analiz-pompadury-i-pompadurshi-ideja-tema-sut-smysl
"Помпадуры и помпадурши" - это цикл сатирических рассказов выдающегося русского писателя Салтыкова-Щедрина. 

В этой статье представлен анализ цикла рассказов "Помпадуры и помпадурши" Салтыкова-Щедрина: идея, тема, суть и смысл произведения.











Анализ "Помпадуры и помпадурши" Салтыкова-Щедрина


А. М. Скабичевский:

"...в "Истории одного города", как и в "Помпадурах и помпадуршах", стрелы Щедрина направляются не на одних выводимых градоначальников. Сатирик выводит их уродливыми, безобразными и карикатурными, вовсе не полагая в то же время в них альфу и омегу всех бед и зол русской жизни. Более всего бичует он толпу обывателей, забитых, униженных, пресмыкающихся глуповцев, чуждых всякой инициативы и самостоятельности и вечно являющихся одними и теми же бессловестными, подловато-угодливыми Молчалиными. Против этой-то... инертности и направлены более всего бичи щедринской сатиры."

(А. М. Скабичевский "История новейшей русской литературы. 1848-1908 гг.", Санкт-Петербург, 1909 г.)


Э. Ф. Голлербах и В. Е. Евгеньев-Максимов:

"Природу правительственной власти в самодержавно-монархическом государстве раскрывают преимущественно два произведения Щедрина "Помпадуры и помпадурши" и "История одного города".

Слово "помпадур" происходит от имени исторического лица - маркизы де Помпадур, возлюбленной бесхарактерного французского короля Людовика XV, которая не только отличалась крайней распущенностью нравов, но и постоянно вмешивалась в дела государственного управления, действуя самочинно и самоуправно, в частности раздавая по своему усмотрению высокие должности.

Называя российских губернаторов "помпадурами", Салтыков-Щедрин, с одной стороны, намекал на то, что они получают губернаторские места не по заслугам, а благодаря протекции... с другой стороны подчеркивал, что в своей административной деятельности они руководствуются помпадуровскими методами, т.е. поступают самочинно и самоуправно, не считаясь ни с законами, ни с интересами вверенного им населения.

Помпадуровская галерея Салтыкова-Щедрина довольно значительна. Составляющие ее образы обрисованы необычайно ярко и сочно. Наряду с образами помпадуров старых... Салтыков изображает и помпадуров новых, молодых, пореформенного типа. По большей части, это - дворянские сынки, шалопаи. Живя в долг, ибо доходов... им не хватает на ресторанные кутежи, они в конце концов вынуждены искать доходов от государственной службы. А помпадурство приносит большие деньги.

Потрясающе невежественные, до ужаса легкомысленные, абсолютно лишенные сознания гражданского долга, - они быстро становятся примерными помпадурами, ибо в совершенстве усваивают то основное требование, которое предъявляет к помпадурам высшая власть - пресекать "бунты" и выколачивать у крестьян недоимки. И старые и молодые помпадуры с одинаковым усердием выполняют это требование. Таким образом, "помпадуры", по Салтыкову, это худшие представители своего класса, это подлинные враги народа."

("М. Е. Салтыков-Щедрин в портретах и иллюстрациях", сост. Э. Ф. Голлербах и В. Е. Евгеньев-Максимов, Ленинград, 1939 г.)


Это был анализ цикла рассказов "Помпадуры и помпадурши" Салтыкова-Щедрина: идея, тема, суть и смысл произведения.