smysl-nazvanija-komedija-nedorosl-fonvizin
Комедия "Недоросль".
Художник Д. Дубинский
Комедия "Недоросль" Фонвизина является выдающимся произведением русской литературы конца XVIII века.

В этой статье представлены ответы на вопросы о смысле названия комедии "Недоросль"; о том, почему автор назвал пьесу "Недорослем", почему это произведение называют комедией о воспитании и т.д.

Смотрите: 
Все материалы по комедии "Недоросль"





Смысл названия комедии "Недоросль" Фонвизина


Почему Фонвизин назвал свою комедию "Недорослем"? Почему, например, не "Госпожа Простакова" или "Жизнь Простаковых"?

Название "Недоросль" напрямую отражает идею и задачу пьесы – осмеять недостатки дворянского образования, которые порождают другие проблемы в обществе.

В "Недоросле" автор высмеивает недостатки дворянского образования конца XVIII века на примере недоросля Митрофана Простакова, 15-летнего ленивого, глупого и избалованного "маменькиного сынка". 

Важно понимать, что слово "недоросль" во времена Фонвизина имело официальное значение. В XVIII веке "недорослями" называли молодых дворян, которые еще не получили свидетельства об образовании, без которого нельзя было поступить на службу.


Критика о названии комедии "Недоросль"

Известный критик Д. Д. Благой считает, что главная тема пьесы "Недоросль" – тема воспитания, поэтому она отражена в названии произведении. Однако в пьесе также поднимаются и  другие темы, как "злонравие", жестокость помещиков и т.д.:
"Воспитание, вернее – отсутствие сколько-нибудь нормального воспитания Митрофанушки, составляет тему ... окончательной редакции "Недоросля". Это подчеркивается самым названием пьесы. <...> 
Но вместе с тем нарисованная в "Недоросле" картина по своему содержанию гораздо шире, чем просто показ дурного воспитания. Воспитание Митрофанушки выражается не только в том, что его плохо учат. Сама обстановка, в которой он растет, делает его таким, каков он есть. С самого раннего детства он окружен злыми примерами. Комедия заканчивается словами Стародума, указывающего на Простакову: "Вот злонравия достойные плоды!". 
Пьеса о воспитании вырастает в пьесу о помещичьем, крепостническом злонравии, в первую у нас социальную комедию-сатиру.  
(Д. Д. Благой, статья "Д. И. Фонвизин")





Критик В. Н. Малинин также считает, что главная задача комедии "Недоросль" – высмеять недостатки дворянского образования ("воспитания"). И конечно, эта задача отражена в названии пьесы:
"Задача комедии – осмеять недостатки современного воспитания. <...> Бытовая обстановка, в которой наблюдается нами процесс воспитания, есть крепостная помещичья семья. При такой постановке дела Фонвизин неизбежно должен был высказаться по вопросу о крепостном праве и отношении помещиков к крестьянам."
(В. Н. Малинин, книга "Д. И. Фонвизин" под ред. В. И. Покровского, 1905 г.)

Пьеса "Недоросль" как комедия о воспитании

Известный литератор Г. А. Гуковский называет "Недоросль" комедией о воспитании:
"Воспитание для Фонвизина ... – это основа и оправдание дворянских привилегий. Дворянское воспитание делает человека дворянином; невоспитанный дворянин недостоин пользоваться чужим трудом. <...>
Для Фонвизина тема воспитания – основная в его литературном творчестве... 
И "Недоросль", прежде всего, комедия о воспитании. <...> Воспитание для Фонвизина – не только тема общих нравоучительных рассуждений, а животрепещущая злободневная политическая тема." 
(Г. А. Гуковский, статья из книги "Недоросль. Фонвизин Денис Иванович", 1935 г.) 


Это были материалы о смысле названия комедии "Недоросль" Фонвизина", анализ причин, по которым автор назвал свою комедию "Недорослем", почему это комедия о воспитании и т.д.