illjustracija-Ilja-Oblomov-P-N-Pinkisevich
Илюша Обломов и няня.
Художник
П. Н. Пинкесевич
Воспитание Ильи Ильича Обломова является одной из важных тем в романе Гончарова "Обломов".

В этой статье представлены материалы для сочинения о воспитании Обломова в романе Гончарова "Обломов": анализ системы воспитания, ее принципов и проблем.





Воспитание Ильи Обломова в романе Гончарова


Илья Ильич Обломов является единственным ребенком у своих родителей. Из-за этого супруги Обломовы всячески баловали сына: 
"...в школе, где не делали исключений в пользу балованных сынков." (об Илье Обломове, часть 1 глава VI)
Воспитание Обломова прошло в теплом семейном кругу, в домашней и уютной атмосфере в его родном имении Обломовка:
"Воспитанный в недрах провинции, среди кротких и теплых нравов и обычаев родины, переходя в течение двадцати лет из объятий в объятия родных, друзей и знакомых, он до того был проникнут семейным началом..." (часть 1 глава V)
Родители Обломова и другие его родственники были ленивыми людьми. От всех них Илья Ильич перенял свою лень и беспечность:
"У них, как и у всех людей, были и заботы и слабости, взнос подати или оброка, лень и сон..." (часть 1 глава IX)
Одна из главных проблем воспитания Обломова заключается в том, что родители не научили его трудолюбию, терпению и усердию. Родители мечтали, чтобы их сын Илья стал высокопоставленным чиновником или даже губернатором, но чтобы на пути к этому успеху он приложил как можно меньше усилий, не изнуряя душу и тело. Эта своеобразная "система воспитания" Обломовых абсолютно не нравилась их соседу господину Штольцу, который воспитывал своего сына Андрея Штольца в совершенно другом ключе:
"Они мечтали и о шитом мундире для него, воображали его советником в палате, а мать даже и губернатором; но всего этого хотелось бы им достигнуть как-нибудь подешевле, с разными хитростями, обойти тайком разбросанные по пути просвещения и честей камни и преграды, не трудясь перескакивать через них, то есть, например, учиться слегка, не до изнурения души и тела, не до утраты благословенной, в детстве приобретенной полноты, а так, чтоб только соблюсти предписанную форму и добыть как-нибудь аттестат, в котором бы сказано было, что Илюша прошел все науки и искусства. 
Вся эта обломовская система воспитания встретила сильную оппозицию в системе Штольца. Борьба была с обеих сторон упорная. Штольц прямо, открыто и настойчиво поражал соперников, а они уклонялись от ударов вышесказанными и другими хитростями." (часть 1 глава IX)
Родители Обломова не научили его быть самостоятельным человеком. Слуги приносили маленькому Илюше все, что ему могло понадобиться. Таким образом, он не научился сам себя обслуживать в повседневной жизни:
"Захочет ли чего-нибудь Илья Ильич, ему стоит только мигнуть – уж трое-четверо слуг кидаются исполнять его желание; уронит ли он что-нибудь, достать ли ему нужно вещь, да не достанет, – принести ли что, сбегать ли за чем..." (часть 1 глава IX)





Отец, мать и прочие родственники не давали маленькому Илье сделать какое-либо самостоятельное движение:
"...ему иногда, как резвому мальчику, так и хочется броситься и переделать все самому, а тут вдруг отец и мать, да три тетки в пять голосов и закричат: 
– Зачем? Куда? А Васька, а Ванька, а Захарка на что? Эй! Васька! Ванька! Захарка! Чего вы смотрите, разини? Вот я вас!.. 
И не удастся никак Илье Ильичу сделать что-нибудь самому для себя..." (часть 1 глава IX)
Маленький Илюша с детства привык к помощи своего верного слуги Захара. Без него он не мог ни одеться, ни обуться:
"...Илья Ильич не умел ни встать, ни лечь спать, ни быть причесанным и обутым, ни отобедать без помощи Захара..." (часть 1 глава VII)
Один из главных принципов воспитания Обломовых заключался, в том, чтобы не позволять ребенку шалить и исследовать окружающий мир. Эти ограничения негативно повлияли на личность Ильи Обломова:
"Задумает ли он выскочить зимой в сени или отворить форточку, – опять крики: «Ай, куда? Как можно? Не бегай, не ходи, не отворяй: убьешься, простудишься…»" (часть 1 глава IX)
Родители Обломова оберегали сына от всяческих невзгод и проблем. Мальчик рос, как цветок в теплице. Это, безусловно, вредило его развитию:
"...Илюша с печалью оставался дома, лелеемый, как экзотический цветок в теплице..." (часть 1 глава IX)
В маленьком Илье Обломове бурлила энергия, жизнь и жажда приключений, но все это не находило выхода. В результате ребенок рос медленно и вяло:
"А иногда он проснется такой бодрый, свежий, веселый; он чувствует: в нем играет что-то, кипит, точно поселился бесенок какой-нибудь..." (часть 1 глава IX)
"...он рос медленно и вялоИщущие проявления силы обращались внутрь и никли, увядая..." (часть 1 глава IX)



Иногда маленькому Илюше все же удавалось вырываться из домашнего плена и порезвиться на воле. Но такое случалось редко, потому что родители всячески пресекали подобные побеги:
"Бесенок так и подмывает его: он крепится, крепится, наконец не вытерпит, и вдруг, без картуза, зимой, прыг с крыльца на двор, оттуда за ворота, захватил в обе руки по кому снега и мчится к куче мальчишек..." (часть 1 глава IX)
Со временем маленький Обломов привык к вялой, ленивой жизни. Еще будучи ребенком, он научился кричать на слуг и приказывать им:
"После он нашел, что оно и покойнее гораздо, и сам выучился покрикивать: «Эй, Васька! Ванька! подай то, дай другое! Не хочу того, хочу этого! Сбегай, принеси!».." (часть 1 глава IX)
Очевидно, система воспитания, которой придерживались старики Обломовы, нанесла непоправимый вред их сыну. Родители не понимали, что своей безмерной опекой лишали сына самого главного – возможности шалить, резвиться и исследовать мир вокруг:
"...а ему бы одно могло быть полезно: опять играть в снежки..." (часть 1 глава IX)
В результате воспитание, полученное Обломовым, сделало из него апатичного и слабого человека, не приспособленного к жизни.


Это были материалы для сочинения о воспитании Обломова в романе "Обломов" Гончарова: анализ системы воспитания, ее проблем и принципов.