны Марьи, мадемуазель Бурьен, очень оживляется в этот день. Она видит в Анатоле шанс удачно выйти замуж и перестать быть приживалкой Болконских. Бедная француженка давно ждет такого богатого "принца", который бы влюбился в нее и увез к себе. Мадемуазель старается как можно больше понравиться Анатолю:
"M-lle Bourienne, взведенная тоже приездом Анатоля на высокую степень возбуждения, думала в другом роде. Конечно, красивая молодая девушка без определенного положения в свете, без родных и друзей и даже родины не думала посвятить свою жизнь услугам князю Николаю Андреевичу, чтению ему книг и дружбе к княжне Марье. M-lle Bourienne давно ждала того русского князя, который сразу сумеет оценить ее превосходство над русскими, дурными, дурно одетыми, неловкими княжнами, влюбится в нее и увезет ее; и вот этот русский князь, наконец, приехал." (том 1 часть 3 главы IV) 
"Теперь этот он, настоящий русский князь, явился. Он увезет ее, потом явится ma pauvre mère {моя бедная мать}, и он женится на ней. Так складывалась в голове m-lle Bourienne вся ее будущая история, в самое то время как она разговаривала с ним о Париже. Не расчеты руководили m-lle Bourienne (она даже ни минуты не обдумывала того, что ей делать), но всё это уже давно было готово в ней и теперь только сгруппировалось около появившегося Анатоля, которому она желала и старалась, как можно больше, нравиться." (том 1 часть 3 главы IV)
Красавцу Анатолю льстит внимание трех молодых женщин в доме — княжны Марьи, Лизы Болконской и мадемуазель Бурьен. При этом он начинает испытывать страстные чувства к француженке Бурьен, а не к Марье:
"Несмотря на то, что Анатоль в женском обществе ставил себя обыкновенно в положение человека, которому надоела беготня за ним женщин, он чувствовал тщеславное удовольствие, видя свое влияние на этих трех женщин. Кроме того он начинал испытывать к хорошенькой и вызывающей Воurienne то страстное, зверское чувство, которое на него находило с чрезвычайною быстротой и побуждало его к самым грубым и смелым поступкам." (том 1 часть 3 главы IV)
Когда княжна Марья с волнением играет на клавикордах, бесстыжий Анатоль смотрит на нее, но при этом тайком трогает ногой мадемуазель Бурьен:
"Общество после чая перешло в диванную, и княжну попросили поиграть на клавикордах. Анатоль облокотился перед ней подле m-lle Bourienne, и глаза его, смеясь и радуясь, смотрели на княжну Марью. Княжна Марья с мучительным и радостным волнением чувствовала на себе его взгляд. Любимая соната переносила ее в самый задушевно-поэтический мир, а чувствуемый на себе взгляд придавал этому миру еще большую поэтичность. Взгляд же Анатоля, хотя и был устремлен на нее, относился не к ней, а к движениям ножки m-lle Bourienne, которую он в это время трогал своею ногой под фортепиано. M-lle Bourienne смотрела тоже на княжну, и в ее прекрасных глазах было тоже новое для княжны Марьи выражение испуганной радости и надежды." (том 1 часть 3 главы IV)
К концу дня княжна Марья в своих мыслях уже называет Анатоля мужем. Она не замечает того, что тот интересуется совсем не ей, а ее компаньонкой Бурьен. Когда на прощание Анатоль целует руку Бурьен (что неприлично), наивная княжна Марья считает это проявлением его деликатности. Княжна Марья представляет, как может быть счастлива с такой подругой и с таким мужем:
"«Как она меня любит! — думала княжна Марья. — Как я счастлива теперь и как могу быть счастлива с таким другом и таким мужем! Неужели мужем?» думала она, не смея взглянуть на его лицо, чувствуя всё тот же взгляд, устремленный на себя. 
Ввечеру, когда после ужина стали расходиться, Анатоль поцеловал руку княжны. Она сама не знала, как у ней достало смелости, но она прямо взглянула на приблизившееся к ее близоруким глазам прекрасное лицо. После княжны он подошел к руке m-lle Bourienne (это было неприлично, но он делал всё так уверенно и просто), и m-lle Bourienne вспыхнула и испуганно взглянула на княжну.«Quelle délicatesse» {какая деликатность}, — подумала княжна. — Неужели Amélie (так звали m-lle Bourienne) думает, что я могу ревновать ее и не ценить ее чистую нежность и преданность ко мне? — Она подошла к m-lle Bourienne и крепко ее поцеловала." (том 1 часть 3 главы IV)
В этот день Курагины остаются ночевать у Болконских. Анатоль засыпает сразу, а княжна Марья, напротив, долго не может заснуть и думает о нем. Анатоль кажется ей красивым и добрым мужчиной. Она не может поверить, что он может стать ее мужем:
"Все разошлись, и, кроме Анатоля, который заснул тотчас же, как лег на постель, никто долго не спал эту ночь. 
«Неужели он мой муж, именно этот чужой, красивый, добрый мужчина; главное — добрый», думала княжна Марья, и страх, который почти никогда не приходил к ней, нашел на нее. Она боялась оглянуться; ей чудилось, что кто-то стоит тут за ширмами, в темном углу. И этот кто-то был он — дьявол, и он — этот мужчина с белым лбом, черными бровями и румяным ртом." (том 1 часть 3 главы V)
Старик Болконский остается недоволен тем, как прошла встреча. Он чувствует себя оскорбленным за свою дочь. Ему кажется, что княжна Марья из-за Анатоля "забыла отца" и "виляет хвостом". Старик предупреждает ее о том, что Анатоль на самом деле увлечен мадемуазель Бурьен, а не ей. Но Марья не верит в эти слова:
"Старый князь тоже не спал. Тихон сквозь сон слышал, как он сердито шагал и фыркал носом. Старому князю казалось, что он был оскорблен за свою дочь. <...> 
«Первый встречный показался — и отец и всё забыто, и бежит к верху, причесывается и хвостом виляет, и сама на себя не похожа! Рада бросить отца! И знала, что я замечу. Фр... фр... фр... И разве я не вижу, что этот дурень смотрит только на Бурьенку (надо ее прогнать)! И как гордости настолько нет, чтобы понять это! Хоть не для себя, коли нет гордости, так для меня, по крайней мере. Надо ей показать, что этот болван о ней и не думает, а только смотрит на Bourienne. Нет у ней гордости, но я покажу ей это...» 
Сказав дочери, что она заблуждается, что Анатоль намерен ухаживать за Bourienne, старый князь знал, что он раздражит самолюбие княжны Марьи, и его дело (желание не разлучаться с дочерью) будет выиграно, и потому успокоился на этом." (том 1 часть 3 главы V)
На следующее утро мадемуазель Бурьен и Анатоль оба ищут случая увидеться наедине. Они встречаются в саду:
"Несмотря на то, что между Анатолем и m-lle Bourienne ничего не было сказано, они совершенно поняли друг друга в отношении первой части романа, до появления pauvre mère {бедной матери}, поняли, что им нужно много сказать друг другу тайно, и потому с утра они искали случая увидаться наедине. В то время как княжна прошла в обычный час к отцу, m-lle Bourienne сошлась с Анатолем в зимнем саду." (том 1 часть 3 главы V)
Тем временем в это утро княжна Марья чувствует уверенность, что ее судьба счастливо решена. Поговорив с отцом, она проходит черед зимний сад и вдруг слышит шепот мадемуазель Бурьен. Марья видит, как Анатоль обнимает француженку и что-то ей шепчет. Застигнутый врасплох Анатоль смотрит на Марью со страшным выражением лица. Княжна Марья не понимает, что происходит. Мадемуазель Бурьен вскрикивает и убегает. Анатоль весело улыбается Марье, кланяется и уходит:
"Судьба ее решилась и решилась счастливо. Но что́ отец сказал о m-lle Bourienne, — этот намек был ужасен. Неправда, положим, но всё-таки это было ужасно, она не могла не думать об этом. Она шла прямо перед собой через зимний сад, ничего не видя и не слыша, как вдруг знакомый шопот m-lle Bourienne разбудил ее. Она подняла глаза и в двух шагах от себя увидала Анатоля, который обнимал француженку и что-то шептал ей. Анатоль с страшным выражением на красивом лице оглянулся на княжну Марью и не выпустил в первую секунду талии m-lle Bourienne, которая не видала ее. 
«Кто тут? Зачем? Подождите!» как будто говорило лицо Анатоля. Княжна Марья молча глядела на них. Она не могла понять этого. Наконец, m-lle Bourienne вскрикнула и убежала. Анатоль с веселою улыбкой поклонился княжне Марье, как будто приглашая ее посмеяться над этим странным случаем, и, пожав плечами, прошел в дверь, ведшую на его половину." (том 1 часть 3 главы V)
После случившегося мадемуазель Бурьен плачет в объятиях княжны Марьи и якобы раскаивается в случившемся. Бурьен признается, что это было увлечение страсти. Добрая княжна Марья утешает француженку и говорит, что "любит ее больше, чем когда-либо":
"Княжна, в то время как пришел Тихон, сидела на диване в своей комнате и держала в своих объятиях плачущую m-lle Bourienne. Княжна Марья тихо гладила ее по голове. Прекрасные глаза княжны, со всем своим прежним спокойствием и лучистостью, смотрели с нежною любовью и сожалением на хорошенькое личико m-lle Bourienne. 
— Non, princesse, je suis perdue pour toujours dans votre coeur {Нет, княжна, я навсегда утратила ваше расположение}, — говорила m-lle Bourienne. 
— Pourquoi? Je vous aime plus, que jamais {Почему же? Я вас люблю больше, чем когда-либо}, — говорила княжна Марья, et je tâcherai de faire tout ce qui est en mon pouvoir pour votre bonheur {и постараюсь сделать для вашего счастья всё, чтò в моей власти}." (том 1 часть 3 главы V)
Затем княжна Марья приходит к отцу и князю Василию, чтобы дать ответ на предложение о замужестве. Она объявляет, что не хочет выходить замуж за Анатоля. При этом добрая Марья не рассказывает о непристойном поступке Анатоля в саду. Старик Болконский рад, что дочь отказала жениху:
"— Мое желание, mon père, никогда не покидать вас, никогда не разделять своей жизни с вашею. Я не хочу выходить замуж, — сказала она решительно, взглянув своими прекрасными глазами на князя Василья и на отца. 
— Вздор, глупости! Вздор, вздор, вздор! — нахмурившись, закричал князь Николай Андреич, взял дочь за руку, пригнул к себе и не поцеловал, но только пригнув свой лоб к ее лбу, дотронулся до нее и так сжал руку, которую он держал, что она поморщилась и вскрикнула. <...> 
— Князь, то, что̀ я сказала, есть всё, что́ есть в моем сердце. Я благодарю за честь, но никогда не буду женой вашего сына." (том 1 часть 3 главы V)
После случившегося княжна Марья не только не злится на мадемуазель Бурьен, но даже хочет помочь ей выйти замуж за Анатоля. Добрая Марья искренне верит, что Бурьен полюбила Анатоля, поэтому так некрасиво поступила. Анатоль уезжает и, судя по всему, тут же забывает и о Марье, и о Бурьен:
"«Мое призвание другое, — думала про себя княжна Марья, мое призвание — быть счастливою другим счастием, счастьем любви и самопожертвования. И чего бы мне это ни стоило, я сделаю счастие бедной Amélie. Она так страстно его любит. Она так страстно раскаивается. Я всё сделаю, чтоб устроить ее брак с ним. Ежели он не богат, я дам ей средства, я попрошу отца, я попрошу Андрея. Я так буду счастлива, когда она будет его женою. Она так несчастлива, чужая, одинокая, без помощи! И Боже мой, как страстно она его любит, ежели она так могла забыть себя. Может быть, и я сделала бы то же!...» думала княжна Марья." (том 1 часть 3 главы V)
После этого неудачного сватовства мадемуазель Бурьен продолжает жить в доме Болконских и быть подругой княжны Марьи:
"Моя милая подруга, mademoiselle Bourienne, целует вас." (том 2 часть 3 глава XXVI)

Это было цитатное описание знакомства и сватовство Анатоля Курагина к Марье Болконской в романе "Война и мир" Толстого, история отношений героев в цитатах.


Смотрите: Все материалы по роману "Война и мир"