illjustracija-lavreckij-dvorjanskoe-gnezdo-hudozhnik-k-rudakov
Лаврецкий.
Художник К. Рудаков
Господин Лаврецкий является одним из центральных персонажей романа "Дворянское гнездо" Тургенева.

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Лаврецкого в романе "Дворянское гнездо" Тургенева: описание внешности и характера героя в цитатах.

Смотрите: 
Краткое содержание романа "Дворянское гнездо"








Характеристика Лаврецкого в романе "Дворянское гнездо"


Полное имя героя - Федор Иванович Лаврецкий:
"...Лаврецкий Федор Иваныч приехал."
Лаврецкий - потомственный дворянин, богатый помещик:
"Федор Иванович Лаврецкий (мы должны попросить у читателя позволение перервать на время нить нашего рассказа) происходил от старинного дворянского племени."
"...Варваре Павловне хорошо было известно, что жених ее богат..." 
"...помещику, богатому, в двадцать шесть лет брать уроки, как школьнику?" (о молодом Лаврецком)
Лаврецкий является внучатым племянником другой героини романа - Марьи Дмитриевны Калитиной (матери Лизы):
"...проговорила Марья Дмитриевна. – По‑родственному, ведь он мне, Сергей Петрович, вы знаете, внучатный племянник."
Возраст Лаврецкого - 35 лет (когда он влюбляется в Лизу Калитину). Лаврецкий родился 20 августа 1807 года:
"Неужели, – подумал он, – мне в тридцать пять лет нечего другого делать, как опять отдать свою душу в руки женщины?" 
"Добрый помещик поздравлял Ивана Петровича с рождением сына, явившегося на свет в селе Покровском 20 августа 1807 года и нареченного Федором в честь святого мученика Феодора Стратилата."
Мать Лаврецкого, Маланья, была простой крестьянкой, а отец - потомственным дворянином:
"Случилось так, что в числе горничных Анны Павловны находилась одна очень хорошенькая девушка, с ясными кроткими глазками и тонкими чертами лица, по имени Маланья, умница и скромница. Она с первого разу приглянулась Ивану Петровичу; и он полюбил ее..." (о родителях Лаврецкого)
О внешности 35-летнего Лаврецкого известно следующее:
"...входил какой‑то незнакомый ему господин, в сером пальто и широкой соломенной шляпе." 
"Лаврецкий действительно не походил на жертву рока. От его краснощекого, чисто русского лица, с большим белым лбом, немного толстым носом и широкими правильными губами, так и веяло степным здоровьем, крепкой, долговечной силой. Сложен он был на славу, и белокурые волосы вились на его голове, как у юноши. В одних только его глазах, голубых, навыкате, и несколько неподвижных, замечалась не то задумчивость, не то усталость, и голос его звучал как‑то слишком ровно." 
"...а ты, Федюша, дай мне руку. О! да какая же она у тебя толстая!"
О внешности молодого Лаврецкого известно следующее:
"Здоровый, краснощекий, уже с заросшей бородой, молчаливый, он производил странное впечатление на своих товарищей; они не подозревали того, что в этом суровом муже, аккуратно приезжавшем на лекции в широких деревенских санях парой, таился чуть не ребенок." (Лаврецкий в возрасте 23 лет) 
"Странно было видеть его могучую, широкоплечую фигуру, вечно согнутую над письменным столом, его полное, волосатое, румяное лицо, до половины закрытое листами словаря или тетради." (Лаврецкий в возрасте около 26 лет)








Лаврецкий - добрый человек:
"Вы такие добрые, – начала она и в то же время подумала: «Да, он, точно, добрый…»..."  
"...он очень постарел, но, мне кажется, он все такой же добрый." 
"...я знаю, сердце у вас добрейшее." (Марья Дмитриевна о Лаврецком)
Лаврецкий - хороший человек, по мнению Марфы Тимофеевны:
"Ну, я не спорю, он хороший человек, не кусается; да ведь что ж такое?"
Лаврецкий кажется немного грубым, но при этом у него мягкое сердце:
"Да, да, понимаю, – промолвила Марья Дмитриевна. – Он только с виду немного груб, а сердце у него мягкое."
Сам себя Лаврецкий называет "топорным человеком", вероятно, имея в виду свою внешнюю грубость:
"...повторил Лаврецкий. – Я топорный человек, а чувствую, что все должны вас любить."  
Лаврецкий - прекрасный и умный человек, по мнению Лизы Калитиной:
"...но Лиза, рассказывая Паншину свою вчерашнюю поездку, отозвалась о Лаврецком как о прекрасном и умном человеке..."
Лаврецкий - "байбак", то есть неповоротливый, ленивый человек, по мнению его приятеля Михалевича:
"...ты не скептик, не разочарованный, не вольтериянец, ты – байбак, и ты злостный байбак, байбак с сознаньем, не наивный байбак. ...а ты мыслящий человек – и лежишь; ты мог бы что‑нибудь делать – ничего не делаешь; лежишь сытым брюхом кверху и говоришь: так оно и следует, лежать‑то, потому что все, что люди ни делают, – все вздор и ни к чему не ведущая чепуха." (Михалевич о Лаврецком)
"...при его наклонности к упрямству, созерцанию и лени…"
По мнению Паншина, Лаврецкий - прекрасный человек, но несимпатичеый, озлобленный и несколько смешной:
"...решив про себя, что Лаврецкий, может быть, и прекрасный человек, но несимпатичный, «aigri»* и «en somme»** несколько смешной."
(*озлобленный (фр.)), **в конце концов (фр.))
Лаврецкий - человек со здравым и ясным умом, хотя и несколько тяжелым:
"При его уме, ясном и здравом, но несколько тяжелом..."
Лаврецкий страстно любит музыку:
"Хотя, по милости отца, он ни на каком инструменте не играл, однако страстно любил музыку, музыку дельную, классическую."
Лаврецкий считает, что получил безобразное воспитание по вине отца, который пытался сделать из него спартанца:
"«Я из него хочу сделать человека прежде всего, un homme*,– сказал он Глафире Петровне, – и не только человека, но спартанца»."  (*un homme - мужчину) 
"...музыку, как занятие недостойное мужчины, изгнали навсегда; естественные науки, международное право, математика, столярное ремесло, по совету Жан‑Жака Руссо, и геральдика, для поддержания рыцарских чувств, – вот чем должен был заниматься будущий «человек»; его будили в четыре часа утра, тотчас окачивали холодной водой и заставляли бегать вокруг высокого столба на веревке; ел он раз в день по одному блюду; ездил верхом, стрелял из арбалета; при всяком удобном случае упражнялся, по примеру родителя, в твердости воли..."  (о воспитании Лаврецкого) 
"Вы и понять не можете всего того, что молодой, неискушенный, безобразно воспитанный мальчик может принять за любовь!.." (Лаврецкий о себе)
В молодости Лаврецкий несколько лет учится в Университете на физико-математическом отделении, но бросает учебу из-за женитьбы:
"...он надел, не смущаясь, студентский мундир. Он поступил в физико‑математическое отделение."
В 26 лет Лаврецкий женится на юной красавице Варваре Павловне Коробьиной:
"Итак, предложение его было принято, но с некоторыми условиями. Во‑первых, Лаврецкий должен был немедленно оставить университет: кто же выходит за студента, да и что за странная мысль – помещику, богатому, в двадцать шесть лет брать уроки, как школьнику?"
Жена Лаврецкого ведет бурную светскую жизнь и встречается с другими мужчинами за спиной у мужа. Узнав об изменах, Лаврецкий расстается с женой. Вскоре после этого у Варвары рождается дочь Ада:
"Она порадовала его рождением сына, но бедный мальчик жил недолго; он умер весной, а летом, по совету врачей, Лаврецкий повез жену за границу, на воды." 
"...поехали в Париж. В Париже Варвара Павловна расцвела, как роза..." 
"Потом он узнал, что у него родилась дочь..."
После разрыва с женой Лаврецкий больше не верит в счастье. Он разочарован в жизни и женщинах. Прожив несколько лет за границей, 35-летний Лаврецкий приезжает в Россию в свое имение. Он часто бывает у своих дальних родственников Калитиных. Здесь он влюбляется в юную красавицу Лизу Калитину. Девушка отвечает ему взаимностью:
"...он окончательно в тот же день убедился в том, что полюбил ее."
"Я… я… я люблю вас, – произнес он с невольным ужасом." 
Однажды в журнале Лаврецкий видит объявление о смерти жены Варвары. Он понимает, что, будучи вдовцом, он может жениться на Лизе. Так у Лаврецкого появляется надежда на счастье, на возможный брак с Лизой. Однако планы влюбленных рушатся, когда внезапно из-за границы приезжает жена Лаврецкого, Варвара, вместе с дочерью (вести о ее смерти оказываются ложью).

Лаврецкий понимает, что его надежда на счастье с Лизой разрушена. Он не может жениться на ней, будучи женатым человеком (развод в то время был почти невозможен):
"Приехала. Она теперь у меня, а я… я несчастный человек."
"На второй день к вечеру прибыли они в Лаврики; неделю спустя Лаврецкий отправился в Москву, оставив жене тысяч пять на прожиток..."
Вскоре, заскучав в деревне, ветреная Варвара Павловна снова уезжает - сначала в Петербург, а затем в Париж. Там она ведет бурную светскую жизнь в обществе многочисленных поклонников. На этот раз Лаврецкий откупается от нее деньгами так, чтобы та снова не вернулась к нему:
"Что касается до нее, то она по прежнему постоянно живет в Париже: Федор Иваныч дал ей на себя вексель и откупился от нее, от возможности вторичного неожиданного наезда."
Тем временем Лиза, потеряв надежду на счастье с Лаврецким, уходит в монастырь. Так проходит 8 лет. В эти годы в душе несчастного Лаврецкого наступает перелом. Он перестает думать о собственном счастье, "утихает и стареет душой". Он становится хорошим хозяином и занимается улучшением жизни крестьян. Вероятно, таким образом проходит вся дальнейшая жизнь Лаврецкого:
"В течение этих восьми лет совершился наконец перелом в его жизни, тот перелом, которого многие не испытывают, но без которого нельзя остаться порядочным человеком до конца; он действительно перестал думать о собственном счастье, о своекорыстных целях. Он утих и – к чему таить правду? – постарел не одним лицом и телом, постарел душою..." 
"Лаврецкий имел право быть довольным: он сделался действительно хорошим хозяином, действительно выучился пахать землю и трудился не для одного себя; он, насколько мог, обеспечил и упрочил быт своих крестьян." 
Спустя 8 лет разлуки Лаврецкий едет в монастырь, где живет Лиза. Он видит возлюбленную среди монахинь. Лиза тоже замечает Лаврецкого, но не подает виду. После этого герои, вероятно, больше не встречаются:
"Говорят, Лаврецкий посетил тот отдаленный монастырь, куда скрылась Лиза, – увидел ее. Перебираясь с клироса на клирос, она прошла близко мимо него, прошла ровной, торопливо‑смиренной походкой монахини – и не взглянула на него; только ресницы обращенного к нему глаза чуть‑чуть дрогнули, только еще ниже наклонила она свое исхудалое лицо – и пальцы сжатых рук, перевитые четками, еще крепче прижались друг к другу."

Это был цитатный образ и характеристика Лаврецкого в романе "Дворянское гнездо" Тургенева: описание внешности и характера героя в цитатах.

Смотрите: