analiz-chajka-chehov
А. П. Чехов (фото 1899 г.)
Пьеса "Чайка" является одним из самых известных драматических произведений выдающегося русского писателя А. П. Чехова.

В этой статье представлен анализ пьесы "Чайка" Чехова: мнение критиков о произведении.

Смотрите:
Все материалы по пьесе "Чайка"
Все материалы по творчеству Чехова








Анализ пьесы "Чайка" Чехова


А. Смирнов:

"В произведении Чехова почти нет движения в обычном смысле его — как быстрого следования внешних сценических событий одного за другим. <...> Для примера пренебрежения г. Чеховым обычными эффектами и приемами можно указать на сцену смерти Треплева. Как воспользовался бы этой канвою другой драматург? Разве не обставил бы он сцену самоубийства Треплева, заметьте, финальную сцену пьесы, самыми красивыми и эффектными словами самоубийцы, прощающегося с унылой землею? <...> В чеховской "Чайке" мы видим отсутствие внешнего действия и внешних эффектов... <...> ...центр тяжести в своей драме {Чехов} стремился перенести с внешности вовнутрь, с поступков и событий внешней жизни во внутренний психический мир выводимых им лиц..."
(А. Смирнов "Театр душ", "Самарская газета", 1897, 9 декабря, № 263)


К. Ф. Одарченко:

"...Нельзя считать за драму ряд этих эскизов и эпизодов. Правда, все типы, отношения и действия очерчены с тем же прекрасным мастерским талантом, который известен нам из других произведений Чехова, но всему этому так же далеко до названия драмы, как фундаменту дома с воздвигнутыми вокруг него носами до названия дома... <...>

Никто, я думаю, не станет утверждать, что отношения Треплева к Нине Заречной развиты в драматической форме так, чтобы одно вытекало из другого и чтобы можно было понять, почему отношения эти при данном положении логически должны были закончиться катастрофой. Мы видим лишь набросок этих отношений в двух-трех небольших эпизодах... <...>. Еще меньше разработаны отношения Нины к Тригорину: из них мы видим только два небольших эпизода, о прочем предоставляется читателю догадываться..."
(К. Ф. Одарченко (псевдоним Ченко) "Три драмы А. П. Чехова", "Новое время", 1901, 27 марта, №9008)


И. Н. Игнатов:

"Г. Чехов обладает в большой степени способностью заражать читателя или зрителя своим настроением. Эта способность проявляется и в мелких рассказах... и в описаниях природы, как "Степь", и в драматических произведениях. Особенно сильно выступает она в "Чайке". Здесь ранее, чем зритель успевает ознакомиться с действующими лицами, ранее, чем обстоятельства принимают драматический оборот, уже атмосфера тягостного беспокойства и приподнятой нервозности царит на сцене и передается зрителю..."
(И. Н. Игнатов "«Чайка», драма в 4-х действиях Антона Чехова", издание "Русские ведомости", 1898, 20 декабря, № 290)


И. Я. Гурлянд:

"«Чайка» целиком построена на том особом творческом приеме, когда автор ничего не доказывает, даже ничего не изображает, а пользуется всем — и словами и положениями, и всей совокупностью драматической концепции, чтобы навеять на зрителя хотя бы часть той атмосферы, которой дышит сам..."
(И. Я. Гурлянд (псевдоним Г. Арсений) "Московские письма", издание "Театр и искусство", 1899, № 2 от 10 января)








Н. Ладожский:

"В этой пьесе, конечно, самая большая ошибка состоит в том, что любовь восторженной Нины к дрянненькому Тригорину, живущему на содержании у дрянной актрисы, совсем ничем не мотивирована..."
(Н. Ладожский "Пьесы Ан. Чехова", "Санкт-Петербургские ведомости", 1897, 6 мая, № 121)


М. Н. Ремезов:

"Самое существенное в ней — настроение...<...> Все они просто настоящие живые люди, и перед нами проходит на сцене их настоящая жизнь «точно на самом деле»... <...>
Между ними {героями "Чайки"} нет ничего общего, связывающего их и объединяющего, хотя они и льнут друг к другу, но сблизиться никак не могут..."
(М. Н. Ремезов "Современное искусство", издание "Русская мысль", 1899, кн. 1, стр. 167)


П. Гнедич:

"Чехов хотел написать пьесу "характеров", а отнюдь не действия, и никто его в этом упрекать не имеет права..."
(П. Гнедич "«Чайка» г. Ан. Чехова", издание "Новое время", 1899, 18 января, №8223)


Статья в издании "Московский листок":

"...самого автора, его взглядов, мнений и убеждений совершенно не видно, не подсказывает он их в заглавии, не высказывает устами действующих лиц, не объясняет и развязкой; дается ряд отдельных сценок... а что они значат... что хотел сказать автор своим произведением — это предоставляется судить самому читателю или зрителю, причем автор совершенно не приходит к нему на помощь..."
(издание "Московский листок", 1898, 20 декабря, № 353)


Это был анализ пьесы "Чайка" А. П. Чехова: мнение критиков о произведении.

Смотрите:
Все материалы по пьесе "Чайка"
Все материалы по творчеству Чехова