klassicizm-komedija-nedorosl-fonvizin
Комедия "Недоросль" была создана в конце XVIII века, когда основным направлением в русской литературе являлся классицизм. Однако в данной пьесе можно найти признаки и классицизма, и реализма.

Ниже представлен анализ черт и признаков классицизма и реализма в "Недоросле" Фонвизина. 

Смотрите: 
- Краткое содержание комедии
Все материалы по комедии "Недоросль"







Черты и признаки классицизма в комедии "Недоросль" Фонвизина


Г. А. Гуковский о классицизме и реализма в комедии ""Недоросль":

"В ту эпоху, когда жил и работал Фонвизин, преобладающим стилем дворянской литературы был классицизм, правила и образцы которого ... установил окончательно Сумароков. Фонвизин, воспитанный как писатель в кругу учеников Сумарокова, и свою комедию построил в значительной мере по образцам классической традиции.

Внешнее ее построение следует правилам, закрепленным практикой дворянского классицизма Франции и России. Так, например, в "Недоросле" выдержаны обязательные "единства", предписанные правилами классической комедии; все действие пьесы протекает в течение одних суток ("единство времени") и в одном и том же месте ("единство места"); выдержано и "единство действия", то есть все действие пьесы сосредоточено вокруг одного центрального момента - замужества Софьи.

Характерны имена действующих лиц. В этом отношении Фонвизин тоже следует обычаю русской дворянской комедии: фамилии его героев заранее определяют основную черту в характеристике действующего лица.

Так, Скотинин - скотоподобен и скотолюбив; Простаков - прост, глуп; его жена - сестра Скотинина, то есть сама урожденная Скотинина; Правдин - стоит за правду; Милон - милый молодой человек; Стародум держится старины, старинных дворянских добродетелей; Вральман - лгун, обманывающий своих хозяев; Цыфиркин - обучает цифрам; Кутейкин - попович и семинарист (эта фамилия - также "значащая", потому что людей "духовного" звания в XVIII веке презрительно называли "кутейниками". "Кутья" - это особое кушанье, каша с изюмом, которую приносили в церковь при поминках и которой угощали при поминальных обедах и на Рождество).

Наконец, даже имена Софьи и Митрофана имеют свой смысл: по-гречески София - "мудрость" (Софья - разумная девушка), а Митрофан - "похожий на свою мать" (Митрофан с матушку пошел).

Однако далеко не все в комедии Фонвизина согласовано с классическими правилами. Классические правила запрещали смешение комических и печальных, веселых и серьезных мотивов. Комедия должна была смешить, и только смехом, "издевкой", исправлять нравы. 

В "Недоросле" же вовсе не все смешно. В этой комедии больше злой сатиры, чем юмора. В комедии Фонвизина есть элемент серьезной драмы, есть мотивы, которые должны были усилить, растрогать зрителя. В "Недоросле" Фонвизин не только смеется над пороками, но и прославляет добродетель. "Недоросль" - полукомедия, полудрама. 

В этом отношении Фонвизин, нарушая традиции классицизма, воспользовался уроками буржуазной драматургии Запада. Так же, как он использовал политические идеи французских передовых писателей, перестроив их в целях своей, дворянской, политической борьбы, он перенес на русскую почву некоторые черты искусства западной буржуазии... <...>

Введение в комедию серьезного элемента в лице идеальных героев, умилительные картины добродетели, беспощадная борьба с ее пороком; введение в комедию "резонеров", положительных лиц, проповедующих со сцены от лица автора, - все это было взято Фонвизиным из буржуазной драмы Запада, в частности Франции. <...>

...политическая активность буржуазной драмы привлекала Фонвизина; социальную агитационность западно-европейской драмы он перенес в свою комедию, так же как и отдельные элементы реалистического искусства."

(Г. А. Гуковский, статья в книге "Недоросль. Фонвизин Денис Иванович", 1935 г.)





Д. Д. Благой о реализме в "Недоросле":

"Самый смех комедии "Недоросль"... не та... колючая и веселая насмешливость умного человека... <...>

Небывалая у нас дотоле художественная прозорливость, "потрясающая очевидность", с какой предстает в "Недоросле" крепостническая действительность, и делают эту комедию Фонвизина первым по времени реалистическим произведением нашей драматургии."

(Д. Д. Благой, статья "Д. И. Фонвизин")


"Литературная энциклопедия" о чертах классицизма и реализма в "Недоросле":

"В комедии «Недоросль» Фонвизин в значительной степени освободился от правил французской классической комедии

В комедии, правда, соблюдены единство места, времени, имеются резонеры, но развитие действия идет по-новому, приемы обрисовки героев иные. 

Фонвизин дает всестороннюю обрисовку действующих лиц, дает типические характеры в определенной исторической обстановке. Фонвизин вывел в комедии значительное количество лиц из «низов» (Тришка, Еремеевна, учителя), причем даны они по-новому, не для потехи слушателей, как это было во французской классической комедии; наоборот, он показывает их на сцене, чтобы вызвать к ним или сочувствие (Еремеевна, Тришка, Цифиркин), или отрицательное отношение (Вральман, Кутейкин)..."

(А. Кокорев, статья "Фонвизин", "Литературная энциклопедия в 11 томах", том 11, 1939 г.)

Это были материалы о чертах и признаках классицизма и реализма в комедии "Недоросль" Фонвизина.