smysl-nazvanija-komedija-nedorosl-fonvizin
Комедия "Недоросль".
Художник Д. Дубинский
Комедия "Недоросль" Фонвизина является выдающимся произведением русской литературы конца XVIII века.

В этой статье представлены ответы на вопросы о смысле названия комедии "Недоросль"; о том, почему автор назвал пьесу "Недорослем", почему это произведение называют комедией о воспитании и т.д.

Смотрите: 
- Краткое содержание комедии
Все материалы по комедии "Недоросль"





Смысл названия комедии "Недоросль" Фонвизина


Почему Фонвизин назвал свою комедию "Недорослем"? Почему, например, не "Госпожа Простакова" или "Жизнь Простаковых"?

Название "Недоросль" напрямую отражает идею и задачу пьесы – осмеять недостатки дворянского образования, которые порождают другие проблемы в обществе.

В "Недоросле" автор высмеивает недостатки дворянского образования конца XVIII века на примере недоросля Митрофана Простакова, 15-летнего ленивого, глупого и избалованного "маменькиного сынка". 

Важно понимать, что слово "недоросль" во времена Фонвизина имело официальное значение. В XVIII веке "недорослями" называли молодых дворян, которые еще не получили свидетельства об образовании, без которого нельзя было поступить на службу.


Критика о названии комедии "Недоросль"


Известный критик Д. Д. Благой считает, что главная тема пьесы "Недоросль" – тема воспитания, поэтому она отражена в названии произведении. Однако в пьесе также поднимаются и  другие темы, как "злонравие", жестокость помещиков и т.д.:
"Воспитание, вернее – отсутствие сколько-нибудь нормального воспитания Митрофанушки, составляет тему ... окончательной редакции "Недоросля". Это подчеркивается самым названием пьесы. <...> 
Но вместе с тем нарисованная в "Недоросле" картина по своему содержанию гораздо шире, чем просто показ дурного воспитания. Воспитание Митрофанушки выражается не только в том, что его плохо учат. Сама обстановка, в которой он растет, делает его таким, каков он есть. С самого раннего детства он окружен злыми примерами. Комедия заканчивается словами Стародума, указывающего на Простакову: "Вот злонравия достойные плоды!". 
Пьеса о воспитании вырастает в пьесу о помещичьем, крепостническом злонравии, в первую у нас социальную комедию-сатиру.  
(Д. Д. Благой, статья "Д. И. Фонвизин")





Критик В. Н. Малинин также считает, что главная задача комедии "Недоросль" – высмеять недостатки дворянского образования ("воспитания"). И конечно, эта задача отражена в названии пьесы:
"Задача комедии – осмеять недостатки современного воспитания. <...> Бытовая обстановка, в которой наблюдается нами процесс воспитания, есть крепостная помещичья семья. При такой постановке дела Фонвизин неизбежно должен был высказаться по вопросу о крепостном праве и отношении помещиков к крестьянам."
(В. Н. Малинин, книга "Д. И. Фонвизин" под ред. В. И. Покровского, 1905 г.)

Пьеса "Недоросль" как комедия о воспитании


Известный литератор Г. А. Гуковский называет "Недоросль" комедией о воспитании:
"Воспитание для Фонвизина ... – это основа и оправдание дворянских привилегий. Дворянское воспитание делает человека дворянином; невоспитанный дворянин недостоин пользоваться чужим трудом. <...>
Для Фонвизина тема воспитания – основная в его литературном творчестве... 
И "Недоросль", прежде всего, комедия о воспитании. <...> Воспитание для Фонвизина – не только тема общих нравоучительных рассуждений, а животрепещущая злободневная политическая тема." 
(Г. А. Гуковский, статья из книги "Недоросль. Фонвизин Денис Иванович", 1935 г.) 


Это были материалы о смысле названия комедии "Недоросль" Фонвизина", анализ причин, по которым автор назвал свою комедию "Недорослем", почему это комедия о воспитании и т.д.