moral-basni-strekoza-i-muravej-krylov
"Стрекоза и Муравей".
Художник
А. Н. Комаров
Басня "Стрекоза и Муравей" И. А. Крылова была впервые опубликована в "Драматическом вестнике" в 1808 г. (ч. II, № 34). Время создания произведения неизвестно.

Крылов относил эту басню к числу своих "переводов и подражаний". Произведение представляет собой переработку басни Лафонтена "Кузнечик и Муравей" ("La cigale et la fourmi", 1668 г.), которая, в свою очередь, восходит к одноименной басне Эзопа.

В этой статье представлены материалы о морали басни "Стрекоза и Муравей" Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.

Смотрите: Все материалы по басням Крылова




Мораль басни "Стрекоза и Муравей" И. А. Крылова


Мораль басни "Стрекоза и Муравей" заключается в том, что нужно заранее думать о последствиях своих поступков.

В частности, речь идет о том, что молодые люди должны заранее беспокоиться о том, как обеспечить себе старость. Если молодой человек ленится и живет одним днем, в зрелом возрасте он рискует оказаться в тяжелом положении и даже бедности. Легкомысленные и ленивые люди должны рассчитывать только на себя, не надеясь на трудолюбивого "кума", который легко может отказать в помощи.

По мнению поэта И. И. Хемницера, мораль басни "Стрекоза и Муравей" заключается в следующем:
"В этой басне выставлены действующими лицами стрекоза и муравей; под стрекозой, конечно, должно разуметь человека ветреного, ленивого, беспечного, который не заботится о том, что будет впереди, а под муравьем – человека трудолюбивого, рассудительного, который не довольствуется настоящим, а думает о будущем, старется обеспечить свою старость. Стрекоза все лето веселилась, гуляла и не думала о том, что будет с нею зимою; муравей же работал, запасался кормом на такое время, когда его неоткуда будет достать. Вот стрекозу, ее ветреность и беспечность и довели до беды, до нищеты, до того, что пришлось просить милостыни.  
Разумея под стрекозой человека, под летом должно разуметь тот возраст, то время жизни, когда человек бывает в полной силе, чтоб трудиться; а под зимой – хилую старость, когда бы и хотелось поработать, да сил не хватает. Значит, если кто проведет свою молодость, как говорится, очертя голову, так на старости-то и придется с сумой по миру идти; да как придется встретить раз-другой такого богача, какой здесь выставлен под муравьем, – богача, который корки сухой не выбросит бедному, так, пожалуй, доведется и окочуриться где-нибудь на улице от голода и холода."   
(Хемницер И. И., "Басни, избранные из Хемницера и Крылова, с применением смысла каждой басни к быту простого народа...", ред. В. Золотов, СПб, т-во "Обществ. польза", 1878 г.)
Педагог Д. И. Тихомиров видит суть и смысл басни так:
"Каждый по мере сил своих должен трудиться для себя и для других... Праздный человек – тунеядец, не сознающий позора своего безнравственного существования... <...> Единственной целью труда и должна служить польза – себе и людям. <...> 
...В большинстве случаев, при нормальных условиях жизни, труд приносит за собой материальное довольство, обеспеченность ("Стрекоза и Муравей"). Не следует только сытому от своих трудов человеку быть черствым и бессердечным эгоистом (как Муравей), даже и по отношению к легкомысленному празднолюбцу (как Стрекоза): надо пожалеть страдание и горе, от чего бы они ни произошли; надо помочь нуждающемуся, – иного это научит и исправит."   
(Д. И. Тихомиров, "Избранные басни И. А. Крылова для школ и народа" под редакцией Д. И. Тихомирова, Москва, типография М. Г. Волчанинова, 1895 г.)
Педагог Е. В. Петухов считает эту басню двусмысленной и неопределенной с точки зрения морали:
"...Надо помнить, что не все без исключения басни Крылова одинаково ценны и пригодны в педагогическом отношении. <...> ...Необходимо, чтобы та духовная пища, которая предлагается ребенку через доступную ему книгу, была... безупречной в своей нравственной основе... <...> ...При всех своих высоких художественных и иных достоинствах басни Крылова в целом своем виде не отвечают такому требованию. <...>  
...Басня "Стрекоза и Муравей", в которой рядом со справедливым обличением легкомыслия (довольно, впрочем, невинного и даже грациозного) и похвалой труду, в конце оправдывается судом автора не только жестокосердый эгоизм самолюбивого труженика, но и его злая насмешка над ближним, попавшим в беду...  
Кроме того, можно указать и еще не некоторые басни, мораль которых должна быть признана довольно сомнительной: таковы "Кот и Повар"... "Конь и Всадник"... "Паук и Пчела"... "Разборчивая невеста"... "Музыканты"... 
(Е. В. Петухов, "О некоторых баснях Крылова в педагогическом отношении", Киев, тип. Г. Т. Корчак-Новицкого, 1895 г.)
Литератор Г. К. Дорофеев видит суть и смысл басни в следующем:
"...Он [Крылов] разъясняет значение труда; по его мнению, труд спасает человека от лишений и беспомощности; он не только основание личного благополучия, но и обязанность гражданина пред отечеством; баснописец учит трудиться с терпением для блага ближних и в этом находит себе отраду и утешение [о баснях "Стрекоза и Муравей", "Пчела и Мухи" и др.]; он старается возбудить в душе читателя уважение к людям, посвятившим себя полезному труду, как бы ни было скромно поприще их деятельности... ("Орел и Пчела")."  
(Г. К. Дорофеев, "Воспитательное значение басен И.А. Крылова. Речь, произнес. на лит.-муз. утре...", Тифлис, 1895 г.)

Такова мораль басни "Стрекоза и Муравей" Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.