Белоконская,
Мышкин и Аглая.
Фильм 2003 г.
Старуха Белоконская является одной из второстепенных героинь знаменитого романа "Идиот" Ф. М. Достоевского.

В этой статье представлена цитатная характеристика старухи Белоконской из романа "Идиот", образ, описание характера героини.

Смотрите: Все материалы по роману "Идиот"









Старуха Белоконская в романе "Идиот" Достоевского


Старуха княгиня Белоконская является подругой генеральши Епанчиной, одной из центральных фигур романа:
"Я хочу вполне убедиться, и когда с княгиней Белоконской увижусь, со старухой, ей про вас все расскажу." (часть 1 глава V) 
"Нет при мне никого, кроме старухи Белоконской, да и та улетела..." (часть 2 глава XII)

Старуха Белоконская является крестной матерью Аглаи, младшей дочери генеральши Епанчиной:

"Затем чрез полчаса отправилась в город, а оттуда на Каменный остров, чтобы застать Белоконскую, как нарочно в то время случившуюся в Петербурге, но скоро, впрочем, отъезжавшую. Белоконская была крестною матерью Аглаи." (часть 4 глава V)

Возраст старухи Белоконской – за 50-60 лет. Мы основываемся на том, что ее старшей дочери два года назад было около 35 лет.

У героини есть как минимум 6 дочерей. Все они два года назад жили с ней. Судя по всему, одна или несколько дочерей на момент повествования уже состоят замужем:

"...визг шестерых княжон, визг англичанки, – светопреставление!" (генерал Иволгин о них, часть 1 глава IX) 
"...от старухи княгини Белоконской, уехавшей недели две пред тем в Москву к своей старшей замужней дочери..." (часть 2 глава I)

Старшей дочери Белоконской пару лет назад было около 35 лет. Она является старой девой, то есть никогда не была замужем и не имела отношений с мужчинами:

"...или даже какой‑то там друг дома у княгини Белоконской, а которая в черном платье, та была старшая из княжон Белоконских, старая дева лет тридцати пяти. А известно, в каких отношениях состоит генеральша Епанчина к дому Белоконских. Все княжны в обмороке, слезы, траур по фаворитке болонке, визг шестерых княжон, визг англичанки, – светопреставление!" (часть 1 глава IX)

Старуха Белоконская является "могущественной", то есть влиятельной дамой, но при этом тяжелой на подъем, по словам генеральши Епанчиной:

"...и в то же самое время поручавшую князя вниманию «могущественной» старухи Белоконской в Москве, причем, конечно, пришлось выпрашивать ее внимания Христом да богом, потому что «старуха» была в известных случаях туга на подъем." (часть 2 глава I)

Генеральша Епанчина переживает о том, что скажет Белоконская о том или ином событии в ее жизни. Для семейства Епанчиных поддержка этой светской дамы очень важна:

"Прежде всего уж то, что «этот князишка – больной идиот, второе – дурак, ни света не знает, ни места в свете не имеет: кому его покажешь, куда приткнешь? демократ какой‑то непозволительный, даже и чинишка‑то нет, и… и… что скажет Белоконская? Да и такого ли, такого ли мужа воображали и прочили мы Аглае?»" (мысли генеральши, часть 4 глава V) 
"К тому же Белоконская и в самом деле скоро уезжала; а так как ее протекция действительно много значила в свете и так как надеялись, что она к князю будет благосклонна, то родители и рассчитывали, что «свет» примет жениха Аглаи прямо из рук всемощной «старухи», а стало быть, если и будет в этом что‑нибудь странное, то под таким покровительством покажется гораздо менее странным." (часть 4 часть VI)

Генеральша рассказывает Белоконской все важные новости, касающиеся своей семьи и окружения:

"До свидания, князь, голубчик! Заходи почаще, а я к старухе Белоконской нарочно заеду о тебе сказать." (часть 1 глава VII)




Княгиня Белоконская является глупой женщиной, потому что стара, по словам генеральши Епанчиной:

"Нет при мне никого, кроме старухи Белоконской, да и та улетела, да вдобавок глупа, как баран, стала от старости." (часть 2 глава XII)

Известно, что 35 лет назад, княгиня Белоконская взяла Лизавету Прокофьевну Епанчину под своё крыло, то есть сделала ее своей протеже. С тех пор героини являются подругами:

"...а на Лизавету Прокофьевну смотрела решительно как на свою protegée, как и тридцать пять лет назад..." (часть 4 глава V) 

(*protegée (франц.) - девушка или женщина, которой помогает какое-то более влиятельное лицо)

Княгиня Белоконская является страшной деспоткой по характеру. Она не может признать свою подругу генеральшу Епанчину равной себе несмотря на многолетнюю дружбу:

«Старуха» Белоконская выслушала все лихорадочные и отчаянные признания Лизаветы Прокофьевны и нисколько не тронулась слезами сбитой с толку матери семейства, даже посмотрела на нее насмешливо. Это была страшная деспотка; в дружбе, даже в самой старинной, не могла терпеть равенства, а на Лизавету Прокофьевну смотрела решительно как на свою protegée, как и тридцать пять лет назад, и никак не могла примириться с резкостью и самостоятельностью ее характера." (часть 4 глава V)

По мнению Аглаи, Белоконская является дрянной старушонкой с дрянным характером, но при этом умной женщиной, которая умеет держать в руках окружающих:

"Я не про Белоконскую одну говорю: дрянная старушонка и дрянная характером, да умна и их всех в руках умеет держать, – хоть тем хороша." (часть 4 часть VI)

Когда князь Мышкин живет в Москве, княгиня Белоконская, по просьбе генеральши Епанчиной, разыскивает его, берет под свою опеку, принимает у себя в доме, а также знакомит его с представителями высшего общества Москвы:

"– А вы, княгиня, – обратился он вдруг к Белоконской со светлою улыбкой, – разве не вы, полгода назад, приняли меня в Москве как родного сына, по письму Лизаветы Прокофьевны, и действительно, как родному сыну, один совет дали, который я никогда не забуду. Помните?" (часть 4 часть VII) 
"Но еще чрез неделю от Белоконской получено было еще письмо, и в этот раз генеральша уже решилась высказаться. Она торжественно объявила, что «старуха Белоконская» (она иначе никогда не называла княгиню, говоря о ней заочно) сообщает ей весьма утешительные сведения об этом… «чудаке, ну вот, о князе‑то!» Старуха его в Москве разыскала, справлялась о нем, узнала что‑то очень хорошее; князь наконец явился к ней сам и произвел на нее впечатление почти чрезвычайное. «Видно из того, что она его каждый день пригласила ходить к ней по утрам, от часу до двух, и тот каждый день к ней таскается и до сих пор не надоел», – заключила генеральша, прибавив к тому, что чрез «старуху» князь в двух‑трех домах хороших стал принят." (часть 2 глава I)

Старуха Белоконская считает главного героя романа князя Мышкина порядочным человеком, хотя и больным, странным и незначительным. Также старуха уверена, что он содержит Настасью Филипповну как свою любовницу, что является ложью и сплетнями:

"...что князь, по ее мнению, порядочный молодой человек, хотя больной, странный и слишком уж незначительный. Хуже всего, что он любовницу открыто содержит». Лизавета Прокофьевна очень хорошо поняла, что Белоконская немного сердита за неуспех Евгения Павловича, ею отрекомендованного." (часть 4 глава V)

Судя по всему, княгине Белоконской не нравится, когда люди ведут себя слишком эмоционально и восторженно. Например, когда князь Мышкин, восторженно благодарит ее за доброту, та объявляет, что ей противно от этого:

"– Что ты на стены‑то лезешь? – досадливо проговорила Белоконская. – Человек ты добрый, да смешной: два гроша тебе дадут, а ты благодаришь, точно жизнь спасли. Ты думаешь, это похвально, ан это противно. 
Она было уж совсем рассердилась, но вдруг рассмеялась, и на этот раз добрым смехом." (часть 4 часть VII)

Известно, что именно старуха Белоконская рекомендует Евгения Павловича Радомского в качестве жениха для Аглаи. Однако та отвергает его кандидатуру. Из-за этого старуха немного сердится на Епанчиных:

"Лизавета Прокофьевна очень хорошо поняла, что Белоконская немного сердита за неуспех Евгения Павловича, ею отрекомендованного." (часть 4 глава V)

В конце концов Белоконская приходит к выводу, что князь Мышкин  больной человек и не пара ее крестной дочери Аглае:

"Белоконская, уезжая с вечера, сказала Лизавете Прокофьевне: 
– Что ж, и хорош, и дурен; а коли хочешь мое мнение знать, то больше дурен. Сама видишь, какой человек, больной человек! 
Лизавета Прокофьевна решила про себя окончательно, что жених «невозможен», и за ночь дала себе слово, что, «покамест она жива, не быть князю мужем ее Аглаи»." (часть 4 часть VII)


Это был цитатный образ старухи Белоконской из романа "Идиот" Достоевского, характеристика, описание героини.