fenechka-otcy-i-deti-harakteristika
Фенечка с ребенком.
Художник К. И. Рудаков
Фенечка является одной из второстепенных героинь романа "Отцы и дети" Тургенева.

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Фенечки в романе "Отцы и дети": описание внешности и характера героини в цитатах.

Смотрите: 
- Краткое содержание романа
Все материалы по роману "Отцы и дети"



Образ и характеристика Фенечки в романе "Отцы и дети"


Возраст Фенечки — около 23 лет:
"Это была молодая женщина лет двадцати трех..." (глава V)
Полное имя героини — Федосья Николаевна:
"Да вы сами посудите, Федосья Николавна..." (глава XXIII)
Фенечка является крестьянкой по происхождению. Судя по всему, ее родители получили вольную и стали вольнонаемными крестьянами:
"«Поцелуй же ручку у барина, глупенькая», – сказала ей Арина..." (крестьяне целовали у барина руку, (глава VIII))
Юная Фенечка остается сиротой в 20 лет:
"Муж у ней давно умер..." (речь идет про отца Фенечки) 
"...мать, Арина, умерла от холеры..." (Мать Фенечки умерла от холеры, когда дочери было около 20 лет)
Фенечка является красивой молодой женщиной:
"И в самом деле, есть ли на свете что-нибудь пленительнее молодой красивой матери с здоровым ребенком на руках?.." (глава VIII) 
"Какая хорошенькая!.." (глава IX) 
"Известно о ком: одна только хорошенькая..." (глава IX) 
"У твоего отца, видно, губа не дура..." (глава IX)
О внешности Фенечки известно следующее:
"...Фенечка. Это была молодая женщина лет двадцати трех, вся беленькая и мягкая, с темными волосами и глазами, с красными, детски пухлявыми губками и нежными ручками. На ней было опрятное ситцевое платье; голубая новая косынка легко лежала на ее круглых плечах..." (глава V) 
"...мелькнуло молодое женское лицо..." (глава IV) 
"...в голубой душегрейке и с наброшенным белым платком на темных волосах, молодая женщина, Фенечка..." (глава IV) 
"...показалась мягкая масса черных, блестящих, слегка растрепанных волос..." (глава XXIII) 
"...горячая кровь разлилась алою волной под тонкою кожицей ее миловидного лица..." (глава V) 
"...тихонько вышла. Она ходила немножко вразвалку, но и это к ней пристало..." (глава V) 
"...Фенечка и свои волосы привела в порядок, и косынку надела получше, но она могла бы остаться, как была..." (глава VIII) 
"...приложил губы к Фенечкиной руке, белевшей, как молоко, на красной рубашечке Мити..." (глава VIII) 
"...лицо Фенечки скользнуло перед ним такое бледное и маленькое..." (глава XI) 
"...Фенечка хорошела с каждым днем. Бывает эпоха в жизни молодых женщин, когда они вдруг начинают расцветать и распускаться, как летние розы; такая эпоха наступила для Фенечки. Все к тому способствовало, даже июльский зной, который стоял тогда. Одетая в легкое белое платье, она сама казалась белее и легче: загар не приставал к ней, а жара, от которой она не могла уберечься, слегка румянила ее щеки да уши и, вливая тихую лень во все ее тело, отражалась дремотною томностью в ее хорошеньких глазках. Она почти не могла работать; руки у ней так и скользили на колени. Она едва ходила и все охала да жаловалась с забавным бессилием..." (глава XXIII) 
"Она сидела на скамейке, накинув по обыкновению белый платок на голову..." (глава XXIII)
XX

У нее "хорошенькие глазки":
"...Фенечка подняла на Базарова свои глаза, казавшиеся еще темнее от беловатого отблеска, падавшего на верхнюю часть ее лица..." 
"Прелестно было выражение ее глаз, когда она глядела как бы исподлобья да посмеивалась ласково и немножко глупо..." 
"...в ее хорошеньких глазках..."
У нее приятный голос:
"Я люблю, когда вы говорите. Точно ручеек журчит..." (глава XXIII) 
"Здравствуйте-с, – ответила она негромким, но звучным голосом..." (глава V)
Фенечка является стыдливой девушкой:
"...она предполагает… она стыдится..." (глава V) 
"Напрасно ж она стыдится..." (глава V) 
"...поставив ее перед Павлом Петровичем, вся застыдилась..." (глава V) 
"Казалось, ей и совестно было, что она пришла, и в то же время она как будто чувствовала, что имела право прийти..." (глава V)
Она достойная женщина, по мнению Николая Петровича Кирсанова и его сына Аркадия:
"...если ты позволил ей жить с тобой под одною кровлей, стало быть она это заслуживает..." (глава V)
"Конечно, если б эта девушка не стоила… Это не легкомысленная прихоть..." (глава V)
Фенечка является вежливой девушкой:
"...Фенечка всем в доме говорила вы..." (глава VIII)

Она живет тихо и скромно:

"...редкий ее видел: она жила тихонько, скромненько..." (глава VIII)

Фенечка является пустым существом, по мнению Павла Петровича Кирсанова. При этом герой хорошо относится к ней:

"Ах, как я люблю это пустое существо!.." (глава XXIV)
При этом Фенечка — хорошая хозяйка. Она любит порядок в доме:
"Она наследовала от своей матери любовь к порядку..." (глава VIII)
Она рассудительна и степенна:
"...наследовала от своей матери... рассудительность и степенность..." (глава VIII)


Отношения Фенечки и Николая Петровича Кирсанова


В начале романа крестьянка Фенечка является неофициальной женой помещика Николая Петровича Кирсанова:
"...эта девушка, про которую ты, вероятно, уже слышал... 
Ну да... она теперь живет у меня. Я ее поместил в доме… там были две небольшие комнатки..." (глава III)

У крестьянки Фенечки и барина Николая Петрович есть маленький сын Митя:

"...вошла Фенечка с Митей на руках..." (глава VIII) 
"...– Сколько, бишь, ему месяцев? – спросил Павел Петрович. 
– Шесть месяцев; скоро вот седьмой пойдет, одиннадцатого числа..." (глава VIII)

Фенечка любит Николая Петровича. Она благодарна ему за его хорошее отношение к ней:

"Я Николая Петровича всем сердцем люблю... Мне Николая Петровича не любить – да после этого мне и жить не надо!.. Я Николая Петровича одного на свете люблю и век любить буду!.." (глава XXIV)

В конце романа Николай Петрович женится на Фенечке, несмотря на то что та является крестьянкой и что такие браки осуждаются в дворянском обществе:

"Неделю тому назад, в небольшой приходской церкви, тихо и почти без свидетелей, состоялись две свадьбы: Аркадия с Катей и Николая Петровича с Фенечкой..." (глава XXVIII)



Это был цитатный образ и характеристика Фенечки в романе "Отцы и дети" Тургенева: описание внешности и характера героини.