Марина Щапова
Марина Щапова
(актриса Виктория Исакова) 
Марина является одной из второстепенных героинь романа Б. Пастернака "Доктор Живаго".

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Марины в романе "Доктор Живаго": описание героини в цитатах.

Смотрите: 
Краткое содержание романа
Все материалы по роману








Марина в романе "Доктор Живаго"


Полное имя героини - Марина Маркеловна Щапова:
"По случаю воскресенья семья Маркела Щапова была вся в сборе." 
"А это ведь понадобится Марине Маркеловне и детям."
Марина является младшей дочерью дворника Маркела Щапова, который работает в семье Громеко до 1918 г.:
"Тебе тут Марина заступница, наша меньшая..."
О внешности Марины известно следующее:
"Вон она, на конце стола, черненькая."
Марина обладает певучим чистым голосом. С таким голосом она могла бы стать певицей:
"Из Марины могла бы выйти певица. У нее был певучий чистый голос большой высоты и силы. Марина говорила негромко, но голосом, который был сильнее разговорных надобностей и не сливался с Мариною, а мыслился отдельно от нее. Казалось, он доносился из другой комнаты и находился за ее спиною. Этот голос был ее защитой, ее ангелом‑хранителем. Женщину с таким голосом не хотелось оскорбить или опечалить." 
"Юрий Андреевич услышал ее голос, поразился им, но еще не разобрался в его секрете." 
Марина работает телеграфисткой на главном телеграфе в Москве. На работе девушку очень ценят:
"На главном телеграфе телеграфисткою Марина, по‑иностранному понимает." 
"...бросала службу, на которой ее так ценили..."
В 1922 г. несчастный Юрий Живаго возвращается в Москву с Урала. Он общается со своим бывшим дворником Маркелом и его семьей. Младшая дочь Маркела - Марина - чувствует жалость к Юрию и поддерживает его. Ей не нравится, что отец грубо обращается с ним:
"Не забижайте, говорит, его, папаня." (Маркел о Марине) 
"Он, говорит, несчастный. За тебя хоть в огонь, так тебя жалеет. А нешто я тебе повинен, что ты не выдался. Не надо было в Сибирь драть, дом в опасный час бросать. Сами виноваты." (Маркел отчитывает Юрия) 
"Опять за столом захохотали. Марина недовольным взором обвела своих, вспыхнула, что‑то стала им выговаривать."
Марина охотно помогает Юрию по хозяйству и становится его другом:
"С этого воскресного водоношения и завязалась дружба доктора с Мариною. Она часто заходила к нему помочь по хозяйству."
Возраст Марины - не больше 17 лет на момент начала дружбы с Юрием в 1922 г. Самому Юрию в это время около 30 лет. В романе упоминается дочь Маркела "Марийка", которой в 1911 г. всего 6 лет. Возможно, под "Марийкой" имеется в виду другая дочь, например, по имени Мария. Но скорее всего, эта деталь в начале романа появляется неспроста и речь идет о самой Марине. В любом случае Марина является младшей из минимум трех сестер, а значит, в 1911 г. ей не могло быть больше 6 лет:
"Он привел с собой шестилетнюю дочь Марийку." (конец 1911 г.) 
"Сюда приходили к ней плакавшие мать и сестры." (смерть Юрия в 1929 г.)








Со временем Марина становится третьей, неофициальной супругой Юрия Живаго:
"Однажды она осталась у него и не вернулась больше в дворницкую. Так она стала третьей, не зарегистрированной в загсе, женою Юрия Андреевича при неразведенной первой. У них пошли дети." 
"Маркел ворчал, что Юрий Андреевич не венчан с Мариною и что они не расписываются. 
– Да что ты, очумел? – возражала ему жена. – Это что же при живой Антонине получится? Двоебрачие?"
Для Марины и Юрия этот любовный союз является неравным не только из-за большой разницы в возрасте - около 13 лет. Герои также имеют очень разное происхождение: Юрий является образованным дворянином и сыном разорившегося миллионера-промышленника. Марина - дочь простого крестьянина, пьяницы-дворника. Поэтому родителям Марины льстит родство с Юрием Живаго:
"Отец и мать Щаповы не без гордости стали звать дочку докторшей."
В начале отношений Марина обращается к Юрию на "вы" и по имени-отчеству. Со временем она, судя по всему, все-таки переходит на "ты":
"Ты меня упрекал вначале, что она говорит мне «вы» в ответ на мое «ты», и величает меня по имени‑отчеству, точно и меня это не угнетало. Но ведь давно более глубокая нескладица, лежавшая в основе этой неестественности, устранена, все сглажено, равенство установлено." 
"Юра у вас, Миша? – не своим голосом спросила она." (спустя время Марина называет его уже Юрой)
Юрий Живаго называет свое сближение с Мариной "романом в двадцати ведрах", так как их дружба началась с ведер и уборки в доме:
"Юрий Андреевич иногда в шутку говорил, что их сближение было романом в двадцати ведрах, как бывают романы в двадцати главах или двадцати письмах."
Марина является терпеливой женщиной, способной к самопожертвованию. Она прощает Юрию его причуды, капризы, неряшливость и раздражительность, которые появляются со временем:
"Марина прощала доктору его странные, к этому времени образовавшиеся причуды, капризы опустившегося и сознающего свое падение человека, грязь и беспорядок, которые он заводил. Она терпела его брюзжание, резкости, раздражительность. 
Ее самопожертвование шло еще дальше. Когда по его вине они впадали в добровольную, им самим созданную нищету, Марина, чтобы не оставлять его в эти промежутки одного, бросала службу, на которой ее так ценили и куда снова охотно принимали после этих вынужденных перерывов. Подчиняясь фантазии Юрия Андреевича, она отправлялась с ним по дворам на заработки. Оба сдельно пилили дрова проживающим в разных этажах квартирантам."
К лету 1929 г. у супругов уже есть две дочки - Капитолина (5 лет) и Клавдия (6 месяцев):
"У Марины и доктора было две девочки, Капка и Клашка. Капитолине, Капельке, шел седьмой годок, недавно родившейся Клавдии было шесть месяцев." 
"...младшую, Клашу, туго замотанную в одеяло, она несла, прижимая одной рукою к груди, а другою тянула за руку отстававшую и упиравшуюся Капу."
При этом Юрий по-прежнему остается официально женат на Антонине, живущей в изгнании в Париже. Судя по всему, женщина со временем узнает о новой семье Юрия:
"По многим признакам тесть и Тоня знают о Марине и девочках. Сам я не писал им об этом. Эти обстоятельства дошли до них, наверно, стороною. Александр Александрович, естественно, оскорблен в своих отеческих чувствах, ему больно за Тоню. Этим объясняется почти пятилетний перерыв в нашей переписке."
Однажды летом 1929 г. Юрий Живаго уходит из дома, чтобы пожить отдельно от Марины и дочерей. С помощью брата Евграфа он снимает жилье, где скрывается от семьи и друзей. При этом Юрий присылает Марине деньги на жизнь (их ему дает Евграф). Марина нанимает детям няню и снова выходит на работу. Юрий тем временем живет в уединении и занимается писательством:
"Гордона он предуведомлял в письме, что переводит на его имя деньги для Марины. Он просил нанять к детям няню, чтобы освободить Марину и дать ей возможность вернуться на службу. Он объяснял, что остерегается направлять деньги непосредственно по ее адресу из боязни, как бы выставленная в извещении сумма не подвергла ее опасности ограбления. 
Скоро пришли деньги, превышавшие и докторов масштаб, и мерила его приятелей. Детям наняли няню. Марину опять приняли на телеграф."
Брошенная Марина глубоко страдает из-за этой выходки мужа, но в конце концов смиряется и с этим:
"Марина положила запеленутую Клашу на диван. С ней сделалась истерика." (в день исчезновение Юрия) 
"Два дня Гордон и Дудоров не отходили от Марины. Они, сменяясь, дежурили при ней, боясь оставить ее одну." (после исчезновения Юрия) 
"Она долго не могла успокоиться, но, привыкнув к прошлым странностям Юрия Андреевича, примирилась в конце концов и с этою выходкой. Несмотря на просьбы и предупреждения Юрия Андреевича, приятели и эта близкая ему женщина продолжали его разыскивать, убеждаясь в правильности его предсказания. Они его не находили."
Спустя несколько недель, в конце августа 1929 г., Юрий Живаго умирает по дороге на работу. На момент смерти ему около 37 лет:
"Однажды утром в конце августа Юрий Андреевич с остановки на углу Газетного сел в вагон трамвая..." 
"Скоро установили, что он больше не дышит и сердце у него не работает."
Марина тяжело переносит смерть Юрия. Когда умершего приносят домой, она всю ночь не отходит от его тела:
"Она заливалась слезами и шептала и вскрикивала, захлебываясь словами, половина которых ревом голошения вырывалась у нее помимо ее воли. Она заговаривалась, как причитают в народе, никого не стесняясь и не замечая. Марина уцепилась за тело, и ее нельзя было оторвать от него, чтобы перенести покойника в комнату, прибранную и освобожденную от лишней мебели, и обмыть его и положить в доставленный гроб. Все это было вчера. Сегодня неистовство ее страдания улеглось, уступив место тупой пришибленности, но она по‑прежнему была невменяема, ничего не говорила и себя не помнила. 
Здесь просидела она остаток вчерашнего дня и ночь, никуда не отлучаясь. Сюда приносили ей покормить Клаву и приводили Капу с малолетней нянею, и уносили и уводили."
Несчастная Марина остается вдовой в очень молодом возрасте: на момент смерти Юрия ей не больше 24 лет.


Это был цитатный образ и характеристика Марины в романе "Доктор Живаго" Б. Пастернака: описание героини в цитатах.

Смотрите: 
Краткое содержание по частям (более детальное)
Все материалы по роману