chackij-krepostnoe-pravo-gore-ot-uma
Чацкий, Софья и Лиза.
Рисунок Йогансона,
гравюра Михайлова
Молодой дворянин Александр Андреевич Чацкий является главным героем знаменитой пьесы "Горе от ума".

Ниже представлен анализ отношения Чацкого к крепостному праву в комедии "Горе от ума".





Отношение Чацкого к крепостному праву в комедии "Горе от ума"


"От Грибоедова мы не имеем ни одного прямого заявления о том, что он был сторонником освобождения крестьян. <...>

Мотив крепостного права занимает в "Горе от ума" небольшое место, он эпизодичен, он не является не только основным, но и равноправным наряду с любовной интригой и картиной нравов. ...скромный удельный вес этого элемента пьесы соответствует и личным отношениям автора... <...>

Реплики Чацкого о крепостном праве немногочисленны, эпизодичны в строе пьесы и не совсем ясны. Сам Грибоедова теоретически никогда не высказывался за отмену крепостного права. <...> Вернее считать, что Грибоедов, как и многие либералы ... и многие декабристы, был умерен в вопросе об освобождении крестьян и не свободен от дворянского своекорыстия."
(Пиксанов Н. К., статья "Социология "Горя от ума"", книга "Грибоедов: Исследования и характеристики", 1934 г.)



"...как же понять речи Чацкого о крепостном праве?.. в традиционном понимании "Горя от ума" этим речам придается важное, определяющее идеологическое значение. <...>

Однако изучение рукописей "Горя от ума" удостоверяет, что даже в самой ранней редакции... мы не находим более резких выступлений против крепостного права. <...>

При тщательном пересмотре текста неожиданно оказывается, что о крепостном праве в комедии говорится, в сущности, немного. <...>

Прямо ... к крепостному праву относятся две филиппики* Чацкого в монологе "А судьи кто...": 1) против "Нестора негодяев знатных", который "выменял борзые три собаки" на "толпу слуг"... 2) против барина-театрала, который для затей // На крепостной балет согнал на многих фурах // От матерей, отцов отторженных детей...
[*филиппика - гневное обличительное выступление против кого-то]

Других протестов против крепостного права в "Горе от ума" нет.

Да и эти две знаменитые реплики поставлены Грибоедовым в особый, своеобразный контекст. ...протесты против злоупотреблений крепостного права в речах Чацкого связываются Грибоедовым с протестами против особой дворянской группы - придворной знати. 

Кого обличает Чацкий в этих злоупотреблениях? - "Нестора негодяев знатных"... и другого магната, настолько богатого, что он "заставил всю Москву дивиться" роскоши своего крепостного балета. Этим суживается социальный охват речей Чацкого. <...>

Молодых, образованных, чутких дворян времен Грибоедова коробили грубые формы крепостничества, и они надеялись, что дело можно поправить "гуманностью". Но отсюда еще далеко до освобождения крестьян. <...>

Из того, что Чацкий негодует на злоупотребления крепостным правом, еще не следует что он... отрицает начисто этот социально-государственный институт."
(Источник: Пиксанов Н. К., статья "Грибоедов и крепостные рабы", книга "Грибоедов: Исследования и характеристики", 1934 г.)



Это был анализ отношения Чацкого к крепостному праву в комедии "Горе от ума" Грибоедова, роль высказываний о крепостном праве в "Горе от ума".