Ju-Juzovskij-Dramaturgija-Gorkogo-Na-dne-Gorkij
Пьеса "На дне".
Актеры "Московского
художественного театра", 1902 г.
В этом разделе представлен анализ пьесы "На дне" Горького: суть, смысл, идея произведения (материалы из статьи Ю. Юзовского "Драматургия Горького").

Полный текст статьи Ю. Юзовского "Драматургия Горького" можно найти в "Собрании сочинений Горького в 18 томах" (том 17).

Смотрите: 
Все материалы по пьесе "На дне"



Анализ пьесы "На дне" Горького


"...Спор о правде и составляет философский сюжет пьесы. В чем суть этого спора? В ответе на вопрос, как следует поступать человеку перед лицом враждебной ему жестокой действительности. В споре обнаруживаются три точки зрения (они, естественно, не носят наглядно прямолинейного характера, это не простое столкновение тезисов, спор течет подспудно, и важно к нему прислушаться)...

..."Низкую истину" наиболее убежденно и последовательно проповедует Бубнов, направляя ее против своего соперника - Луки, идеолога "возвышающего обмана". Лука каждому несчастному и пострадавшему хочет найти утешение, дать выход, пусть в воображении, а не в действительности, зато поддерживающий человека и дающий ему возможность существовать. Спор Луки и Бубнова особенно разгорается в третьем акте...

...Настя живет в мире красивых романов и уверяет себя и других, именно с ней происходили вычитанные в книге изящные и благородные любовные приключения. А Лука поддерживает в ней эту "спасительную" от грязи, от неприглядности жизни ложь: дескать, лучше в воображении жить недоступной красавицей, чем в действительности сознавать, что ты ***...

...И вот Настя, "закрыв глаза и раскачивая головой", бредит наяву о настоящей любви"...

...И вот, если Лука уже спешит к ней со своими одобрениями и помогает ей строить эти замки, то Бубнов, исходя из своей позиции, разрушает их. (Это разрушение не лучше этого возведения: ничего, кроме руин, Бубнов не предлагает; правда Бубнова так же бесплодна, как ложь Луки.)..



...Сатин, который отражает позицию автора, направляет свои реплики и против бесперспективной философии Бубнова, и против утешительства Луки.
Горький был недоволен своим изображением Луки. Он считал, что допустил ошибку, сделав его привлекательным, располагающим к себе. По-видимому, Горький опасался, как бы субъективное доброжелательство, бескорыстное стремление Луки помочь человеку не скрыло объективного вреда его отношения к жизни. Ведь без реального искоренения зла и мораль добра, и сами добрые поступки не способны существенно изменить судьбу человека. Зло, которое пытаются обойти, вместо того чтобы его уничтожить, посмеется над подобным донкихотством и лишний раз утвердит свою власть. Вот почему Горький в статье "О пьесах" писал, что утешитель должен быть показать как фигура отрицательная, вызывающая к себе вражду и сопротивление своей проповеди...

...Фигура Луки была характерной для России тех лет...

....Несмотря на проповедь Луки и вызываемые им симпатии, в пьесе явно чувствуется противоборствующая утешительству, напротивленчеству и примиренчеству тенденция. Она выражена в бодром, оптимистическом горьковском тоне пьесы, и в развитии сюжета, и в монологах Сатина, в его убежденности в способность человека строить свою жизнь...

...Показательно, что если у Луки преобладает момент моральный, то у Сатина - деяния, действия, созидания.

По мнению Сатина, по горьковскому мнению, в людях заложена потребность творчества, способность к творчеству. Имеется в виду не только художник, поэт - а простой, рядовой человек, трудящийся человек, "заурядный" человек, такой, как столяр или сапожник...

...Наконец, сюжет пьесы развивается таким образом, что показывает оборотную сторону утешительного обмана, крушение тех воздушных замков, которые так старательно и добросовестно воздвигал Лука на протяжении всей пьесы. Он никого не спас из тех, кого старался спасти по своему рецепту: Пепла сажают в тюрьму; Наташа изуродована своей сестрой; Актер кончает самоубийством; Настя близка к этому же. Рецепты, которые Лука давал ночлежникам, может быть, сами по себе и прекрасны, но логика жизни сильнее их. И тот, кто в зрительном зале заворожен был проповедью Луки и сам разделял его заблуждения, убеждался, к чему ведет этот путь, и был наказан за свою наивность, за свою опрометчивость."


Это был анализ пьесы "На дне" Горького: суть, смысл, идея произведения (материалы из статьи Ю. Юзовского "Драматургия Горького", "Собрание сочинений Горького в 18 томах", том 17).

Смотрите: Все материалы по пьесе "На дне"