moral-basnja-krylov
Портрет И. А. Крылова.
Художник И. Е. Эггинк
Басня "Слон на воеводстве" Крылова была написана до 16 марта 1809 г. и впервые опубликована в "Драматическом вестнике" за 1808 г. (вышел в печать после 20 марта 1809 г.).

В этой статье представлены материал о морали басни "Слон на воеводстве" Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.

Полный текст басни вы можете прочитать здесь.

Смотрите: Все материалы по басням Крылова










Мораль басни "Слон на воеводстве" Крылова


Мораль басни "Слон на воеводстве" заключается в том, что добрый, простой, но глупый человек может причинять не меньше вреда, чем хитрый, расчетливый подлец.

Сам Крылов поясняет мораль этой басни в ее первых строках:
"Кто знатен и силен, 
Да не умен, 
Так худо, ежели и с добрым сердцем он."
По мнению педагога В. И. Водовозова, суть и смысл басни "Слон на воеводстве", заключается в следующем:
"Целый ряд басен Крылова выставляет, как глупые судьи и воеводы бывают обмануты, покровительствуя злу против своего желания. На первый раз довольно прочесть рассказ "Слон на воеводстве", чтобы показать, как самая доброта глупца отнимает у каждой овцы по шкурке. В дополнение... басня "Кукушка и Орел"... Цель этих басен действовать против того грубого тщеславия, которое в молодом возрасте искажает всякую простоту сердца и останавливает развитие умственных способностей. Поддерживая благородную гордость, воспитатель должен осуждать всякий дух высокомерия в отношениях учащихся между собою..." 
(В. И. Водовозов, "О педагогическом значении басен Крылова", 1862 г.)
Авторы книги "Пятьдесят басен И. А. Крылова" считают, что Крылов неудачно выбрал слона в качестве главного героя басни:
"Мысль о том, что и честные глупцы для важных дел не годятся, пояснена Крыловым... в басне "Слон на воеводстве". Жаль, что в ней простаком-воеводой выведен слон. Глупая простота совсем не под стать слону. Слон очень умное животное. <...> Но раз в басне выводится животное, оно должно являться со своейственным ему нравом, а не "уродом", не выродком из своей породы. <...> Некстати слон на воеводстве в наших морозных краях и потому, что он житель стран знойных, где к тому же враги стадам не волки, а львы, могучие тигры, леопарды... И с какой статьи волкам просить себе тулупов! Некоторое правдоподобие необходимо сохранять и в басне. <...> ...В басне "Слон на воеводстве" нравы животных очерчены неудачно..." 
(книга "Пятьдесят басен И. А. Крылова" с поясн. и примеч., Санкт-Петербург, издатель М.Н. Слепцова, 1908 г.)
Педагог Е. В. Петухов считает эту басню двусмысленной и неопределенной с точки зрения морали:
"...Надо помнить, что не все без исключения басни Крылова одинаково ценны и пригодны в педагогическом отношении. <...> ...Необходимо, чтобы та духовная пища, которая предлагается ребенку через доступную ему книгу, была... безупречной в своей нравственной основе... <...> ...При всех своих высоких художественных и иных достоинствах басни Крылова в целом своем виде не отвечают такому требованию. <...> 
...Нам кажется, что мораль басен "Вороненок" и "Слон на воеводстве" лишена определенности и может вызвать собою различные толкования, в педагогическом отношении совершенно не желательные." 
(Е. В. Петухов, "О некоторых баснях Крылова в педагогическом отношении", Киев, тип. Г. Т. Корчак-Новицкого, 1895 г.)

Такова мораль басни "Слон на воеводстве" Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.