Илья Обломов. Художник В. М. Меншиков
Илья Обломов.
Художник В. М. Меншиков
Статья Н. А. Добролюбова "Что такое Обломовщина? " была впервые напечатана в журнале "Современник" в 1859 году.

В этой статье читайте краткое содержание статьи "Что такое Обломовщина?" Добролюбова о романе "Обломов" И. А. Гончарова, конспект статьи, ее краткий пересказ.

Читайте также:






Краткое содержание статьи "Что такое Обломовщина?" Добролюбова


По словам Добролюбова, первая часть романа "Обломов" показалась многим утомительной из-за очень тонкого и глубокого психического анализа. Первая часть не понравилась многим читателям. (Под первой частью здесь имеется в виду глава "Сон Обломова", опубликованная в 1849 г.)

Остальные части романа сгладили первое неприятное впечатление. Люди, которые ранее не считали Гончарова талантливым, признали его талант. Причина успеха романа "Обломов" — в силе художественного таланта автора и богатом содержании произведения. При этом в романе почти совсем отсутствует действие.

В своей статье Добролюбов собирается обсудить общие соображения о содержании и значении романа, так что его статья, вероятно, не об Илье Обломове, а по поводу Обломова.

В своем романе Гончаров не дает, и, вероятно, не хочет давать, никаких выводов, оставив это дело читателям. Сильнейшая сторона его таланта — это его умение охватить полный образ предмета, отчеканить, изваять его. В этом он превосходит всех своих современников. Он не описывает одну сторону предмета, а изучает его со всех сторон.

Добролюбов согласен с некоторыми читателями, что роман растянут. Лень и апатия Обломова — это единственный "двигатель" во всей истории. Гончаров приводит много лишних деталей и мелких подробностей, но делает это с любовью и мастерством, и в этом есть свое обаяние.

После прочтения в голову и душу западают новые образы, новые типы героев, о которых хочется размышлять. Хочется перечитать многие страницы, как например, "Сон Обломова" и некоторые другие сцены.

Гончаров — это прежде всего художник, умеющим выразить полноту явлений жизни. Он обладает "симпатичностью, прелестью, свежестью или энергией таланта".

Что касается содержания романа, это история о добром и ленивом барине Обломове, который лежит и спит и ничто не может разбудить и поднять его с дивана. Это не очень оригинальный сюжет, но в нем отражается русская жизнь, живой, современный русский тип, изображенный правдиво и точно. А слово "обломовщина" — это ключ к разгадке многих явлений русской жизни.







Персонаж Обломова — не новое лицо в русской литературе, но именно Гончаров впервые описал его так просто и естественно.

Главными чертами характера Обломова являются совершенная инертность, берущая начало в его апатии. Причина же его апатии — отчасти в его социальном положении, так как он барин, а отчасти в его воспитании, так как он рос избалованным ребенком, за которого все делали слуги.

С детства Обломов усваивает, что ничего не делать — это "почетнее", лучше, чем работать. Став взрослым, он все так же испытывает отвращение к серьезной деятельности.

Обломов не привык ничего делать, он не способен определить, что он может, а что не может сделать, а значит, не способен захотеть что-либо сделать. У него возникают желания, но он не знает, как их осуществить. Поэтому он любит мечтать и боится реальности. Когда нужно что-то сделать, он перекладывает дела на других или надеется на авось.

При этом Илья Обломов от природы такой же человек, как все. В детстве он хотел бегать, играть, изучать мир вокруг. Это не тупая, апатическая натура, без стремлений и чувств, а человек ищущий и думающий. Но он с детства привык, что его желания удовлетворяются, и это развило в нем "апатическую неподвижность" и "нравственное рабство".

Нравственное рабство — это, возможно, самая интересная сторона его личности. Человек с независимым положением в обществе, барин Обломов является рабом чужой воли. Он раб каждой женщины, которую встречает, раб каждого мошенника, раб своего слуги Захара и т.д. 

Идеал жизни Обломова — в сытной жизни в деревне, постоянном безделии, прогулках с женой. Ему все "наскучило и опостылело". Он лежит на диване и презирает труд.

При этом Обломов от природы не лишен способности двигаться. Его лень и апатия — это результат воспитания и обстоятельств. Главное здесь не Обломов, а обломовщина.

Черты, похожие на черты Обломова, можно найти в "Онегине", "Герое нашего времени", "Кто виноват", "Рудине".

При этом ленивый Илья Обломов сделал, вероятно, даже больше, чем другие представители "обломовской семьи". В целом же во всей этой семье царит обломовщина.

Что касается чтения книг, Обломов не сильно отличается от своих "братьев". Обломов тоже читал "кое-что". Поступив на службу, он не захотел угождать начальнику и подал в отставку. Это опять же обломовщина. 

В домашней жизни обломовцы тоже очень похожи друг на друга. Обломов и его "братья" склонны к "идиллическому, бездейственному счастью, которое ничего от них не требует."

Отношение к людям и в частности к женщинам тоже схоже у всех обломовцев. Они презирают людей. То, как Илья Обломов презирает людей, видно из его разговоров с Захаром о "других", по его разговорам со Штольцем. Он ясно выражает свое превосходство над всеми людьми.

С женщинам все обломовцы ведут себя одинаково постыдно. Они не умеют любить. Они могут пококетничать, могут очаровать женщину, но как только видят, что это не игрушка, а человек, который требует уважения, они сбегают. Они очень трусливы.

Таков и Григорий Печорин ("Герой нашего времени"). Он признается, что не любит женщин с характером и не может жениться. Это, по сути, обломовщина.

Илья Обломов несет в себе черты Печорина, Рудина и Онегина. Обломов, как и Печорин, хочет обладать женщиной и ждет от нее доказательств любви. Обретя любовь Ольги Ильинской, Обломов трусит, потому что та требует от него поступков. Женитьба не страшит Обломова так, как страшит Печорина и Рудина, но он не готов идти на жертвы ради Ольги, то есть не готов устраивать дела в имении. 

В какой-то момент Обломову кажется, что он недостаточно хорош для Ольги. Он пишет ей письмо в стиле Рудина, Онегина и Печорина. Все обломовцы любят уничижать себя, но делают они это, чтобы их опровергли и похвалили. Ольга же доказала Обломову, что тот в своем письме повел себя как эгоист. Все обломовцы боятся женщин, которые сильнее их по характеру и развитию.

И все же, можно ли сравнивать Обломова, Рудина, Печорина, Онегина, Бельтова (из романа "Кто виноват" Герцена)? Добролюбов не ставит Обломова выше Печорина и Рудина и не оправдывает его лежание.

У этих персонажей разные темпераменты и личности в целом, но их объединяет обломовщина. Она проявляется у них в бездельничестве, дармоедстве и совершенной ненужности на свете. У них одна общая черта — "бесплодное стремление к деятельности, сознание, что из них многое могло бы выйти, но не выйдет ничего..." В Обломове тоже были зарыты сокровища, которые он никогда раскрыл перед миром. 

При этом Илья Обломов бездельничает не больше, чем его братья-обломовцы, но делает он это откровенно и неприкрыто. 

Другие обломовцы на первый взгляд кажутся сильными натурами, а Обломов на их фоне выглядит просто лентяем. Но на самом деле, у Обломова вялый темперамент, поэтому он менее активен, чем Онегин или Печорин. По сути же, они все одинаково бессильны перед обстоятельствами и сдаются, когда требуется действовать.

Все они своеобразно понимают дружбу: Онегин убил своего друга Ленского, Печорин язвителен с доктором Вернером и т.д. Это тоже обломовщина.

Что касается любви, каждый из обломовцев встретил на своем пути женщину выше себя и каждый бежал от ее любви или добивался, чтобы та бросила его. Это тоже обломовщина.

Обломов отличается от своих "братьев" не только темпераментом, но и возрастом. Они все почти ровесники, но Обломов родился позже, поэтому современному читателю он с его ценностями кажется старше.

Раньше такие персонажи могли красиво говорить о своих стремлениях и общество их слушало, а теперь общество изменилось и от таких пустословов ждут действий, а этого обломовцы не любят.

Обломовцы боятся изменений. Они могли бы спасти себя и взяться за работу, как и все, но они теряются и не знают, что делать. Толпа перестает их уважать, и это их расстраивает.

Раньше они прикрывались разными качествами и талантами, но теперь Обломов разоблачен, он сошел с пьедестала на диван. Гончаров в своем романе прямо ставит вопрос: в чем смысл и цель жизни Обломова? Поэтому роман "Обломов" — это символ своего времени ("знамение времени").

Теперь общество по-другому смотрит на образованных лентяев, которые красиво рассуждают, а раньше их считали настоящими общественными деятелями.

Вспомните судьбы Евгения Онегина, Печорина, Рудина. Если внимательно присмотреться, в них можно узнать и судьбу Обломова.

Всех их объединяет то, что у них нет любимого дела, которое бы стало частью их самих. В них все — внешнее, в их натуре ничто не дает корни. Их разговоры о высших стремлениях — это лишь слова. Их мечты — это чужое, наносное. Главная их мечта и идеал — покой, обломовщина. Тем временем внутри у них пустота и апатия.

Теперь все эти герои перестали казаться нам загадочными и таинственными. Им найдено название — обломовщина.

Теперь если помещик говорит о правах человека и развитии личности, с первых слов в нем узнаешь Обломова. Если чиновник жалуется на сложность своей работы, он — Обломов. Если таких людей спросить, что же делать, они не знают. Если предложить им простое решение, они отвергнут его. Они тоже носят в себе обломовщину. В каждом из нас имеются черты Обломова, и эти черты пока не искоренились.

Плюс Обломова в том, что он не притворялся, а был собой, то есть был лентяем. Штольц говорил, что на Обломова можно положиться. Да, можно положиться в том деле, где ничего не надо делать. Штольц также говорил, что Обломов не поклонится идолу зла. Но это так, только потому что Обломову лень встать с дивана перед идолом зла. 

Обломов не так раздражает, как Печорин и Рудин, но все-таки он "противен в своей ничтожности".

В своем романе Гончаров выводит "противоядие" Обломову — Штольца. Таких цельных и деятельных Штольцев на самом деле еще нет в нашем обществе. Что именно делает Штольц, это "остается тайной". Например, как именно он привел в порядок Обломовку — неизвестно. Штольц также пока не дорос до идеала общественного деятеля.

Женские образы в романе "Обломов" вызывают восхищение. Гончаров дает изумительно верный и тонкий психологический анализ женских персонажей.

Ольга Ильинская представляет собой высший идеал женщины в современной жизни России. Это живое лицо, хотя мы его еще не встречали в жизни. В Ольге больше, чем в Штольце, изображена новая русская жизнь. Ольга способна искоренить обломовщину. Когда она убеждается в никчемности Обломова, она разрывает с ним и тем самым уничтожает его. Никто из обломовцев ранее не был так уничтожен женщиной.

Ольгу от Обломова спасает только "внешний нравственный долг", то есть, вероятно, ожидания общества. Если бы она могла свободно решать свою судьбу, не взирая на ожидания общества, она бы осталась с Обломовым. 

Ольга стремится к чему-то своему и наконец находит это "свое" в Штольце. Но и в браке с ним она не останавливается.

Когда Ольга перестала верить в Обломова, она бросила его. Она бросит и Штольца, если потеряет в него веру. Ольга сможет разглядеть обломовщину под разными масками и всегда будет беспощадно ее осуждать.

Конец.

 
Таково краткое содержание статьи "Что такое Обломовщина?" Н. А. Добролюбова о романе "Обломов" И. А. Гончарова, конспект статьи, ее краткий пересказ.

 
Читайте также: