Катерина признается в измене.
Художник С. В. Герасимов
Героини пьесы "Гроза" представляют собой галерею ярких запоминающихся образов.

В этой статье представлены материалы для сочинения на тему "Женские образы в пьесе "Гроза" Островского".

В статье используются отрывки из книг известного критика и литератора А. М. Скабичевского, в которых проводится анализ женских образов драмы "Гроза".





Женские образы в пьесе "Гроза" Островского


"Относительно разнообразия женщин Островский далеко оставляет за собой всех прочих писателей его времени. К него не найдете вы, правда, таких безусловно идеальных героинь, каковы Елена в "Накануне" или Ольга в "Обломове"..., ни такие всеобъемлющие по своей широте типы, как Татьяна Пушкина... Островский был реалист в истинном и полном смысле этого слова. Ни одного характера, ни одного типа не найдете вы в его пьесах, безусловно идеального...

... типы его в высшей степени конкретны и относительны. Нет никакой возможности отрывать их из той среды, к которой они принадлежат, от их семьи... И вот перед нами проходит самая пестра и разнохарактерная вереница женщин... <...>

Что касается до Островского, то он, со своей стороны, не делает ни малейших предпочтений одной из своих героинь перед другой. Объективность его в этом отношении можно уподобить солнцу, которое с одинаковой любовью льет свой свет на маленькую былиночку, равно как и на роскошный дуб, словно внушает нам, чтобы любуясь какою-нибудь victoria regia*, ... мы не упускали из вида и незабудочки..." 
(*victoria regia – самая большая кувшинка в мире)

(А.М. Скабичевский, "Сочинения А. Скабичевского", 1890 г.)




Образ Катерины Кабановой

"... к категории женщин, колеблющихся, нерешительных, боящихся всяких кар ... принадлежит и Катерина в "Грозе". ... она ... обладает от природы художественной натурой и ультрарелигиозным воспитанием... <...>

Крайне впечатлительная, нервная, вечно экзальтированная, со своими чисто горячечными грезами и чуть не галлюцинациями, Катерина ... до последней степени пуглива и вечно ... под гнетом какого-нибудь ужаса, вероятно, под влиянием тех суеверных рассказов странниц... Пройдет по улице сумасшедшая барыня, грозя всем палкой и геенной огненной, и Катерины вся уже дрожит, и сердце у нее упало; послышится гром вдалеке – и новые страхи... <...>

... в случае обиды или какого-нибудь притеснения, Катерина ... подвержена ... той же отчаянности, и тогда куда страх девается... <...>

Парни поглядывали на нее, но она никого не любила, а только смеялась над ними. Не любя, вышла она и замуж за Тихона; ее, вероятно, просто выдали за него, а она не сопротивлялась, потому что он был ей не противен, и она его жалела.

Но потом, под гнетом тяжкого семейного деспотизма и вечных попреков свекрови, она ожесточилась; муж, оказавшийся тряпкой, не способный защитить ее, сделался ей противен, и она влюбилась в Бориса, который ... казался Катерине героем, резко выделяющимся из всего ее окружающего, человеком иного, волшебного мира.

И вот начались ... колебания..., резкие ...вследствие впечатлительности Катерины и ее религиозной экзальтации. ... Катерина смотрите на свою страсть к Борису, как на бесовское наваждение, порчу, от которой она и рада бы избавиться, да не может... <...>

Не будь Кабановой с ее неумолимым и безжалостным тиранством,... Борис уехал бы, муж простил бы свою преступную жену... Но Кабанова, усугубив свое преследование невестки, скоро доводит ее до ... отчаянности. <...>

Правда, перед своим падением в Волгу, Катерина, прощаясь с Борисом, как будто отваживается на шаг еще более решительный и не столь малодушный, как самоубийство: она просит Бориса взять ее с собой. Но, по-видимому, это были одни жалкие слова, которым и сама Катерина не придавала большого значения, отлично зная, что Борису невозможно взять ее с собой; она не стала даже и настаивать на своей просьбе."

(А.М. Скабичевский, "Сочинения А. Скабичевского", 1890 г.)


Образ Варвары Кабановой

"Вот другое дело – Варвара. ...Островский едва ли не сознательно вывел ее в контраст Катерине, и контраст этот провел по всей драме. <...>

Здесь мы видим полное уже отрешение от всех родовых заветов домостроевской старины и широкое развитие индивидуальности.

Женщины этой категории не вешают головы при первой неудаче в жизни, не отдаются пассивно определению судьбы или воле старших; они стремятся самостоятельно и независимо устроить свою судьбу и при своем уме, ловкости и находчивости всегда успевают в этом, выходя замуж непременно за того, кого сами избирают; в девичестве это огневые и бедовые девушки, с которыми родители никак не могут совладать; в замужестве – энергические и неусыпные хозяйки, держащие обыкновенно в ежовых рукавицах весь дом, не исключая своего благоверного. Старуха Кабанова в молодости своей, наверное, принадлежала к этому типу, и Варвара родилась вся в нее.

Варвара – прежде всего натура глубоко реальная, чем она и отличается радикально от Катерины; никаких не знает она ... страхов: ни сумасшедшая старуха со своими угрозами, ни громы небесные нисколько ее не смущают. Они и говорит-то в пьесе мало, ... высказываться – не в ее натуре; она больше действует, и посмотрите, как энергичнее: помогает Катерине видеться с ее любезным, не забывая при этом и себя.

Ее обвиняли в рабской лживости и притворстве и ставили ей в пример Катерину, как образец прямо и честной натуры. Но лживость и притворство вовсе не представляют природных свойств Варвары; ведь не лжет же она и не притворяется ни перед Катериной, ни перед Кудряшом. Это ... лишь система действий по отношений к одной Кабановой. <...>

... у подобных девушек не хватает еще мужества открыто заявлять свою волю, да и трудно это было бы перед Кабановой, но это не мешает им устраивать свою жизнь самостоятельно и по-своему...

...сама удалая, она полюбила и парня еще более удалого, который не робел и не молчал перед Диким... <...>

И вот в то время, когда разунылый Борис был услан свирепым дядюшкой в Сибирь, а разочарованная Катерина пошла искать правды и утешения в волнах Волги, одна Варвара устроилась благополучно и завоевала то самое счастье, которого добивалась: она убежала с Кудряшом."

(А.М. Скабичевский, книга "Сочинения А. Скабичевского", 1890 г.)



"Кабанова. ...Все ее суждения исполнены строгой логики, сбить с которой ее нет возможности. Она не развратничает, не самодурствует, а строго блюдет долг свой и держит домочадцев в страхе, потому что так подобает по стародавним праотеческим заветам. Она фанатично верит в этот страх не ради самоуслаждения им, а потому что, по ее незыблемому убеждению, без этого страха все сейчас же совратятся с пути и все развалится... <...>

И до конца драмы Кабанова осталась верна своей беспощадной логике, не только ни на минуту не поколебалась, не раскаялась, осталась вполне права в своих собственных глазах, а все развернувшиеся события еще больше утвердили ее в ее убеждениях. И в самом деле: разве невестка своей изменой не осрамила ее дома и не оправдала ее ненависти к ней?"

(А.М. Скабичевский, книга "История новейшей русской литературы. (1848-1890)", Санкт-Петербург, 1891 г.)


Это были материалы для сочинения на тему "Женские образы в пьесе "Гроза" Островского". В статье приводятся фрагменты из книг А. М. Скабичевского.