Анализ произведений. Характеристика героев. Материалы для сочинений




Павел Антипов (Стрельников) в романе "Доктор Живаго: образ, характеристика, описание"

pavel-antipov-strelnikov-doktor-zhivago
Актер Сергей Горобченко
в роли Павла Антипова
Павел Антипов (Стрельников) является одним из центральных персонажей знаменитого романа Б. Пастернака "Доктор Живаго".

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Павла Антипова (Стрельникова) в романе "Доктор Живаго": описание внешности и характера персонажа в цитатах.

Смотрите:








Павел Антипов (Стрельников) в романе "Доктор Живаго": образ, характеристика, описание


Полное имя героя - Павел Павлович Антипов:
"...Павел Павлович оказался неисправимым столичным жителем."
Возраст Паши - меньше 16 лет в 1905 г. (в начале романа):
"Паша, бывший немного моложе Лары..."
Павел Антипов является сыном простого железнодорожного рабочего Павла Ферапонтовича Антипова:
"...дорожный мастер привокзального участка Павел Ферапонтович Антипов." 
"...сын московского железнодорожного рабочего Павел Павлович..." 
"Сын простого стрелочника или железнодорожного сторожа..."
Паша родился и вырос в Москве:
"...будучи родом из Москвы..." 
"Он был родом из Москвы и был сыном рабочего..."
Отец Паши участвует в революции 1905-1907 гг. и оказывается в ссылке. Мать мальчика в это время болеет тифом и, судя по всему, вскоре умирает:
"Он был родом из Москвы и был сыном рабочего, принимавшего в девятьсот пятом году участие в революции и за это пострадавшего."  
"Забрали Антипова Пашку. Павла Ферапонтовича. Пришли ночью, обыск, все перебуторили. Утром увели. Тем более Дарья его, тиф это, в больнице."
Оставшись без родителей, юный Паша воспитывается в доме знакомых Тиверзиных:
"Патуля Антипов, сын арестованного Павла Ферапонтовича и помещенной в больницу Дарьи Филимоновны, поселился у Тиверзиных."
"...реалист Антипов, живший у старухи Тиверзиной..." 
"Передовой железнодорожник Тиверзин, в семье которого Стрельников воспитывался мальчиком..."
В юности Павел учится в реальном училище в Москве:
"Павлушка малый, в реальном учится..."
В юности Паша является застенчивым и смешливым шалуном:
"Из застенчивого, похожего на девушку и смешливого чистюли шалуна..."
Паша является веселым и общительным юношей:
"...Марфа Гавриловна пошла на демонстрацию с веселым и общительным Патулей."
Паша является смешливым и наблюдательным мальчик:
"Патуля был смешлив до слез и очень наблюдателен. Он с большим сходством и комизмом передразнивал все, что видел и слышал."
О внешности юного Паши Антипова известно следующее:
"Это был чистоплотный мальчик с правильными чертами лица и русыми волосами, расчесанными на прямой пробор. Он их поминутно приглаживал щеткою и поминутно оправлял куртку и кушак с форменной пряжкой реального училища."
О внешности взрослого Паши известно следующее:
"Посреди помещения стоял Стрельников, только что сюда вошедший прямыми, стремительными шагами." 
"И его соразмерно построенная и красиво поставленная голова, и стремительность его шага, и его длинные ноги в высоких сапогах, может быть, грязных, но казавшихся начищенными, и его гимнастерка серого сукна, может быть, мятая, но производившая впечатление глаженой, полотняной." 
"Я нашла, что он почти не изменился. То же красивое, честное, решительное лицо, самое честное изо всех лиц, виденных мною на свете. Ни тени рисовки, мужественный характер, полное отсутствие позы. Так всегда было и так осталось." (Паша-революционер) 
"Вошедший был сильный, статный человек с красивым лицом, в короткой меховой куртке, меховых штанах и теплых козловых сапогах, с висевшей через плечо винтовкой на ремне." (Паша незадолго до смерти)







В 1905-1906 гг. юный Паша знакомится с 16-летней красавицей Ларой Гишар, которая немного старше его, и влюбляется в нее. Дружеские отношения героев длятся много лет:
"...Лара стала замечать, какое действие она производит на мальчика. Паша Антипов был так еще младенчески прост, что не скрывал блаженства, которое доставляли ему ее посещения..." 
"...в гораздо более позднюю пору своей дружбы с ним, когда Патуля уже знал, что любит ее без памяти и что в жизни ему нет больше отступления." 
"Я была его детским увлечением. Он обмирал, холодел при виде меня." 
"Я была его детской пассией, той порабощающей страстью, которую скрывают, которую детская гордость не позволяет обнаружить и которая без слов написана на лице и видна каждому. Мы дружили."
Юный Паша любит Лару до безумия и во всем ее слушается:
"Паша, бывший немного моложе Лары, любил ее до безумия и во всем слушался."
У юного Паши мягкий и податливый характер:
"...более серьезным приручением мягкого и податливого характера..."
Паша - хороший, честный юноша:
"Хорошие, честные мальчики, – думала она."
Паша - чистоплотный мальчик:
"Это был чистоплотный мальчик..."
Паша Антипов является олицетворением чистоты для Лары:
"Я рано в детстве стала мечтать о чистоте. Он был ее осуществлением."
Товарищи называют Пашу "Степанидой" и "Красной Девицей":
"...недавний студент Антипов, Степанида и Красная Девица, как звали его товарищи..."
По указанию Лары Паша усиленно изучает языки, чтобы попасть в университет:
"По ее настояниям он по окончании реального засел за дополнительные латынь и греческий, чтобы попасть в университет филологом. Лара мечтала через год, когда они сдадут государственные, обвенчаться с Пашею и уехать, он – учителем мужской, а она – учительницей женской гимназии, на службу в какой‑нибудь из губернских городов Урала."
В университете Паша занимается прилежно, так как дорожит возможностью учиться:
"...когда он учился в университете, вследствие того, что молодые люди из бедной среды, попадая в высшую школу, дорожат ею больше и занимаются прилежнее, чем дети богатых."
С годами смешливый и застенчивый мальчик Паша превращается в умного, храброго, молчаливого и насмешливого мужчину:
"Из застенчивого, похожего на девушку и смешливого чистюли шалуна вышел нервный, все на свете знающий, презрительный ипохондрик. Он был умен, очень храбр, молчалив и насмешлив." 
"У Паши за последнее время появилась некоторая самоуверенность. Наставительные нотки в его разговоре смешили и огорчали Лару." (взрослеющий Паша)
Уже будучи взрослым человеком, Павел продолжается так же сильно любить Лару. Он ревнует ее ко всему:
"...и любил ее дьявольски, и ревновал ее к ее собственным мыслям, к кружке, из которой она пила, и к подушке, на которой она лежала."
Павел учится в университете и становится учителем ради Лары:
"Ради этой девочки я пошел в университет, ради нее сделался учителем и поехал служить в этот, тогда еще неведомый мне, Юрятин. Я поглотил кучу книг и приобрел уйму знаний, чтобы быть полезным ей и оказаться под рукой, если бы ей потребовалась моя помощь."
Паша выходит из университета с огромными познаниями:
"Из университета он вышел с огромными познаниями."
В 1912 г. Павел женится на Ларе:
"Они решили пожениться не откладывая, еще до окончания экзаменов." 
"Мы женились перед самою войною, за два года до ее начала."
После свадьбы Лара рассказывает Павлу всю правду об отношениях с адвокатом Комаровским. Эти откровения потрясают Пашу до глубины души и в одну ночь делают из него другого человека:
"Они проговорили до утра. В жизни Антипова не было перемены разительнее и внезапнее этой ночи. Утром он встал другим человеком, почти удивляясь, что его зовут по‑прежнему."
Бластяще закончив учебу вскоре после свадьбы, Паша и Лара уезжают на Урал в Юрятин. Там супруги работают учителями:
"Паша и Лара оба кончили, оба одинаково блестяще, оба получили предложения в один и тот же город на Урале..." 
"Антиповы сверх ожидания очень хорошо устроились в Юрятине."
Вскоре у Паши и Лары рождается единственная дочь Катя:
"Лара вся была в трудах и заботах. На ней были дом и их трехлетняя девчурка Катенька."
В Юрятине Павел работает учителем латыни и древней истории в гимназии:
"Он преподавал в гимназии латынь и древнюю историю." 
"...он по окончании университета уехал учительствовать в провинцию..." 
"Свое историко‑филологическое образование..."
Павел является начитанным человеком. Он обладает необычайной способностью усваивать знания при чтении:
"Теперь задним числом выяснилось, что у него была необычайная способность приобретать и сохранять знания, почерпнутые из беглого чтения. Он уже и раньше, отчасти с помощью Лары, прочел очень много. За годы уездного уединения начитанность его так возросла, что уже и Лара казалась ему недостаточно знающей."
На Урале Павла раздражает дикость и невежество местных жителей:
"Он гораздо строже жены относился к юрятинцам. Его раздражали их дикость и невежество."
Павел задыхается в среде своих провинциальных коллег:
"Он был головою выше педагогической среды своих сослуживцев и жаловался, что он среди них задыхается."
Паша мыслит ясно и правильно, обладает нравственной чистотой и справедливостью, чувствует горячо и благородно:
"Две черты, две страсти отличали его. Он мыслил незаурядно ясно и правильно. И он в редкой степени владел даром нравственной чистоты и справедливости, он чувствовал горячо и благородно."
Однако из-за своей принципиальности Паша не способен делать настоящее добро:
"А для того чтобы делать добро, его принципиальности недоставало беспринципности сердца, которое не знает общих случаев, а только частные, и которое велико тем, что делает малое."
Павел является сильным, значительным человеком, по мнению Юрия Живаго и Самдевятова:
"– Во всяком случае, человек сильный, значительный. 
– Еще бы. Имею представление об этой личности."
Паша является тонким и требовательным к себе человеком, который безошибочно отличает суть от видимости, по мнению Лары:
"Мог ли такой тонкий и требовательный к себе человек, как Паша, так безошибочно отличавший суть от видимости, пройти мимо этой закравшейся фальши и ее не заметить?"
Паша - человек необычайных способностей и упорного труда, по мнению Лары:
"И подумай, каких он способностей! Необычайных! Сын простого стрелочника или железнодорожного сторожа, он одною своей одаренностью и упорством труда достиг – я чуть не сказала уровня, а должна была бы сказать – вершин современного университетского знания по двум специальностям, математической и гуманитарной. Это ведь не шутка!"
Паша - это высокий, светлый характер, человек огромного знания и большой прямоты, по мнению Лары:
"Это высокий, светлый характер. Я глубоко виновата перед ним. Я не сделала ему ничего дурного, сказать так было бы неправдой. Но он огромного значения, большой, большой прямоты человек, а я – дрянь, я ничто в сравнении с ним. Вот моя вина."
Он является образцовым и неподдельным человеком, по мнению Лары:
"Она назвала вас образцом человека, равного которому она больше не видела, единственным по высоте неподдельности..."
Яркими чертами Паши являются ясность понятий, прямолинейность, суровость принципов и правота, по мнению докторая Живаго:
"Ясность понятий, прямолинейность, суровость принципов, правота, правота, правота. Стрельников!"
На Урале у Павла просыпается страсть к математике и другим точным наукам. Он сам осваивает эти дисциплины и мечтает уехать в Петербург с семьей, чтобы там преподавать точные науки:
"Свое историко‑филологическое образование он собственными силами пополнил математическим." 
"Но в нем, бывшем реалисте, вдруг проснулась заглохшая было страсть к математике, физике и точным наукам. Путем самообразования он овладел всеми этими предметами в университетском объеме. Он мечтал при первой возможности сдать по ним испытания при округе, переопределиться по какой‑нибудь математической специальности и перевестись с семьею в Петербург."
У Паши и его жены Лары хорошие, но непростые отношения. Причиной тому является разница в их происхождении, а также добрачная связь Лары и Комаровского:
"С женой у него были хорошие, но слишком непростые отношения. Она подавляла его своей добротой и заботами, а он не позволял себе критиковать ее. Он остерегался, как бы в невиннейшем его замечании не послышался ей какой‑нибудь мнимо затаенный упрек, в том, например, что она белой, а он – черной кости, или в том, что до него она принадлежала другому. Боязнь, чтобы она не заподозрила его в какой‑нибудь несправедливо‑обидной бессмыслице, вносила в их жизнь искусственность. Они старались переблагородничать друг друга и этим все осложняли."
Паша и его жена Лара являются очень разными людьми, по словам самой Лары:
"Мы с ним люди настолько же разные, насколько я одинаковая с тобою." (Лара о различиях с Пашей и схожести с Живаго)
Живя в браке с Ларой, Павел сомневается в ее любви:
"Разве он не понимает, что она любит не его, а свою благородную задачу по отношению к нему, свой олицетворенный подвиг?" 
"Фу‑ты, разберись‑ка в этом! Тут сам черт ногу сломит." (о своих чувствах)
Паша не верит, что Лара действительно его очень любит:
"Она угадала, что Патуля заблуждается насчет ее отношения к нему. Он не оценил материнского чувства, которое она всю жизнь подмешивает в свою нежность к нему, и не догадывается, что такая любовь больше обыкновенной женской."
Запутавшись в себе, Павел решает оставить семью и отправиться в Омск в военное училище, чтобы потом ехать на войну. Лара умоляет его остаться, но он поступает по-своему:
"Паша, что с тобой, я не узнаю тебя! Подменили тебя, что ли, или ты белены объелся?" (Лара о Паше) 
"Он пошел на войну, чего никто от него не требовал. Он это сделал, чтобы освободить нас от себя, от своего воображаемого гнета." 
"...из Омска пришло извещение о его приеме в тамошнее военное училище. Подошли сроки его отъезда." 
"Паша, Пашенька, – кричала она, – на кого ты меня и Катеньку оставляешь?" (Лара умоляет его остаться)
Нахоясь в Омске, Паша тоскует по семье и, вероятно, жалеет о своем отъезде. Однако он уже не может вернуться домой, потому что его отправляют на фронт:
"Скоро у него наступило просветление. Он очень тосковал по жене и дочери. Через несколько месяцев Павла Павловича выпустили досрочно прапорщиком и так же неожиданно отправили с назначением в действующую армию."
Паша отправляется на фронт добровольцем, хотя по закону не обязан идти в армию:
"По закону он не обязан был идти в армию, но пошел на войну добровольцем, в чине прапорщика взят был в плен и бежал в конце семнадцатого года на родину, узнав, что в России революция."
Паша идет на войну, чтобы снова зовоевать Лару после трех лет брака:
"Я пошел на войну, чтобы после трех лет брака снова завоевать ее..."
На фронте Паша попадает в плен. Тем временем на родине его считают погибшим:
"Но об Антипове по-прежнему не было ни слуху ни духу." 
"Нигде ничего не знали, ниоткуда не приходило ответа."
В итоге семейная жизнь Лары и Паши разрушается, но не из-за различий в характерах, а из-за революций и Первой мировой войны. К такому выводу позже приходит сама Лара:
"...помнишь, как сразу все стало приходить в разрушение. Движение поездов, снабжение городов продовольствием, основы домашнего уклада, нравственные устои сознания." 
"...что делается сейчас с жизнью вообще, с человеческой жизнью в России и почему рушатся семьи, в том числе твоя и моя? Ах, как будто дело в людях, в сходстве и несходстве характеров, в любви и нелюбви. Все производное, налаженное, все относящееся к обиходу, человеческому гнезду и порядку, все это пошло прахом вместе с переворотом всего общества и его переустройством. Все бытовое опрокинуто и разрушено." (Лара о событиях в стране) 
"Мы женились перед самою войною, за два года до ее начала. И только мы зажили своим умом, устроили дом, объявили войну. Я теперь уверена, что она была виною всего, всех последовавших, доныне постигающих наше поколение несчастий."
Пока Паша находится в плену, Лара безуспешно ищет его на фронте, после чего возращается домой на Урал:
"...а с войны попал надолго в плен, до недавнего времени отсутствовал и считался погибшим."
Спустя время, освободившись из плена, Паша тайно возвращается на Урал и становится революционером под псевдонимом "Стрельников". Он воюет на стороне Красной армии против белых. Павел давно не видит семью, но не выходит на связь, чтобы не подвергать жену и дочь опасности:
"Это все из военных реквизиций, которые мы производили при занятии Красной армией Восточной Сибири." (Павел о себе) 
"Стрельников – это его подставное имя, псевдоним, как у всех революционных деятелей. Из каких‑то соображений он должчужиме именем." 
"...находится особый поезд краевого военкома Стрельникован жить и действовать под..." 
"Стрельников, о котором вы рассказывали, это муж мой Паша, Павел Павлович Антипов, которого я ездила разыскивать на фронт и в мнимую смерть которого с такою правотой отказывалась верить."
С детства стремясь к высокому и светлому, Паша разочаровывается в жизни, ожесточается и поэтому уходит в революционную деятельность и сумасбродства:
"Стрельников с малых лет стремился к самому высокому и светлому. <...> Разочарование ожесточило его. Революция его вооружила." 
"С каким-то юношеским, ложно направленным самолюбием он разобиделся на что-то такое в жизни, на что не обижаются. Он стал дуться на ход событий, на историю. Пошли его размолвки с ней. Он ведь и по сей день сводит с ней счеты. Отсюда его вызывающие сумасбродства. Он идет к верной гибели из-за этой глупой амбиции." (мнение Лары)
Павел становится революционером также для того, чтобы отплатить Ларе за все, что она выстрадала:
"...а потом, после войны и возвращения из плена, воспользовался тем, что меня считали убитым, и под чужим, вымышленным именем весь ушел в революцию, чтобы полностью отплатить за все, что она выстрадала, чтобы отмыть начисто эти печальные воспоминания, чтобы возврата к прошлому больше не было, чтобы Тверских‑Ямских больше не существовало."
Вскоре революционер Стрельников превращается в грозу всей области:
"...штаб‑квартиру беспартийного военспеца, ставшего в короткое время славой и грозой целой области."
Паша Антипов-Стрельников становится крупным военным революционным деятелем:
"...крупный военный, а иногда и военносудный деятель Стрельников." 
"Об Антипове, по военно‑революционной деятельности Стрельникове, я одно время, в начале гражданской войны, много и часто слышал, чуть не ежедневно..." (Евграф Живаго о Павле)
Павел является очень волевым человеком, "законченным явлением воли":
"Неизвестно почему, сразу становилось ясно, что этот человек представляет законченное явление воли. Он до такой степени был тем, чем хотел быть, что и все на нем и в нем неизбежно казалось образцовым."
Паша, как и его отец, является "кремнем", то есть твердым, крепким человеком с принципами и дисциплиной:
"Это кремни, а не люди. Принципы. Дисциплина."
Павел является одаренным человеком, по мнению Юрия Живаго:
"Так действовало присутствие одаренности, естественной, не знающей натянутости, чувствующей себя, как в седле, в любом положении земного существования. 
Этот человек должен был обладать каким‑то даром, не обязательно самобытным. Дар, проглядывавший во всех его движениях, мог быть даром подражания."
В ходе Гражданской войны революционер Стрельников ни перед чем не останавливается. Его революционность выглядит подлинной, не случайной и напоминает фанатизм:
"В дни неумеренного пафоса и самых крайних взглядов революционность Стрельникова, тоже ни перед чем не останавливавшегося, выделялась своей подлинностью, фанатизмом, не напетым с чужого голоса, а подготовленным всею его жизнью и не случайным."
Революционер Стрельников ведет себя сурово и безжалостно со своими противниками:
"Во все эти места он сваливался как снег на голову, судил, приговаривал, приводил приговоры в исполнение, быстро, сурово, бестрепетно."
Из-за своей суровости Паша Антипов-Стрельников получает прозвище "Расстрельников":
"Стрельников знал, что молва дала ему прозвище Расстрельникова. Он спокойно перешагнул через это, он ничего не боялся."
Однажды суровый Стрельников забрасывает город Юрятин снарядами, зная, что в городе находятся его жена и дочь. При этом Лара не осуждает мужа за это:
"Вот он Юрятин брал, забрасывал нас снарядами, знал, что мы тут, и ни разу не осведомился, живы ли мы, чтобы не нарушить своей тайны. Это был его долг, разумеется."
Став революционером, Паша Стрельников намеренно не встречается с женой и дочерью, чтобы не подвергать их риску. В итоге герои не видятся целых 6 лет:
"...шесть лет немыслимой выдержки." 
"Быть тут рядом и устоять против искушения повидать нас! Это в моем мозгу не укладывается, это выше моего разумения. Это нечто мне недоступное, не жизнь, а какая‑то римская гражданская доблесть, одна из нынешних премудростей." (Лара о муже) 
"И они, она и дочь, были рядом, были тут! Скольких сил стоило мне подавлять желание броситься к ним, их увидеть! Но я хотел сначала довести дело своей жизни до конца. О что бы я сейчас отдал, чтобы еще хоть раз взглянуть на них."
Стрельников хочет сначала победить в Гражданской войне и только потом вернуться домой "во всей славе". Лара считает это ребячеством:
"А вдруг жена и дочь до сих пор там? Вот бы к ним! Сейчас, сию минуту! Да, но разве это мыслимо? Это ведь из совсем другой жизни. Надо сначала кончить эту, новую, прежде чем вернуться к той, прерванной. Это будет когда‑нибудь, когда‑нибудь. Да, но когда, когда?" 
"У него от избытка чувств такое задумано! Ему надо все эти военные лавры к нашим ногам положить, чтобы не с пустыми руками вернуться, а во всей славе, победителем! Обессмертить, ослепить нас! Как ребенок!" (Лара о планах мужа)
Лара много лет не видит мужа, но следит за его деятельностью со стороны:
"Стрельников – это Антипов, муж мой. Я согласна с общим мнением. Катенька это тоже знает и гордится своим отцом."
Тем временем Лара сближается со своим давним знакомым Юрием Живаго. Между Юрием и Ларой завязываются тайные любовные отношения. Они оба изменяют своим супругам и даже некоторое время живут вместе. В это время дочери Лары и Паши уже 8 лет:
"Юрий Андреевич обманывал Тоню и скрывал от нее вещи, все более серьезные и непозволительные. Это было неслыханно."
Лара любит Юрия Живаго, но готова вернуться к мужу Паше, если тот перестанет бунтовать и безумствовать. Так говорит ей ее чувство долга:
"Их любовь была велика." (о любви Лары и Юрия Живаго)
"Если бы Стрельников стал снова Пашенькой Антиповым. Если бы он перестал безумствовать и бунтовать. Если бы время повернуло вспять. Если бы где-то вдали, на краю света, чудом затеплилось окно нашего дома с лампою и книгами на Пашином письменном столе, я бы, кажется, на коленях ползком приползла туда. Все бы встрепенулось во мне. Я бы не устояла против зова прошлого, зова верности. Я пожертвовала бы всем. Даже самым дорогим. Тобою." 
"Но ведь это тот же голос долга..." (Лара о долге перед мужем)
Несмотря на огромную любовь к Юрию Живаго, Лара, судя по всему, любит и мужа Пашу:
"Как неимоверно чисто и сильно ты его любишь!" (Живаго о любви Лары к мужу) 
"– Ты любила, ты еще до сих пор очень любишь его? 
– Но ведь я пошла за него замуж, он муж мой, Юрочка." (Лара о Паше)
В конце концов Красная армия побеждает в Гражданской войне. Стрельников, хотя и принадлежит к числу красных, оказывается в опасности, потому что у него много врагов и т.д. Из-за этого Павел скрывается и так и не появляется дома:
"Оттого‑то и горит, что Стрельников. Я еще прежде говорила тебе, как много у него врагов. Красная армия победила. Теперь беспартийным военным, которые стояли близко к верхам и слишком много знают, дадут по шапке. Да хорошо, если по шапке, а не под обух, чтобы не оставлять следов. Среди них Паша в первом ряду. Он в большой опасности. Он был на Дальнем Востоке. Я слышала, он бежал, скрывается. Говорят, его разыскивают."
Красная армия привлекает Стрельникова к военному суду по ложному оговору. Сам Павел себя виноватым не считает, поэтому находится в бегах:
"Меня должны были привлечь к военному суду по ложному оговору. Его исход легко было предугадать. Я не знаю никакой вины за собой." 
"Меня схватят и не дадут оправдываться. Сразу набросятся, окриками и бранью зажимая рот." (Паша о своем будущем суде)
Тем временем старый знакомый Комаровский предлагает Ларе уехать с ним во Владивосток, чтобы быть там в безопасности. Лара с дочерью уезжают с Комаровским, так и не увидевшись с Пашей. Тем временем ходят слухи о том, что его уже расстреляли:
"Стрельников схвачен, приговорен к высшей мере, и приговор приведен в исполнение." (Комаровский передает слухи о смерти Павла) 
"После этого расстрела она и дочь в близкой непосредственно придвинувшейся опасности."
Вскоре сам Павел наконец является домой после 6 лет разлуки с Ларой и дочерью. Однако оказывается слишком поздно и в доме он застает лишь любовника своей жены - доктора Живаго:
"Я пришел повидаться с нею и дочерью. Мне слишком поздно сообщили, будто они тут. И вот я опоздал." 
"Подумайте, шесть лет разлуки, шесть лет немыслимой выдержки."
Паша знает, что доктор Живаго был любовником Лары, и ревнует ее к нему. Однако он справляется с ревностью и даже беседует с Живаго о Ларе. Паша знает, что доктор Живаго теперь тоже является близким человеком для Лары:
"...из сплетен и донесений я узнал о вашей близости с ней... <...> Конечно, я ее ревновал к вам да и теперь ревную. Могло ли быть иначе?" (Паша - Юрию)
"Вы родной и близкий ей человек." (Паша - Юрию)
В конце концов Паша видит, что все его планы пошли прахом. Он подозревает, что завтра же его могут арестовать:
"Но мне казалось – еще не вся свобода завоевана. Вот я ее сначала добуду, и тогда я весь принадлежу им, мои руки развязаны. И вот все мои построения пошли прахом. Завтра меня схватят."
На следующий день после неудавшегося визита домой Павел кончает жизнь самоубийством. Доктор Живаго обнаруживает его у дома и сам хоронит. На момент гибели Павлу, судя по всему, около 30 лет (в 1921 г.):
"...уткнувшись головой в сугроб, лежал застрелившийся Павел Павлович." 
"– Но ведь это совершенная достоверность. Антипов застрелился в домике, из которого, по рассказам брата, вы направились в Юрятин для следования во Владивосток. Это случилось вскоре после вашего отъезда с дочерью. Брат подобрал застрелившегося, его хоронил. Неужели до вас не дошли эти сведения? 
– Нет. У меня были другие. Так значит, правда, что он сам застрелился? Так многие говорили, а я не верила."
Спустя около 8 лет, в 1929 г. сама Лара пропадает без вести в Москве. Вероятно, ее арестовывают из-за того, что она - жена революционера Стрельникова:
"Однажды Лариса Федоровна ушла из дому и больше не возвращалась. Видимо, ее арестовали в те дни на улице и она умерла или пропала неизвестно где, забытая под каким-нибудь безымянным номером из впоследствии запропастившихся списков, в одном из неисчислимых общих или женских концлагерей Севера."
В результате дочь Паши и Лары - Катя Антипова - остается сиротой в свои 18 лет. Она оказывается способной девушкой и собирается стать певицей или актрисой:
"У Катюши открылись замечательные способности, частью драматические, а с другой стороны и музыкальные, она чудесно всех копирует и разыгрывает целые сцены собственного сочинения, но кроме того, и поет по слуху целые партии из опер, удивительный ребенок, не правда ли? Я хочу отдать ее на приготовительные, начальные курсы театрального училища или консерватории, куда примут, и определить в интернат, я для того и приехала..."

Это был цитатный образ и характеристика Павла Антипова (Стрельникова) в романе "Доктор Живаго" Бориса Пастернака: описание внешности и характера персонажа в цитатах.

Смотрите:
Нашли ошибку?




Комментариев нет: