moral-basnja-krylov
Портрет И. А. Крылова.
Художник И. Е. Эггинк
Басня "Вороненок" Крылова была впервые опубликована в сборнике "Новые басни" в 1811 г. Время создания произведения неизвестно.

Крылов относил эту басню к числу своих "переводов или подражаний". Произведение представляет собой переработку басни Лафонтена "Ворон, желающий подражать орлу", которая в свою очередь восходит к басне Эзопа "Соя и Пастух".

В этой статье представлены материалы о морали басни "Вороненок" Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.

Смотрите: Все материалы по басням Крылова










Мораль басни "Вороненок" Крылова


Мораль басни "Вороненок" заключается в том, что неопытные плуты (воришки) нередко подражают более опытным, рассчитывая повторить их "успех"; однако из-за своей самонадеянности и жадности такие люди терпят поражение в своих преступных делах.

Судя по всему, в этой басне Крылов имеет в виду нечестных чиновников, которые воруют деньги из казны так откровенно и самонадеянно, что тут же попадают под подозрение полиции и общественности.

Сам Крылов поясняет мораль басни в ее заключительных строках:
"Нередко у людей то ж самое бывает, 
Коль мелкий плут 
Большому плуту подражает: 
Что́ сходит с рук ворам, за то воришек бьют."
И. В. Сергеев комментирует суть и смысл басни следующим образом:
"...Он [Крылов] не просто осмеивал человеческие пороки. Каждая басня его была рождена современным ему событием - это были басни-сатиры на сановников, запускавших руки в государственный карман ("Вороненок"), на установившийся и освещенный веками обычай протаскивать на высокие места "своих человечков" ("Совет Мышей"), на государственный совет... ("Квартет"), на высокопоставленное аристократическое общество ("Гуси", "Листы и Корни") и даже на самого императора Александра I ("Воспитание Льва")." (И. В. Сергеев, книга "И. А. Крылов", Москва, "Молодая гвардия", 1945 г., серия "Великие русские люди")
Педагог Е. В. Петухов считает эту басню двусмысленной и неопределенной с точки зрения морали:
"...Надо помнить, что не все без исключения басни Крылова одинаково ценны и пригодны в педагогическом отношении. <...> ...Необходимо, чтобы та духовная пища, которая предлагается ребенку через доступную ему книгу, была... безупречной в своей нравственной основе... <...> ...При всех своих высоких художественных и иных достоинствах басни Крылова в целом своем виде не отвечают такому требованию. <...>  
...Нам кажется, что мораль басен "Вороненок" и "Слон на воеводстве" лишена определенности и может вызвать собою различные толкования, в педагогическом отношении совершенно не желательные." (Е. В. Петухов, "О некоторых баснях Крылова в педагогическом отношении", Киев, тип. Г. Т. Корчак-Новицкого, 1895 г.)

Это были материалы о морали басни "Вороненок" Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.