moral-basnja-krylov
Портрет И. А. Крылова.
Художник И. Е. Эггинк
Басня "Свинья" Крылова была впервые опубликована в сборнике "Новые басни" в 1811 г. Время создания произведения неизвестно.

В этой статье представлены материалы о морали басни "Свинья" Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.

Смотрите: Все материалы по басням Крылова










Мораль басни "Свинья" Крылова


Мораль басни "Свинья" заключается в том, что глупые, невежественные люди нередко критикуют все новое и незнакомое, видят лишь плохое. Такие люди неспособны оценить то, что находится вне узкого круга их интересов и знаний.

Сам Крылов поясняет мораль басни в ее заключительных строках:
"Но как же критика Хавроньей не назвать, 
Который, что́ ни станет разбирать, 
Имеет дар одно худое видеть?"
И. В. Сергеев комментирует суть и смысл басни так:
"Он [Крылов] никого не обижал, со всеми был вежлив, не говорил резких слов, соглашался, не спорил, помалкивал. Его считали покладистым, добрым, ленивым - пусть. Зачем ему спорить?<...>  
Иван Андреевич помнил обиды и умел на них ответить. Басней "Осел и Соловей" он ответил одному знатному вельможе, который... глубокомысленно заметил: "Это хорошо; но почему вы не переводите так, как Иван Иванович Дмитриев?". Крылов оторопел от неожиданности. Критика этого вельможи походила на глупую критику... журналиста Каченовского, но Иван Андреевич с христианской скромностью ответил: "Не умею, ваше превосходительство", а придя домой, записал в своей тетрадке басенный ответ вельможе так же, как запомнил он нападки Каченовского и ответил на них убийственной басней "Свинья"." (И. В. Сергеев, книга "И. А. Крылов", Москва, "Молодая гвардия", 1945 г., серия "Великие русские люди")
Авторы книги "50 басен И. А. Крылова" считают, что мораль басни заключается в следующем:
"Люди, которые не видят проку в науке или видят в ней только орудие для личной наживы, для более ловкого притеснения темного человека, или которые щегольство, мудреные слова и гордое самомнение называют "образованностью", похожи на изображенную Крыловы свинью: забралась она в богатые хоромы с заднего двора, только на заднем дворе там в помоях, в навозе и рылась... а рассказывает, будто в хоромах бывала и выведала все, что там хорошего есть."  (книга "50 басен И. А. Крылова" с поясн. и примеч., СПб, издатель М.Н. Слепцова, 1908 г.)
Литератор Г. К. Дорофеев поясняет мораль басни следующим образом:
"Не одобряя суемудрия и ученого педантизма, он [Крылов] в то же время осмеивает невежд, пренебрежительно относящихся к "жемчужным зернам" истинного знания, их недоброжелательство, неблагодарность к науке и искусству, их злословие, невежественный суд и неумелое, хотя под час и ретивое вмешательство в дела, в которых нужны еще знания и просвещенный ум." (о баснях "Свинья", "Свинья под дубом", "Осел и Соловей", "Голик") (Г. К. Дорофеев, "Воспитательное значение басен И.А. Крылова", Тифлис, 1895 г.)
Авторы книги "И. А. Крылов и его басни" поясняют суть и смысл басни "Свинья" так:
"...Есть... сорт людей, которые способны замечать только худое; для них хорошего как будто вовсе не существует. Во всем и всегда они прежде всего ищут только дурное. Такой пример дает Крылов в басне "Свинья"." ("И. А. Крылов и его басни", составитель Кирюков, СПб, ред. журн. "Досуг и дело", 1886 г.)

Такова мораль басни "Свинья" Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.