mason-bazdeev-vojna-i-mir-obraz-harakteristika-opisanie
Баздеев (актер Кен Скотт)
Осип Алексеевич Баздеев является одним из ярких второстепенных персонажей знаменитого романа "Война и мир" Толстого. 

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Баздеева в романе "Война и мир", описание героя в цитатах.

В романе описаны две встречи масона Баздеева и Пьера Безухова – в 1806 и 1809 гг. Также автор упоминает о смерти Баздеева в 1810 г. и описывает пребывание Пьера в доме покойного в 1812 г.: 

  • встреча в Торжке в 1806 г. (том 2 часть 2 главы I и II)
  • встреча в Москве в 1809 г. (том 2 часть 3 глава VIII)
  • смерть Баздеева в 1810 г. (том 2 часть 5 глава I)
  • Пьер в доме Баздеева в Москве в 1812 г. (том 3 часть 1 глава XVIII)






Масон Баздеев в романе "Война и мир" Толстого

Полное имя героя — Осип (Иосиф) Алексеевич Баздеев. Оба варианта имени используются в романе:
"Проезжающий был Осип Алексеевич Баздеев..." (том 2 часть 2 глава II) 
"...старые братья, и сам Иосиф Алексеевич..." (том 2 часть 3 глава VII) 
Господин Баздеев является одним из самых известных масонов своего времени (масонство также называлось братством свободных каменщиков):
"Баздеев был одним из известнейших масонов и мартинистов еще Новиковского времени." (том 2 часть 2 глава II) 
"Да, я принадлежу к братству свободных каменщиков, сказал проезжий, все глубже и глубже вглядываясь в глаза Пьеру. — И от себя и от их имени протягиваю вам братскую руку." (том 2 часть 2 глава II)
"Особа, очень высоко поставленная в нашем братстве..." (граф Вилларский о Баздееве, том 2 часть 2 глава III)
О внешности Баздеева известно следующее:
"Проезжающий был приземистый, ширококостый, желтый, морщинистый старик с седыми нависшими бровями над блестящими, неопределенного сероватого цвета, глазами." (том 2 часть 2 глава I) 
"Оставшись в заношенном крытом нанкой тулупчике и в валеных сапогах на худых костлявых ногах, проезжий сел на диван, прислонив к спинке свою очень большую и широкую в висках, коротко обстриженную голову и взглянул на Безухова. Строгое, умное и проницательное выражение этого взгляда поразило Пьера." (том 2 часть 2 глава I) 
"Проезжающий, привычными, старческими руками уложив свои вещи, застегивал свой тулупчик." (том 2 часть 2 глава II)
У него строгое, холодное, почти мертвое лицо:
"Лицо проезжающего было не ласково, даже холодно и строго..." (том 2 часть 2 глава II) 
"Пьер смотрел на это строгое, неподвижное, старческое, почти мертвое лицо, и беззвучно шевелил губами." (том 2 часть 2 глава II)





У него твердый, строгий, умный и проницательный взгляд:
"Строгое, умное и проницательное выражение этого взгляда поразило Пьера." (том 2 часть 2 глава I) 
"...старик открыл глаза и уставил свой твердый и строгий взгляд прямо в лицо Пьеру." (том 2 часть 2 глава I)
У него блестящие сероватые глаза:
"...над блестящими, неопределенного сероватого цвета, глазами..." (том 2 часть 2 глава I) 
"...блестящие, старческие глаза неотразимо притягивали его к себе." (том 2 часть 2 глава I) 
"...или этим блестящим, старческим глазам, состарившимся на том же убеждении..." (том 2 часть 2 глава II)
При этом у Баздеева кроткая, отечески-нежная улыбка:
"И он вдруг улыбнулся неожиданно, отечески-нежною улыбкой." (том 2 часть 2 глава II) 
"Масон улыбнулся своею кроткою отеческою улыбкой." (том 2 часть 2 глава II)
Старик Баздеев носит большой чугунный перстень с Адамовой головой, знаком масонства:
"...сложив сморщенные старые руки, на пальце одной из которых был большой чугунный перстень с изображением Адамовой головы..." (том 2 часть 2 глава I) 
"...сказал Пьер, и, взглянув еще раз на руки нового знакомца, ближе рассмотрел перстень. Он увидал на нем Адамову голову, знак масонства." (том 2 часть 2 глава II)
Господин Баздеев излучает спокойствие, твердость и знание своего предназначения:
"...или тому спокойствию, твердости и знанию своего назначения, которые светились из всего существа масона..." (том 2 часть 2 глава II)
Масон Баздеев является человеком с чистым и высоким внутренним миром, по мнению Пьера:
"...несмотря на всю чистоту и высоту своего внутреннего человека..." (том 2 часть 3 глава VIII)
У господина Баздеева есть жена Софья Даниловна и дети. Семья Баздеевых живет в Москве в доме на Патриарших прудах:
"...велел ему ехать на Патриаршие пруды, где был дом вдовы Баздеева." (том 3 часть 1 глава XVIII) 
"Приехав на Патриаршие пруды, Пьер отыскал дом Баздеева..." (том 3 часть 1 глава XVIII) 
"По обстоятельствам нынешним, Софья Даниловна с детьми уехали в Торжковскую деревню, ваше сиятельство." (том 3 часть 1 глава XVIII)
Пьер Безухов знакомится с Баздеевым в 1806 г. на станции в Торжке, где оба героя останавливаются на отдых. Пьер только что разоврал отношения с женой Элен из-за ее связи с Долоховым. В этот период Безухов чувствует себя несчастным и растеряным:
"После своего объяснения с женой, Пьер поехал в Петербург. В Торжке на станции не было лошадей, или не хотел их дать смотритель. Пьер должен был ждать." (том 2 часть 2 глава I)
Речь и лицо Баздеева привлекают внимание Пьера. Молодого человека поражает определенность и твердость речи старика:
"Лицо проезжающего было не ласково, даже холодно и строго, но несмотря на то, и речь и лицо нового знакомца неотразимо-привлекательно действовали на Пьера." (том 2 часть 2 глава II)
"...сказал масон, всё более и более поражая Пьера своею определенностью и твердостью речи." (том 2 часть 2 глава II)
Пьер с замиранием сердца слушает речи Баздеева о Боге и вере и всей душой верит ему. Слушая старика, Пьер испытывает чувство успокоения, обновления и возвращения к жизни:
"Пьер, с замиранием сердца, блестящими глазами глядя в лицо масона, слушал его, не перебивал, не спрашивал его, а всею душой верил тому, что́ говорил ему этот чужой человек." 
"...он всею душой желал верить, и верил, и испытывал радостное чувство успокоения, обновления и возвращения к жизни." (о Пьере, том 2 часть 2 глава II)
По мнению Баздеева, несчастье Пьера заключается в том, что тот не верит в Бога:
"— Я должен вам сказать, я не верю, не... верю в Бога, — с сожалением и усилием сказал Пьер, чувствуя необходимость высказать всю правду. 
Масон внимательно посмотрел на Пьера и улыбнулся, как улыбнулся бы богач, державший в руках миллионы, бедняку, который бы сказал ему, что нет у него, у бедняка, пяти рублей, могущих сделать его счастие. 
— Да, вы не знаете Его, государь мой, — сказал масон. — Вы не можете знать Его. Вы не знаете Его, оттого вы и несчастны." (том 2 часть 2 глава II)
Старик объясняет Пьеру, что для счастья молодому человеку нужно изменить свою жизнь, очистить себя и таким образом познать мудрость. Он советует Пьеру прекратить распутную жизнь и приносить пользу ближнему своему:
"— Нет, я ненавижу свою жизнь, — сморщась проговорил Пьер. 
— Ты ненавидишь, так измени ее, очисти себя, и по мере очищения ты будешь познавать мудрость. Посмотрите на свою жизнь, государь мой. Как вы проводили ее? В буйных оргиях и разврате, всё получая от общества и ничего не отдавая ему. Вы получили богатство. Как вы употребили его? Что́ вы сделали для ближнего своего? Подумали ли вы о десятках тысяч ваших рабов, помогли ли вы им физически и нравственно? Нет. Вы пользовались их трудами, чтобы вести распутную жизнь. Вот что́ вы сделали." (том 2 часть 2 глава II)
При этом Баздеев не одобряет того, что Пьер разорвал отношения со своей неверной женой. По мнению Баздеева, Пьер сам виноват в том, что Элен ему изменяла. В этом смысле Баздеев проявляет мало понимания по отношению к Пьеру, так как тот действительно не виноват в том, что его жена оказалась развратной женщиной. Однако Пьер соглашается с мнением Баздеева и, судя по всему, доверяет старику больше, чем самому себе:
"Потом вы женились, государь мой, взяли на себя ответственность в руководстве молодой женщины, и что́ же вы сделали? Вы не помогли ей, государь мой, найти путь истины, а ввергли ее в пучину лжи и несчастья. Человек оскорбил вас, и вы убили его, и вы говорите, что вы не знаете Бога, и что вы ненавидите свою жизнь. Тут нет ничего мудреного, государь мой!" (Баздеев – Пьеру, том 2 часть 2 глава II)
Пьеру кажется, что масон Баздеев знает истину жизни и может открыть ее ему. Молодой человек просит старика о помощи. Баздеев решает помочь Пьеру вступить в масонскую ложу и вручает ему записку, которую нужно передать в Петербурге графу Вилларскому:
"«...этот человек знает истину, и ежели бы он захотел, он мог бы открыть мне её». Пьер хотел и не смел сказать этого масону." (том 2 часть 2 глава II) 
"— ...Помогите мне, научите меня и, может быть, я буду... — Пьер не мог говорить дальше; он засопел носом и отвернулся. 
Масон долго молчал, видимо что-то обдумывая. 
— Помощь дается токмо от Бога, — сказал он, — но ту меру помощи, которую во власти подать наш орден, он подаст вам, государь мой. Вы едете в Петербург, передайте это графу Вилларскому (он достал бумажник и на сложенном вчетверо большом листе бумаги написал несколько слов)." (том 2 часть 2 глава II)
При содействии Баздеева Пьер Безухов вскоре вступает в масонскую ложу. Молодой человек становится активным членом масонского братства, занимается благотворительностью. Со временем Безухов разочаровывается в братьях-масонах, которые часто только на словах хотят изменить мир к лучшему, а на деле жалеют деньги на благотворительность:
"Особа, очень высоко поставленная в нашем братстве, ходатайствовала о том, чтобы вы были приняты в братство ранее срока, и предложила мне быть вашим поручителем." (Баздеев ходатайствовал о принятии Пьера в масоны, том 2 часть 2 глава III)
С этих пор Пьер называет старого масона Баздеева своим благодетелем за то, что тот помог ему вступить в масонскую ложу и наставил якобы на правильный путь:
"Сейчас только приехал от благодетеля, и спешу записать всё, что́ я испытал при этом." (том 2 часть 3 глава VIII) 
"Ежели бы благодетель был здесь, он бы сказал мне." (том 2 часть 3 глава VIII)
В отличие от Пьера господин Баздеев занимается только мистической стороной масонства, изучает масонские трактаты, символику и т.д. При этом старик не принимает деятельного участия в делах лож или в делах человеческих. Пьер уважает этот разряд масонов, но не разделяет их подход. В отличие от Баздеева Пьер как масон активно занимается благотворительностью, помогает ложе деньгами и т.д.:
"Всех братьев, которых он знал, он подразделял на четыре разряда. К первому разряду он причислял братьев, не принимающих деятельного участия ни в делах лож, ни в делах человеческих, но занятых исключительно таинствами науки ордена, занятых вопросами о тройственном наименовании Бога, или о трех началах вещей, сере, меркурии и соли, или о значении квадрата и всех фигур храма Соломонова. Пьер уважал этот разряд братьев масонов, к которому принадлежали преимущественно старые братья, и сам Иосиф Алексеевич, по мнению Пьера, но не разделял их интересов. Сердце его не лежало к мистической стороне масонства." (том 2 часть 3 глава VII)
"Потом благодетель объяснил мне вполне значение великого квадрата мироздания и указал на то, что тройственное и седьмое число суть основание всего." (Баздеев масонские символы, том 2 часть 3 глава VIII)
Пьер Безухов обращается за советом к своему благодетелю Баздееву в трудную минуту. Когда старика нет рядом, Пьер читает его письма и в них находит ответы на свои вопросы. Так, в ноябре 1809 г. Пьер приезжает из Петербурга в Москву, чтобы посоветоваться по поводу его конфликта в масонской ложе и отношений с женой. Старик советует Пьеру быть терпимее и общаться дальше с петербургскими масонами, наставляя их на истинный путь. Также Баздеев советует Пьеру следить за собой и вести дневник, записывая все свои поступки:
"Не отвечая ничего ни жене, ни теще, Пьер раз поздним вечером собрался в дорогу и уехал в Москву, чтобы повидаться с Иосифом Алексеевичем. <...>
Я рассказал ему всё, как умел... Иосиф Алексеевич, изрядно помолчав и подумав, на всё это изложил мне свой взгляд, который мгновенно осветил мне всё прошедшее и весь будущий путь, предлежащий мне..." (том 2 часть 3 глава VIII) 
"Он советовал мне не отстраняться от общения с петербургскими братьями и, занимая в ложе только должности 2-го градуса, стараться, отвлекая братьев от увлечений гордости, обращать их на истинный путь самопознания и совершенствования. Кроме того для себя лично советовал мне первее всего следить за самим собою, и с этою целью дал мне тетрадь, ту самую, в которой я пишу и буду вписывать впредь все свои поступки»." (том 2 часть 3 глава VIII)
В эту встречу Иосиф Алексеевич не дает Пьеру конкретного совета по поводу Элен, но напоминает ему о том, что главная обязанность истинного масона – самосовершенствование. Молодой человек делает вывод, что ему стоит сновать жить с неверной женой, как бы тяжело это ни было. Он глубоко страдает от жизни с неверной женой Элен, но воссоединяется с ней во имя высоких идеалов масонства, которым его учит Баздеев:
"По случаю разговора нашего о моих семейных делах, он сказал мне: «Главная обязанность истинного масона, как я сказал вам, состоит в совершенствовании самого себя." (мнение Баздеева, том 2 часть 3 глава VIII)
На момент этой встречи с Пьером в ноябре 1809 г. господин Баздеев живет бедно и уже третий год страдает из-за "болезни пузыря". При этом старик никогда не жалуется на болезнь, ест самую простую пищу и очень много "работает над наукой". Вероятно, под наукой имеется в виду исследование масонских документов: 
"Иосиф Алексеевич живет бедно и страдает третий год мучительною болезнью пузыря. Никто никогда не слыхал от него стона, или слова ропота. С утра и до поздней ночи, за исключением часов, в которые он кушает самую простую пищу, он работает над наукой." (том 2 часть 3 глава VIII)
Несмотря на тяжелые физические страдания, господин Баздеев не тяготится жизнью:
"Слова эти тем более замечательны, что Иосиф Алексеевич, несмотря на свои тяжкие физические страдания, никогда не тяготится жизнию, а любит смерть, к которой он, несмотря на всю чистоту и высоту своего внутреннего человека, не чувствует еще себя достаточно готовым." (том 2 часть 3 глава VIII)
В начале 1810 г. масон Баздеев умирает после продолжительной болезни. Его смерть оказывает большое влияние на Пьера. Потеряв своего наставника, Безухов теряет почву под ногами, прекращает заниматься самосовершенствованием и снова ведет разгульный образ жизни. Также Пьер опять разрывает отношения с нелюбимой супругой, на этот раз окончательно:
"Как ни твердо он был убежден в истинах, открытых ему его благодетелем, как ни радостно ему было то первое время увлечения внутреннею работой самосовершенствования, которой он предался с таким жаром, после помолвки князя Андрея с Наташей и после смерти Иосифа Алексеевича, о которой он получил известие почти в то же время, — вся прелесть этой прежней жизни вдруг пропала для него." (том 2 часть 5 глава I)
В 1812 г., когда французы оккупируют Москву, Пьер остается в городе, но поселяется на квартире покойного благодетеля Баздеева, чтобы побыть в уединении. Безухов занимается разбором книг и бумаг Иосифа Алексеевича:
"Пьер, со времени исчезновения своего из дома, уже второй день жил на пустой квартире покойного Баздеева." (том 3 часть 1 глава XVIII) 
"...что приходили от вдовы И. А. Баздеева просить принять книги, так как сама г-жа Баздеева уехала в деревню." (том 3 часть 1 глава XVIII) 
"Из всех дел, предстоявших Пьеру в это утро, дело разборки книг и бумаг Иосифа Алексеевича показалось ему самым нужным. 
Он взял первого попавшегося ему извозчика и велел ему ехать на Патриаршие пруды, где был дом вдовы Баздеева." (том 3 часть 1 глава XVIII)
Покойный Баздеев ассоциируется у Пьера с миром вечных, спокойных и торжественных мыслей. В кабинете благодетеля Безухов находит тихое убежище в эти тяжелые дни:
"Пьер ушел из своего дома только для того, чтоб избавиться от сложной путаницы требований жизни, охватившей его и которую он, в тогдашнем состоянии, не в силах был распутать. Он поехал на квартиру Иосифа Алексеевича под предлогом разбора книг и бумаг покойного, только потому, что он искал успокоения от жизненной тревоги, а с воспоминанием об Иосифе Алексеевиче связывался в его душе мир вечных, спокойных и торжественных мыслей, совершенно противуположных тревожной путанице, в которую он чувствовал себя втягиваемым. Он искал тихого убежища и действительно нашел его в кабинете Иосифа Алексеевича." (том 3 часть 3 глава XXVII)
В кабинете покойного Баздеева Пьер изучает разные рукописи. Среди них имеется одна из важнейших святынь масонского братства — подлинные шотландские акты с примечаниями и объяснениями самого Баздеева:
"Пьер вошел в тот самый мрачный кабинет, в который он еще при жизни благодетеля входил с таким трепетом. Кабинет этот, теперь запыленный и нетронутый со времени кончины Иосифа Алексеевича, был еще мрачнее.Герасим открыл один ставень и на цыпочках вышел из комнаты. Пьер обошел кабинет, подошел к шкафу, в котором лежали рукописи, и достал одну из важнейших когда-то святынь ордена. Это были подлинные шотландские акты с примечаниями и объяснениями благодетеля. Он сел за письменный запыленный стол и положил перед собой рукописи, раскрывал, закрывал их и наконец, отодвинув их от себя, облокотившись головой на руки, задумался."(том 3 часть 1 глава XVIII)
О дальнейшей судьбе семьи Баздеевых ничего не известно.  

К сожалению, Пьер так и не обретает душевного успокоения через масонскую деятельность, несмотря на все усилия старика Баздеева. В 1812 г. Пьер оказывается в плену у французов в 1812 г. и там наконец обретает долгожданное успокоение и согласие с самим собой:
"Он долго в своей жизни искал с разных сторон этого успокоения, согласия с самим собою... он искал этого в филантропии, в масонстве, в рассеянии светской жизни... и все эти искания и попытки обманули его. И он, сам не думая о том, получил это успокоение и это согласие с самим собою только через ужас смерти, через лишения и через то, что он понял в Каратаеве." (о Пьере в плену, том 4 часть 2 глава XII) 


Прототип масона Баздеева

Прототипом И. А. Баздеева, по мнению исследователей, является О. А. Поздеев. Московские масоны особенно почитали этого человека.


Это был цитатный образ и характеристика масона Баздеева в романе "Война и мир" Льва Толстого, описание героя в цитатах.