"Алые паруса".
Художник Л. Фейнберг
Повесть-феерия "Алые паруса" является одним из самых известных произведений Александра Грина.

В этой статье представлена критика о повести-феерии "Алые паруса" А. Грина, отзывы современников о произведении.









Критика о повести-феерии "Алые паруса"


Отзыв в "Красной газете":

"Милая сказка, глубокая и лазурная, как море... Грин любит выдумку, маскарад, экзотику, все необычное и не похожее на действительность, но в свои произведения он обязательно вносит душу, жизнь... "
("Красная газета", 29 марта 1923 г.)


Отзыв в "Литературном еженедельнике":

"... какая же это дешевая сахарная карамель! И кому нужны его россказни о полуфантастическом мире, где все основано на «щучьих велениях», на случайностях... Пора бы, кажется, делом заняться."
("Литературный еженедельник", издание "Красной газеты", 27 января 1923 г.)


Н. Ашукин:

"Новая книга Грина на титульном листе названа повестью, но на шмуцтитуле стоит другой подзаголовок: феерия. Мы не знаем, есть ли в этом различии подзаголовков воля автора или (что теперь часто) типографская ошибка; ошибка в данном случае счастливая. Сказочное волшебство феерии, сливаясь с четкостью жизненных образов повести, делает «Алые паруса» книгой, волнующей читателя своеобразным гриновским романтизмом. <...>

Прелесть творчества Грина в том, что оно литературно ... Русская критика, в большинстве случаев требующая от писателя как раз того, чего нет у Грина, оставила его как бы вне литературы ... Феерическое волшебство, то, чего не бывает в жизни, в повести Грина реально искусством литературного правдоподобия, действующего движением фабулы, ритмом рассказа, романтикой образов."
(журнал "Россия", 1923, №5)


С. Бобров:

"...роман этот не столько роман вообще, сколько роман автора с его книгой."
("Печать и революция", 1923, №3).


А. Ревякина:

"Собственно, все творчество писателя представляет собой феерию, содержащую различные превращсния, изменения облика его оригинальных идей - представлсний. Эту особенность Грина исследователи связывали и с тяготением к приемам «символизма», и с «аллегоричностью», и с «фантастикой». Однако, быть может, стоит принять определение самого писателя, который назвал «Алые паруса» и некоторые рассказы феериями, - ведь в этом, в основе своей аллегорическом, способе изображения участвуют и символы, и фантастические образы, и т. п. Писатель неизменно подчеркивал присутствие в его произведениях «смысла иного порядка». <...>

Грин стремился... утвердить свой подход к творчеству - отражению жизни путем фантастического, чудесного се преображения. Пафос творческого поиска пронизывает всю ткань повествования."
(А. Ревякина, примечания к 4-ому тому "Собрания сочинений А. Грина в пяти томах", 1994 г.)

Это была критика о повести-феерии "Алые паруса" А. Грина, отзывы современников о произведении.