chackij-krepostnoe-pravo-gore-ot-uma
Чацкий, Софья и Лиза.
Рисунок Йогансона,
гравюра Михайлова
Молодой дворянин Александр Андреевич Чацкий является главным героем знаменитой пьесы "Горе от ума".

Ниже представлен анализ отношения Чацкого к крепостному праву в комедии "Горе от ума".





Отношение Чацкого к крепостному праву в комедии "Горе от ума"


Является ли Чацкий противником крепостного права? Если внимательно изучить текст комедии "Горе от ума", то можно заметить, что Чацкий прямо не выступает против крепостного права как такового. Однако он выступает против жестокости помещиков по отношению к крестьянам. 

Важно отметить, что сам Чацкий является помещиком и владеет 300-400 крепостными:
Хлёстова: ...имел душ сотни три.  
Фамусов: Четыре. (действие 3 явление 21) 
В пьесе Чацкий ни разу не упоминает о том, что готов отказаться от своих крепостных и зарабатывать на жизнь своим трудом. В своих монологах он без стеснения высказывается на самые разные темы, не боясь последствий. Что же мешает ему сделать заявление про вред крепостного права? Ничего. Просто он не является ярым противником крепостного права.
 
Однако Чацкий однозначно выступает против насилия и несправедливости по отношению к крепостным. Так, в действии 1 явлении 7 комедии он упоминает об одном московском помещике, который создал домашний театр из своих крепостных. Сам барин не беден и отличается полнотой, а его крепостные – тощие, то есть плохо питаются. Чацкий осуждает такое бесчеловечное обращение с крестьянами:
А наше солнышко? наш клад?
На лбу написано: Театр и Маскерад;
Дом зеленью раскрашен в виде рощи,
Сам толст, его артисты тощи.
На бале, помните, открыли мы вдвоем
За ширмами, в одной из комнат посекретней,
Был спрятан человек и щелкал соловьем,
Певец зимой погоды летней. (действие 1 явление 7)
Также в своем знаменитом монологе "А судьи кто?" в действии 2 явлении 5 Чацкий упоминает об одном московском барине-самодуре. Слуги этого барина, то есть его крепостные, не раз спасали ему честь и жизнь. Однако неблагодарный барин променял верных слуг на три борзые собаки. Чацкого возмущает, что крепостных людей можно обменять на собак:
Тот Нестор негодяев знатных,
Толпою окруженный слуг;
Усердствуя, они в часы вина и драки
И честь и жизнь его не раз спасали: вдруг
На них он выменил борзые три собаки!!! (действие 2 явление 5)
В том же монологе Чацкий описывает, как один московский помещик вывез из своих деревень множество крестьянских детей, чтобы те играли у него в домашнем театре в Москве. Однако помещик разорился, а его крепостные были проданы по одиночке. Чацкий возмущен тем, что крестьян продают по одиночке, не семьями:   
Или вон тот еще, который для затей
На крепостный балет согнал на многих фурах
От матерей, отцов отторженных детей?!
Сам погружен умом в Зефирах и в Амурах,
Заставил всю Москву дивиться их красе!
Но должников не согласил к отсрочке:
Амуры и Зефиры все
Распроданы по одиночке!!! (действие 2 явление 5)
Продажа крепостных по одиночке подразумевает, что новые хозяева могут увезти крестьянина или крестьянку в другой город или деревню, далеко от семьи, так что те никогда больше не увидят своих родных. Против этой чудовищной жестокости и выступает Чацкий.

Заметим, что Чацкого не смущает сам факт покупки и продажи крепостных, то есть торговля людьми. Он не одобряет того, что разлучаются члены семьи: дети с родителями, братья с сестрами и т.д. Кстати, спустя несколько лет после написания пьесы "Горе от ума", в 1833 г., император Николай I издал указ, который запретил разлучать членов одной семьи крепостных при их продаже.

Таким образом, отношение Чацкого к крепостному праву является скорее положительным, чем отрицательным. Он не высказывается против крепостничества, но он против несправедливости и жестокости некоторых помещиков.   


Мнение критиков об отношении Чацкого к крепостному праву


 Н. К. Пиксанов о Чацком и крепостном праве


"От Грибоедова мы не имеем ни одного прямого заявления о том, что он был сторонником освобождения крестьян. <...>

Мотив крепостного права занимает в "Горе от ума" небольшое место, он эпизодичен, он не является не только основным, но и равноправным наряду с любовной интригой и картиной нравов. ...скромный удельный вес этого элемента пьесы соответствует и личным отношениям автора... <...>

Реплики Чацкого о крепостном праве немногочисленны, эпизодичны в строе пьесы и не совсем ясны. Сам Грибоедова теоретически никогда не высказывался за отмену крепостного права. <...> Вернее считать, что Грибоедов, как и многие либералы ... и многие декабристы, был умерен в вопросе об освобождении крестьян и не свободен от дворянского своекорыстия."

(Пиксанов Н. К., статья "Социология "Горя от ума"", книга "Грибоедов: Исследования и характеристики", 1934 г.)



"...как же понять речи Чацкого о крепостном праве?.. в традиционном понимании "Горя от ума" этим речам придается важное, определяющее идеологическое значение. <...>

Однако изучение рукописей "Горя от ума" удостоверяет, что даже в самой ранней редакции... мы не находим более резких выступлений против крепостного права. <...>

При тщательном пересмотре текста неожиданно оказывается, что о крепостном праве в комедии говорится, в сущности, немного. <...>

Прямо ... к крепостному праву относятся две филиппики* Чацкого в монологе "А судьи кто...": 1) против "Нестора негодяев знатных", который "выменял борзые три собаки" на "толпу слуг"... 2) против барина-театрала, который для затей // На крепостной балет согнал на многих фурах // От матерей, отцов отторженных детей...

[*филиппика – гневное обличительное выступление против кого-то]

Других протестов против крепостного права в "Горе от ума" нет.

Да и эти две знаменитые реплики поставлены Грибоедовым в особый, своеобразный контекст. ...протесты против злоупотреблений крепостного права в речах Чацкого связываются Грибоедовым с протестами против особой дворянской группы – придворной знати. 

Кого обличает Чацкий в этих злоупотреблениях? – "Нестора негодяев знатных"... и другого магната, настолько богатого, что он "заставил всю Москву дивиться" роскоши своего крепостного балета. Этим суживается социальный охват речей Чацкого. <...>

Молодых, образованных, чутких дворян времен Грибоедова коробили грубые формы крепостничества, и они надеялись, что дело можно поправить "гуманностью". Но отсюда еще далеко до освобождения крестьян. <...>

Из того, что Чацкий негодует на злоупотребления крепостным правом, еще не следует что он... отрицает начисто этот социально-государственный институт."

(Источник: Пиксанов Н. К., статья "Грибоедов и крепостные рабы", книга "Грибоедов: Исследования и характеристики", 1934 г.)



Это был анализ отношения Чацкого к крепостному праву в комедии "Горе от ума" Грибоедова, роль высказываний о крепостном праве в "Горе от ума".