Илья Муромец и Калин-царь.
Художник Н. Муратов
В этой статье вы найдете текст былины об Илье Муромце и Калине-царе для детей под редакцией И. В. Карнауховой.

Былина публикуется на современном русском языке в прозе, что делает ее доступной для детей, школьников. 

Источник текста: книга "Богатыри. Русские сказки" (обработка И. В. Карнауховой, ДЕТГИЗ, Москва-Ленинград, 1947 г.). Оригинал книги вы можете найти здесь. В данной книге былина называется "Сказкой об Илье Муромце и Калине-царе", но конечно, Илья Муромец прежде всего известен как герой былин. 


Смотрите: 
Все материалы по русским былинам








Былина об Илье Муромце и Калине-царе (ред. И. Карнауховой)


Был в славном городе Киеве, у ласкового князя Владимира, большой и весёлый пир.

Собрались на пир русские могучие богатыри. Тут и молодой Алёша Попович, и Добрынюшка обходительный, и старый казак Илья Муромец.

Гости пили-ели, гусляров слушали. Князю да княгинюшке о своих боях рассказывали. Вдруг слышат — по дороге скачет кто-то, — копыта бьют, будто гром гремит. Повалились ворота тесовые, задрожала вся горница, половицы в сенях подпрыгнули. Сорвались двери с петель кованых, и вошёл в горницу татарин — посол от самого царя татарского Калина.

Сам гонец ростом со старый дуб, голова — как пивной котёл.

Подаёт гонец князю грамоту, а в той грамоте писано:

"Я — царь Калин, татарами правил, татар мне мало,— я Русь захотел. Ты сдавайся мне, князь Киевский, не то всю Русь я огнём сожгу, конями потопчу, запрягу в телеги мужиков, порублю детей и стариков, тебя, князь, заставлю коней стеречь, княгиню на кухне
лепёшки печь".

Прочитал князь эту грамоту — -пригорюнился, княгиня заплакала, гости заохали. Ведь страшная сила у Калина-царя, — тридцать царств он прошёл, двадцать княжеств сжёг, кто ему смеет противиться?!

Вдруг встал старый казак Илья Муромец, взял татарскую грамоту, в клочки разорвал, ногами потоптал:

— Ты не плачь, — говорит, — княгинюшка, не печалься, князь-батюшка, постою я за родную Русь, прогоню от Киева Калина-царя.





Тут Владимир-князь обрадовался, княгинюшка слёзы вытерла, а татарский посол нахмурился.

Вышел Илья Муромец из горенки, сел на Бурушку-косматушку, поскакал в татарский стан. Ехал-ехал, до татарского войска доехал. Взглянул Илья Муромец, головой покачал: войска татарского видимо-невидимо, серой птице вокруг в день не облететь, быстрому коню в неделю не объехать.

Среди войска татарского стоит золотой шатёр. В том шатре сидит Калин-царь. Сам царь — как столетний дуб, ноги — брёвна кленовые, руки — грабли еловые, голова — как медный котёл, один ус золотой, другой серебряный. Увидал царь Илью Муромца, стал смеяться, бородой
трясти:

— Налетает щенок на больших собак! Где тебе со мной справиться, я тебя на ладонь посажу, другой хлопну, только мокрое место останется! Ты откуда такой выскочил, что на Калина-царя тявкаешь?

Говорит ему Илья Муромец:

— Раньше времени ты, Калин-царь, хвастаешь! Не велик я богатырь, старый казак Илья Муромец, а пожалуй, и я не боюсь тебя.

Услыхал это Калин-царь, вскочил на ноги:

— Слухом о тебе земля полнится. Коли ты тот славный богатырь Илья Муромец, так садись со мной за дубовый стол, ешь мои кушанья сладкие, пей мои вина заморские, — не служи только князю русскому, служи мне царю татарскому!

Рассердился тут Илья Муромец:

— Не бывало на Руси изменников! Я не пировать с тобой пришёл, а с Руси тебя гнать долой!

Снова начал его царь уговаривать:

— Славный русский богатырь Илья Муромец, есть у меня две дочери, у них косы — как вороное крыло, у них глазки — словно щёлочки, платье шито яхонтом да жемчугом. Я любую за тебя замуж отдам, будешь ты мне любимым зятюшкой.

Ещё пуще рассердился Илья Муромец:

— Ах ты, чучело заморское, испугался духа русского! Выходи скорей на смертный бой, выну я свой богатырский меч, на твоей шее посватаюсь.

Тут взъярился и Калин-царь. Вскочил на ноги кленовые, кривым мечом помахивает, громким голосом покрикивает:

— Я тебя, деревенщина, мечом порублю, копьём поколю, из твоих костей похлёбку сварю!

Стал у них тут великий бой. Они мечами рубятся,— только искры из-под мечей прыскают. Изломали мечи и бросили.

Они копьями колются, — только ветер шумит да гром гремит. Изломали копья и бросили. Стали биться они руками голыми.

Калин-царь Ильюшеньку бьёт и гнёт, белые руки его ломает, резвые ноги его подгибает. Бросил царь Илью на сырой песок, сел ему на грудь, вынул острый нож.

— Распорю я тебе грудь могучую, посмотрю в твоё сердце русское.

Говорит ему Илья Муромец:

— В русском сердце прямая честь да любовь к Руси-матушке.

Калин-царь ножом грозит, издевается.

— А и впрямь невелик ты богатырь, Илья Муромец, — верно, мало хлеба кушаешь.

— А я съем калач, да и сыт с того.

Рассмеялся татарский царь:

— А я ем три печи калачей, в щах съедаю быка целого.

— Ничего, — говорит Ильюшенька, — была у моего батюшки корова-обжорища. она много ела-пила, да и лопнула.

Говорит Илья, а сам тесней к русской земле прижимается. От русской земли к нему сила идёт, по жилушкам Ильи перекатывается, крепит ему руки богатырские.

Замахнулся на него ножом Калин-царь, а Ильюшенька как двинется... Слетел с него Калин-царь, словно пёрышко.

— Мне, — Илья кричит, — от русской земли силы втрое прибыло!

Да как схватит он Калина-царя за ноги кленовые, стал кругом татарином помахивать, бить-крутить им войско татарское! Где махнёт — там станет улица, отмахнётся — переулочек.

Бьёт-крушит Илья, приговаривает:

— Это вам за малых детушек! Это вам за крoвь крестьянскую! За обиды злые, за поля пустые! За грабёж лихой, за разбой, за всю землю русскую!

Тут татаре на убег пошли.

Через поле бегут, громким голосом кричат:

— Ай, не дай нам бог видеть русских людей, не встречать бы больше русских богатырей!

Да и убежали с Руси-матушки.

Полно с тех пор на Русь ходить!

Бросил Илья Калина-царя, словно ветошку негодную, в золотой шатёр зашёл, налил чару крепкого вина, не малую чару, в полтора ведра. Выпил он чару за единый дух. Выпил он за Русь-матушку, за её поля широкие крестьянские, за её города торговые, за леса зелёные, за моря синие, за лебедей на заводях.

Слава, слава родной Руси, не летать ворогам над нашей землёй, не топтать их коням землю русскую, не затмить им солнце наше красное!



Конец былины.



Это был текст былины об Илье Муромце и Калине-царе для детей под редакцией И. В. Карнауховой, сказки о русском богатыре.

Смотрите: