Илюша Обломов и няня. Художник П. Н. Пинкисевич
Илюша Обломов и няня.
Художник
П. Н. Пинкисевич
Сказки няни Обломова играют важную роль в жизни героя и оказывают огромное влияние на формирование его личности.

В этой статье представлен анализ сказок няни Обломова в романе Гончарова "Обломов", цитаты о влиянии и роли сказок в жизни Ильи Ильича.

Сказки няни подробно описаны в главе "Сон Обломова" (часть I глава IX романа).
  
Смотрите: Все материалы по роману "Обломов"




Сказки няни Обломова в романе Гончарова "Обломов"


Когда маленький Илюша Обломов живет с родителями в имении Обломовка, за ним ухаживает его пожилая няня. По вечерам старушка рассказывает ребенку множество разных сказок. 

Подробное описание самой няни вы найдете в статье Характеристика няни Обломова.


Сказки о чудесной стране

В главе "Сон Обломова" автор описывает, как зимними вечерами няня шепотом рассказывает маленькому Обломову сказки о какой-то неведомой, чудесной стране ("стороне"), где не бывает холодов, где текут медовые и молочные реки, где все бездельничают и развлекаются:
"Потом Обломову приснилась другая пора: он в бесконечный зимний вечер робко жмется к няне, а она нашептывает ему о какой-то неведомой стороне, где нет ни ночей, ни холода, где всё совершаются чудеса, где текут реки меду и молока, где никто ничего круглый год не делает, а день-деньской только и знают, что гуляют всё добрые молодцы, такие как Илья Ильич, да красавицы, что ни в сказке сказать ни пером описать." (часть 1 глава IX "Сон Обломова")

В этих сказках обычно участвует добрая волшебница, которая выбирает себе в любимцы какого-нибудь лентяя, который чудесным образом становится богат и успешен и женится на красавице, например, Милитрисе Кирбитьевне: 

"Там есть и добрая волшебница, являющаяся у нас иногда в виде щуки, которая изберет себе какого-нибудь любимца, тихого, безобидного, другими словами, какого-нибудь лентяя, которого все обижают, да и осыпает его, ни с того ни с сего, разным добром, а он знай кушает себе да наряжается в готовое платье, а потом женится на какой-нибудь неслыханной красавице Милитрисе Кирбитьевне." (часть 1 глава IX)
Маленький Обломов слушает сказки няни очень внимательно, "навострив уши":
"Ребенок, навострив уши и глаза, страстно впивался в рассказ." (часть 1 глава IX)

Эти сказки так впечатляют ребенка, что его воображение и ум навсегда оказываются "в рабстве вымысла". Даже повзрослев, Обломов продолжает жить в выдуманном, сказочном мире. Лентяи из сказок становятся для него идеалом существования и объектом для подражания. Он тоже хочет лежать на печи, как Емеля-дурачок, кормиться за счет доброй волшебницы и жениться на сказочной красавице: 

"Нянька или предание так искусно избегали в рассказе всего, что существует на самом деле, что воображение и ум, проникшись вымыслом, оставались уже у него в рабстве до старости. Нянька с добродушием повествовала сказку о Емеле-дурачке, эту злую и коварную сатиру на наших прадедов, а может быть, еще и на нас самих. 
Взрослый Илья Ильич хотя после и узнает, что нет медовых и молочных рек, нет добрых волшебниц, хотя и шутит он с улыбкой над сказаниями няни, но улыбка эта не искренняя, она сопровождается тайным вздохом: сказка у него смешалась с жизнью, и он бессознательно грустит подчас, зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка. 
Он невольно мечтает о Милитрисе Кирбитьевне; его всё тянет в ту сторону, где только и знают, что гуляют, где нет забот и печалей; у него навсегда остается расположение полежать на печи, походить в готовом, незаработанном платье и поесть на счет доброй волшебницы." (часть 1 глава IX)
Отец и дед Обломова в детстве тоже слушали эти сказки и, конечно, выросли ужасными лентяями:
"И старик Обломов, и дед выслушивали в детстве те же сказки, прошедшие в стереотипном издании старины, в устах нянек и дядек, сквозь века и поколения." (часть 1 глава IX)

 



Сказки о чудищах и оборотнях

Помимо сказок о беззаботных лентяях, няня также рассказывает маленькому Обломову другой вид сказок: истории о богатырях, разбойниках, чудищах, оборотнях и призраках. Эти сказки также негативно влияют на психику маленького Обломова:
"Няня между тем уж рисует другую картину воображению ребенка. 
Она повествует ему о подвигах наших Ахиллов и Улиссов, об удали Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича, о Полкане-богатыре, о Колечище прохожем, о том, как они странствовали по Руси, побивали несметные полчища басурманов, как состязались в том, кто одним духом выпьет чару зелена вина и не крякнет; потом говорила о злых разбойниках, о спящих царевнах, окаменелых городах и людях; наконец, переходила к нашей демонологии, к мертвецам, к чудовищам и к оборотням. 
Она с простотою и добродушием Гомера, с тою же животрепещущею верностью подробностей и рельефностью картин влагала в детскую память и воображение илиаду русской жизни, созданную нашими гомеридами тех туманных времен, когда человек еще не ладил с опасностями и тайнами природы и жизни, когда он трепетал и перед оборотнем, и перед лешим и у Алеши Поповича искал защиты от окружавших его бед, когда и в воздухе, и в воде, и в лесу, и в поле царствовали чудеса. (...) 
Слушая от няни сказки о нашем золотом руне — Жар-птице, о преградах и тайниках волшебного замка, мальчик то бодрился, воображая себя героем подвига, — и мурашки бегали у него по спине, то страдал за неудачи храбреца." (часть 1 глава IX)
Няня рассказывает эти ужасные сказки очень живописно и правдоподобно, потому что и сама отчасти верит в них. Бедный ребенок слушает эти истории с ужасом и со слезами на глазах, его нервы "напрягаются как струны", а волосы на голове "трещат". Эти страшные сказки няни травмируют маленького Обломова так, что ломают ему психику на всю жизнь:
"Рассказ лился за рассказом. Няня повествовала с пылом, живописно, с увлечением, местами вдохновенно, потому что сама вполовину верила рассказам. Глаза старухи искрились огнем; голова дрожала от волнения; голос возвышался до непривычных нот. 
Ребенок, объятый неведомым ужасом, жался к ней со слезами на глазах. 
Заходила ли речь о мeртвeцах, поднимающихся в полночь из мoгил, или о жертвах, томящихся в неволе у чудовища, или о медведе с деревянной ногой, который идет по селам и деревням отыскивать отрубленную у него натуральную ногу, — волосы ребенка трещали на голове от ужаса; детское воображение то застывало, то кипело; он испытывал мучительный, сладко болезненный процесс; нервы напрягались, как струны. 
Когда нянька мрачно повторяла слова медведя: «Скрипи, скрипи, нога липовая; я по селам шел, по деревне шел, все бабы спят, одна баба не спит, на моей шкуре сидит, мое мясо варит, мою шерстку прядет» и т. д.; когда медведь входил наконец в избу и готовился схватить похитителя своей ноги, ребенок не выдерживал: он с трепетом и визгом бросался на руки к няне; у него брызжут слезы испуга, и вместе хохочет он от радости, что он не в когтях у зверя, а на лежанке, подле няни." (часть 1 глава IX)


Два вида сказок и их влияние на психику Обломова

Итак, няня Обломова обычно рассказывает два вида сказок: сказки про лентяев в чудесной стране и жуткие сказки о чудищах. Вместе эти два вида сказок пагубно влияют на психику и характер маленького Обломова. С одной стороны, в нем навсегда поселяется боязнь и тоска, "благодаря" сказкам о чудищах. С другой стороны, он всю жизнь мечтает о волшебной стране, где можно беззаботно жить:
"Населилось воображение мальчика странными призраками; боязнь и тоска засели надолго, может быть навсегда, в душу. Он печально озирается вокруг и всё видит в жизни вред, беду, всё мечтает о той волшебной стороне, где нет зла, хлопот, печалей, где живет Милитриса Кирбитьевна, где так хорошо кормят и одевают даром..." (часть 1 глава IX)


Сказки няни и суеверие в Обломовке

К сожалению, дурное влияние сказок няни усугубляется и диким суеверием, царящим в Обломовке. Маленький Илья видит, что его родители и другие обломовцы тоже верят в сказки про чудовищ, оборотней и призраков. В итоге ужасные сказки няни обретают еще больший вес в глазах ребенка, ведь вся Обломовка верит в эти выдумки. Ребенок не может один противостоять всеобщему безумию и, конечно, поддается ему:
"Сказка не над одними детьми в Обломовке, но и над взрослыми до конца жизни сохраняет свою власть. Все в доме и в деревне, начиная от барина, жены его и до Дюжего кузнеца Тараса, — все трепещут чего-то в темный вечер: всякое дерево превращается тогда в великана, всякий куст — в вертеп разбойников. 
Стук ставни и завыванье ветра в трубе заставляли бледнеть и мужчин, и женщин, и детей. Никто в Крещенье не выйдет после десяти часов вечера один за ворота; всякий в ночь на Пасху побоится идти в конюшню, опасаясь застать там домового. 
В Обломовке верили всему: и оборотням, и мертвецам. Расскажут ли им, что копна сена разгуливала по полю, — они не задумаются и поверят; пропустит ли кто-нибудь слух, что вот это не баран, а что-то другое или что такая-то Марфа или Степанида — ведьма, они будут бояться и барана, и Марфы: им и в голову не придет спросить, отчего баран стал не бараном, а Марфа сделалась ведьмой, да еще накинутся и на того, кто бы вздумал усомниться в этом, — так сильна вера в чудесное в Обломовке!" (часть 1 глава IX)
К сожалению, сказки няни Обломова, а также вера обломовцев в оборотней наносят непоправимый ущерб психике ребенка. В результате в душе героя на всю жизнь поселяются страх и тоска:
"Илья Ильич и увидит после, что просто устроен мир, что не встают мертвецы из могил, что великанов, как только они заведутся, тотчас сажают в балаган, а разбойников — в тюрьму; но если пропадает самая вера в призраки, то остается какой-то осадок страха и безотчетной тоски. 
Узнал Илья Ильич, что нет бед от чудовищ, а какие есть — едва знает, и на каждом шагу всё ждет чего-то страшного и боится. И теперь еще, оставшись в темной комнате или увидя покойника, он трепещет от зловещей, в детстве зароненной в душу тоски; смеясь над страхами своими поутру, он опять бледнеет вечером." (часть 1 глава IX)


Сон взрослого Обломова о волшебной стране

В IX-ой главе 4-ой части уже взрослый Илья Обломов видит сон, в котором он оказывается в той самой волшебной стране с молочными и медовыми реками, где можно ничего не делать и счастливо жить. Судя по всему, этот приятный сон снится ему время от времени на протяжении всей жизни:
"И видится ему большая темная, освещенная сальной свечкой гостиная в родительском доме, сидящая за круглым столом покойная мать и ее гостьи: они шьют молча; отец ходит молча. Настоящее и прошлое слились и перемешались. 
Грезится ему, что он достиг той обетованной земли, где текут реки меду и молока, где едят незаработанный хлеб, ходят в золоте и серебре... 
Слышит он рассказы снов, примет, звон тарелок и стук ножей, жмется к няне, прислушивается к ее старческому, дребезжащему голосу: «Милитриса Кирбитьевна!» — говорит она, указывая ему на образ хозяйки. 
Кажется ему, то же облачко плывет в синем небе, как тогда, тот же ветерок дует в окно и играет его волосами; обломовский индейский петух ходит и горланит под окном. (...)  
Обломов очнулся..." (часть 1 глава IX)


Сказки няни Обломова: вывод

Нет сомнений, что сказки няни играют резко отрицательную роль в формировании личности и характера Ильи Обломов. Сказки о лентяях наносят вред ребенку по-своему, а сказки об оборотнях – по-своему. К этому добавляется безграничная вера обломовцев в потусторонние силы. В итоге Илья Обломов всю жизнь страдает от последствий этих сказок: он мучается от апатии, депрессии и тревожного расстройства.


Это был анализ сказок няни Обломова в романе И. А. Гончарова "Обломов", цитаты о влиянии этих сказок на личность Обломова и их роли в его жизни.