Лара Антипова (актриса Ч. Хаматова)
Лара Антипова.
Актриса Ч. Хаматова
Лара является одной из главных героинь знаменитого романа "Доктор Живаго" Бориса Пастернака.

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Лары Антиповой (Гишар) в романе "Доктор Живаго": описание внешности и характера героини, ее биография.

Смотрите:







Лара Антипова (Гишар) в романе "Доктор Живаго"


Полное имя героини – Лариса Федоровна Антипова (в девичестве Гишар):
"Ларисе Федоровне по душе были нравы захолустья..."
Лара родилась и выросла в уральском городе Юрятине:
"Ей нравилось в Юрятине. Это был ее родной город."
После смерти отца Лара с матерью и братом Родионом переезжает с Урала в Москву. На этот момент девушке около 16 лет:
"Ей было немногим больше шестнадцати..."
По происхождению Лара Гишар является дочерью обрусевших инженера-бельгийца и француженки Амалии Карловны:
"В это время в Москву с Урала приехала вдова инженера‑бельгийца и сама обрусевшая француженка Амалия Карловна Гишар с двумя детьми, сыном Родионом и дочерью Ларисою."
В Москве Лара поступает учиться в женскую гимназию:
"Сына она отдала в кадетский корпус, а дочь в женскую гимназию, по случайности ту самую и тот же самый класс, в котором училась Надя Кологривова."
О внешности юной Лары известно следующее:
"Ей было немногим больше шестнадцати, но она была вполне сложившейся девушкой. Ей давали восемнадцать лет и больше." 
"Она двигалась бесшумно и плавно, и все в ней – незаметная быстрота движений, рост, голос, серые глаза и белокурый цвет волос – было под стать друг другу." 
"Она была бесподобна прелестью одухотворения. Ее руки поражали, как может удивлять высокий образ мыслей." 
"И ведь она была еще невзрослою гимназисткой в коричневом платье..." 
"Ты тогда ночью, гимназисткой последних классов в форме кофейного цвета, в полутьме за номерной перегородкой, была совершенно тою же, как сейчас, и так же ошеломляюще хороша." (Живаго о Ларе-гимназистке) 
"Ах как хороша она была девочкой, гимназисткой! Вы понятия не имеете." (Паша о юной Ларе) 
"...на ее лице и в ее осанке, в смеси ее девической стыдливости и ее смелой стройности."
О внешности взрослой Лары известно следующее:
"...своими заботами, своей лебедино‑белой прелестью..." 
"Она была в светлой клетчатой блузе, перехваченной кушаком..." (Лара в библиотеке) 
"В этом прозаическом и будничном виде, растрепанная, с засученными рукавами и подоткнутым подолом, она почти пугала своей царственной, дух захватывающей притягательностью, более, чем если бы он вдруг застал ее перед выездом на бал..." (Ларе около 30 лет) 
"...и эта без старания красивая женщина..." (Ларе около 39 лет)
У Лары большие белые руки:
"Он вспомнил большие белые руки Лары, круглые, щедрые..." 
"...и две большие, белые до плеч, женские руки протягивались к нему."
У Лары бесподобный серебристый смех:
"...невинными взрывами своего бесподобного серебристого смеха..."
У нее плавные движения:
"Она двигалась бесшумно и плавно..." 
"И наоборот, воду она носит, точно читает, легко, без труда. Эта плавность у нее во всем. Точно общий разгон к жизни она взяла давно, в детстве, и теперь все совершается у нее с разбегу, само собой, с легкостью вытекающего следствия."
Лара является красивой девушкой:
"Она была очень хороша собой." 
"Она умопомрачительно хороша."
Она красива и великодушна, по мнению Паши Антипова:
"А может быть, и у него это не любовь, а благодарная растерянность перед ее красотою и великодушием?" (Паша о молодой Ларе)
Лара не хочет быть красивой и не хочет нравиться окружающим, но все равно остается неотразимой, по мнению Юрия Живаго:
"Ей не хочется нравиться, – думал он, – быть красивой, пленяющей. Она презирает эту сторону женской сущности и как бы казнит себя за то, что так хороша. И эта гордая враждебность к себе удесятеряет ее неотразимость.Как хорошо все, что она делает."








В ней все совершенно и безупречно, по мнению влюбленного в нее Юрия Живаго:
"Как именно совершенно и безупречно все в ней!"
Лара – невероятно женственная женщина, по словам Юрия:
"...эта щупленькая, худенькая девочка заряжена, как электричеством, до предела, всей мыслимою женственностью на свете. Если подойти к ней близко или дотронуться до нее пальцем, искра озарит комнату и либо убьет на месте, либо на всю жизнь наэлектризует магнетически влекущейся, жалующейся тягой и печалью."
Она всего в жизни добивается сама:
"Она и Родя понимали, что всего в жизни им придется добиваться своими боками." 
"Брат и сестра знали цену всему и дорожили достигнутым. Надо было быть на хорошем счету, чтобы пробиться."
Лара привыкла жить скромно:
"После смерти отца мать жила в вечном страхе обнищания. Родя и Лара привыкли слышать, что они на краю гибели. Они понимали, что они не дети улицы, но в них глубоко сидела робость перед богатыми, как у питомцев сиротских домов." 
"Я в детстве близко видела бедность и труд."
Лара никогда не бросает начатого:
"Никогда не сворачиваю с полдороги, никогда не бросаю начатого."
У Лары ясный ум и легкий характер. Ее характер отличается широтой и нещепетильностью:
"У нее был ясный ум и легкий характер." 
"...Ларин характер, который всегда отличали широта и отсутствие щепетильности."
У нее большая душа:
"...покрыв середину гроба... душою и своими руками, большими, как душа."
Она хороший человек, по мнению Антонины Живаго:
"Должна искренне признать, она хороший человек..."
Лара – женщина, которая осложняет жизнь мужчины и сбивает его с пути, по мнению Антонины Живаго:
"Я родилась на свет, чтобы упрощать жизнь и искать правильного выхода, а она – чтобы осложнять ее и сбивать с дороги."
Она хозяйственна и трудолюбива:
"Она готовила или стирала и потом оставшеюся мыльной водой мыла полы в доме. Или, спокойная и менее разгоряченная, гладила и чинила свое, его и Катенькино белье. Или, справившись со стряпней, стиркой и уборкой, учила Катеньку." 
"Так же чередовались у нее состояния равновесия с приступами тоскливого беспокойства, естественного у трудолюбивой женщины..."
Она является прямой, гордой и неразговорчивой девушкой:
"Он был Лариного десятка – прямой, гордый и неразговорчивый. Он был похож на Лару и не был ей интересен." (о юной Ларе) 
"Как она горделиво‑хороша!" (Живаго о юной Ларе)
Лара – загадочно немногословная женщина, сильная своим молчанием, по мнению Юрия Живаго:
"Таким новым была сестра Антипова, войной заброшенная бог знает куда, с совершенно ему неведомой жизнью, никого ни в чем не укоряющая и почти жалующаяся своей безгласностью, загадочно немногословная и такая сильная своим молчанием."
Она любит разговаривать при свечах:
"Лара любила разговаривать в полумраке при зажженных свечах. Паша всегда держал для нее про запас их нераспечатанную пачку."
Лара слишком чутко реагирует на все вокруг и обо всем болеет, по ее собственному мнению:
"«За что же мне такая участь, – думала Лара, – что я все вижу и так о всем болею?»..."
Юная Лара хорошо учится в гимназии, чтобы матери не пришлось платить за учебу:
"Лара хорошо училась не из отвлеченной тяги к знаниям, а потому что для освобождения от платы за учение надо было быть хорошей ученицей, а для этого требовалось хорошо учиться.
Также юная Лара помогает матери в ее швейной мастерской и других делах:
"Так же хорошо, как она училась, Лара без труда мыла посуду, помогала в мастерской и ходила по маминым поручениям."
16-летняя Лара замечает, что она нравится адвокату Комаровскому, который годится ей в отцы и который является любовником ее матери. Комаровский соблазняет Лару, и между героями завязывается тайная любовная связь:
"...заглядывался на девочку так, что она краснела." 
"«Ведь для него мама – как это называется… Ведь он – мамин, это самое… Это гадкие слова, не хочу повторять. Так зачем в таком случае он смотрит на меня такими глазами? Ведь я ее дочь»."
Сначала юной Ларе льстит внимание господина Комаровского:
"Девочке льстило, что годящийся ей в отцы красивый, седеющий мужчина, которому аплодируют в собраниях и о котором пишут в газетах, тратит деньги и время на нее, зовет божеством, возит в театры и на концерты и, что называется, «умственно развивает» ее."
Однако вскоре Лара жалеет об этой связи и начинает считать себя падшей женщиной:
"Как это случилось? Как могло это случиться? Теперь поздно. Надо было думать раньше. Теперь она – как это называется? – теперь она – падшая." 
"Ноющая надломленность и ужас перед собой надолго укоренялись в ней."
В конце концов Лара начинает ненавидеть Комаровского за то, что он совратил ее и сломал ей жизнь:
"Он был ее проклятием, она его ненавидела." 
"Однако как чувствительно и непоправимо, по‑видимому, исковеркал он ее жизнь!"
Комаровский якобы готов жениться на Ларе, чтобы спасти ее репутацию. Однако Лара понимает, что это лишь пустые слова:
"Так не может продолжаться. Подумай, что я с тобой сделал. Ты катишься по наклонной плоскости. Давай откроемся матери. Я женюсь на тебе». И он плакал и настаивал, словно она спорила и не соглашалась. Но все это были одни фразы, и Лара даже не слушала этих трагических пустозвонных слов."
Лара понимает, что Комаровский не любит ее, если так ее унижает:
"И она только спрашивала себя: разве когда любят, унижают?
Связь юной Лары и Комаровского длится 6 месяцев. Это происходит на рубеже 1905-1906 гг.:
"Уже весной тысяча девятьсот шестого года, перед переходом в последний класс гимназии, шесть месяцев ее связи с Комаровским превысили меру Лариного терпения. Он очень ловко пользовался ее подавленностью и, когда ему бывало нужно, не показывая этого, тонко и незаметно напоминал ей о ее поругании."
В 1906 г. Лара уходит из дома, чтобы жить самостоятельно от семьи и не встречаться с Комаровским. С 1906 по 1912 гг. она живет в семье Кологривовых в качестве воспитательницы девочки Липы. В этот период Лара почти не общается с матерью и братом:
"«Надя, мне нужно устроить жизнь отдельно от мамы." 
"Липе ищут воспитательницу. Поступи к нам."
В этот же период Лара знакомится с юным Пашей Антиповым, сыном простого рабочего. Паша немного младше Лары. Он влюбляется в нее без памяти, Лара отвечает ему взаимностью. Герои много лет дружат:
"...в гораздо более позднюю пору своей дружбы с ним, когда Патуля уже знал, что любит ее без памяти и что в жизни ему нет больше отступления." 
"Паша, бывший немного моложе Лары, любил ее до безумия и во всем слушался." 
"...любил ее дьявольски, и ревновал ее к ее собственным мыслям, к кружке, из которой она пила, и к подушке, на которой она лежала." 
"...человеком, сильно любившим меня и которому я отвечала тем же."
Она добра и заботлива. В тайне от своего друга Паши Антипова она посылает деньги его отцу и помогает его матери. Также она тайно доплачивает за еду и жилье Паши:
"Она тайно от Паши посылала деньги его отцу, ссыльнопоселенцу Антипову, и помогала его часто хворавшей сварливой матери. Кроме того, она под еще большим секретом сокращала расходы самого Паши, без его ведома приплачивая его квартирным хозяевам за его стол и комнату."
За годы жизни в Москве Лара несколько раз сталкивается с главным героем романа – Юрием Живаго, но герои остаются незнакомы, хотя и запоминают друг друга:
"Юра обомлел, увидав ее. Та самая! И опять при каких необычайных обстоятельствах!" 
"...хотел рассказать ей, как дважды в жизни видел ее, гимназистом и студентом..."
В 1907 г. Лара заканчивает гимназию. Судя по всему, с 1907 по 1912 гг. она учится на педагогических курсах:
"Уже весной тысяча девятьсот шестого года, перед переходом в последний класс гимназии..." 
"Служба у Кологривовых не помешала Ларе окончить гимназию, поступить на курсы, успешно пройти их и приблизиться к их окончанию, которое ей предстояло в будущем тысяча девятьсот двенадцатом году." 
Даже спустя годы Лара не может простить Комаровскому свою сломанную жизнь. В январе 1912 г. она отыскивает мужчину на елке и стреляет в него, но ранит другого человека. После этого сам Комаровский помогает Ларе избежать наказания и оставляет ее в покое:
"Что вы сказали, господин Комаровский? В вас? Она стреляла в вас?" 
"Если бы не этот человек, Лару бы арестовали и судили. Он отвел от нее грозившую ей кару. Благодаря ему она осталась на курсах, цела и невредима." 
"Помнишь, на елке, в страшную ночь кончины твоей мамы, девушка стреляла в прокурора?"
Связь с подлецом Комаровским навсегда оставляет след в душе Лары. В итоге она всю жизнь чувствует себя "надломленной", "с трещиной":
"Я – надломленная, я с трещиной на всю жизнь. Меня преждевременно, преступно рано сделали женщиной, посвятив в жизнь с наихудшей стороны, в ложном, бульварном толковании самоуверенного пожилого тунеядца прежнего времени, всем пользовавшегося, все себе позволявшего." (взрослая Лара о себе)
"...напоминает мне другого, гораздо более отталкивающего человека, виновника того, что я такая, благодаря которому я то, что я есть." 
"Я его презираю." (Лара о Комаровском)
Лара – отчаянная, сумасшедшая и необыкновенная девушка, по мнению Комаровского:
"Кроме того, он снова испытал, до чего неотразима эта отчаянная, сумасшедшая девушка. Сразу было видно, что она не как все. В ней всегда было что‑то необыкновенное." 
В 1912 г. Лара и Паша Антипов женятся:
"Мы женились перед самою войною, за два года до ее начала." 
"Если ты меня любишь и хочешь удержать меня от гибели, не надо откладывать, давай обвенчаемся скорее." (Лара – Паше)
Вскоре Лара и Паша заканчивают курсы и уезжают на Урал в город Юрятин работать учителями:
"А по специальности я учительница‑историчка." 
"Паша и Лара оба кончили, оба одинаково блестяще, оба получили предложения в один и тот же город на Урале..."
"...к ним в Юрятин, место их нового жительства..."
Вскоре у Лары и Паши рождается дочь Катенька:
"На ней были дом и их трехлетняя девчурка Катенька."
Поселившись на Урале, Лара много работает в женской гимназии и чувствует себя счастливой в своей семье:
"Лариса Федоровна входила во все дела Павла Павловича. Она сама преподавала в женской гимназии. Лара работала не покладая рук и была счастлива. Это была именно та жизнь, о которой она мечтала."
Лара оказывается доброй и заботливой женой:
"Она подавляла его своей добротой и заботами..."
При этом супружеские отношения у Лары и Паши оказываются непростыми:
"С женой у него были хорошие, но слишком непростые отношения." 
"...не сладился мой последующий брак..." (о браке с Пашей)
После трех лет брака Паша уезжает от Лары и дочери работать в Омск, чтобы побыть одному. Вскоре он жалеет об этом. В это время Россия вступает в Первую мировую войну и Павел отправляется на фронт:
"Это было серьезнейшее поражение в ее жизни. Лучшие, светлейшие ее надежды рухнули." (об отъезде Павла)
"Я пошел на войну, чтобы после трех лет брака снова завоевать ее..." 
"Скоро у него наступило просветление. Он очень тосковал по жене и дочери. Через несколько месяцев Павла Павловича выпустили досрочно прапорщиком и так же неожиданно отправили с назначением в действующую армию."
Позже Лара приходит к выводу, что ее брак с Пашей не сложился из-за пережитой в юности истории с Комаровским:
"Из‑за вмешательства в мою начинавшуюся жизнь одной безнравственной самоуслаждавшейся заурядности не сладился мой последующий брак с большим и замечательным человеком, сильно любившим меня и которому я отвечала тем же."
Также Лара считает, что Первая мировая война сломала ее семейную жизнь и жизнь всего поколения:
"Мы женились перед самою войною, за два года до ее начала. И только мы зажили своим умом, устроили дом, объявили войну. Я теперь уверена, что она была виною всего, всех последовавших, доныне постигающих наше поколение несчастий."
Во время войны Лара сначала просто помогает в госпитале в Юрятине, а затем становится медсестрой:
"Как многие дамы‑благотворительницы в уезде, Лариса Федоровна с самого начала войны оказывала посильную помощь в госпитале, развернутом при Юрятинской земской больнице. Теперь она занялась серьезно начатками медицины и сдала при больнице экзамен на звание сестры милосердия."
Затем Лара отправляется на фронт, чтобы отыскать там мужа Пашу. На фронте Лара работает в госпитале и знакомится с доктором Юрием Живаго:
"...это муж мой Паша, Павел Павлович Антипов, которого я ездила разыскивать на фронт..."  
"Работа часто и живо сталкивала Живаго с Антиповой." 
"Таким новым была сестра Антипова, войной заброшенная бог знает куда..." 
На этот раз Юрий Живаго влюбляется в Лару, хотя и пытается сдержать это чувство. Между героями нет ничего, кроме приятельских отношений:
"Таким новым было честное старание Юрия Андреевича изо всех сил не любить ее, так же как всю жизнь он старался относиться с любовью ко всем людям, не говоря уже о семье и близких."
Судя по всему, во время революции брата Лары расстреливают, а мать оказывается в тюрьме:
"Я от нее скрыла, брата ее, военного, похоже, расстреляли. А мать ее, прежнюю мою хозяйку, я, наверное, выручу, хлопочу за нее."
Тем временем муж Лары, Паша Антипов, возвращается с войны и становится революционером под псевдонимом Стрельников. Лара поддерживает мужа и не осуждает его. Супруги не видятся уже много лет в целях безопасности. Лара со стороны следит за деятельностью мужа:
"Стрельников, о котором вы рассказывали, это муж мой Паша, Павел Павлович Антипов..." 
"Стрельников – это его подставное имя, псевдоним, как у всех революционных деятелей." 
"Да, так, значит, теперь он в Сибири." 
"...потом, после войны и возвращения из плена, воспользовался тем, что меня считали убитым, и под чужим, вымышленным именем весь ушел в революцию, чтобы полностью отплатить за все, что она выстрадала..." (Стрельников о Ларе)
В 1919 г. на Урале Лара снова встречает старого знакомого Юрия Живаго, который приехал сюда с семьей. На этот раз между Ларой и Юрием завязывается тайный роман. Они оба изменяют своим супругам:
"Он давно был на «ты» с Антиповой и звал ее Ларою, а она его – Живаго. Юрий Андреевич обманывал Тоню и скрывал от нее вещи, все более серьезные и непозволительные. Это было неслыханно."
Внезапно доктор Живаго попадает в плен к партизанам, где проводит больше года. Пока он находится в плену, Лара знакомится с его женой Тоней и даже помогает ей при родах:
"Лес, Сибирь, партизаны. Они окружены, и он разделит общую участь.""Был у партизан и бежал." 
"Какая она чудная у тебя, эта Тоня твоя, боттичеллиевская. Я была при ее родах. Я с ней страшно сошлась." 
"...я довольно коротко узнала Ларису Федоровну. Спасибо ей, она была безотлучно при мне, когда мне было трудно, и помогла мне при родах." (Тоня о Ларе)
Наконец доктор Живаго сбегает из плена и некоторое время живет на Урале с Ларой и ее дочкой. Юрий и Лара наслаждаются своей любовью и очень счастливы. Тем временем жена Юрия с детьми находятся в Москве и готовятся к ссылке во Францию:
"Чем ближе были ему эта женщина и девочка, тем менее осмеливался он воспринимать их по‑семейному, тем строже был запрет, наложенный на род его мыслей долгом перед своими и его болью о нарушенной верности им."
Лара и Юрий оказываются родственными душами, а их любовь – великим чувством:
"Еще более, чем общность душ, их объединяла пропасть, отделявшая их от остального мира." 
"Их любовь была велика."
Между Ларой и Юрием существует небывалая любовь:
"О какая это была любовь, вольная, небывалая, ни на что не похожая! Они думали, как другие напевают."
Лара и ее муж Паша настолько же разные люди, насколько она одинакова с Юрием:
"Мы с ним люди настолько же разные, насколько я одинаковая с тобою."
Лара считает Юрия самым дорогим человеком в своей жизни:
"Я пожертвовала бы всем. Даже самым дорогим. Тобою."
Лара и доктор Живаго являются очень гармонической парой, по мнению Комаровского:
"Простите за смелость, вы страшно друг к другу подходите. В высшей степени гармоническая пара."
Лара считает Юрия своей крепостью и прибежищем. Она чувствует себя счастливой рядом с ним, несмотря на все печальные обстоятельства:
"Юрочка, ты моя крепость и прибежище и утверждение, да простит Господь мое кощунство. О как я счастлива!"
Лара всегда чувствует гордость и облегчение, думая о Юрии или находясь возле него:
"И она ощутила волну гордости и облегчения, как всегда с ней бывало при мысли о Юрии и в недолгие промежутки жизни вблизи его. Веяние свободы и беззаботности, всегда исходившее от него, и сейчас охватило ее."
Лара так хорошо понимает Юрия, что даже чувствует его почерк "каждой жилкой":
"Я кровью сердца, каждой жилкою чувствую все повороты его почерка."
Лара, как и ее возлюбленный Юрий, умеет восхищаться общим устройством мира и его красотой:
"Никогда, никогда, даже в минуты самого дарственного, беспамятного счастья не покидало их самое высокое и захватывающее: наслаждение общей лепкою мира, чувство отнесенности их самих ко всей картине, ощущение принадлежности к красоте всего зрелища, ко всей вселенной."
Лара и Юрий словно созданы друг для друга, по мнению самой Лары:
"А нас точно научили целоваться на небе и потом детьми послали жить в одно время, чтобы друг на друге проверить эту способность. Какой‑то венец совместности, ни сторон, ни степеней, ни высокого, ни низкого, равноценность всего существа, все доставляет радость, все стало душою."
При этом Лара очень любит своего мужа Пашу, по словам Юрия Живаго:
"Как неимоверно чисто и сильно ты его любишь! Люби, люби его. Я не ревную тебя к нему, я не мешаю тебе."
Лара считает своего супруга Пашу высоким и светлым характером, а себя – ничем по сравнению с ним:
"– Ты любила, ты еще до сих пор очень любишь его? 
– Но ведь я пошла за него замуж, он муж мой, Юрочка. Это высокий, светлый характер. Я глубоко виновата перед ним. Я не сделала ему ничего дурного, сказать так было бы неправдой. Но он огромного значения, большой, большой прямоты человек, а я – дрянь, я ничто в сравнении с ним. Вот моя вина." 
"Она назвала вас образцом человека, равного которому она больше не видела, единственным по высоте неподдельности..."
Несмотря на любовь к Живаго, Лара готова вернуться к мужу Паше, если бы тот снова зажил нормальной жизнью:
"Если бы Стрельников стал снова Пашенькой Антиповым. Если бы он перестал безумствовать и бунтовать. Если бы время повернуло вспять. Если бы где‑то вдали, на краю света, чудом затеплилось окно нашего дома с лампою и книгами на Пашином письменном столе, я бы, кажется, на коленях ползком приползла туда. Все бы встрепенулось во мне. Я бы не устояла против зова прошлого, зова верности. Я пожертвовала бы всем. Даже самым дорогим. Тобою." 
В результате Лара и ее муж Паша Антипов (он же Стрельников) не видятся 6 лет:
"Я скоро сам уйду. Подумайте, шесть лет разлуки, шесть лет немыслимой выдержки."
Живя на Урале, Лара чувствует себя в опасности из-за революционной деятельности ее мужа.  Внезапно Комаровский находит Лару и предлагает ей уехать с ним в безопасный Владивосток. Лара с дочерью отправляются в путь с Комаровским:
"После расправы со Стрельниковым по нашей нынешней логике жизнь Ларисы Федоровны и Кати тоже под угрозой."
Уезжая, Лара прощается с Юрием Живаго. Больше герои никогда не встречаются:
"Прощай, единственно любимая, навсегда утраченная!"
Павел узнает об отъезде жены и дочери, которых не видел 6 лет, и внезапно кончает жизнь самоубийством:
"Антипов застрелился в домике, из которого, по рассказам брата, вы направились в Юрятин для следования во Владивосток. Это случилось вскоре после вашего отъезда с дочерью."
Вскоре у Лары рождается дочь – плод ее внебрачных отношений с Юрием Живаго. Вероятно, Комаровский пристраивает новорожденную девочку в крестьянскую семью, пока Лара лежит в больнице после родов. В итоге женщина навсегда теряет связь с этим:
"Думается, маменьку обманули, не то сказали. Расписали бог знает что, мол, на время, на два дни, пока суматоха уляжется. А не то чтобы в чужие руки навсегда. Навсегда в воспитание. Не могла бы так маменька отдать родное дитя." (Таня о своей матери Ларе, которую никогда не видела) 
"Я такая преступница, ты понятия не имеешь! Но я не виновата. Я тогда три месяца пролежала в больнице, из них один без сознания. С тех пор не житье мне, Юра. Нет душе покоя от жалости и муки. Но ведь я не говорю, не открываю главного. Назвать это я не могу, не в силах. Когда я дохожу до этого места своей жизни, у меня шевелятся волосы на голове от ужаса." (Лара о себе)
В приемной семье девочка получает имя Таня Безочередева. Прожив несколько лет в приемной семье, Таня сбегает из дома и ведет беспризорную жизнь:
"Какая варварская, безобразная кличка Танька Безочередева." 
"Ну, конечно, я девушка неученая, без папи, без мами росла сиротой." (Таня о себе) 
"У этой Тани манера улыбаться во все лицо, как была у Юрия, ты заметил?" 
"Так ведь она объясняла. Она из беспризорных, неизвестных родителей." 
"Чем похвалиться? Беспризорная. И вообще. Сами знаете. Исправдомы, бродяжество."
В 1929 г. Лариса Федоровна, приехав по делам в Москву, случайно попадает на похороны своего возлюбленного Юрия Живаго, который накануне внезапно умер. В это время Ларисе около 39 лет:
"Вы вскользь обронили, будто только второй день из Иркутска, недолгим наездом в Москву, и что в эту квартиру поднялись по другому поводу, случайно..." 
"Я была как громом сражена, дверь с улицы настежь, в комнате люди, гроб, в гробу покойник. Какой покойник? Вхожу, подхожу, я думала – с ума сошла, грежу..."
Здесь же, в Москве, Лариса Федоровна пытается узнать о судьбе брошенной дочери. Она рассказывает свою историю Евграфу Живаго, брату покойного Юрия. Евграф, судя по всему, общает помочь в поисках:
"Мне потребуется ваш совет по одному страшному, гнетущему поводу. Речь об одном ребенке." (Лара о поисках дочери) 
"Скажите, если бы в каком‑нибудь воображаемом случае было необходимо отыскание детских следов, следов сданного в чужие руки на воспитание ребенка, есть ли какой‑нибудь общий, всесоюзный архив существующих детских домов и делалась ли, предпринималась ли общегосударственная перепись или регистрация беспризорных?"
В это время дочери Лары и Паши – Кате – уже около 18 лет. Девушка собирается учиться в Москве на певицу или актрису:
"У Катюши открылись замечательные способности, частью драматические, а с другой стороны и музыкальные, она чудесно всех копирует и разыгрывает целые сцены собственного сочинения, но кроме того, и поет по слуху целые партии из опер, удивительный ребенок, не правда ли? Я хочу отдать ее на приготовительные, начальные курсы театрального училища или консерватории, куда примут, и определить в интернат..."
Через несколько дней после похорон Юрия сама Лариса Федоровна пропадает без вести. Вероятно, она оказывается в тюрьме (возможно, из-за ее покойного мужа-революционера):
"Однажды Лариса Федоровна ушла из дому и больше не возвращалась. Видимо, ее арестовали в те дни на улице и она умерла или пропала неизвестно где, забытая под каким‑нибудь безымянным номером из впоследствии запропастившихся списков, в одном из неисчислимых общих или женских концлагерей Севера."
В 1943 г. на фронте Евграф Живаго (брат Юрия) случайно встречает ту самую Таню. Из ее истории он понимает, что она – его племянница. Евграф берет Таню под свою опеку, не рассказывая ей об их родстве:
"А то, говорит, чего доброго, я еще в дядья тебе запишусь, произведу тебя в генеральские племянницы. И в обучение отдам в вуз, в какой захочешь." (Евграф – Тане)

Это был цитатный образ и характеристика Лары в романе "Доктор Живаго" Б. Пастернака: описание внешности и характера героини, ее биография.

Смотрите: