moral-basnja-krylov
Портрет И. А. Крылова.
Художник И. Е. Эггинк
Басня "Крестьянин и Лисица" Крылова была написана, судя по всему, в 1828 г. (не позднее этого года) и впервые опубликована в сборнике "Басни" в 1830 г.

В этой статье представлены материалы о морали басни "Крестьянин и Лисица" Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.

Смотрите: Все материалы по басням Крылова










Мораль басни "Крестьянин и Лисица" Крылова (анализ, суть, смысл)


Мораль басни "Крестьянин и Лисица" заключается в том, что нечестные, бессовестные люди продолжают воровать, даже если живут в достатке и комфорте. В том числе речь идет о людях, которые получают хорошую зарплату и при этом берут взятки. Так, Лиса, живя в полном достатке у Мужика, продолжает воровать кур, потому что такова ее природа.

Сам Крылов поясняет мораль басни в ее последних строках:
"В ком есть и совесть, и закон, 
Тот не украдет, не обманет, 
В какой бы нужде ни был он; 
А вору дай хоть миллион —  
Он воровать не перестанет."
Суть басни "Крестьянин и Лисица" также отражена в русской народной пословице:
"Вор прощенный, что враг примиренный – ненадежен." 
"Повадится кувшин в воду ходить – там ему и голову положить"." 
Поэт И. И. Хемницер видит суть и мораль басни "Крестьянин и Лисица" в следующем:
"Здесь под Лисой должно разуметь не обыкновенного воришку, который норовит стянуть что ни попало, а собственно тех, которые за службу свою получают жалованье, а между тем при этом норовят еще пользоваться хозяйским добром или прижать кого-нибудь, чтобы сорвать с него взятку. Ну, всякое такое дело то же воровство, да еще и самое злое, самое постыдное. <...>  
...Взяточничество-то это и есть прямое лихоимство, за которой и здесь, при жизни, еще нередко приходится тяжело расплачиваться; ну, да и на том свете, перед судом Божьим – оно непростительный грех. 
Главный же смысл от этой басни тот, что кто навык к чему недоброму, тот уж от этого навыка повек не отстанет. Это же самое выражается следующей пословицей: "Повадится кувшин в воду ходить – там ему и голову положить"."  
(Хемницер И. И., "Басни, избранные из Хемницера и Крылова, с применением смысла каждой басни к быту простого народа...", ред. В. Золотов, СПб, т-во "Обществ. польза", 1878 г.)
Авторы книги "Пятьдесят басен И. А. Крылова" комментируют эту басню таким образом:
"В целом ряд прекрасных басен Крылова рассказывает, как в его время попадали в "старосты" люди глупые ("Осел и мужик", "Слон на воеводстве") или плуты: волки к овцам, лисица в курятники ("Мирская сходка", "Крестьянин и Лисица", "Лиса-строитель")..."  (книга "50 басен И. А. Крылова" с поясн. и примеч., СПб, издатель М.Н. Слепцова, 1908 г.)
Педагог В. И. Водовозов комментирует сюжет басни следующим образом:
"Бесчестная, воровская натура живо представлена в рассказе: "Крестьянин и Лисица"." (В. И. Водовозов, "О педагогическом значении басен Крылова", 1862 г.)
Педагог Е. В. Петухов считает эту басню двусмысленной и неопределенной с точки зрения морали:
"...Надо помнить, что не все без исключения басни Крылова одинаково ценны и пригодны в педагогическом отношении. <...> 
Крылов не раз обращается в своих баснях к осуждению невежества... в числе... его басен, касающихся вопроса о просвещении, знании, фигурируют... такие, как... "Огородник и Философ", "Ларчик", "Водолазы", "Крестьянин и Лисица". <...> 
...Менее удачно выражена мораль в басне "Крестьянин и Лисица": тут слова крестьянина о лошади, обращенные к лисице... отзываются уже весьма резким тоном неуважения к "разуму", который весьма смело ставится здесь ниже грубой силы." (Е. В. Петухов, "О некоторых баснях Крылова в педагогическом отношении", Киев, тип. Г. Т. Корчак-Новицкого, 1895 г.)
Такова мораль басни "Крестьянин и Лисица" Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.

Смотрите: Все материалы по басням Крылова