"Моцарт и Сальери". Иллюстрация М. Врубеля
"Моцарт и Сальери".
Иллюстрация М. Врубеля
Трагедия "Моцарт и Сальери" входит в состав знаменитого цикла "Маленькие трагедии" А. С. Пушкина. Произведение было написано в 1830 г. и впервые напечатано в 1831 г.

В этой статье представлена сравнительная характеристика Моцарта и Сальери в трагедии Пушкина (таблицы с цитатами).

Важно помнить, что в трагедии Пушкина представлена легенда об отравлении, которая не имеет научных подтверждений. Произведение не является биографичным и может не совпадать с официальными материалами о композиторах.

Смотрите: 








Сравнительная характеристика Моцарта и Сальери в трагедии А. С. Пушкина


Различия Моцарта и Сальери


Образ жизни героев

Моцарт – ленивый гуляка и безумец (по мнению Сальери):

"...озаряет голову безумца,  

Гуляки праздного?.." 

"Ты, Моцарт, недостоин сам себя." (Сальери о Моцарте)

Сальери – усердный и трудолюбивый человек:

"...не в награду 
Любви горящей, самоотверженья, 
Трудов, усердия, молений послан.."


Скорость работы героев, вдохновение  

Моцарт за одну ночь с легкостью сочиняет произведения, которые оказываются прекрасными:
"...Нет — так; безделицу. Намедни ночью 
Бессонница моя меня томила,  
И в голову пришли мне две, три мысли.  
Сегодня их я набросал. " (Моцарт о себе) 
"Какая глубина!  
Какая смелость и какая стройность!" (Сальери о работах Моцарта)

Сальери редко посещает вдохновение, судя по всему. Он хотел бы сочинить что-то великое, но у него не получается:

"...Быть может, посетит меня восторг 
И творческая ночь и вдохновенье..." 
"...возмутив бескрылое желанье..." (у Сальери есть желание творить, но это желание "бескрыло")









Отношение друг к другу

Моцарт искренне считает Сальери своим другом:

"…За твое  
Здоровье, друг, за искренний союз, 
Связующий Моцарта и Сальери,  
Двух сыновей гармонии." (Моцарт о дружбе)

Сальери завидует Моцарту, хотя и называет его другом, и подсыпает ему смертельный яд (согласно легенде):

"...Друг Моцарт, эти слезы... 
Не замечай их. Продолжай, спеши 
Еще наполнить звуками мне душу..."


Отношение к жизни

Моцарт считает себя счастливцем:

"Нас мало избранных, счастливцев праздных, 
Пренебрегающих презренной пользой,  
Единого прекрасного жрецов." (Моцарт о себе)

Сальери, судя по всему, не считает себя счастливым человеком:

"И часто жизнь казалась мне с тех пор  
Несносной раной..."


Отношение к гению и злодейству 

Моцарт считает, что гений и злодейство несовместимы:
"...Он же гений, 
Как ты да я. А гений и злодейство —  
Две вещи несовместные. Не правда ль?"

Сальери считает, что гений и злодейство совместимы, но после слов Моцарта меняет свое мнение:

"Но ужель он прав, 
И я не гений? Гений и злодейство 
Две вещи несовместные." (Сальери о словах Моцарта) 



Отношение к тому, что оперы Моцарта играют в трактирах 

Моцарт веселится, когда слышит в трактире свои оперы:
"...Но, проходя перед трактиром, вдруг  
Услышал скрыпку... Нет, мой друг, Сальери!  
Смешнее отроду ты ничего  
Не слыхивал... Слепой скрыпач в трактире 
Разыгрывал voi che sapete*. Чудо!" (*voi che sapete - ария из оперы Моцарта "Женитьба Фигаро") 
"Старик играет арию из Дон-Жуана; Моцарт хохочет."

Сальери не считает смешным то, что оперы Моцарта играют в трактирах:

"Нет. 
Мне не смешно, когда маляр негодный 
Мне пачкает Мадонну Рафаэля..." (Сальери)

 

Отношение героев к таланту Моцарта 

Моцарт шутливо говорит о своем таланте, хотя и понимает, что он гений:

"Ба! право? может быть... 
Но божество мое проголодалось."

Сальери всерьез говорит о божественном таланте Моцарта:

"Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь;  
Я знаю, я."


Сходство Моцарта и Сальери, общие черты героев 


Моцарт и Сальери оба любят музыку:
"Родился я с любовию к искусству..." (о Сальери)

Моцарт и Сальери оба являются известными композиторами:

"...Слава 
Мне улыбнулась; я в сердцах людей  
Нашел созвучия своим созданьям." (о Сальери)

Моцарт и Сальери оба являются гениями (по словам Моцарта):
"...гений, 
Как ты да я." (Моцарт о себе и Сальери)
Моцарт и Сальери оба с детства занимаются музыкой (в пьесе не говорится о детстве Моцарта, но из его биографии это известно):
"Отверг я рано праздные забавы; 
Науки, чуждые музыке, были 
Постылы мне; упрямо и надменно 
От них отрекся я и предался  
Одной музыке." (о Сальери)


Такова сравнительная характеристика Моцарта и Сальери в одноименной трагедии Пушкина "Моцарт и Сальери", описание сходства и различий героев в цитатах.

Читайте также: