moral-basnja-krylov
Портрет И. А. Крылова.
Художник И. Е. Эггинк
Басня "Кошка и Соловей" была написана Крыловым не ранее декабря 1822 и не позднее 1823 г. (вероятнее всего, в первой половине 1823 г.) и впервые опубликована в "Трудах Вольного общества любителей российской словесности" в 1824 г.

В этой статье представлены материалы о морали басни "Кошка и Соловей" Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.

Смотрите: Все материалы по басням Крылова










Мораль басни "Кошка и Соловей" Крылова


Мораль басни "Кошка и Соловей" заключается в том, что жесткая цензура губительна для таланта. В этой басне Крылов намекает на суровую цензуру первой половины XIX века, от которой страдали многие талантливые поэты и писатели.

Сам Крылов поясняет мораль басни в ее последних строках:
"Сказать ли на ушко, яснее, мысль мою? 
Худые песни Соловью 
В когтях у Кошки."
Суть и смысл басни "Кошка и Соловей" также отражены в русских народных пословицах и поговорках:
"Мягко стелет, да жестко спать." 
"Целуют, что ястреб курочку - до последнего перышка." 
"Неволя скачет, неволя пляшет, неволя песни поет." 
"Хоть волком вой, да песни пой!" 
"Глотай горько, да говори сладко." 
"Нужда закон пишет..."
Педагог В. И. Водовозов видит суть и смысл басни в следующем:
"Вся гнусность грубого насилия, соединенного с лицемерием и обманом, является... в баснях: "Волк и Ягненок", "Волк и Кукушка", "Волк и Кот", "Кошка и Соловей", "Соловьи"." (В. И. Водовозов, "О педагогическом значении басен Крылова", 1862 г.)
Авторы книги "Пятьдесят басен И. А. Крылова" комментируют мораль бани следующим образом:
"После предателя нет человека презреннее лицемера. <...> Лицемеров, то есть людей жестоких, бессердечных, в личине святоши и "благодетелей", Крылов рисовал не раз. Приведем его басни: "Добрая лисица", "Кошка и Соловей", "Туча", "Мирон"... Если вдуматься в эти басни, то они много помогут пооглядеться да разузнать людей. <...> 
Вот еще [о басне "Кошка и Соловей"] благодетель из тех, что "мягко стелят, да у них жестко спать"; у которых речи медовые и лапки бархатные, да коготки востры и уцеписты - держат, не выпустят, и зубок востер - не помилует. О ласках этих благодетелей и пословица сказывает "Целуют, что ястреб курочку - до последнего перышка"." (книга "50 басен И. А. Крылова" с поясн. и примеч., СПб, издатель М.Н. Слепцова, 1908 г.)
По мнению И. В. Сергеева, суть и мораль басни "Кошка и Соловей" заключается в следующием:
"Борясь с цензурой и всячески увертываясь от ее опеки, Крылов все же умело свел с нею счеты, опубликовав невинную басенку о кошке и соловье. Цензура спохватилась поздно. Басня уже была напечатана. 
В ней Крылов рассказывал о злой Кошке, интересовавшейся соловьиным пением. Поймав Соловья, она требовала песен, желая убедиться в таланте прославленного певца, но бедняга едва дышал и только попискивал от страха. Кошка разочаровалась в Соловье. Он в пении, по ее мнению, был вовсе не искусен. <...> ...Басня Крылова "Кошка и Соловей". Она была направлена против цензуры, и это сразу же поняли все. А цензура в эти годы начинала свирепствовать." (И. В. Сергеев, книга "И. А. Крылов", Москва, "Молодая гвардия", 1945 г., серия "Великие русские люди")
В. Ф. Кеневич комментирует суть и смысл басни "Кошка и Соловей" так:
"По свидетельству некоторых современников Крылова, басня эта касалась самого чувствительного современного вопроса, — именно, вопроса о цензуре. В ней он изобразил печальное состояние русской литературы, которая, в те времена, в эпоху реакции, подверглась невероятным цензурным стеснениям..." (В. Ф. Кеневич В. Ф., "Библиографические и исторические примечания к басням Крылова")
Н. Л. Степанов пишет следующее об истории создания басни:
"Возможно, что запрещение таких басен, как "Рыбья пляска"... и "Пестрые Овцы"... натолкнуло Крылова на создание басни "Кошка и Соловей"." (Н. Л. Степанов, монография "И. А. Крылов", Москва, 1949 г.)

Такова мораль басни "Кошка и Соловей" Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.