![]() |
| Митя и Грушенька. Фильм "Братья Карамазовы" 1968 г. |
История создания романа "Братья Карамазовы" Достоевского
Достоевский на каторге слышит историю Д. Н. Ильинского
Находясь на каторге в остроге в Омске с 1850 по 1854 г., Достоевский впервые услышал ужасную историю "отцеубийцы" Д. Н. Ильинского, дворянина, прапорщика, осужденного на 20 лет каторги за убийство своего отца.Спустя около 10 лет, уже вернувшись с каторги в Петербург, Федор Михайлович описал историю Ильинского в своем произведении "Записки из мертвого дома" (часть 1 глава 1), которое публиковалось в 1861-1862 гг.
По словам Достоевского, он лично общался с Ильинским на каторге и не верил в его виновность, хотя все вокруг были убеждены в его вине.
У Ильинского и Мити Карамазова можно найти много общего: Ильинский, как и Митя, тоже был "блудным сыном" у своего отца, человеком беспутного и развратного поведения, имел долги, по характеру был взбалмошным, легкомысленным, нерассудительным, хотя и не глупым человеком:
"Особенно не выходит у меня из памяти один отцеубийца. Он был из дворян, служил и был у своего шестидесятилетнего отца чем-то вроде блудного сына. Поведения он был совершенно беспутного, ввязался в долги. Отец ограничивал его, уговаривал; но у отца был дом, был хутор, подозревались деньги, и — сын убил его, жаждая наследства. Преступление было разыскано только через месяц. Сам убийца подал заявление в полицию, что отец его исчез неизвестно куда. Весь этот месяц он провел самым развратным образом. Наконец, в его отсутствие, полиция нашла тело. На дворе, во всю длину его, шла канавка для стока нечистот, прикрытая досками. Тело лежало в этой канавке. Оно было одето и убрано, седая голова была отр*зана прочь, приставлена к туловищу, а под голову убийца подложил подушку. Он не сознался; был лишен дворянства, чина и сослан в работу на двадцать лет. Все время, как я жил с ним, он был в превосходнейшем, в веселейшем расположении духа. Это был взбалмошный, легкомысленный, нерассудительный в высшей степени человек, хотя совсем не глупец. Я никогда не замечал в нем какой-нибудь особенной жестокости. Арестанты презирали его не за преступление, о котором не было и помину, а за дурь, за то, что не умел вести себя. В разговорах он иногда вспоминал о своем отце. Раз, говоря со мной о здоровом сложении, наследственном в их семействе, он прибавил: « Вот родитель мой, так тот до самой кончины своей не жаловался ни на какую болезнь». Такая зверская бесчувственность, разумеется, невозможна. Это феномен; тут какой-нибудь недостаток сложения, какое-нибудь телесное и нравственное уродство, еще не известное науке, а не просто преступление. Разумеется, я не верил этому преступлению. Но люди из его города, которые должны были знать все подробности его истории, рассказывали мне все его дело. Факты были до того ясны, что невозможно было не верить. Арестанты слышали, как он кричал однажды ночью во сне: «Держи его, держи! Голову-то ему р*би, голову, голову!..»"
(часть 1 глава 1 повести "Записки из мертвого дома" (1861-1862))
Достоевский узнает о невиновности Ильинского
В период 1861-1862 гг., продолжая публиковать "Записки из мертвого дома", Достоевский узнал, что прапорщик Ильинский признан невиновным в убийстве, за которое отбыл на каторге 10 лет. Об этом писатель сообщил во второй части произведения "Записки из мертвого дома" (часть 2 глава VII):"В первой главе «Записок из Мертвого дома» сказано несколько слов об одном отцеубийце, из дворян. Между прочим, он поставлен был в пример того, с какой бесчувственностью говорят иногда арестанты о совершенных ими преступлениях. Сказано было тоже, что убийца не сознался перед судом в своем преступлении, но что, судя по рассказам людей, знавших все подробности его истории, факты были до того ясны, что невозможно было не верить преступлению. Эти же люди рассказывали автору «Записок», что преступник поведения был совершенно беспутного, ввязался в долги и убил своего отца, жаждая после него наследства. Впрочем, весь город, в котором прежде служил этот отцеубийца, рассказывал эту историю одинаково. Об этом последнем факте издатель «Записок» имеет довольно верные сведения. Наконец, в «Записках» сказано, что в остроге убийца был постоянно в превосходнейшем, в веселейшем расположении духа; что это был взбалмошный, легкомысленный, нерассудительный в высшей степени человек, хотя отнюдь не глупец, и что автор «Записок» никогда не замечал в нем какой-нибудь особенной жестокости. И тут же прибавлены слова: «Разумеется, я не верил этому преступлению».
На днях издатель «Записок из Мертвого дома» получил уведомление из Сибири, что преступник был действительно прав и десять лет страдал в каторжной работе напрасно; что невинность его обнаружена по суду, официально. Что настоящие преступники нашлись и сознались и что несчастный уже освобожден из острога. Издатель никак не может сомневаться в достоверности этого известия...
Прибавлять больше нечего. Нечего говорить и распространяться о всей глубине трагического в этом факте, о загубленной еще смолоду жизни под таким ужасным обвинением." (часть 2 глава VII повести "Записки из мертвого дома")
Достоевский задумывает роман о "драме в Тобольске"
В начале осени 1874 г., работая над планом к роману "Подросток", Достоевский сделал любопытную заметку, которая во многом перекликается с сюжетом "Братьев Карамазовых". В этих рукописях так же возник персонаж Лизаветы Смердящей и другие элементы, которые позже будут включены в роман про Карамазовых."13 сентября 74 г. Драма. В Тобольске, лет двадцать назад, вроде истории Ильинского. Два брата, старый отец, у одного невеста, в которую тайно и завистливо влюблен второй брат. Но она любит старшего. Но старший, молодой прапорщик, кутит и дурит, ссорится с отцом. Отец исчезает. Несколько дней ни слуху ни духу. Братья говорят об наследстве. И вдруг власти: вырывают из подполья тело. Улики на старшего (младший не живет вместе). Старшего отдают под суд и осуждают на каторгу. (NB. Ссорился с отцом, похвалялся наследством покойной матери и прочая дурь. Когда он вошел в комнату и даже невеста от него отстранилась, он, пьяненький, сказал: «Неужели и ты веруешь?» Улики подделаны младшим превосходно.) Публика не знает наверно, кто убил...
Брат через 12 лет приезжает его видеть. Сцена, где безмолвно понимают друг друга.
С тех пор еще 7 лет, младший в чинах, в звании, но мучается, ипохондрит, объявляет жене, что он убил. «Зачем ты сказал мне?» Он идет к брату. Прибегает и жена.
Жена на коленях у каторжного просит молчать, спасти мужа. Каторжный говорит: «Я привык». Мирятся. «Ты и без того наказан», — говорит старший.
День рождения младшего. Гости в сборе. Выходит: «Я убил». Думают, что удар.
Конец: тот возвращается. Этот на пересыльном. Его отсылают. Младший просит старшего быть отцом его детей. «На правый путь ступил!»" .
"В этот год отдыха от срочного издания я и впрямь займусь одной художнической работой, сложившейся у меня в два эти года издания «Дневника» неприметно и невольно..."
"24 декабря 1877 г. Memento. На всю жизнь.
1) Написать русского Кандида.
2) Написать книгу о Иисусе Христе.
3) Написать свои воспоминания.
4) Написать поэму «Сороковины»."
По мнению исследователей, эти планы так или иначе воплотились в романе "Братья Карамазовы". Ученые указывают следующие главы:
- "Русский Кандид" — это глава "Бунт" (часть 2 книга 4 глава IV)
- "Книга о Христе" — это поэма о великом инквизиторе (часть 2 книга 4 глава V)
- Поэма "Сороковины" — это главы "Хождение души по мытарствам", "Мытарство второе", "Третье мытарство" (часть 3 книга 9 главы III, IV и V)
Работа над романом в 1878 г.
"Я замыслил и скоро начну большой роман, в котором, между другими, будут много участвовать дети и именно малолетние, с семи до пятнадцати лет примерно. Детей будет выведено много. Я их изучаю, и всю жизнь изучал, и очень люблю, и сам их имею. Но наблюдения такого человека, как Вы, для меня (я понимаю это), будут драгоценны. Итак, напишите мне об детях то, что сами знаете."
(письмо Ф. М. Достоевского В. В. Михайлову от 16 марта 1878 г.)
Работа над первой частью (книги 1-3)
"Роман я начал и пишу, но он далеко не докончен, он только что начат. И всегда у меня так было: я начинаю длинный роман (…) с середины лета и довожу его почти до половины к Новому году, когда обыкновенно является в том или другом журнале, с января, первая часть. Затем печатаю роман с некоторыми перерывами в том журнале весь год до декабря включительно и всегда кончаю в том году, в котором началось печатание. До сих пор еще не было примера перенесения романа в другой год издания." (письмо Ф. М. Достоевского С. А. Юрьеву от 11 июля 1878 г.)
"Я же эту третью книгу, теперь высылаемую, далеко не считаю дурною, напротив, удавшеюся (простите великодушно маленькое самохвальство...) (...) всего частей будет три и каждая часть будет соответственно делиться на книги, а книги на главы..."
(письмо Ф. М. Достоевского Н. А. Любимову от 31 января 1879 г.)
Работа над второй частью (книги 4-6)
"Это книга пятая, озаглавленная «Pro и contra», но не вся, а лишь половина ее. 2-я половина этой 5-й книги будет выслана (своевременно) для июньской книги (...) эта 5-я книга, в моем воззрении, есть кульминационная точка романа, и она должна быть закончена с особенною тщательностью." (письмо Ф. М. Достоевского к Н. А. Любимову от 30 апреля 1879 г.)
"...эта книга в романе у меня кульминационная, называется „Рrо и contra”, а смысл книги: богохульство и опровержение богохульства." (письмо Ф. М. Достоевского к К. П. Победоносцеву от 19 мая 1879 г.)
11 июня 1879 г. Достоевский наконец отправил в редакцию окончание пятой части и приступил к написанию шестой книги ("Русский инок").
В июле 1879 г. он писал Любимову, что по здоровью вынужден ехать на воды в Эмс, где будет так же работать над романом, но на июльский выпуск пока не пришлет материала. Во второй половине июля Достоевский выехал в Эмс:
"По расстроившемуся здоровью мне безотлагательно прописано съездить в Эмс на 6 недель лечения (...) Поездка работе не помешает, напротив, в Эмсе, в совершенном уединении, я еще свободнее, но об этом потом. Главное же в том, что на нынешний месяц (на июльскую 7-ю книжку) я бы очень просил Вас не требовать от меня продолжения „Карамазовых”." (письмо Достоевского Н. А. Любимову от 8 июля 1879 г.)
Большая часть шестой книги была написана в Старой Руссе и закончена уже в Эмсе. В августе 1879 г. Достоевский отправил шестую часть из Эмса в редакцию:
"Назвал эту 6-ю книгу „Русский инок” — название дерзкое и вызывающее (...) Я же считаю, что против действительности не погрешил: не только как идеал справедливо, но и как действительность справедливо. Не знаю только, удалось ли мне. Сам считаю, что и 1/10-й доли не удалось того выразить, что хотел..."
Работа над третьей частью (книги 7-9)
В середине августа 1879 г. в Эмсе Достоевский начал работу над седьмой книгой романа ("Алеша"). В начале сентября он вернулся в Старую Руссу и 16 сентября 1879 г. отправил в редакцию седьмую книгу "Братьев Карамазовых", которая была опубликована в сентябрьском номере журнала.
В конце сентября 1879 г. в Петербурге писатель посоветовался по поводу своего романа с бывшим прокурором Адрианом Андреевичем Штакеншнейдером, который в середине 1870-х гг. был прокурором Изюмского окружного суда (г. Изюм Харьковской области). Достоевский встречался со Штакеншнейдером в салоне у его сестры Е. А. Штакеншнейдер. После беседы с бывшим прокурором писатель решил подробно описать предварительное следствие, так как эта часть уголовного процесса, по его мнению, была не сильно развита в целом в Российской Империи:
"...чрезвычайно хромающая у нас часть нашего уголовного процесса (...) Эта часть процесса называется "предварительным следствием" — с старою рутиною и с новейшею отвлеченностью в лице молоденьких правоведов, судебных следователей и проч." (письмо Ф. М. Достоевского Н. А. Любимову от 16 ноября 1879 г.)
По словам жены писателя, Достоевский советовался со Штакеншнейдером во всем, что касалось судебного процесса, благодаря чему процесс над Митей Карамазовым был описан с безупречной точностью:
"...с Адрианом Андреевичем Штакеншнейдером, как с талантливым юристом, Федор Михайлович советовался во всех тех случаях, когда дело касалось порядков судебного мира, и ему Федор Михайлович обязан тем, что в „Братьях Карамазовых” все подробности процесса Мити Карамазова были до того точны, что самый злостный критик (а таких было немало) не мог бы найти каких-либо упущений или неточностей..." (А. Г. Достоевская "Воспоминания", 1971 г.).
В декабре 1879 г. была опубликована восьмая книга романа ("Митя").
На этом этапе Достоевский понял, что роман будет объемнее, чем задумывался, поэтому он решил разбить его не на три, а на четыре части. Изначально седьмая и восьмая книги были напечатаны в "Русском вестнике" в составе второй части романа, но позже писатель переместил эти две книги в третью часть.
В конце ноября 1879 г. он начал работу над девятой книгой ("Предварительное следствие"). 14 января 1880 г. он завершил ее и отправил ее в "Русский вестник".
Работа над четвертой частью (книги 10-12)
В январе 1880 г. писатель начал работу над последней, четвертой частью романа. В конце марта или в самом начале апреля Достоевский завершил десятую часть ("Мальчики" и отправил в ее в редакцию "Русского вестника". Десятая книга была напечатана в апрельском номере "Русского вестника" за 1880 г.
В апреле 1880 г. Достоевский жаловался Любимову, что в Петербурге публика окружила его таким вниманием, что это не дает ему работать, поэтому он срочно уезжает в Старую Руссу:
"...не дают писать (...) Виноваты же в том опять-таки „Карамазовы” (...) ко мне ежедневно приходит столько людей, столько людей ищут моего знакомства, зовут меня к себе — что я решительно здесь потерялся и теперь бегу из Петербурга! (...) через неделю уезжаю с семейством в Старую Руссу и в 3 месяца кончу весь роман."
(письмо Ф. М. Достоевского Н. А. Любимову от 29 апреля 1880 г.)
Однако планы Достоевского закончить роман за 3 месяца не сбылись: ему пришлось прервать работу, чтобы поехать в Москву на открытие памятника А. С. Пушкину. В Москве он находился с 23 мая по 10 июня 1880 г.
С середины июня он работал над одиннадцатой книгой ("Брат Иван Федорович"). Эта книга публиковалась в два приема. 6 июля 1880 г. Достоевский отправил в "Русский вестник" первые пять глав из одиннадцатой книги. 10 августа 1880 г. писатель послал в редакцию остальные главы.
В середине августа 1880 г. Достоевский начал работу над заключительной, двенадцатой книгой ("Судебная ошибка"). В ходе работы ее объем увеличился почти вдвое, поэтому ее печатали в двух номерах "Русского вестника" вместо одного.
8 сентября 1880 г. он отослал в "Русский вестник" главы I-V из двенадцатой книги, которые были опубликованы в сентябрьском номере журанала.
В письме к Любимову от 8 сентября 1880 г. Достоевский сообщил, что в ходе работы над романом консультировался не только с бывшим прокурором Штакеншнейдером, но и со знаменитым юристом А. Ф. Кони, который ранее был прокурором Санкт-Петербургского окружного суда:
"Не думаю, чтоб я сделал какие-нибудь технические ошибки в рассказе: советовался предварительно с двумя прокурорами еще в Петербурге."
(письмо Ф. М. Достоевского к Н. А. Любимову от 8 сентября 1880 г.)
К 6 октября 1880 г. Достоевский завершил работу на двенадцатой книгой и уехал из Старой Руссы в Петербург.
8 ноября 1880 г. Достоевский завершил "Эпилог" и отправил его в редакцию "Русского вестника".
В письме к Н. А. Любимову он сообщал, что книгопродавцы в Петербурге и по всей России с нетерпением ждут выхода отдельного издания "Братьев Карамазовых":
"Ну, вот и кончен роман! Работал его три года, печатал два — знаменательная для меня минута. К рождеству хочу выпустить отдельное издание. Ужасно спрашивают, и здесь, и книгопродавцы по России; присылают уже деньги."
(письмо Ф. М. Достоевского Н. А. Любимову от 8 ноября 1880 г.)
Достоевский о работе над романом
"С моей стороны причина одна: страшная, каторжная работа, свыше сил моих. В последние три месяца написал и сдал до 12 печатных листов! Расстроил здоровье, запустил всё: визиты, посещения, письма..." (письмо Ф. М. Достоевского В. Ф. Пуцыковичу от 21 января 1880 г.)
"Вы не поверите, до какой степени я занят, день и ночь, как в каторжной работе! Именно — кончаю «Карамазовых», следственно подвожу итог произведению, которым я, по крайней мере, дорожу, ибо много в нем легло меня и моего. Я же и вообще-то работаю нервно, с мукой и заботой. Когда я усиленно работаю — то болен даже физически. Теперь же подводится итог тому, что 3 года обдумывалось, составлялось, записывалось. Надо сделать хорошо, т. е. по крайней мере сколько я в состоянии. Я работы из-за денег на почтовых — не понимаю. Но пришло время что все-таки надо кончить, и кончить не оттягивая. Верите ли, несмотря что уже три года записывалось — иную главу напишу, да и забракую, вновь напишу и вновь напишу. Только вдохновенные места и выходят зараз, залпом, а остальное все претяжелая работа..." (письмо Ф. М. Достоевского к И. С. Аксакову, август 1880 г.)
В октябре 1880 г, уже завершая работу над романом, писатель сообщал своей знакомой П. Е. Гусевой о каторжной работе над "Братьями Карамазовыми", сравнивая этот труд со своим пребыванием на каторге в Сибири:
"Если есть человек в каторжной работе, то это я. Я был в каторге в Сибири 4 года, но там работа и жизнь была сноснее моей теперешней. С 15-го июня по 1-ое октября я написал до 20 печатных листов романа и издал Дневник Писателя в 3 печат. листа. И однако я не могу писать с плеча, я должен писать художественно. Я обязан тем богу, поэзии, успеху написанного и буквально всей читающей России, ждущей окончания моего труда. А потому сидел и писал буквально дни и ночи..." (письмо Ф. М. Достоевского П. Е. Гусевой, октябрь 1880 г.)
Подробности дела Ильинского
"Выключен из списочного состояния роты переданный к омскому полицмейстеру, для отсылки по назначению Тобольского приказа о ссыльных в Иркутскую губернию на поселение, окончивший срок нахождения в крепостной работе арестант военно-срочного разряда..."
Интересные факты о романе "Братья Карамазовы"
- В черновиках романа "Братья Карамазовы" Митя Карамазов довольно долго носит фамилию Ильинский, то есть фамилию своего прототипа.
- В романе Митю осуждают на 20 лет каторжной работы. По мнению исследователей, писатель указал этот срок потому, что у такому сроку был приговорен прапорщик Ильинский, прототип Мити. Однако в романе суд признает Митю виновным по всем пунктам, поэтому он должен был получить пожизненную каторгу, согласно закону от 1845 г. о наказаниях отцеубийц. Каторга на 20 лет была бы возможна, если бы суд учел смягчающие обстоятельства, но этого не произошло.
- Прототипом Лизаветы Смердящей послужила реально существовавшая юродивая. Имя Лизаветы Смердящей неоднократно встречается в черновых материалах к роману "Подросток", однако не используется в финальном тексте, а "перекочевывает" в роман "Братья Карамазовы".

0 Комментарии